Креативность и творчество

Пнд, 04/13/2015 - 19:32

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Метод газетных вырезок. Эту методику лучше всего использовать самому, особенно в случаях, когда очевидного решения поставленной задачи нету и даже не знаешь от чего отталкиваться. Суть проста — читаем заголовок и придумываем решение проблемы, опираясь на название или содержание выбранного текста. Очень похоже на метод произвольно выбранных слов (придумываем любое слово и с его помощью решаем наше задание). Например, составляю задание: придумать Вам задачу. Беру первую попавшуюся газету в руки, открываю на произвольной странице и читаю: «Чтоб на работе — как сыр в масле». Задание: придумайте такой продукт, который бы сочетал сыр и масло. Далее беру еще одну газету (чтобы решить выбранный пример), проделываю то же самое: «Передня рука б’є майже безупину». Вариант решения: бутерброд с отбивной и сыром, поверх намазанного маслом хлеба. Данная методика очень помогает как практически — решить актуальную задачу, так и теоретически — позволяет поднять на более высокий уровень способности нестандартно мыслить и искать ответ во всем, что нас окружает.

Метод «потока». Этот вариант заключается в предложении максимального количества решений проблемы за определенное время. По сути, это индивидуальный мозговой штурм. Его реализация довольно проста. Берем лист бумаги А4, устанавливаем таймер на 15-20 минут и начинаем записывать на нашу «Tabula rasa» все идеи, что придут в голову. По истечении времени бумагу следует отложить на некоторое время (пару часов или даже несколько дней). Затем взять и все перечитать. Среди всей этой ахинеи мы найдем как минимум несколько полезных вариантов. Данная методика позволяет активизировать скрытый потенциал человека, проникая в сферу его подсознания. Примеров не привожу, дабы сэкономить собственное время, зрение читателей и продуктивную площадь на странице издания. Думаю, тут и так все понятно. Если кто-то захочет попробовать, то проблемы с реализацией на практике возникнуть не должны.

Метод заданного диапазона. Скорее является дополнением для других методик, чем самостоятельным упражнением. Его суть заключается в регулировании диапазона креативности нашего творческого поиска. То есть, мы выбираем крайние вариации полета фантазии: от самого консервативного (очевидного) решения до наиболее фантастического. Дальнейшую работу мы проводим непосредственно в этих пределах, не обращая внимания на идеи, выходящие за рамки допустимого диапазона.

Если среди читателей есть биологи, то им объясню еще доступнее: в данной методике мы устанавливаем норму реакции нашего креативного решения.
Для остальных будет такая трактовка. Допустим, наше задание — открыть и раскрутить гостиницу. Будем выдвигать и рассматривать все варианты в пределах от двух до четырех звезд, не выше и не ниже. Этот метод применим как в индивидуальных, так и в коллективных методах работы.

Метод провокаций. Этот вариант решения поставленной задачи предлагает рассмотреть стандартную ситуацию в нестандартном ракурсе. Ярким примером служит момент в одном из моих любимых современных мультфильмов — «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». А именно: ситуация, когда князь решил покататься на слоне в Царьграде. Обычно человек платит за то, чтобы его посадили на зверюшку. Хитрый торговец был явно специалистом в креативных методиках и брал плату за то, чтобы снять клиента со слона. То есть, стандартным остается все — и услуга и прибыль, креативен лишь способ ее получения.

Метод переворачивания аналогий и признаков. Заключается в «переворачивании» основных характеристик искомого объекта или явления. По-другому это упражнение я предлагаю называть «методом антонимов». К примеру, у каждого есть лампа, которая освещает помещение, — а давайте придумаем лампу, которая будет его затемнять. Или же, если спортсмены соревнуются на самого быстрого бегуна, надо провести конкурс на самого медленного. По сути, ярким обыденным примером служит игра в поддавки (шахматы, шашки и пр.). Только, думаю, когда ее изобретали — ни о каком креативе еще и не задумывались, тем более о его методах.

Метод вымышленных персонажей. Работа в этом направлении напоминает действия при фантастической аналогии синектики. Для решения поставленной задачи мы представляем, чтобы сделал на нашем месте какой-нибудь вымышленный персонаж вроде Бэтмена или Дональда Дака. Но данную методику можно расширить, воображая не только сказочных существ, но и реальных людей, Ваших знакомых или просто знаменитостей, которые справились бы с этой задачей лучше. Например, так можно придумать креативную группу, состоящую из Насти Каменской, Чебурашки, Тимошенко и соседа по лестничной площадке, которые будут трудиться над проблемой написания Вашего годового отчета.

