Харьковский институт благородных девиц

Втр, 07/30/2013 - 16:06

Первые учителя и предметы в институте

Первым учителем арифметики стал И. Бакановец, после него преподавали Ф. Ливанский и Я. Г. Прожанский.
Закон Божий и нравоучение читал В. Фотиев и А. Башинский.
Чтение и чистописание  — Данилов.
Рисование  — Писаревский и Полторацкий.
Преподавателями-студентами в институте числились: Алексеев, Черняев, Канатов.
Музыку преподавал Воронец, а танцы  — Шейн.
Первым врачом института стал проф. Дрейсиг. В течение существования института и на протяжении более ста лет работало шесть врачей. В 1833 году  — Ф. И. Ган, впоследствии в течении 47 лет прослуживший в качестве врача. После него должность в совете по хозяйственной части занимали: Д. Н. Бразоль (1880—1883), А. П. Евреинов (1883—1896). Медицинскому, врачебному обследованию воспитанниц уделялось большое внимание. Результатами этого было введение с 1855 г. нового распорядка дня с увеличенным временем для сна. Уменьшена продолжительность уроков, введены каникулы, сокращены дни постов.

НАЧАЛЬНИЦЫ ИНСТИТУТА

За период существования института их было двенадцать.
1. Александра Петровна Бердяева, супруга генерал–лейтенанта, 1812—1814.
2. Екатерина Петровна Щербинина, супруга полковника,
1814— 818.

Переход под покровительство Императрицы Марии:
3. Авдотья Петровна Карзенова, 1818—1820.
4. Авдотья Григорьевна Литинская, вдова полковника,
1820 —1838.
5. Александра Петровна Ден, супруга генерал-майора, 1838—1847.
6. Елизавета Андреевна Хелмская, жена действительного статского советника, 1847—1855.
7. Александра Ивановна Гогель, дочь генерала от артилерии,
1855—1856.
8. Софья Петровна Ницкевич, вдова генерал-майора, 1856—1880.
9. Мария Егоровна Эртель, вдова коллежского ассесора, 1880—1884.
10. Александра Петровна Голохвастова, дочь тайного советника, 1884—1900.
11. Елена Михайловна Ершова, вдова генерал-майора, 1900—1903.
12. Александра Николаевна Грипенберг, вдова статского советника, 1903—1918.

ЛИТИНСКАЯ А. Г., четвертая начальница, была классной дамой в
С.-Пб. институте благородных девиц. Став начальницей, обратила внимание на питание учениц, обувь, одежду, санитарные условия, лишь потом  — на служебный персонал. Четыре классных дамы в результате ее деятельности подали в отставку. Инспектора заставила посещать занятия.
О Литинской известно из воспоминаний воспитанниц. Впоследствии Авдотья Григорьевна нагоняла страх и стала деспотом для всех в институте. Молитву превратила в наказание за любые проступки. Неизбежными атрибутами наказания были поклоны.
Ее действия вызвали возмущение и осуждение руководства, а заведенные порядки не способствовали набору в институт. Вскоре ее прошение об отставке было удовлетворено.
При А. П. ДЕН, новой начальнице, штат воспитанниц увеличился с 96 до 152. При ней начали уменьшать учебные нагрузки и исключены предметы: естественная история и физика из учебного процесса.
В 1847 году была назначена Елизавета Андреевна ХЕЛЬМСКАЯ (1847—1855) — добрая, но совершенно не способная к управлению. С педагогикой, администрированием и детскими душами она была незнакома. При ней были введены более позорные наказания и розги. Теплой одежды у воспитанниц не было. Сезон проведения на воздухе кончался с наступлением холодов. Классные дамы были необразованны и не интересовались детьми.
В отзывах ГОГЕЛЬ, приемницы Хельмской, раскрывается упадок института, однако сама она была недолго  — около четырех месяцев.
Сменившая ее С. П. НИЦКЕВИЧ окончила Полтавский институт, где ее мать была начальницей. В Харькове она упорядочила хозяйственную часть. Привлекла опытных преподавателей и воспитателей. Умела подбирать помощников и была хорошим администратором. В этот период в институте работали барон М. К. Розен, профессор Ф. И. Ган, профессор Н. Д. Борисяк, П. В. Тиханович,
Г. С. Рындовский.
Институт приобрел теплую одежду для воспитанниц, приобрел вишиванки жіночі для нициональных праздников. Улучшилось качество пищи. Жестокие наказания Ницкевич отменила. Учебный процесс был отлично поставлен. Пополнилась библиотека. Авторитет Софьи Петровны был велик. Она ушла из жизни на следующий день по смерти Августейшей Покровительницы Ведомства.
После нее короткое время начальницей института была ЭРТЕЛЬ  М.Е. (1880—1884).
Приемницей стала А.П. ГОЛОХВАСТОВА (1884—1990). При ней институт продолжал высоко котироваться среди учебных заведений.
После Голохвастовой была назначена ЕРШОВА (1900—1903).
С 1903 и до времени роспуска и уничтожения института начальницей состояла А. Н. Грипенберг.

