Хранилища данных

Чт, 06/05/2014 - 21:07

В шумерском письме, уходящем в IV тысячелетие до н. э., применялись иероглифы (условные знаки), позволявшие довольно легко понять смысл написанного

Наскальные рисунки, скорее всего, помогали древним людям передавать потомкам навыки охоты

С помощью таких перфокарт и перфоленты загружали данные и программы в первые ЭВМ

На поверхности компакт-дисков расположены углубления — питы. Сфокусированный луч воспринимается как ноль, расфокусированный как единица

Отражающая поверхность у компакт-дисков СD-R (в центре) темнее, чем у CD-A (слева). Самая темная отражающая поверхность у CD-RW (справа)

Когда заносите что-либо в память,
Не забудьте, куда вы это занесли.

Компьютерная аксиома Бейзера
(из Полного собрания законов Мэрфи)

Иероглифы и буквы

Информацию об окружающем мире люди и животные получают с помощью органов чувств. Сигналы от них поступают в мозг и хранятся там зачастую до тех пор, пока жив его обладатель. Бóльшая часть этой информации никогда не используется, хотя о ней можно вспомнить, раздражая отдельные участки мозга. Обрабатывая и систематизируя ее, люди и животные совершают все свои поступки. Набор информации у каждой особи индивидуален, но есть и много общего. Малыш, уколовшись иголкой и поплакав, впоследствии будет вести себя с острыми предметами осторожно.

Совсем не обязательно узнавать об опасностях только через личный опыт. В животном мире о них предупреждают тревожным звуком. И это один из способов обмена информацией, который позволяет эффективно выживать в дикой природе. Человечество пошло значительно дальше и создало развитую систему речи. Чем больше слов появлялось в обиходе древнего человека, тем больше опыта он мог передавать своим потомкам, обеспечивая их выживание.

Поначалу, скорее всего, каждое слово соответствовало конкретному объекту, а позже словами стали обозначать и абстрактные понятия. Для наглядности древние люди использовали также жесты и примитивные рисунки на песке, а порою на скалах. Постепенно изображения стали схематичными — так появились иероглифы, каждый из которых соответствовал слову. Были и другие способы передачи информации. В Южной Америке за 1500 лет до н. э. существовало узелковое письмо: на палку или толстую шерстяную нить подвешивались разноцветные тонкие шнурки с простыми или сложными узелками. Такие послания назывались кипу, и для их расшифровки в наши дни приходится использовать компьютеры. Иероглифами писали древние египтяне и шумеры с IV тысячелетия до н. э. Сейчас подобная письменность распространена в странах Дальнего Востока. Число иероглифов, например, в китайском языке составляет несколько десятков тысяч. В античных странах Средиземноморья письменность развивалась по-другому — там письменные знаки (буквы) соответствовали не словам, а звукам. Из нескольких букв составлялось слово. При таком подходе число букв, в отличие от множества иероглифов, не превышало нескольких десятков.

Именно по этой причине люди каждый день пользуются буквами для передачи информации. И чем красивее, чем красочнее эти буквы, информация становится более привлекательной и запоминающейся. Именно этим пользуются рекламщики, именно этим сможете воспользоваться вы, заказав объемные и красивые буквы, например для признания в любви, или для названия вашего магазина. Мимо такой передачи информации навряд ли кто-то сможет пройти равнодушно. И вы обязательно добьетесь своего.

Передача информации письменным способом долгое время оставалась уделом избранных. Изобретение бумаги и, главное, книгопечатания не только расширило круг лиц, допущенных к знаниям, но и увеличило словарный запас людей. Информацию, которой владело человечество, держать в головах было уже невозможно. Отныне ее можно было хранить в книгах, и люди учились пользоваться ими для поиска ответов на свои вопросы. К слову, не всякая информация является знанием: в различных сказаниях и легендах содержится информация, а вот знания, скорее, можно почерпнуть из учебников.

Начало компьютерной эпохи: от перфокарт до дискет

В компьютерных технологиях для букв, цифр, знаков препинания и других печатных символов используют последовательность из восьми нолей и единичек байт.

