Креативность и творчество

Пнд, 04/13/2015 - 19:32

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Метод газетных вырезок. Эту методику лучше всего использовать самому, особенно в случаях, когда очевидного решения поставленной задачи нету и даже не знаешь от чего отталкиваться. Суть проста — читаем заголовок и придумываем решение проблемы, опираясь на название или содержание выбранного текста. Очень похоже на метод произвольно выбранных слов (придумываем любое слово и с его помощью решаем наше задание). Например, составляю задание: придумать Вам задачу. Беру первую попавшуюся газету в руки, открываю на произвольной странице и читаю: «Чтоб на работе — как сыр в масле». Задание: придумайте такой продукт, который бы сочетал сыр и масло. Далее беру еще одну газету (чтобы решить выбранный пример), проделываю то же самое: «Передня рука б’є майже безупину». Вариант решения: бутерброд с отбивной и сыром, поверх намазанного маслом хлеба. Данная методика очень помогает как практически — решить актуальную задачу, так и теоретически — позволяет поднять на более высокий уровень способности нестандартно мыслить и искать ответ во всем, что нас окружает.

Метод «потока». Этот вариант заключается в предложении максимального количества решений проблемы за определенное время. По сути, это индивидуальный мозговой штурм. Его реализация довольно проста. Берем лист бумаги А4, устанавливаем таймер на 15-20 минут и начинаем записывать на нашу «Tabula rasa» все идеи, что придут в голову. По истечении времени бумагу следует отложить на некоторое время (пару часов или даже несколько дней). Затем взять и все перечитать. Среди всей этой ахинеи мы найдем как минимум несколько полезных вариантов. Данная методика позволяет активизировать скрытый потенциал человека, проникая в сферу его подсознания. Примеров не привожу, дабы сэкономить собственное время, зрение читателей и продуктивную площадь на странице издания. Думаю, тут и так все понятно. Если кто-то захочет попробовать, то проблемы с реализацией на практике возникнуть не должны.

Метод заданного диапазона. Скорее является дополнением для других методик, чем самостоятельным упражнением. Его суть заключается в регулировании диапазона креативности нашего творческого поиска. То есть, мы выбираем крайние вариации полета фантазии: от самого консервативного (очевидного) решения до наиболее фантастического. Дальнейшую работу мы проводим непосредственно в этих пределах, не обращая внимания на идеи, выходящие за рамки допустимого диапазона.

Если среди читателей есть биологи, то им объясню еще доступнее: в данной методике мы устанавливаем норму реакции нашего креативного решения.
Для остальных будет такая трактовка. Допустим, наше задание — открыть и раскрутить гостиницу. Будем выдвигать и рассматривать все варианты в пределах от двух до четырех звезд, не выше и не ниже. Этот метод применим как в индивидуальных, так и в коллективных методах работы.

Метод провокаций. Этот вариант решения поставленной задачи предлагает рассмотреть стандартную ситуацию в нестандартном ракурсе. Ярким примером служит момент в одном из моих любимых современных мультфильмов — «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». А именно: ситуация, когда князь решил покататься на слоне в Царьграде. Обычно человек платит за то, чтобы его посадили на зверюшку. Хитрый торговец был явно специалистом в креативных методиках и брал плату за то, чтобы снять клиента со слона. То есть, стандартным остается все — и услуга и прибыль, креативен лишь способ ее получения.

Метод переворачивания аналогий и признаков. Заключается в «переворачивании» основных характеристик искомого объекта или явления. По-другому это упражнение я предлагаю называть «методом антонимов». К примеру, у каждого есть лампа, которая освещает помещение, — а давайте придумаем лампу, которая будет его затемнять. Или же, если спортсмены соревнуются на самого быстрого бегуна, надо провести конкурс на самого медленного. По сути, ярким обыденным примером служит игра в поддавки (шахматы, шашки и пр.). Только, думаю, когда ее изобретали — ни о каком креативе еще и не задумывались, тем более о его методах.