УПРАВЛЕНИЕ

По выборам дворянства в высший орган  — Совет — выбирался председатель. Члены Совета избирались по хозяйственной части, учебной и для совещаний, куда входила начальница института. Заседал совет один раз в неделю.
Г. Ф. Квитка, как член первого Совета, проявил себя в меценатстве. При недостатке средств в институте тратил свои. Из членов Совета по хозяйственной части нужно указать наиболее выдающихся: Лосева (1825—1827), К. П. Пауловича и графа Гендрикова. Плодотворна была деятельность барона М.К. Розена (1841—1864) и Ф. И. Гана (1868—1880). Хозяйственные преобразования в различные периоды жизни института и воспитанниц заключались в переездах, оборудовании помещений и возведении новых зданий. Так, это строительство нового актового зала с освещением, установка амосовских печей, постройка прачечной и сушильни к главному корпусу (на ул. Сумской).
А. Ф. Квитка, состоя председателем до 1829 года, также оказывал материальную поддержку. Назначенный гражданским губернатором Псковской губернии, не терял влияния на Харьковское дворянство, как губернский предводитель. И его благотворительность оказывала благотворное влияние на течение институтских дел.
В дальнейшем, до 1866 года, Председатели Совета института были всегда губернаторы и генерал-губернаторы Харьковской губернии.
В состав Совета входили: председатель  — Генерал-губернатор Харьковской, Полтавской и Черниговской губернии. Членами Совета были: харьковский гражданский губернатор, предводитель дворянства, члены Совета по хозяйственной и учебной части и два члена для совещания.
Из всех Генерал-губернаторов наиболее деятельный на посту председателя Совета был С. А. Кокошкин
(1847—1856).
В обязанности Совета входило:
— соблюдение порядка;
— рассмотрение и разрешение прошений о приеме и увольнении;
— рассмотрение общего числа уроков;
— заведывание деньгами;
— избрание, увольнение должностных лиц;
— представление отчетов о состоянии дел.
До 1818 года управлением института занимался Совет Общества Благотворения, в котором Председателем с 1812 года состоял А.Ф. Квитка. Советы просуществовали до 1866 года, когда вышел ВЫСОЧАЙШИЙ указ об их преобразовании.

