Креативность и творчество

Пнд, 04/13/2015 - 19:32

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ

Метод газетных вырезок. Эту методику лучше всего использовать самому, особенно в случаях, когда очевидного решения поставленной задачи нету и даже не знаешь от чего отталкиваться. Суть проста — читаем заголовок и придумываем решение проблемы, опираясь на название или содержание выбранного текста. Очень похоже на метод произвольно выбранных слов (придумываем любое слово и с его помощью решаем наше задание). Например, составляю задание: придумать Вам задачу. Беру первую попавшуюся газету в руки, открываю на произвольной странице и читаю: «Чтоб на работе — как сыр в масле». Задание: придумайте такой продукт, который бы сочетал сыр и масло. Далее беру еще одну газету (чтобы решить выбранный пример), проделываю то же самое: «Передня рука б’є майже безупину». Вариант решения: бутерброд с отбивной и сыром, поверх намазанного маслом хлеба. Данная методика очень помогает как практически — решить актуальную задачу, так и теоретически — позволяет поднять на более высокий уровень способности нестандартно мыслить и искать ответ во всем, что нас окружает.

Метод «потока». Этот вариант заключается в предложении максимального количества решений проблемы за определенное время. По сути, это индивидуальный мозговой штурм. Его реализация довольно проста. Берем лист бумаги А4, устанавливаем таймер на 15-20 минут и начинаем записывать на нашу «Tabula rasa» все идеи, что придут в голову. По истечении времени бумагу следует отложить на некоторое время (пару часов или даже несколько дней). Затем взять и все перечитать. Среди всей этой ахинеи мы найдем как минимум несколько полезных вариантов. Данная методика позволяет активизировать скрытый потенциал человека, проникая в сферу его подсознания. Примеров не привожу, дабы сэкономить собственное время, зрение читателей и продуктивную площадь на странице издания. Думаю, тут и так все понятно. Если кто-то захочет попробовать, то проблемы с реализацией на практике возникнуть не должны.

Метод заданного диапазона. Скорее является дополнением для других методик, чем самостоятельным упражнением. Его суть заключается в регулировании диапазона креативности нашего творческого поиска. То есть, мы выбираем крайние вариации полета фантазии: от самого консервативного (очевидного) решения до наиболее фантастического. Дальнейшую работу мы проводим непосредственно в этих пределах, не обращая внимания на идеи, выходящие за рамки допустимого диапазона.

Если среди читателей есть биологи, то им объясню еще доступнее: в данной методике мы устанавливаем норму реакции нашего креативного решения.
Для остальных будет такая трактовка. Допустим, наше задание — открыть и раскрутить гостиницу. Будем выдвигать и рассматривать все варианты в пределах от двух до четырех звезд, не выше и не ниже. Этот метод применим как в индивидуальных, так и в коллективных методах работы.

Метод провокаций. Этот вариант решения поставленной задачи предлагает рассмотреть стандартную ситуацию в нестандартном ракурсе. Ярким примером служит момент в одном из моих любимых современных мультфильмов — «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». А именно: ситуация, когда князь решил покататься на слоне в Царьграде. Обычно человек платит за то, чтобы его посадили на зверюшку. Хитрый торговец был явно специалистом в креативных методиках и брал плату за то, чтобы снять клиента со слона. То есть, стандартным остается все — и услуга и прибыль, креативен лишь способ ее получения.

Метод переворачивания аналогий и признаков. Заключается в «переворачивании» основных характеристик искомого объекта или явления. По-другому это упражнение я предлагаю называть «методом антонимов». К примеру, у каждого есть лампа, которая освещает помещение, — а давайте придумаем лампу, которая будет его затемнять. Или же, если спортсмены соревнуются на самого быстрого бегуна, надо провести конкурс на самого медленного. По сути, ярким обыденным примером служит игра в поддавки (шахматы, шашки и пр.). Только, думаю, когда ее изобретали — ни о каком креативе еще и не задумывались, тем более о его методах.

Метод вымышленных персонажей. Работа в этом направлении напоминает действия при фантастической аналогии синектики. Для решения поставленной задачи мы представляем, чтобы сделал на нашем месте какой-нибудь вымышленный персонаж вроде Бэтмена или Дональда Дака. Но данную методику можно расширить, воображая не только сказочных существ, но и реальных людей, Ваших знакомых или просто знаменитостей, которые справились бы с этой задачей лучше. Например, так можно придумать креативную группу, состоящую из Насти Каменской, Чебурашки, Тимошенко и соседа по лестничной площадке, которые будут трудиться над проблемой написания Вашего годового отчета.