Метод ментальных карт. Крайне эффективен для стимуляции пошагового мышления и структурирования творческого поиска. Для этого необходимо представить креативный акт в виде дерева, где ствол — наше задание, а его ветви — возможные пути решения. Это упражнение имеет определенное сходство с методом ключевых понятий, при котором следует написать в центре листа ключевое слово, а возле него все пришедшие в голову варианты решения поставленной задачи.

Далее предлагаю свою собственную методику повышения творческого потенциала. Она заключается в том, чтобы объединить воедино определенное количество совершенно различных и на первый взгляд абсолютно не связанных между собой, предметов или явлений. Число рабочих объектов может быть сколько угодно большим. Но начинать рекомендую с трех-четырех, постепенно повышая их численность.

К примеру, называем три совершенно произвольно пришедшие в голову слова: самолет, креветка, Африка. Далее пробуем объединить их воедино! Подскажу, как в такой ситуации поступаю я. Для начала выбираем один объект за матрицу (основу), на которую будем наращивать плоть будущего «шедевра».
Рассмотрим три варианта:

1) дословный: «Кто не закажет в нашем самолете килограмм креветок, будет выброшен над Африкой», или «Купивший у нас много креветок может выиграть перелет на самолете в Африку», или «Купивший самолет в Африке получает в подарок креветку».
2) образный: «Упаковка креветок с картой Африки и изображением самолета».
Оба предыдущих способа использовали целостный образ. В третьем варианте займемся разделением и смешиванием.
3) креативный: например, возьмем от самолета крылья, от креветки креветку, от Африки песок. Предлагаю игрушку: «Крылатая креветка, закапывающаяся в песок». Вот и появился очередной шедевр гениальной мысли креативного менеджера. Главное, чтобы ему за это еще и премию выписали!

Суммируя все выше описанное, хочу вернуться к началу статьи, конкретно к тому месту, где я говорил работникам интеллектуальной сферы о необходимости приспособления их навыков к жестким рамкам реалий современности. Следующая информация адресована именно этой категории населения.
Для начала научному или педагогическому работнику следует понять одну простую вещь — какая бы ни была у него актуальная с точки зрения науки тематика исследований, современное общество она «в чистом виде» мало чем заинтересует. А вот если ее немного «подкреативить» — то совсем другое дело: и народу понравится, и денег, возможно, заработаете, да еще и любимым делом продолжите заниматься. Во-первых, следует отключить шаблонный тип мышления, перебороть в себе тень бюрократической академичности и вдохнуть полной грудью воздух с ароматом творческой свободы. Во-вторых, необходимо разобраться в исследуемой Вами теме, понять ее органическую суть, а не внешние проявления, которым суждено стать сухими табличными данными. Для облегчения этого процесса можете представить себя древним самураем, держащим в руках меч (Ваша научная работа). Подобно тому, как человек и оружие превращались в единое целое, так и Вам необходимо слиться со своей тематикой. Очень важно что-то знать, но еще лучше это осознавать, понимать и умело использовать.

После того, как Вы проникнетесь в свою тему исследований, необходимо проанализировать наибольшее количество вариантов ее применения. Причем не стоит ограничиваться только научными аспектами. В данном случае Вам нужно перейти скорее к практическому внедрению затрачиваемых усилий, что выйдет далеко за рамки скучных учебников и снотворных конференций.

Предлагаю схему, на мой взгляд, идеальную для научного креатива:
1) Полностью разберитесь в своей теме;
2) Узнайте, что уже сделано, не только в Украине, но и за рубежом (поможет Интернет);
3) Рисуете схему, в центре которой находится Ваша тема, а по краям все другие сферы деятельности (прочие науки, философия, спорт, искусства и т.п.). Соединяете композицию стрелочками от центра к краям, пытаясь в каждом направлении придумать возможное применение вашей темы, пусть даже и заведомо наивное. При этом следует определиться не только в том, чем Ваша тема может быть полезна другим направлениям, но и в том, чем они могут пригодиться Вашим разработкам;
4) Далее подытоживаете все Ваши идеи, еще раз их рассматриваете (но уже скептически), пытаясь понять все сильные и слабые их стороны;
5) Отбираете самые достойные предположения;
6) Отвечаете на вопрос о том, что Вы можете реально сделать, а чего пока еще нет;
7) Еще раз тщательно пересматриваете Интернет, пытаясь найти аналоги Ваших идей;
8) Если таковых не найдено — поздравляю, Вы смогли генерировать что-то по-настоящему новое, вполне конкурентоспособное и, возможно, востребованное в современном обществе. Останется только раскрутить идею и попытаться на ней заработать.