Другие материалы рубрики


  • ...Весной 1630 г. Федорович возглавил антипольское восстание. В марте 10-тысячное нереестровое казаческое войско выступило с Запорожской Сечи. В апреле-мае 1630 г. войска Федоровича заняли Киевщину и Полтавщину. На протяжении трех недель в районе Переяслава шли бои с армией коронного гетмана С. Конецпольского. Поляки терпели поражение и предложили подписать мирный договор. 29 мая 1630 г. казаческая старшина подписала с Конецпольским Переяславское соглашение. Федорович с частью казаков, которые не приняли данное соглашение, отошел на Запорожье. Попытка поднять новое восстание закончилась безрезультатно. Вскоре гетманом нереестрового казачества был избран Т. Орендаренко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • К середине XІX ст. в силу субъективных и объективных причин Османская империя оказалась в стадии глубокого политического и экономического кризиса. И только прямая военная помощь России, Англии, Франции и Австрии позволила султану Махмуду II, падишаху Высочайшего Османского государства, халифу, а после его смерти султану Абдул-Меджид I, дважды — в 1831 и в 1839 годах — избежать завоевания Константинополя непокорным вассалом Мухаммедом Али Египетским. Кроме того, Порте [в переводе — врата. Иными словами, турецкое правительство — канцелярия великого визиря (самого главного министра) и дивана (высшего органа исполнительной, законодательной или законосовещательной власти)] необходимо было решать проблемы, связанные с борьбой православных народов Балкан и других регионов за независимость, освобождение от османского влияния. Вооруженные восстания в Валахии и Молдове в 1821 г., в Черногории в 1852–1853 гг. создавали напряженную политическую обстановку в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...В учебно-воспитательном процессе квалифицированные преподаватели стремились чтобы кадет был грамотным, культурным, смелым и сильным. Будущих офицеров учили математике, химии, словесности, иностранным языкам, этикету, верховой езде, хореографии и другим дисциплинам. В кадетском корпусе устраивались подвижные игры, спортивные соревнования, спектакли, а также балы, на которые приглашали гимназисток. Автор настоящей статьи в далеком 1970-м году, во время посещения племянника, у входа КПП Сумского артиллерийского Училища услышал разговор двух старушек, которые глядя на курсантов, приглашавших девушек на танцы, в пол-голоса вспоминали — какие были в кадетском корпусе балы до революции. Кадеты выходили приглашать гимназисток в парадной форме — с эполетами и шпорами. И, по оценке старушек, выглядели они представительнее современных курсантов...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Русскую самодержавную монархию принято считать глубоко традиционным институтом, освященным веками и пустившим цепкие корни в национальном характере. Правда, широко известен остроумный афоризм госпожи де Сталь, как-то заметившей, что русская форма правления есть «самовластье, ограниченное удавкою», или, в другом переводе, «самодержавие, ограниченное цареубийством». Но обычно этой сентенции не придают того значения, которого она заслуживает. Берусь утверждать, что классическая абсолютная монархия на русской почве — цветок довольно экзотический, невесть как сюда занесенный, а строем, действительно отвечающим национальным традициям, является аристократическая республика, правда, принимающая очень своеобразные формы. Глава государства, хоть и с большими полномочиями, чаще всего, по сути, был выборным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...В 1722 г. вышел указ, разрешающий принимать на заводы беглых крепостных, не возвращая их владельцам. Таким образом, правительство явно предпочитало интересы заводчиков, интересам традиционных землевладельцев. Правда в 1724 г. правительство, идя на уступки этим последним, вынуждено было запретить прием беглых и беспаспортных, но уступка не была полной. Квалифицированного рабочего заводчик имел право оставить у себя, уплатив бывшему владельцу установленную правительством стандартную компенсацию — 50 руб. Одновременно вышел указ, приравнивающий трудовую повинность на заводе к воинской повинности: «С приписных слобод и заводов рекрут не брать, а сколько когда по генеральным расположениям надлежит быть с тех слобод рекрут во взятье, то оных определять в заводские работы и обучать всякому мастерству».