Метод ментальных карт. Крайне эффективен для стимуляции пошагового мышления и структурирования творческого поиска. Для этого необходимо представить креативный акт в виде дерева, где ствол — наше задание, а его ветви — возможные пути решения. Это упражнение имеет определенное сходство с методом ключевых понятий, при котором следует написать в центре листа ключевое слово, а возле него все пришедшие в голову варианты решения поставленной задачи.

Далее предлагаю свою собственную методику повышения творческого потенциала. Она заключается в том, чтобы объединить воедино определенное количество совершенно различных и на первый взгляд абсолютно не связанных между собой, предметов или явлений. Число рабочих объектов может быть сколько угодно большим. Но начинать рекомендую с трех-четырех, постепенно повышая их численность.

К примеру, называем три совершенно произвольно пришедшие в голову слова: самолет, креветка, Африка. Далее пробуем объединить их воедино! Подскажу, как в такой ситуации поступаю я. Для начала выбираем один объект за матрицу (основу), на которую будем наращивать плоть будущего «шедевра».
Рассмотрим три варианта:

1) дословный: «Кто не закажет в нашем самолете килограмм креветок, будет выброшен над Африкой», или «Купивший у нас много креветок может выиграть перелет на самолете в Африку», или «Купивший самолет в Африке получает в подарок креветку».
2) образный: «Упаковка креветок с картой Африки и изображением самолета».
Оба предыдущих способа использовали целостный образ. В третьем варианте займемся разделением и смешиванием.
3) креативный: например, возьмем от самолета крылья, от креветки креветку, от Африки песок. Предлагаю игрушку: «Крылатая креветка, закапывающаяся в песок». Вот и появился очередной шедевр гениальной мысли креативного менеджера. Главное, чтобы ему за это еще и премию выписали!

Суммируя все выше описанное, хочу вернуться к началу статьи, конкретно к тому месту, где я говорил работникам интеллектуальной сферы о необходимости приспособления их навыков к жестким рамкам реалий современности. Следующая информация адресована именно этой категории населения.
Для начала научному или педагогическому работнику следует понять одну простую вещь — какая бы ни была у него актуальная с точки зрения науки тематика исследований, современное общество она «в чистом виде» мало чем заинтересует. А вот если ее немного «подкреативить» — то совсем другое дело: и народу понравится, и денег, возможно, заработаете, да еще и любимым делом продолжите заниматься. Во-первых, следует отключить шаблонный тип мышления, перебороть в себе тень бюрократической академичности и вдохнуть полной грудью воздух с ароматом творческой свободы. Во-вторых, необходимо разобраться в исследуемой Вами теме, понять ее органическую суть, а не внешние проявления, которым суждено стать сухими табличными данными. Для облегчения этого процесса можете представить себя древним самураем, держащим в руках меч (Ваша научная работа). Подобно тому, как человек и оружие превращались в единое целое, так и Вам необходимо слиться со своей тематикой. Очень важно что-то знать, но еще лучше это осознавать, понимать и умело использовать.

После того, как Вы проникнетесь в свою тему исследований, необходимо проанализировать наибольшее количество вариантов ее применения. Причем не стоит ограничиваться только научными аспектами. В данном случае Вам нужно перейти скорее к практическому внедрению затрачиваемых усилий, что выйдет далеко за рамки скучных учебников и снотворных конференций.

Предлагаю схему, на мой взгляд, идеальную для научного креатива:
1) Полностью разберитесь в своей теме;
2) Узнайте, что уже сделано, не только в Украине, но и за рубежом (поможет Интернет);
3) Рисуете схему, в центре которой находится Ваша тема, а по краям все другие сферы деятельности (прочие науки, философия, спорт, искусства и т.п.). Соединяете композицию стрелочками от центра к краям, пытаясь в каждом направлении придумать возможное применение вашей темы, пусть даже и заведомо наивное. При этом следует определиться не только в том, чем Ваша тема может быть полезна другим направлениям, но и в том, чем они могут пригодиться Вашим разработкам;
4) Далее подытоживаете все Ваши идеи, еще раз их рассматриваете (но уже скептически), пытаясь понять все сильные и слабые их стороны;
5) Отбираете самые достойные предположения;
6) Отвечаете на вопрос о том, что Вы можете реально сделать, а чего пока еще нет;
7) Еще раз тщательно пересматриваете Интернет, пытаясь найти аналоги Ваших идей;
8) Если таковых не найдено — поздравляю, Вы смогли генерировать что-то по-настоящему новое, вполне конкурентоспособное и, возможно, востребованное в современном обществе. Останется только раскрутить идею и попытаться на ней заработать.

Эта последовательность размышлений реально помогает сделать «креативное открытие» и тем самым заявить о себе во всеуслышание. Вполне возможно, что ноу-хау принесет Вам не только известность, но и неплохую материальную выгоду, тем самым помогая реализовать основную цель любого креативщика — возможность заработать на своем творчестве, сделать его понятным и актуальным для современников.