Эта последовательность размышлений реально помогает сделать «креативное открытие» и тем самым заявить о себе во всеуслышание. Вполне возможно, что ноу-хау принесет Вам не только известность, но и неплохую материальную выгоду, тем самым помогая реализовать основную цель любого креативщика — возможность заработать на своем творчестве, сделать его понятным и актуальным для современников.

Но не только ученые и учителя могут, исходя из этой схемы, слыть изобретателями и первооткрывателями. Любой человек способен стать гигантом креатива. Для этого достаточно проанализировать свои умения и способности, по новому взглянуть на трудовую деятельность или хобби. Наша реальность способна породить бесчисленное множество всевозможных изобретений и нестандартных решений, которые с нетерпением ждут часа, когда они появятся благодаря стараниям очередного креативного человека, принеся ему известность и прибыль. И если в природе существует какое-либо задание, то где-то уже есть и возможное его решение, просто следует немного сконцентрироваться и поверить в свои силы. Будьте креативны — и все у Вас получится.

Другие материалы рубрики


  • ...Западный фронт. Германские подразделения ночью скрытно проникли в обширную рощу с прилегающей к ней разрушенной деревней и готовились к атаке. Французские и бельгийские командиры не знали о численности вражеских войск и артиллерии. И тогда в воздух поднялся аэроплан для разведки. Вместе с пилотом в нем находился бельгийский король Альберт I. Немцы открыли по машине сильный огонь. Шрапнель рвалась совсем рядом. Но самолет не ретировался. Избегая попаданий, он маневрировал, то спускаясь по крутой спирали вниз, то стремительно поднимаясь зигзагами вверх.
    С аэроплана были выброшены сигналы, и тяжелая артиллерия союзников обрушила град снарядов по обнаруженному скоплению противника. Только после этого самолет приземлился. Германская пехота понесла большие потери...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • В годы Великой Отечественной войны в связи с мобилизацией всех сил и средств на нужды фронта количество выходящих в СССР периодических изданий повсеместно резко сократилось. Однако продолжали выходить все центральные, областные, районные газеты и малоформатные многотиражки на некоторых предприятиях, так что печатного слова в стране, в общем-то, меньше не стало. Не стало оно также ни более умным, ни более правдивым, зато его откровенно лживый характер стал виден буквально за версту…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Испокон веков люди прятали ценности, даже когда их сокровищам не угрожала никакая опасность. Причиной тому зачастую была вера в загробную жизнь, и у многих древних народов принято было готовиться загодя к потустороннему существованию. И хотя народная мудрость гласит: “В гроб с собой золото не возьмешь”, — древние предпочитали свои сокровища прихватывать на тот свет.
    В исландских сагах рассказывается, как некто Скаллагрим, заботясь о своем загробном будущем, еще при жизни утопил в болоте сундук с серебром. Его сын Эгиль, известный скальд (поэт-певец у древних скандинавов), получил в награду от английского короля два сундука с серебром и незадолго до своей смерти с помощью рабов зарыл сокровища в укромном месте, а рабов перебил. А предводитель викингов города Йомсборга, Буи Толстый, когда его смертельно ранили в морском бою, поспешил выпрыгнуть с двумя сундуками золота за борт корабля — таким образом он материально обеспечил свое прибытие в мир праотцов.
    В течение тысячелетий копилось на земле богатство, чтобы затем уйти вместе с владыками в землю или исчезнуть в пламени погребального костра. Особой пышностью сопровождались похороны любимца Александра Македонского Гефистиона: в погребальный костер были брошены оружие, золото, серебро и драгоценная одежда умершего. В 410 году в Италии умер король готов — Аларих. Чтобы оградить место захоронения своего короля, его подданные перегородили реку плотиной, а когда русло обнажилось, вырыли на дне реки огромную усыпальницу.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...В начале XIX века А. С. Грибоедов показал горе от ума в нашем мире. В его сочинении непонятым и страдающим стал умный человек. За два столетия многое изменилось. Нынче эпитет "умный" - наиболее желанный и почетный для людей; а сам разум - признанный авторитет при решении любых проблем. Однако теперь он окончательно "с сердцем не в ладу". Утратив эту связь, человек многое потерял и в самом себе, но счастья не обрел. При всех внешних достижениях в опустошенном рационализмом внутреннем мире "умных" тревожно, тускло, убого. В итоге формула Грибоедова приобрела прямой смысл: всем людям горе от ума. Они увидели в нем земного Бога, а он оказался кесарем мира сего.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Основной признак мошенничества, указанный в уголовных кодексах — использование неосведомленности другого лица с целью нанесения ему материального ущерба. Однако каждому понятно, как трудно доказать эту цель. А уж людей, не осведомленных в вопросах, скажем, ядерной физики, — пруд пруди. Сами, можно сказать, напрашиваются.
