Клопы, комары и прочая домашняя нечисть

Втр, 08/18/2015 - 15:42

Вошь человеческая
(Pediculus humanus)

Постельный клоп (Cimex lectularius)

Настоящий комар (Culex)

Кусака (Aedes)

— Значит, ты не всех насекомых любишь? — продолжал как ни в чем не бывало Комар.
Л. Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье».

— Вот я и говорю,– сказал Шалтай-Болтай, — все на одно лицо: два глаза, в середине — нос, а под ним — рот.
Л. Кэрролл. «Алиса в Зазеркалье».

Мы с тобой одной крови — ты и я!
Р. Киплинг. «Маугли»

В городском доме и загородном коттедже, в общественном транспорте и собственном автомобиле мы обнаруживаем насекомых. Помимо вездесущих мух и ос, в доме при плохой санитарной обстановке встречаются блохи, тараканы, постельные клопы и даже вши. Моль и кожеед откладывают яйца в платяном шкафу, в муке и крупах заводятся долгоносики, чернотелки и зерновки. Некоторых насекомых, например лошадиную кровососку, мы приносим с собой из леса. Все это частые наши спутники, синантропные насекомые.

Процессы урбанизации проходят во всех регионах планеты. В городах и мегаполисах сформировалась особая экосистема со своим животным и растительным миром. Многие виды насекомых хорошо в нее вписались. Они освоили жилые помещения, не утратив при этом и связь со своей первоначальной естественной средой. Увы, человеку такое соседство не всегда приятно, поскольку некоторые «одомашненные» насекомые превратились в наших врагов.

Домашние кровососы

Это блохи, вши, клопы, комары и даже мухи. Блохи (отр. Siphonaptera) мелкие, бескрылые, кровососущие насекомые. Их сплющенное с боков тело снабжено многочисленными щетинками и шипами, помогающими передвигаться и удерживаться в шерсти животных, между перьями птиц, в складках одежды человека. Ноги у блох удлиненные, гладкие, мощные, прыгательного типа — отсюда выражение: «скачет как блоха». Прямо как кенгуру в миниатюре, отталкиваясь длинными задними ногами. Живую блоху просто невозможно рассматривать в бинокулярный микроскоп — она все время «скачет», в отличие от довольно-таки подвижных вшей или клопов. А эта — раз, и вприпрыжку, вот так она скачет в поле микроскопа.

В городах мы можем встретить кошачью (Ctenocephlides felis), собачью (C. canis), человечью (Pulex irritans), крысиных (Xenopsylla cheopis, Ceratophyllus fasciatus) блох и блоху домовой мыши (Leptopsylla segnis). Сразу скажем, что человечья блоха не часто встречается в практике медицинского энтомолога. В основном, это крысиные блохи, кошачья и собачья. Они и есть объекты контроля санитарно-эпидемиологической службы. Именно они кусают человека, передавая инфекции. Конечно, крысиная блоха может паразитировать на кошке или собаке. Ведь ее название «крысиная» вовсе не делает ее таким уж узко облигатным паразитом. То же можно сказать о человечьей и собачьей блохах. Блохи являются промежуточными носителями инфекций. Кого они заразят следующего — человека или иного млекопитающего — неизвестно.

Блохи переносят возбудителей чумы. Когда блоха сосет кровь больного животного, микроб попадает в пищеварительный канал блох. В организме насекомого чумная палочка размножается столь активно, что забивает передний отдел пищеварительного канала блохи, образуя пробку. Это приводит к полной или частичной непроходимости кишечника блохи. При последующих укусах новая порция крови не может поступить в желудок и возвращается обратно в ранку, сильно насыщенная микробами. Иногда блоха даже отрыгивает в ранку часть бактериальной пробки.
Из природных очагов чума через блох может распространяться на синантропных (связанных с человеком) грызунов. Завоз зараженных чумой крыс в прошлом был причиной возникновения болезней в портах. Человечья блоха может передавать возбудителя от человека к человеку. Но даже если насекомое не заражено чумой, в его укусах нет ничего хорошего. Они вызывают расчесы, осложняющиеся дерматитами. При высокой численности блох в помещениях у людей появляются аллергические реакции на продукты их жизнедеятельности.