Метод вымышленных персонажей. Работа в этом направлении напоминает действия при фантастической аналогии синектики. Для решения поставленной задачи мы представляем, чтобы сделал на нашем месте какой-нибудь вымышленный персонаж вроде Бэтмена или Дональда Дака. Но данную методику можно расширить, воображая не только сказочных существ, но и реальных людей, Ваших знакомых или просто знаменитостей, которые справились бы с этой задачей лучше. Например, так можно придумать креативную группу, состоящую из Насти Каменской, Чебурашки, Тимошенко и соседа по лестничной площадке, которые будут трудиться над проблемой написания Вашего годового отчета.

Метод ментальных карт. Крайне эффективен для стимуляции пошагового мышления и структурирования творческого поиска. Для этого необходимо представить креативный акт в виде дерева, где ствол — наше задание, а его ветви — возможные пути решения. Это упражнение имеет определенное сходство с методом ключевых понятий, при котором следует написать в центре листа ключевое слово, а возле него все пришедшие в голову варианты решения поставленной задачи.

Далее предлагаю свою собственную методику повышения творческого потенциала. Она заключается в том, чтобы объединить воедино определенное количество совершенно различных и на первый взгляд абсолютно не связанных между собой, предметов или явлений. Число рабочих объектов может быть сколько угодно большим. Но начинать рекомендую с трех-четырех, постепенно повышая их численность.

К примеру, называем три совершенно произвольно пришедшие в голову слова: самолет, креветка, Африка. Далее пробуем объединить их воедино! Подскажу, как в такой ситуации поступаю я. Для начала выбираем один объект за матрицу (основу), на которую будем наращивать плоть будущего «шедевра».
Рассмотрим три варианта:

1) дословный: «Кто не закажет в нашем самолете килограмм креветок, будет выброшен над Африкой», или «Купивший у нас много креветок может выиграть перелет на самолете в Африку», или «Купивший самолет в Африке получает в подарок креветку».
2) образный: «Упаковка креветок с картой Африки и изображением самолета».
Оба предыдущих способа использовали целостный образ. В третьем варианте займемся разделением и смешиванием.
3) креативный: например, возьмем от самолета крылья, от креветки креветку, от Африки песок. Предлагаю игрушку: «Крылатая креветка, закапывающаяся в песок». Вот и появился очередной шедевр гениальной мысли креативного менеджера. Главное, чтобы ему за это еще и премию выписали!

Суммируя все выше описанное, хочу вернуться к началу статьи, конкретно к тому месту, где я говорил работникам интеллектуальной сферы о необходимости приспособления их навыков к жестким рамкам реалий современности. Следующая информация адресована именно этой категории населения.
Для начала научному или педагогическому работнику следует понять одну простую вещь — какая бы ни была у него актуальная с точки зрения науки тематика исследований, современное общество она «в чистом виде» мало чем заинтересует. А вот если ее немного «подкреативить» — то совсем другое дело: и народу понравится, и денег, возможно, заработаете, да еще и любимым делом продолжите заниматься. Во-первых, следует отключить шаблонный тип мышления, перебороть в себе тень бюрократической академичности и вдохнуть полной грудью воздух с ароматом творческой свободы. Во-вторых, необходимо разобраться в исследуемой Вами теме, понять ее органическую суть, а не внешние проявления, которым суждено стать сухими табличными данными. Для облегчения этого процесса можете представить себя древним самураем, держащим в руках меч (Ваша научная работа). Подобно тому, как человек и оружие превращались в единое целое, так и Вам необходимо слиться со своей тематикой. Очень важно что-то знать, но еще лучше это осознавать, понимать и умело использовать.

После того, как Вы проникнетесь в свою тему исследований, необходимо проанализировать наибольшее количество вариантов ее применения. Причем не стоит ограничиваться только научными аспектами. В данном случае Вам нужно перейти скорее к практическому внедрению затрачиваемых усилий, что выйдет далеко за рамки скучных учебников и снотворных конференций.