    С другой стороны, что чаще всего пишут в результатах общеизвестного анализа? «Яйца глист не обнаружены». То есть, может быть, они и есть, но не обнаружены. Может, смотрели плохо. То же самое можно отнести к проверке любого сомнительного эксперимента, автору которого удалось получить «умопомрачительные» результаты. Главное здесь — чтобы этим результатам поверил хоть кто-нибудь в научном сообществе. Остальное приложится. «Вы не видите результата? Плохо смотрели — вот NN видит». Надо повторять, и результат будет.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Надо быть крайне осторожным и взвешенным в оценках, когда сталкиваешься с такой огромной и неоднозначной страной, как Америка (хотя это и очень непросто). Чтобы представить себе жизнь в новоанглийской деревне, нужно раз и навсегда отрешиться от предрассудков. В сороковые годы прошлого века историк Льюис Мэмфорд высмеял излишне идеализированное представление об американцах как об отважных «пионерах», будто бы сбросивших ветхие одежды Европы и создающих новые формы социально-экономической жизни. В действительности, писал он, в поселениях Нового Света «вспыхнули в последний раз потухающие отблески средневекового строя». Впрочем, в Новой Англии условия были все же иными, чем в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Бывают два цветка. Две рыбы. Два камешка. И бывают (по крайней мере, 50 лет тому назад еще бывали) люди, настолько первобытные, что они в своем языке обозначали два цветка одним словом, а для трех цветков существовало совсем другое слово и т.д. Они не улавливали, что между двумя цветками и двумя рыбами есть нечто общее — их число, не умели считать, не мыслили числовыми категориями. Естественно, что математики у них тем более не было.
    Чем занимается математика? Она освобождает от конкретной ткани вещей и явлений такие их характеристики, как количество, формы, отношения между ними, и получает их абстрактные схемы — по сути дела упрощенные модели, — лишенные подробностей конкретного содержания. С одной стороны, поступая так, она сильно обедняет реальный мир, а с другой — ее модели приобретают неслыханную универсальность, позволяющую применять их далеко за рамками того материала, на котором они строились. Но самое главное, пожалуй, в том, что они позволяют накладывать их на реальный мир и определять степень их соответствия ему — то есть быть рабочими гипотезами, проверяемыми экспериментально.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Процесс мумифицирования был довольно долгим и кропотливым, он длился 70 дней. Сразу же после предполагаемой смерти человека жрец делал надрез на левой половине живота умершего и поспешно извлекал нож, чтобы не навлечь на себя гнев близких и родственников покойника. Такой обычай возник в результате случаев преждевременного ошибочного установления смерти. Затем помощники извлекали внутренние органы, за исключением сердца, средоточения души и мысли, тщательно промывали их ароматическими жидкостями и заполняли их миром и ароматическими веществами. Затем все вновь помещали на место и зашивали, натерев бальзамирующими веществами. С помощью хитроумного крючка через ноздри покойного извлекали по частям мозг, а полость черепа также заполняли специями. Тело обмывали солевым раствором и оставляли на 70 дней, затем обмывали еще раз, натирали камедью, обертывали полотнами тканей и помещали в деревянный саркофаг.
    Египтяне считали, что «Душа» Ба — сокол с человеческой головой — «жизненная сила» человека: человек умирает, когда Ба покидает тело, вылетая через рот, и оживает после возвращения Ба к мумии. Именно поэтому и бальзамировали умерших, чтобы сохранить тело нетленным для «души» Ба.
    Самой древней человеческой мумии 7039 лет. Она найдена не в Египте, а в Чили и находится в настоящее время в Сантьяго, в Национальном музее истории природы.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Мы все знаем, что слово может созидать — и слово может разрушать! Но, пожалуй, нет и не будет лучшего примера, как словами была разрушена великая держава, чем пример с советской печатью в СССР…
    А начиналось все со свободы печати!
    Еще в своей работе «Что делать?» В.И. Ленин назвал газету не только коллективным агитатором, но и организатором — мол, людей информированных проще поднять на соответствующие политике партии свершения. Поэтому-то почти сразу после Великого Октября все оппозиционные газеты и журналы в стране и были закрыты, чтобы некому было сеять сомнения в умах людей. Теперь «правду» о жизни в стране и за рубежом советским гражданам сообщали только лишь советские издания, и, надо сказать, на первых порах они действительно ее сообщали!