Но не только ученые и учителя могут, исходя из этой схемы, слыть изобретателями и первооткрывателями. Любой человек способен стать гигантом креатива. Для этого достаточно проанализировать свои умения и способности, по новому взглянуть на трудовую деятельность или хобби. Наша реальность способна породить бесчисленное множество всевозможных изобретений и нестандартных решений, которые с нетерпением ждут часа, когда они появятся благодаря стараниям очередного креативного человека, принеся ему известность и прибыль. И если в природе существует какое-либо задание, то где-то уже есть и возможное его решение, просто следует немного сконцентрироваться и поверить в свои силы. Будьте креативны — и все у Вас получится.

Другие материалы рубрики


  • ...А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта? Чтобы по достоинству оценить цифры, которые я приведу чуть ниже, нужно хорошо представлять себе, что за инженерное сооружение такое - римская дорога. Сначала - роется траншея глубиной примерно метр. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои - крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка... "Слоеный пирог" заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие - каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. На секунду напомню, что экскаваторов тогда не было. И камни обтесывали вручную.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Испокон веков люди прятали ценности, даже когда их сокровищам не угрожала никакая опасность. Причиной тому зачастую была вера в загробную жизнь, и у многих древних народов принято было готовиться загодя к потустороннему существованию. И хотя народная мудрость гласит: “В гроб с собой золото не возьмешь”, — древние предпочитали свои сокровища прихватывать на тот свет.
    В исландских сагах рассказывается, как некто Скаллагрим, заботясь о своем загробном будущем, еще при жизни утопил в болоте сундук с серебром. Его сын Эгиль, известный скальд (поэт-певец у древних скандинавов), получил в награду от английского короля два сундука с серебром и незадолго до своей смерти с помощью рабов зарыл сокровища в укромном месте, а рабов перебил. А предводитель викингов города Йомсборга, Буи Толстый, когда его смертельно ранили в морском бою, поспешил выпрыгнуть с двумя сундуками золота за борт корабля — таким образом он материально обеспечил свое прибытие в мир праотцов.
    В течение тысячелетий копилось на земле богатство, чтобы затем уйти вместе с владыками в землю или исчезнуть в пламени погребального костра. Особой пышностью сопровождались похороны любимца Александра Македонского Гефистиона: в погребальный костер были брошены оружие, золото, серебро и драгоценная одежда умершего. В 410 году в Италии умер король готов — Аларих. Чтобы оградить место захоронения своего короля, его подданные перегородили реку плотиной, а когда русло обнажилось, вырыли на дне реки огромную усыпальницу.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Процесс мумифицирования был довольно долгим и кропотливым, он длился 70 дней. Сразу же после предполагаемой смерти человека жрец делал надрез на левой половине живота умершего и поспешно извлекал нож, чтобы не навлечь на себя гнев близких и родственников покойника. Такой обычай возник в результате случаев преждевременного ошибочного установления смерти. Затем помощники извлекали внутренние органы, за исключением сердца, средоточения души и мысли, тщательно промывали их ароматическими жидкостями и заполняли их миром и ароматическими веществами. Затем все вновь помещали на место и зашивали, натерев бальзамирующими веществами. С помощью хитроумного крючка через ноздри покойного извлекали по частям мозг, а полость черепа также заполняли специями. Тело обмывали солевым раствором и оставляли на 70 дней, затем обмывали еще раз, натирали камедью, обертывали полотнами тканей и помещали в деревянный саркофаг.
    Египтяне считали, что «Душа» Ба — сокол с человеческой головой — «жизненная сила» человека: человек умирает, когда Ба покидает тело, вылетая через рот, и оживает после возвращения Ба к мумии. Именно поэтому и бальзамировали умерших, чтобы сохранить тело нетленным для «души» Ба.
    Самой древней человеческой мумии 7039 лет. Она найдена не в Египте, а в Чили и находится в настоящее время в Сантьяго, в Национальном музее истории природы.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Любой из нас с детства часто слышит, что высшее образование важно. Из-за чего складывается такое мнение? Все дело в том, что получение качественного образования дает высокий статус социальный, нормальную зарплату при трудоустройстве и интерес будущих работодателей. Помимо этого, обучение гарантирует развитие не просто профессиональных, но и личностных качеств.

    Каждый выпускник школы желает поступить в престижный ВУЗ, надеясь на будущие всевозможные привилегии. Это оправданно, так как образованные граждане мыслят гораздо глубже, чем те, кто решил ограничиться начальным или средним образованием.



  • В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвященный Статуе Свободы. А в 1903 пять строк из ее сонета украсили ее пьедестал.