На одной странице книги размещается около 3500 символов, образующих примерно 400 слов. Таким образом, книга объемом 300 страниц содержит приблизительно миллион знаков, то есть чуть меньше мегабайта (1 048 576 байт). В Российской государственной библиотеке, где хранится около 20 млн томов, содержится приблизительно 20 терабайт данных (один терабайт равен 1024 гигабайтам). (Реальный объем информации, конечно, намного больше — ведь в книгах есть множество иллюстраций, которые требуют гораздо большего объема памяти, нежели буквы.)

В первых электронно-вычислительных машинах (ЭВМ) для обмена данными тоже использовались бумажные носители — перфокарты и перфоленты. На перфокарте можно было «набить» не более 80 символов, плотность записи на перфоленте тоже не была высокой.

Более перспективным оказался другой способ общения с ЭВМ, основанный на магнитной записи, давно уже применявшейся для хранения звуков. На ленту, покрытую ферромагнитным материалом, записывали последовательности импульсов. Наличие импульса считалось единицей, а его отсутствие нулем.
Позже ферромагнитный слой стали наносить на алюминиевые диски — прообразы современных жестких дисков. С уменьшением размеров компьютеров начали применять дискеты — круглые пластмассовые пластинки, «упакованные» для сохранности в плоский корпус. Их размеры постепенно уменьшались, а объем записываемой информации, напротив, увеличивался: на 8-дюймовой дискете можно было записать до 256 килобайт информации, на дискетах 5,25 дюйма — до 1,2 мегабайта, а на самых маленьких 3,5-дюймовых — 1,44 мегабайта.

Другие материалы рубрики


  • Люди все чаще пользуются технологией Wi-Fi для выхода в Интернет в кафе, залах аэропортов и дома. Беспроводное подключение кажется чем-то непостижимым, поскольку делает Сеть доступной в любое время в любом месте. Пользователи получают быструю, надежную связь с той непринужденной легкостью, которая когда-то обеспечила сотовым телефонам бешеную популярность. Специалисты компании Pyramid Research, занимающейся исследованиями в области телекоммуникаций, предсказывают, что общее количество пользователей Wi-Fi к 2009 г. может достичь 271 млн. человек. Маркетинговая компания In-Stat оценивает годовой оборот Wi-Fi-индустрии в $3 млрд. Однако столь бурное развитие технологии и возрастающий спрос на нее сопряжены со множеством проблем. Увеличение нагрузки на Wi-Fi-сети приводит к снижению надежности и скорости связи. Беспроводные радиоканалы принципиально уступают оптоволоконным, Ethernet и ADSL линиям по скорости и степени безопасности. Это было очевидно еще в 1993 г., когда я руководил исследовательской группой в Университете Карнеги-Меллона. Мы работали над проектом первой крупномасштабной беспроводной локальной вычислительной сети (ЛВС) Wireless Andrew, которая стала предшественницей нынешних Wi-Fi-сетей. С 1999 г. она связывает все компьютеры университетского городка. Минуло чуть больше десятка лет с начала нашей работы, а в мире беспроводной связи произошли большие перемены. Рост популярности Wi-Fi привел к возникновению целого ряда сложных проблем, в решении которых был достигнут существенный прогресс.



  • Смартфон Panasonic Eluga Z стоит порядка 215 долларов США, но пока не спешит покидать территорию Японии. Его отличительная особенность — это экран с матрицей AMOLED, которая характеризуется низким уровнем потребления энергии и одновременно очень высоким качеством цветопередачи. Вместе с этим смартфон располагает корпусом толщиной менее 7 миллиметров, да еще и с металлической рамкой. Ради такой толщины, правда, пришлось пожертвовать нормальным аккумулятором и установить вместо него батарею емкостью всего 2050 мАч. Время автономной работы неизвестно, но надолго этой АКБ точно не хватит.


  • Это произошло, когда программисты из фирмы Sun решили разработать новейшую вычислительную систему, не имеющую недостатков, которые встречались в существовавших тогда подобных программах. Задача состояла в том, чтобы создать среду, которую можно было бы продавать производителям бытовой электроники.
    Для того, чтобы не создавать конкретную платформу для программы, разработчики решили сначала расширить компилятор С++. Но с течением времени стало понятно, что данное расширение не может полноценно работать. Поэтому в 1991 году был создан язык Oak, название которого и было позднее заменено на Java.
    Во время работы над Oak, основанном на базе С++, сам язык упростили до минимума, чтобы иметь возможность совместить его с ограничениями в чипах карманных устройств.



