Харьковский институт благородных девиц

Втр, 07/30/2013 - 16:06

Благотворительность и содержание института благородных девиц

Нельзя сказать, что в течение своего существования институт был прочно обеспечен в денежном отношении. Росли потребности, а покрытие расходов оставалось прежним  — благотворительность. На дороговизну жизни жаловались и тогда.

Расходы на содержание института составляли: в 1812 году  — 14104 р., в 1818  — 20 790 р., в 1821  — 62000 р. В 1828 г. Общество Благотворения перестало субсидировать институт за недостатком собственных средств. С января 1828 года институт получал по 4000 руб. из приказов Общественного призрения Харьковской, Курской, Воронежской и Екатеринославской губерний, Земель Войска Донского и Киевской губернии. Средства выделялись и от Императрицы Марии Федоровны по ее духовному завещанию. С 1830 г. ежегодно выделялись средства в размере 6000 р. из Императорской казны.

В 1829 году Государь Всемилостивейше соизволил отдать институту вчерне построенное здание Кадетского корпуса.
Дворянство Слободско-Украинской губернии и Московского опекунского совета также предоставляли средства институту.
Доходы института слагались из взносов за воспитанниц и взносов за музыкальное обучение, платы за пансионерок, пособий от Ведомства, средств от продажи негодного имущества и случайных доходов.

Выплаты стипендий (составляло 34), осуществлялись в основном за счет частных средств.
На доделку здания Кадетского корпуса был выделен денежный заем в 300 тысяч рублей на 37 лет. Ежегодная плата по нему составляла 18 тыс. руб. Эта сумма погашалась дворянством и купечеством Слободско-Украинской губернии.

19 августа 1839 года институт перешел в новое здание, которое было последним в застройке Сумской улицы Харькова и считалось почти за городом. По тем временам воспитанниц охранял военный караул внутренней стражи. В дальнейшем, через десять лет, он был заменен собственным караулом из отставных нижних чинов.
После Высочайшего подарка воспитанницам бывшее здание Кадетского корпуса перестраивалось. Была построена боковая каменная лестница с главного подъезда, сделаны паркетные полы, заново построена кухня, прачечная, сушильня, потолок в торжественном зале снят и сделан в два света. Построена каменная трехэтажная пристройка, устроено отопление. Архитектором Васильевым было сделано устройство храма св. М. Магдалины. Новый храм освящен архиепископом Мелентием 20.08.1839 г.
С 1906 года купец Александр Иосифович Гольберг состоял старостой храма.

Учебная часть

Уставом 1818 года определены три отделения преподавания предметов — старшее, среднее и младшее, рассчитанные на два года учебы каждое. Общий срок учебы в институте равнялся шести годам. Выпуски и прием проводились через год.
Достойные выпускницы премировались императорским вензелем, называемым шифром.
Начиная с 1820 г. достойные выпускницы получали шифр с золотым вензелевым изображением императрицы Марии Федоровны на зеленой ленте с белыми полосками для ношения на левом плече.
С 1830 года был введен шифр с вензелевым изображением имени Императрицы Александры Федоровны.
С 1860  — Марии Александровны.
С 1880  — Марии Федоровны, давшей институту рескрипт, и в дальнейшем количество шифров устанавливалось 1:15 .
Порядок в институте подчинялся собственному уставу до 1855 года.
С 1855 года вышел общий устав женских учебных заведений Ведомства Императрицы Марии. Все женские учебные заведения стали жить по одним правилам.
С этого времени институток стали учить правильному произношению слов. Для этих целей был принят преподавателем П. И. Сокальский.
Институт относился к высшему разряду. Для него были написаны общие начала воспитания, в которых говорилось, что преследуется цель образования добрых жен и полезных матерей семейств.
До 1818 года институт не имел в штате классных дам. Вопросам воспитания А. Ф. Квитка уделял особое внимание и писал о своих предложениях Императрице в 1826 г. Девицы оставались на два года в помощь классным дамам после окончания института. Они назывались пепиньерками.
С 1853 года была образована кухня, существовавшая в течение 30 лет, для практики воспитанниц в обучении домашнему хозяйству. Они были упразднены в 1883 году, как бесполезные.
С 1860 года введен семилетний курс обучения. Высшим классом считался первый, а низшим  — седьмой. На следующий год отменили публичные экзамены выпускницам и ввели 12-бальную систему, вместо 5-бальной. Было установлено 30 занятий в неделю  — без музыкальных предметов.
Окончившим курс выдавали аттестат домашней наставницы по тем предметам, в которых воспитанница показывала хорошие результаты.
Главный Совет ввел отпуска воспитанницам. Мнение начальницы Харьковского института С. П. Ницкевич было учтено Главным Советом. С 1862 г. летние каникулы были введены для всех воспитанниц, кроме выпускниц.
С 1870 г. вышло Высочайшее повеление об отпусках на праздники Святой Пасхи и Рождества Христова.
За время существования института было 75 выпусков и окончило курс более 2500 выпускниц.
Институт всегда был под пристальным взором Государей, Императриц, Великих Князей, наследников и принца. Это внимание видно в монарших посещениях Института и, — как следствие — города.