Уничтожение блох в населенных пунктах предусматривает обязательное истребление грызунов (дератизация) с одновременной обработкой нор грызунов инсектицидами (разновидностью пестицидов, убивающих насекомых). В городских условиях дезобработкам подлежат подвалы жилых домов. Отравленные крысы разбегаются и умирают в перекрытиях многоэтажных домов, откуда их невозможно вытащить. Работники дезов перекрывают доступ в подвалы кошкам, заделывая для этого вентиляционные отверстия. Вот только жители этому препятствуют, выламывают доски и металлические листы, «чтобы бедные кошки могли в подвале погреться».
В помещениях с целью профилактики проводят регулярную уборку с помощью пылесоса, при мытье полов в воду добавляют мыло или стиральный порошок. Домашних животных периодически моют с зоошампунем или мылом, содержащим инсектицид. Щели в полах, стенах заделывают, земляные полы цементируют. Ведь эти ужасные насекомые с длинными несуразными ногами, чешуйчатым тельцем, большим брюхом и маленькой непропорциональной головой размножаются в подвалах домов, которые заменяют им их естественную среду обитания — норы грызунов. А в подвалах «греются» кошки, которые и разносят оттуда «заразу» по квартирам своих любящих хозяев.

Вшей (отр. Anoplura) известно более 2 000 видов. Все они паразитируют на открытых внешних участках тела диких и домашних животных — шерсти, складках и волосистой части кожи. Колющесосущий ротовой аппарат вшей состоит из трех стилетов, заключенных в мягкую трубку. При кровососании трубка выворачивается и стилеты вонзаются в кожу прокормителя. На человеке паразитируют три вида вшей: головная (Pediculus humanus capitis), платяная (P. humanus corporis) и лобковая (Phthirus pubis).

Платяная вошь обитает в складках одежды. В бинокулярный микроскоп хорошо видны мощные хватательные ноги вши с острыми крючковидными коготками. Самка приклеивает яйца (гниды) к нитям ткани, на швы с внутренней стороны белья, на пуговицы, пряжки. Головная вошь приклеивает яйца к волосам головы, реже к волосам на теле. Лобковая вошь обитает в волосяном покрове лобка, при сильной завшивленности может переходить на волосистые части лица: ресницы, брови, бороду, а также в волосы на ногах, подмышках, груди.

Вши встречаются как у сельского, так и городского населения, но в городах выше скученность и больше возможностей заразиться: в переполненном людьми транспорте, в общественных местах. Уничтожение вшей — дело хлопотное. Голову приходится мыть, гнид вычесывать, белье кипятить в специальном растворе, то, что стирать нельзя, дезинфицируют, мебель и жилые помещения обрабатывают инсектицидами. Также для обработки может применяться сода каустическая на http://moskva.all.biz/, или как ее еще называют "едкий натрий".

Еще один «домашний» кровосос — постельный клоп Cimex lectularius. У него плоское тело и сильно укороченные крылья в виде чешуек. Размножается он круглый год. Самка ежедневно откладывает 1-12 яиц, которые приклеивает секретом желез в щелях в стенах и мебели. Из яиц выводятся личинки, внешне похожие на взрослое насекомое, но мельче. Это преимущественно ночное насекомое, но голодный клоп может напасть на добычу и днем, а голодать он может несколько лет. Поскольку постельные клопы фактически бескрылы, они передвигаются лишь на короткие расстояния. Однако в поисках добычи эти насекомые могут переползать из одного помещения в другое, пробираться по вентиляционной системе, а в теплое время года — по внешней стороне построек.
Еще два вида клопов — так называемые поцелуйные клопы сем. Triatomidae — обитают на южноамериканском континенте. По ночам они кусают человека в губы, как будто целуют, передавая ему при этом паразита Tripanosoma crusi и вызывая американский трипаносомоз, или болезнь Чагаса, сопровождающуюся поражениями сердца. Но у нас в средней полосе их нет.

Укусы клопов беспокоят людей. Место укуса вздувается, чешется, при расчесывании в ранку может попасть инфекция. В месте укуса образуется папула, которая часто кровоточит, расчесывание может привести к вторичной инфекции. Укусы оставляют на коже мелкие красные пятна и могут вызывать сильный зуд и бессонницу. Хорошо еще, клопы не переносят возбудителей болезней, как блохи и вши. Впрочем, известно, что эти насекомые все же могут длительно сохранять в себе инфекции. Чтобы в доме не завелись клопы, его нужно своевременно ремонтировать и регулярно убирать, периодически осматривать кровати, ковры, книги, обои. Присутствие клопов можно обнаружить по темным пятнам их экскрементов.