  • С появлением на вооружении союзной армии штуцеров (почти вся английская армия и до трети французской были вооружены новыми нарезными ружьями), превосходившими гладкоствольные ружья русских скорострельностью, кучностью и дальностью стрельбы, начинает широко применяться снайперская тактика боя. Поэтому сражение при Альме было одним из первых, где был массированно применен рассыпной строй пехоты. С появлением стрелков, вооруженных штуцерами, в тактике легкой пехоты происходят изменения, вызванные дальнобойностью их ружей. Уже с 40-х годов повсеместно появляется новая легкая пехота, и прежний рассыпной строй постепенно приобретает новые формы, знаменующие собой зарождение новой тактики для всей пехоты — стрелковой цепи в ее полном понимании.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Императрица Анна правила десять лет. Это правление не оставило по себе добрую память. Анну не любили, зло называли «немкой». Между прочим, несправедливо. В действительности, она последняя из российских монархов не имела в своих жилах ни капли немецкой крови. Ее отцом был сын Алексея Михайловича Романова и урожденной княжны Милославской Иоанн V, матерью — царица Прасковья, урожденная Салтыкова. Мрачную тень на царствование наложили репрессии против действительных и мнимых заговорщиков, учреждение Канцелярии тайных розыскных дел. Вместе с тем, правление дочери Ивана V было не лишено определенных позитивных наработок. В их числе можно назвать довольно успешную внешнюю политику на западе (возведение на польский престол ставленника России Августа III), расширение жизненного пространства русского народа дальше на юг.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Древнерусский город Новгород-Северский — центр небольшого удельного княжества, входившего территориально в состав Черниговских земель, возможно так и остался бы ничем не примечательным удельным городком, если бы не произошли события, ставшие знаковыми для Руси конца XII в. До сих пор они вызывают живой интерес у исследователей, и их нельзя считать полностью разгаданными. Пожалуй, ни одно историческое событие древнерусской истории не собрало такую огромную библиотеку научных и научно-популярных публикаций, как исследования в области изучения обстоятельств похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича весной 1185г. на половцев и его поэтического описания «Слова о полку Игореве», где упоминалась река Каяла.
    Более 200 лет исследователями предпринимались попытки найти Каялу, но стоит признать, что они так и остались в области предположений, версий и гипотез. Таинственной и загадочной предстает перед нами Каяла. Большинство исследователей видело в Каяле именно реку, и применяя этимологические, историко-географические знания, скрупулезно изучая старинные карты XVI-XVIII в.в., пытались выйти на след Каялы. В науке принято несколько этимологических решений названия этой неуловимой реки. Сторонники версий проникновения Игоря в глубь половецких территорий считали, что этимологическое решение названия Каялы стоит искать, исходя из тюркского слова — Каja «скала, утес» (К. Менгес), размещая ее в районах Приазовья, ведь русла многих рек в этом регионе проложены в архейских гранитах.



  • ..Очень высоким в гимназии был уровень преподавания искусств, особенно изобразительного, и в этом, в первую очередь, заслуга учителя рисования Д.И. Бесперчего, учившегося у Карла Брюллова. Самым известным из его питомцев стали художник Г.И.Семирадский (член Санкт-Петербургской Академии художеств, член-корреспондент Парижской академии изящных искусств, Кавалер французского Ордена Почетного легиона) и скульптур В.А. Беклемишев (ректор Санкт-Петербургской Академии художеств). Среди наиболее известных работ Семирадского — «Светочи Нерона» (в Краковском музее), «Христос и грешница», «Фрина в Элевзисе», «Христос у Марфы и Марии» (в музее императора Александра III в Санкт-Петербурге)...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Дашкевич был строителем города Чигирина. Неоднократно совершал нападения на русские приграничные города. В 1521 году крымский хан Махмет-Гирей предложил Дашкевичу с его людьми принять участие в набеге на Московское государство. От Воронежа до самой Москвы были сожжены все деревни и города. После отпора под стенами Москвы крымчаки внезапно схватили Дашкевича с его людьми и обратили в пленников, но ему удалось бежать. В отместку Дашкевич в 1523 году напал на Очаков, а затем опустошил множество аулов в Крыму. В 1528 году вместе с Предславом Лянцкоронским и большим отрядом казаков, трижды разгромив татарские отряды, опять разорил Очаков, забрав 500 коней и 30 тысяч голов скота.