Высочайшие посещения

Харьков тех времен (небольшой город с населением
12—15 тысяч человек) имел университет, гимназии и другие учебные заведения. Образование женского института явилось событием огромной важности для Харькова и России,  — возможно более, чем его университет. Т.к это учебное заведение находилось под Высочайшим покровительством и служило причиной пристального внимания правящей династии и частых посещений, каждое из которых было значительным событием в жизни воспитанниц и самого города. Таких посещений с 1816 года по 1880 состоялось 40! Конечно, и население Харькова к 1880 г. увеличилось более чем в 10 раз, и к этим годам он представлял солидный город.
Высочайшие посещения Харькова:
Государи Императоры посетили Харьков за этот период 15 раз.
Великие князья  — 9.
Императрицы  — 5.
Наследники престола  — 4.
Принц Ольденбургский  — 7.
Можно сказать, что посещения были в среднем один раз в полтора года.
В дальнейшем, возможно, в связи с покушением на Александра II, катастрофой поезда Александра III, смерти наследника, развития мировых событий, посещения института и Харькова прекратились до времени празднования юбилейной даты правления дома Романовых, однако Институт Высочайшим вниманием не был обделен никогда.

Другие материалы рубрики


  • ...Весной 1630 г. Федорович возглавил антипольское восстание. В марте 10-тысячное нереестровое казаческое войско выступило с Запорожской Сечи. В апреле-мае 1630 г. войска Федоровича заняли Киевщину и Полтавщину. На протяжении трех недель в районе Переяслава шли бои с армией коронного гетмана С. Конецпольского. Поляки терпели поражение и предложили подписать мирный договор. 29 мая 1630 г. казаческая старшина подписала с Конецпольским Переяславское соглашение. Федорович с частью казаков, которые не приняли данное соглашение, отошел на Запорожье. Попытка поднять новое восстание закончилась безрезультатно. Вскоре гетманом нереестрового казачества был избран Т. Орендаренко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Священнослужителям приходилось внимательно следить за изданием все новых ограничений в проведении таинства венчания. Например, в 1806г. всем епархиальным духовникам было разослано распоряжение, чтобы они «воинских чинов ни в коем случае не венчали под угрозой суда», поскольку это право принадлежало исключительно полковым священникам. В 1861г. духовенству было разрешено венчать военнослужащих, которые были в краткосрочном или бессрочном отпуске, даже не испрашивая согласия полкового начальства. Священники в этом случае должны были сделать запись в военном билете, указывая – где, когда и с кем повенчан военнослужащий во время отпуска. В 1868г. было запрещено венчать новобранцев и военнослужащих рядового состава, которые пребывали в краткосрочном отпуске.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Несмотря ни на что, в годы, предшествовавшие Крымской войне, Россия, Франция и Англия продолжают конкурировать за влияние не только на Балканах, но и на Ближнем Востоке, и все с той же Турцией.
    Катализатором в Крымской войне, можно с уверенностью сказать, были религиозные различия. Так, поводом для ее начала послужила распря между католическим и греко-православным ортодоксальным (от греч. «прямое мнение», «правильное учение», «правоверие» — твердость в вере или следовании какому-либо учению или мировоззрению, поддержка принятых позиций, консерватизм, тип религиозного сознания) духовенством, вспыхнувшая из-за обладания религиозными святынями христиан (ключами от Вифлеемского и Иерусалимского храмов) в Палестине. В течение многих лет и та, и другая стороны громко заявляли о своих правах на храм Рождества Христова в Вифлееме (православные) или на храм Гроба Господня в Иерусалиме (католики). За православными стояла Россия во главе с императором Николаем І, интересы католиков защищала Франция во главе с императором Наполеоном III. Султан Османской империи, на территории которой находились эти храмы, передал ключи католикам.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Предок Н.В. Гоголя. Гетман Правобережной Украины. Сподвижник Богдана Хмельницкого, полковник брацлавский, подольский или поднестрянский. После восстановления власти Польши над правобережной Малороссией, Гоголь сохранил свое полковничество, но несколько раз еще восставал против поляков, стремясь присоединить к России и правый берег Днепра. Позднее он присоединился к Дорошенко и оставался на его стороне даже тогда, когда на Переяславской раде 1674 г. все другие правобережные полковники признали Самойловича гетманом обеих сторон Днепра. После низложения Дорошенко Гоголь оставался под покровительством Турции; но когда в 1675 г. король Ян Собеский занял Брацлавщину, Гоголь сдал ему находившиеся в его власти города и сам перешел на сторону поляков. В 1676 г. он получил от польского правительства титул гетмана, с которым не соединялось, однако, действительной власти, так как поляки не могли удержаться в Брацлавщине перед новым походом турок. Гоголь, с признававшими еще его власть казаками, был переведен в польское Полесье. Большинство казаков вскоре перебежало на левый берег Днепра, к Самойловичу.