Помимо кровососов ползающих, человека донимают еще и кровососы летающие. Нашу кровь пьют самки комаров рода Aedes, Culex, Anopheles и др. Самцы же питаются нектаром цветов и с людьми не контактируют. Обыкновенный комар (Culex pipiens) выплаживается в подвалах домов и нападает на человека преимущественно ночью. Уничтожением кровососов занимается специальная дезинфекционная служба. И если ночью в гостинице вас покусали блохи, комары или клопы — наутро смело предъявляйте иск администратору. Однако не нарушит ли массовое уничтожение комаров сложившиеся пищевые сети?

Сразу отметим, что тотальное уничтожение кровососущих комаров невозможно — слишком велики необжитые и труднодоступные просторы нашей Сибири, ее болотистой части, велики тундры по всему земному шару с их гнусом, огромны пространства тропических лесов с их большой влажностью, прекрасными условиями для выплода и невозможностью обработки инсектицидами всех возможных стаций кровососущих комаров. По мнению специалистов, их вполне заменят некровососущие комары — перистоусый комар (коретра), комары дергуны и толкунчики, земноводный, бородатый и комаровидный комарики. Ими и будут кормиться птицы, стрекозы и рыбы. Комары плодятся, размножаются и вымирание им не грозит. Угрожают человеку скорее они, и прежде всего опаснейшим заболеванием — малярией.
Переносчики малярийных плазмодиев — комары рода Anopheles. Места их выплода — водоемы со спокойной поверхностью, защищенной от ветра и прибоев, заросшие водной растительностью пруды и озера, лужи, канавы, в городах небольшие водоемы в зеленой зоне. В отличие от обыкновенного комара, прозванного пискуном за производимый им характерный звук при работе жужжалец, Anopheles не такие шумные, а потому-то их нападения не так заметны. Глядишь, а самка уже сидит и спокойно сосет у тебя кровь. После укуса человека зараженным комаром, в его организм проникают спорозоиты, которые с током крови достигают печени и там размножаются. Спустя 9 дней или больше паразиты попадают в кровь, внедряются в эритроциты и вновь размножаются, вызывая приступы лихорадки. Наиболее опасна тропическая малярия (Malaria falciparum) — именно она дает самую высокую смертность среди населения.

Aedes называют «весенними комарами», так как их личинки появляются в водоемах ранней весной, когда еще не высохли лужи от таяния снега. В этих лужах их и можно встретить вместе со щитнями (Phillopoda) и ракушковыми раками (Ostracoda). Самка откладывает яйца по краям водоема. Яйца выдерживают и высыхание, и перемораживание. Это комары-кусаки. Именно они нападают на нас в лесах. Для защиты именно от них мы берем с собой в лес антикомариные мази, натягиваем на палатку антикомариные сетки.

Окрыленные комары-звонцы (сем. Chironomidae) на людей не нападают и крови не пьют, однако при массовом размножении становятся проблемой для автомобилистов, налипая на окна и затрудняя видимость.

Но не только комары досаждают человеку. Из Двукрылых (Diptera) не облетают его стороной мокрецы и слепни, мошки и мухи-кровососки. Мокрецы (сем. Ceratopogonidae) нападают на человека массово, их укусы очень болезненны. Это самые мелкие из кровососущих двукрылых насекомых, размером всего 1-2,5 мм. Невелики и мошки (сем. Simuliidae), размером 2-6 мм, внешне похожие на мух. Их cлюна обладает ядовитыми свойствами. У человека при укусе мошек развиваются папулы, опухоли, отеки. А вот кровососущие слепни (сем. Tabanidae) — насекомые крупные, 8-25 мм. Взрослые слепни (Tabanus) активны в жаркие часы дня, дождевки (Haematopota) наиболее активны перед дождем. Укусы слепней болезненны, оставленные ими ранки долго кровоточат.
Лошадиную кровососку Hippobosca equina человек может «принести на себе» из леса. Скорее всего, крови муха уже насосалась, ее нужно аккуратно удалить и дезинфицировать пострадавшее место. А еще нужно просмотреть рюкзак и одежду на наличие кровососок с тем, чтобы кровососки не поселились в вашей квартире как у себя дома. Лошадиных кровососок часто называют лосевыми мухами, и это понятно: сосут они кровь не только человека. В населенных пунктах распространена собачья кровососка H. longipennis.