  • Мир меняется стремительно и неудержимо. Достижения науки и техники последних десятилетий увеличили возможности человека получать доступ к нужным ему сведениям на порядок. Но человеческое сознание порой не успевает за предоставленными ему техническими возможностями. Инерция мышления и отсутствие навыков не позволяют воспользоваться ими в полной мере. На рубеже тысячелетий в обиход начало постепенно входить понятие «интерактивное телевидение» (ITV). Под этим подразумевалось нечто, объединяющее в себе возможности системы телевещания и компьютерной сети, снабженное удобными поисковыми системами и средствами обратной связи. За последние годы интерактивное телевидение стало реальностью, доступной многим, но до сих пор не превратилось в привычное повседневное явление.



  • Флэш-память – это не только всем известные устройства хранения пользовательских данных, подключаемые к USB-порту компьютера. Существует много разнообразных видов и типов флэш-памяти.
    Появление термина «флэш», по одной из версий, связано с характерной особенностью первых типов этих носителей, использовавшихся спецслужбами для хранения секретной информации, — возможностью одновременного стирания всего ее объема. При хранении секретных данных использовались устройства, которые при попытке несанкционированного доступа автоматически и безвозвратно стирали всю хранимую информацию. Процесс стирания происходил мгновенно, поэтому устройства и назвали «Flash», что по-английски значит «мгновение» или «вспышка».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Эфирное (наземное) телевидение является самым распространенным в мире, но и наименее качественным. Оно транслируется на ультракоротких радиоволнах (УКВ). Программа в эфир передается в виде двух радиоволн с разными частотами — волны, несущей изображение, и волны, несущей звук. Две таких волны называют телевизионным каналом и их частоты строго регламентированы.
    Приемная антенна телевизора может регистрировать поступающий сигнал, только если передающая антенна станции находится в зоне прямой видимости — в среднем, в зависимости от рельефа, эта зона имеет радиус 60-80 км. Для увеличения зоны трансляции используют ретрансляторы — телевизионные станции, которые принимают сигнал, усиливают и передают по другому каналу в эфир. Их радиус действия — 10-15 км. Чтобы обеспечить обмен программами на больших расстояниях, используются радиорелейные линии — цепочки приемно-передающих станций, располагающихся на расстоянии 40-60 км друг от друга.


  • Чемпион мира по игре в Го – Седол Ли из Южной Кореи – закончил второй матч в серии игр, которые он проводит с противником в виде искусственного интеллекта AlphaGo. Вторая игра закончилась в пользу компьютера. Таким образом, ещё одно поражение в серии игр может привести к полной победе искусственного интеллекта над человеком в данной стратегической игре.



  • Бурное развитие телекоммуникационной индустрии в мире во многом определяется конкуренцией и слиянием технологий, порождаемых лидерами двух исторически очень близких, но разделенных отраслей: вычислительной техники и связи. Связисты начинали свой путь от аналоговой телефонии и телефонных сетей на основе медных кабелей и пришли к цифровой и мобильной связи GSM, CDMA, далее к WCDMA1 и другим ЗG-технологиям, обеспечивая услугу голосовой связи как основную и удовлетворяя потребности передачи данных такими сервисами, как GPRS, EDGE и др. Компьютерная индустрия шла по пути объединения компьютеров для обмена данными, создала глобальное объединение сетей — Интернет и стала способна предоставлять услугу передачи голоса, как разновидность распределенного приложения. Компьютерная мобильность породила технологии беспроводной передачи данных сначала для локальных сетей и затем сетей масштаба предприятия и города. Конкуренция «связистов» и «компьютерщиков» является мощным двигателем инноваций в технологиях связи.

    • Страницы
    • 1
    • 2

  • Физики из России разработали и провели проверку первой логической системы, состоящей из 2-х кубитов, которую станет возможно в будущем применить в качестве основы для создания квантового компьютера и систем шифрования данных.


  • На MWC 2016 японская компания Kyocera представила новую модель смартфона. Его главная особенность заключается в Full HD дисплее с диагональю 5″, который способен выполнять функцию солнечной батареи. При нахождении на ярком свету каждые 3 минуты позволяют смартфону автономно работать ещё одну минуту.