    «Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!
    Взываю молча. Дайте мне усталый ваш народ,
    Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
    Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
    Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
    Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

    Такими словами приветствовала тех, кто прибывал в США в 1911 г., Статуя Свободы. А дальше… Ну что, казалось бы, может быть проще высадки с корабля по прибытию к цели путешествия. Действительно, обычно это очень просто. Как только судно причаливает к берегу, багаж пассажиров осматривают таможенные чиновники, иногда они просят предъявить документы, удостоверяющие личность, — и пассажиры выходят на берег.



  • ...Западный фронт. Германские подразделения ночью скрытно проникли в обширную рощу с прилегающей к ней разрушенной деревней и готовились к атаке. Французские и бельгийские командиры не знали о численности вражеских войск и артиллерии. И тогда в воздух поднялся аэроплан для разведки. Вместе с пилотом в нем находился бельгийский король Альберт I. Немцы открыли по машине сильный огонь. Шрапнель рвалась совсем рядом. Но самолет не ретировался. Избегая попаданий, он маневрировал, то спускаясь по крутой спирали вниз, то стремительно поднимаясь зигзагами вверх.
    С аэроплана были выброшены сигналы, и тяжелая артиллерия союзников обрушила град снарядов по обнаруженному скоплению противника. Только после этого самолет приземлился. Германская пехота понесла большие потери...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Слухи — это всегда искаженная, не вполне достоверная и не проверенная информация. Если она достоверна, то ее и определяют словом «информация». Если она недостоверна, то… говорят что это вранье, а если не столь грубо, то, что это слухи или сплетни. С течением времени слухи могут подтверждаться теми или иными фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в достоверную информацию. Причем слух — понятие относительное: то, что было слухом в одну эпоху, может стать достоверным сообщением в другую.
    Что же касается причины их столь стремительного распространения, то вот эта тайна занимает умы очень многих людей до сих пор…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Сегодня наука столкнулась с ограничениями этического характера практически во всех областях знания. Мы еще не решили для себя, насколько правомерно клонирование человека и искусственное изменение его генотипа, допустимо ли стимулировать возникновение разума у животных. Физика элементарных частиц может открыть способ получения невиданных ранее количеств энергии — а заодно и оружия, по мощности которому не будет аналогов, психология и психиатрия обнаружили методы контроля сознания и корректировки поведения — вербальные и физиологические. Характерна крайняя «аккуратность» в космических исследованиях: все посылаемые на Марс аппараты тщательно стерилизуются, чтобы не занести на Красную планету земные микроорганизмы; космическая станция Галилео с той же целью была уничтожена в атмосфере Юпитера — иначе сохранялся шанс, что в результате столкновения с Европой туда может быть занесена земная жизнь; в ходе эксперимента НАСА «Deep Impact» — бомбардировки кометы Tempel-1 для изучения химического состава кометного вещества — в астрономических кругах разгорелась жаркая дискуссия по поводу допустимости таких «варварских» способов изучения.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • «В антропологическом облике восточных славян отразилась вся сложность и многогранность этнической истории славян и их этногенеза».
    Этими словами Татьяна Алексеева заканчивает свое талантливое исследование «Этногенез восточных славян», вышедшее в свет более четверти века назад.
    Что, кратко говоря, имела в виду Алексеева в своем заключении? Очень просто: восточные славяне прошли сложный путь этнической истории, и его можно «прочитать» по их физическому облику. Перефразируя известные слова Льва Толстого, можно сказать, что в этнической истории восточных славян мы наблюдаем сходство несходного с историей ряда других этнических образований и несходство сходного.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Греческие мифы были подробно записаны еще тогда, когда они были живым элементом духовной жизни Древней Эллады, и в таком виде сохранились до наших дней. С германской мифологией мы знакомы благодаря Снорри Стурлусону, исландскому поэту, создавшему Младшую Эдду (книгу скандинавских преданий) в XIII в., лет через двести после официального принятия Исландией крещения, можно сказать, по свежим следам. К сожалению, в распоряжении историков и культурологов нет ясного, связного и достоверного изложения религиозных представлений славян дохристианской эпохи. Мы имеем лишь отрывочные сведения. Упоминания о древних славянских богах можно найти в христианских средневековых летописях, записках арабских путешественников, воспоминаниях образованных византийцев, которым часто доводилось общаться со славянами. Но все эти упоминания довольно смутны. Авторы не желают вдаваться в подробности. Важную информацию дают археологические находки культовых изображений дохристианской эпохи, однако в этом случае приходится строить догадки, кого именно изображает найденный в земле кумир, что означают те или иные детали его внешности. Довольно много можно почерпнуть, изучая фольклорные сюжеты, обряды и поверья, которые и поныне живы в крестьянской среде. Но информация в них как бы зашифрована. Те, кто пересказывает дошедшие из невероятной древности сказки и заговоры, часто сами не понимают, что именно они означают.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3