Космический телескоп "Спитцер"

Пт, 11/14/2014 - 15:38

Источник: Журнал Солнечная система

Вращаясь вокруг Солнца, инфракрасная обсерватория НАСА ищет следы молодых звезд и галактик, а также межзвездное пространство, в котором они образовались.

Космический телескоп имеет очевидные преимущества в изучении инфракрасного теплового излучения, которое испускают объекты, слишком холодные, чтобы сиять в спектре видимого света. Атмосфера Земли - постоянная помеха для инфракрасных приборов, поскольку она не только впитывает слабые инфракрасные лучи из космоса, но и сама выделяет их огромное количество.
В 1979 году НАСА представило инфракрасный космический телескоп SIRTF. Он не стал первым инфракрасным прибором на орбите, но долгое время оставался самым большим.

СЛОЖНОСТИ РАЗРАБОТКИ

Изначально SIRTF создавали для шаттла. Однако к середине 1980-х годов стало ясно, что шаттл не может стать хорошей обзорной платформой для такого чувствительного прибора. Полеты на нем проводились не так часто, как требовали исследования, а его собственное тепло искажало данные инфракрасных детекторов.

До середины 1980-х годов велись работы по усовершенствованию SIRTF, и он нашел свое место в программе НАСА «Большие обсерватории».
Одна из существенных особенностей миссии SIRTF заключалась в выбранной для нее орбите вокруг Солнца. Оригинальная идея состояла в том, чтобы запустить спутник с шаттла и использовать ракетный ускоритель для выхода из зоны действия гравитации Земли. Но от этого плана отказались из-за запрета ускорителя, который собирались использовать, после взрыва «Челленджера» в 1986 году. По запасному плану предполагался запуск на ракете-носителе «Дельта-2», но это означало значительную переработку для уменьшения веса телескопа до 950 кг.

Не секрет, что астрономия, астрофизика - это очень сложные науки. Люди, которые работают в этих областях - они просто семи пядей во лбу. Это научная мировая элита. Но учеными не рождаются, ими становятся. И для этого нужно хорошо учиться. Современная система образования не очень способствует появлению новых Ломоносовых. Чтобы стать кем-то стоящим - нужен хороший репетитор Москвы. Именно индивидуальные занятия помогут раскрыть все способности человека и выявить в нем настоящего ученого.

В КОСМОС

Наконец, 25 августа 2003 года SIRTF вышел на орбиту. После этого его переименовали в космический телескоп «Спитцер» в честь Лаймана Спитцера - защитника идеи космических телескопов.
Телескоп оснащен зеркалом диаметром 0,85 м. Он был самым большим инфракрасным прибором на орбите, пока в мае 2009 года ЕКА не запустило космическую обсерваторию «Гершель». На «Спитцере» излучения фокусируются в одном из трек инфракрасных устройств: камере, передающей изображение, спектрографе и фотометре. В приборы встроены электронные детекторы разных типов, что позволяло им замерять инфракрасные волны различной длины. Телескоп посредством жидкого гелиевого хладагента охлаждался до температуры в несколько градусов выше нуля. Жидкость вытекала даже через герметичные уплотнители, но благодаря уникальной орбите «Спитцер» полноценно функциони-ровал на протяжении более 5,5 года - это рекорд для инфракрасного телескопа.

ОТКРЫТИЯ

За это время телескоп сделал потрясающие снимки невидимого неба. На его счету и несколько важных научных открытий, например, он обнаружил источники новых звездный формаций, в которых сосредоточены молодые звезды на разных этапах развития, «Спитцер» направляли на отдельные звезды для изучения структуры двигающихся по орбите вокруг них пылевых дисков, из которых могут сформироваться солнечные системы. Также телескоп обнаружил свет от полностью сформированных экзопланет.

Запас хладагента на «Спитцере» закончился в мае 2009 года, но спутник все еще действует. Он может функционировать при сравнительно низкой температуре -243 °С, используя солнцезащитное устройство. Это позволяет ему улавливать более короткие волны, то есть более теплые формы инфракрасного излучения.

• Эксперты ООН в ежегодных докладах публикуют данные, говорящие, что Землю в перспективе ждет катастрофическое глобальное потепление, обусловленное возрастающими выбросами углекислого газа в атмосферу. Однако наблюдение за Солнцем позволяет утверждать, что в повышении температуры углекислый газ «не виноват» и в ближайшие десятилетия нас ждет не катастрофическое потепление, а глобальное, и очень длительное, похолодание.

• Космологи в замешательстве. Обычно предметы, брошенные вверх, замедляются. Планеты притягивают объекты, звезды притягивают планеты. Это нормально. Но почему тогда Вселенная расширяется? Отдельные галактики, разбросанные после Большого взрыва в разные стороны, должны притягиваться друг ко другу — и расширение должно замедляться. Но того не происходит: они разлетаются друг от друга с ускорением. Принято считать, что виновата во всем темная энергия, хотя она темная именно оттого, что о ней никто ничего не знает. Но уже ясно точно, что на предельно больших расстояниях гравитация превратилась в отталкивающую силу, а не в притягивающую.

• Наблюдения на рентгеновской обсерватории «Чандра» показали наличие большого числа маломассивных рентгеновских двойных звезд в эллиптических и линзовидных галактиках, а также в балджах — центральных сферических компонентах — дисковых галактик. Распределение источников по светимостям хорошо описывается двумя компонентами, граница между которыми соответствует светимости порядка (2-3) 1038 эрг/с. Т.к. эта величина примерно соответствует максимальной (т.н. Эддингтоновской) светимости объекта с массой 1.4 Мо, то возможно, что более мощные источники являются аккрецирующими черными дырами, а менее мощные — нейтронными звездами. Т.о. с некоторой долей уверенности можно говорить, что мы видим в галактиках ранних типов — эллиптических и линзовидных — тесные двойные системы как с черными дырами (самые яркие источники), так и с нейтронными звездами (менее яркие).