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...А если прочитать фрагмент «Див кличет верху древа, велит послушати земли незнаеме Волзе, и Поморию и Посулию, и Сурожу и тебе Тмутораканьский болван» в обратном направлении, то получаем «навел биы кесана ко роту мете бе ти юну сроки ужо Русию (Русилию?) усопи юиром опие зелевеме …» Какое уж тут благосклонное отношение к Ольговичам! Как вариант, «и юну сорок и ужо» — и успел уже Русь погубить! В этом случае этот фрагмент можно рассматривать как датирующий фактор, поэма могла быть написана в 1190 г., когда Игорю было 40 лет! Фрагмент «СПИ» о Всеславе в обратном чтении «и волком до Немиги с Дудуток» звучит «уду де се игимен (игумен!) одимо Килови»! По Ипатьевской летописи, в 1190 г. в связи со смертью Белгородского епископа Максима, Рюрик назначил епископом своего духовного отца «игумена святого Михаила, Андреяна Выдобичского», который переселился в Белгород...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Началась жестокая партизанская война с поляками. «С пленными поляками казаки и крестьяне обращались до крайности жестоко». Поляки, при помощи литовского гетмана Радзивила, разбили казаков и взяли Любеч, Чернигов и Киев. 17 сентября 1651 г. заключен был так называемый Белоцерковский договор, очень невыгодный для казаков. Народ упрекал Хмельницкого в том, что он заботится только о своих выгодах и о выгодах старшины, о народе же совсем и не думает. Переселения в пределы Московского государства приняли характер массового движения. Хмельницкий старался задержать его, но безуспешно.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ... Переговоры закончились секретным договором между Россией и Китаем, в котором Россия обязалась защищать китайские владения от всяких агрессивных действий со стороны Японии. Китайская же сторона предоставила возможность провести магистраль по прямой от Читы до Владивостока через свою территорию. Было условлено, что русские будут иметь под эту дорогу полосу отчуждения, находящуюся под юрисдикцией России, с собственной полицией и охраной. Для организации строительства было создано Общество Китайско-Восточной железной дороги, официально — частное, но реально находившееся в распоряжении правительства. Предполагалось, что магистраль будет принадлежать России в течение восьмидесяти лет...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • ..Очень высоким в гимназии был уровень преподавания искусств, особенно изобразительного, и в этом, в первую очередь, заслуга учителя рисования Д.И. Бесперчего, учившегося у Карла Брюллова. Самым известным из его питомцев стали художник Г.И.Семирадский (член Санкт-Петербургской Академии художеств, член-корреспондент Парижской академии изящных искусств, Кавалер французского Ордена Почетного легиона) и скульптур В.А. Беклемишев (ректор Санкт-Петербургской Академии художеств). Среди наиболее известных работ Семирадского — «Светочи Нерона» (в Краковском музее), «Христос и грешница», «Фрина в Элевзисе», «Христос у Марфы и Марии» (в музее императора Александра III в Санкт-Петербурге)...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...В 1722 г. вышел указ, разрешающий принимать на заводы беглых крепостных, не возвращая их владельцам. Таким образом, правительство явно предпочитало интересы заводчиков, интересам традиционных землевладельцев. Правда в 1724 г. правительство, идя на уступки этим последним, вынуждено было запретить прием беглых и беспаспортных, но уступка не была полной. Квалифицированного рабочего заводчик имел право оставить у себя, уплатив бывшему владельцу установленную правительством стандартную компенсацию — 50 руб. Одновременно вышел указ, приравнивающий трудовую повинность на заводе к воинской повинности: «С приписных слобод и заводов рекрут не брать, а сколько когда по генеральным расположениям надлежит быть с тех слобод рекрут во взятье, то оных определять в заводские работы и обучать всякому мастерству».



  • ...В учебно-воспитательном процессе квалифицированные преподаватели стремились чтобы кадет был грамотным, культурным, смелым и сильным. Будущих офицеров учили математике, химии, словесности, иностранным языкам, этикету, верховой езде, хореографии и другим дисциплинам. В кадетском корпусе устраивались подвижные игры, спортивные соревнования, спектакли, а также балы, на которые приглашали гимназисток. Автор настоящей статьи в далеком 1970-м году, во время посещения племянника, у входа КПП Сумского артиллерийского Училища услышал разговор двух старушек, которые глядя на курсантов, приглашавших девушек на танцы, в пол-голоса вспоминали — какие были в кадетском корпусе балы до революции. Кадеты выходили приглашать гимназисток в парадной форме — с эполетами и шпорами. И, по оценке старушек, выглядели они представительнее современных курсантов...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5