Предлагаю схему, на мой взгляд, идеальную для научного креатива:
1) Полностью разберитесь в своей теме;
2) Узнайте, что уже сделано, не только в Украине, но и за рубежом (поможет Интернет);
3) Рисуете схему, в центре которой находится Ваша тема, а по краям все другие сферы деятельности (прочие науки, философия, спорт, искусства и т.п.). Соединяете композицию стрелочками от центра к краям, пытаясь в каждом направлении придумать возможное применение вашей темы, пусть даже и заведомо наивное. При этом следует определиться не только в том, чем Ваша тема может быть полезна другим направлениям, но и в том, чем они могут пригодиться Вашим разработкам;
4) Далее подытоживаете все Ваши идеи, еще раз их рассматриваете (но уже скептически), пытаясь понять все сильные и слабые их стороны;
5) Отбираете самые достойные предположения;
6) Отвечаете на вопрос о том, что Вы можете реально сделать, а чего пока еще нет;
7) Еще раз тщательно пересматриваете Интернет, пытаясь найти аналоги Ваших идей;
8) Если таковых не найдено — поздравляю, Вы смогли генерировать что-то по-настоящему новое, вполне конкурентоспособное и, возможно, востребованное в современном обществе. Останется только раскрутить идею и попытаться на ней заработать.

Эта последовательность размышлений реально помогает сделать «креативное открытие» и тем самым заявить о себе во всеуслышание. Вполне возможно, что ноу-хау принесет Вам не только известность, но и неплохую материальную выгоду, тем самым помогая реализовать основную цель любого креативщика — возможность заработать на своем творчестве, сделать его понятным и актуальным для современников.

Но не только ученые и учителя могут, исходя из этой схемы, слыть изобретателями и первооткрывателями. Любой человек способен стать гигантом креатива. Для этого достаточно проанализировать свои умения и способности, по новому взглянуть на трудовую деятельность или хобби. Наша реальность способна породить бесчисленное множество всевозможных изобретений и нестандартных решений, которые с нетерпением ждут часа, когда они появятся благодаря стараниям очередного креативного человека, принеся ему известность и прибыль. И если в природе существует какое-либо задание, то где-то уже есть и возможное его решение, просто следует немного сконцентрироваться и поверить в свои силы. Будьте креативны — и все у Вас получится.

Другие материалы рубрики


  • ...А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта? Чтобы по достоинству оценить цифры, которые я приведу чуть ниже, нужно хорошо представлять себе, что за инженерное сооружение такое - римская дорога. Сначала - роется траншея глубиной примерно метр. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои - крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка... "Слоеный пирог" заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие - каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. На секунду напомню, что экскаваторов тогда не было. И камни обтесывали вручную.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Чем нас влечет будущее? Нашим разумом владеет неуемное желание узнать то, чего еще нет, увидеть то, что ожидает человечество и определит облик следующей эпохи. Эта жажда познания подталкивает ученых исследовать будущее, создавая его теоретические модели. В общей массе футурологических прогнозов встречаются такие, в которых ведется речь о системном масштабном кризисе и ставится вопрос о завершении планетарного цикла истории. В других же, наоборот, говорится о вариантности будущего — веере различных сценариев грядущего. Что же ожидает нас в дальнейшем: финал или новый виток развития? И какие моменты необходимо учитывать при создании объективной картины будущего?

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Основной признак мошенничества, указанный в уголовных кодексах — использование неосведомленности другого лица с целью нанесения ему материального ущерба. Однако каждому понятно, как трудно доказать эту цель. А уж людей, не осведомленных в вопросах, скажем, ядерной физики, — пруд пруди. Сами, можно сказать, напрашиваются.
    С другой стороны, что чаще всего пишут в результатах общеизвестного анализа? «Яйца глист не обнаружены». То есть, может быть, они и есть, но не обнаружены. Может, смотрели плохо. То же самое можно отнести к проверке любого сомнительного эксперимента, автору которого удалось получить «умопомрачительные» результаты. Главное здесь — чтобы этим результатам поверил хоть кто-нибудь в научном сообществе. Остальное приложится. «Вы не видите результата? Плохо смотрели — вот NN видит». Надо повторять, и результат будет.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Специалисты из Массачусетского технологического института разработали уникальную программу искусственного интеллекта, способную воспринимать и анализировать большую массу данных науки и опережающую человека в уровне интуитивного развития.
    Учёные заявляют, что созданный аппарат анализа данных призван быть помощником для интеллекта человека, а не его заместителем. В данный момент специалисты обладают огромным массивом научной информации, которую нужно исследовать. Разработчики надеются, что интеллектуальную машину для переработки данных можно будет использовать по назначению уже совсем скоро.