• ...Среди прочих лептонов в 1936 году, среди продуктов взаимодействий космических лучей, был открыт мюон. Он оказался одной из первых известных нестабильных субатомных частиц, которая во всех отношениях, кроме стабильности, напоминает электрон, то есть имеет тот же заряд и спин и участвует в тех же взаимодействиях, но имеет бóльшую массу. Примерно за две миллионные доли секунды мюон распадается на электрон и два нейтрино. На долю мюона приходится значительная часть фонового космического излучения, которое регистрируется на поверхности Земли счетчиком Г. Гейгера...

• Галактика, в которой мы живем, — Млечный Путь — настоящий исполин по галактическим меркам. Среди галактик местной группы лишь Туманность Андромеды может тягаться с нашим домом по количеству звезд, размерам и массе. Однако сферы влияния гигантов давно поделены, и нашу галактику окружают десятки, а может, и сотни галактик-спутников.
    Сейчас известны по крайней мере 23 спутника нашей галактики. Некоторые из них светятся, как миллиарды солнц, и жителям Южного полушария нашей планеты отлично знакомы Магеллановы облака — крупнейшие спутники нашей Галактики, не заметить которые на ночном небе невозможно даже невооруженным глазом.

• Теория эволюции звезд основана на диаграмме «спектр-светимость». Спектр звезды связан с температурой ее поверхностных слоев, светимость — это количество световой энергии, излучаемой звездой в единицу времени. По оси абсцисс откладывается последовательность спектральных классов, по оси ординат — светимость. Звезды Галактики изображаются на диаграмме точками. Точки могли бы расположиться как попало, могли бы сгуститься к одной линии. Но они сгущаются к нескольким линиям и областям, из которых выделяются пять. Им соответствуют группы звезд: звезды главной последовательности, субкарлики, красные гиганты, сверхгиганты, белые карлики. Сопоставляя диаграммы «спектр-светимость», составленные для различных звездных скоплений, можно с уверенностью утверждать, что звезды главной последовательности на определенном этапе эволюции превращаются в красные гиганты. Из диаграмм также видно, как это происходит: температура звезды начинает уменьшаться, размеры и светимость, наоборот, увеличиваются. Через некоторое время температура опять начинает расти. Скорость эволюции определяется начальной массой звезды.

• За последнее время вблизи Земли пролетели несколько сравнительно крупных небесных тел. Сильную тревогу вызвало в 1936 г. прохождение астероида Адонис на расстоянии около 2 млн. км от Земли. А настоящую панику вызвал в 1937 г. астероид Гермес, имеющий диаметр ≈1,5 км, промчавшийся лишь на расстоянии 800 тыс. км от Земли (удвоенное расстояние до Луны). Позже (в 1992 г.) большой ажиотаж был связан с приближением к Земле малой планеты Тоутатис. Астероид диаметром около полукилометра пролетел мимо Земли 19 мая 1996 г. на расстоянии всего 450 тыс. км.

• ...Несмотря на то, что идея коллапса кажется простой (при сжатии ядра выделяется энергия гравитационной связи, за счет которой выбрасываются внешние слои вещества), трудно понять процесс в деталях. В конце жизни у звезды с массой более 10 масс Солнца образуется слоеная структура, с глубиной появляются слои все более тяжелых элементов.
    Ядро состоит в основном из железа, а равновесие звезды поддерживается квантовым отталкиванием электронов.
    Но в конце концов масса звезды подавляет электроны, которые вжимаются в атомные ядра, где начинают реагировать с протонами и образовывать нейтроны и электронные нейтрино. В свою очередь, нейтроны и оставшиеся протоны прижимаются друг к другу все сильнее, пока их собственная сила отталкивания не начнет действовать и не остановит коллапс.

• ...И тут внимание исследователей привлекла давняя и очень любопытная гипотеза космических струн. Постичь ее трудно, представить наглядно просто невозможно: струны можно только описать сложными математическими формулами. Эти загадочные одномерные образования не излучают света и обладают огромной плотностью — один метр такой "ниточки" весит больше Солнца. А если их масса так велика, то и гравитационное поле, пусть даже растянутое в линию, должно значительно отклонять световые лучи. Однако линзы уже сфотографированы, а космические струны и "черные дыры" пока существуют лишь в уравнениях математиков. Из этих уравнений следует, что возникшая сразу после Большого взрыва космическая струна должна быть "замкнута" на границы Вселенной. Но границы эти так далеки, что середина струны их "не чувствует" и ведет себя, как кусок упругой проволоки в свободном полете или как леска в бурном потоке. Струны изгибаются, перехлестываются и рвутся. Оборванные концы струн тут же соединяются, образуя замкнутые куски. И сами струны, и отдельные их фрагменты летят сквозь Вселенную со скоростью, близкой к скорости света.

• Итак, знакомимся с действующими лицами драмы. Коричневый карлик 2M1207 спектрального класса M8 (его можно увидеть хорошо вооруженным глазом в созвездии Центавр) и его небольшой компаньон — планета 2M1207b. Последняя уже несколько лет как мучает ученых своими загадками. И вот теперь новейшее исследование позволило предположить: странные особенности данного объекта объясняются тем, что он рожден в результате совсем недавнего столкновения двух планет.