  • Думается, что угроза, хотя и реальная, но весьма отдаленного будущего. Дело в том, что интеллект как таковой может зародиться в мозге, имеющем определенную критическую массу. Природа смогла дать всего один-единственный пример — мозг человека, который остается самым загадочным и сложным объектом в доступном нам мире. Вес этого живого «нейрокомпьютера» никак не бывает меньше килограмма. К живым существам на Земле с таким и даже более крупным мозгом относится не так уж и много организмов — на суше, к примеру, это слоны, в водах Мирового океана — киты и дельфины. И если мозг их по весу и объему сравним или даже превосходит мозг человека, то остаются еще и такие показатели, как структура, архитектоника, принцип функционирования.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • «В антропологическом облике восточных славян отразилась вся сложность и многогранность этнической истории славян и их этногенеза».
    Этими словами Татьяна Алексеева заканчивает свое талантливое исследование «Этногенез восточных славян», вышедшее в свет более четверти века назад.
    Что, кратко говоря, имела в виду Алексеева в своем заключении? Очень просто: восточные славяне прошли сложный путь этнической истории, и его можно «прочитать» по их физическому облику. Перефразируя известные слова Льва Толстого, можно сказать, что в этнической истории восточных славян мы наблюдаем сходство несходного с историей ряда других этнических образований и несходство сходного.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...В начале XIX века А. С. Грибоедов показал горе от ума в нашем мире. В его сочинении непонятым и страдающим стал умный человек. За два столетия многое изменилось. Нынче эпитет "умный" - наиболее желанный и почетный для людей; а сам разум - признанный авторитет при решении любых проблем. Однако теперь он окончательно "с сердцем не в ладу". Утратив эту связь, человек многое потерял и в самом себе, но счастья не обрел. При всех внешних достижениях в опустошенном рационализмом внутреннем мире "умных" тревожно, тускло, убого. В итоге формула Грибоедова приобрела прямой смысл: всем людям горе от ума. Они увидели в нем земного Бога, а он оказался кесарем мира сего.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Вот еще пример противоречивости. Парламент некоего государства с маленьким госбюджетом решает, на что истратить народные деньги. Так как средств мало, нужно отдать большую их часть на что-нибудь одно, пренебрегая остальными национальными интересами. Парламент разделился на три примерно равные части. Одна треть желает направить финансы на социальную помощь населению, другая треть - на развитие рынка, и, наконец, оставшиеся депутаты хотят, чтобы эти деньги были истрачены на реформу Министерства обороны. Так как все депутаты уверены в своей правоте, найти общий язык они не могут. Сдаваться никто не намерен, каждый гнет свою линию. Это замкнутый круг, ведь какая бы точка зрения ни возобладала, большинство будет считать, что деньги истрачены неправильно. Большинство всегда будет в проигрыше.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвященный Статуе Свободы. А в 1903 пять строк из ее сонета украсили ее пьедестал.

    «Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!
    Взываю молча. Дайте мне усталый ваш народ,
    Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
    Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
    Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
    Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

    Такими словами приветствовала тех, кто прибывал в США в 1911 г., Статуя Свободы. А дальше… Ну что, казалось бы, может быть проще высадки с корабля по прибытию к цели путешествия. Действительно, обычно это очень просто. Как только судно причаливает к берегу, багаж пассажиров осматривают таможенные чиновники, иногда они просят предъявить документы, удостоверяющие личность, — и пассажиры выходят на берег.



  • Квадратные в плане славянские жилища, в большом количестве обнаруженные на территории современной Украины, всегда четко ориентированы по сторонам света либо сторонами, либо углами. Вход обязательно находился с южной или юго-восточной стороны, а у противоположной стены складывали очаг. Такие же условия при строительстве человеческого жилья соблюдали и некоторые другие народы, например древние скандинавы. При этом вход в строения, посвященные предкам, «жилища смерти», устраивали на севере, который считался стороной смерти. Полагают, что и славянам были не чужды подобные представления. С этой точки зрения очень интересен образ избушки на курьих ножках, обращенной «к лесу передом».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4