Легенда о короле Артуре. Начало

Пт, 11/27/2015 - 23:57

В начале V в. н.э. в связи с непростой политической обстановкой римские легионы были вынуждены оставить Британию. Лишенная защиты страна все чаще стала подвергаться набегам диких нероманизированных германцев, прибывавших из-за Северного моря. Еще столетия полтора кельто-романский мир Британии с переменным успехом сопротивлялся нахлынувшим с континента германским племенам англов и саксов, но к концу VI в. они уже прочно составляли большинство населения острова. На захваченной территории возникли семь англо-саксонских королевств: Мерсия, Нортумбрия, Кент, Суссекс, Уэссекс, Эссекс, Юго-Восточная Англия. Со временем они объединились, образовав то, что и стало называться собственно Англией. Компактное кельтское население сохранилось на севере в Шотландии и на юго-западе в Уэльсе и Корнуолле. Саксонское завоевание принесло некоторый откат назад в плане культурного развития страны, уничтожение многих римских институтов, в частности, отказ от христианства. Но последнее продлилось недолго. В VII в. короли саксов один за другим приняли крещение.

Вскоре новые властители острова стали испытывать те же трудности, что и их предшественники: страдать от постоянных набегов из-за моря. В этот раз на британские берега точили зубы даны, выходцы из Скандинавии. Отношения с новыми пришельцами складывались неоднозначно: с ними то воевали, то мирились, уступая малозаселенные территории. Надо сказать, что разница между саксами и данами гораздо меньше, чем между саксами и бриттами, и потому культурная ассимиляция шла легче. Во взаимных разборках, примирениях, объединениях и новых разборках прошло несколько столетий, а затем грянул 1066 г.

В ночь с 27 на 28 сентября 1066 г. флот из 600 кораблей пересек Ла-Манш, и в бухте Певенси высадилась армия герцога Вильгельма Нормандского. Находившийся в то время в Йорке король Гарольд II спешно двинул войско навстречу. Пожалуй, даже слишком спешно, потому что саксы оказались в виду противника прежде, чем к ним успели подтянуться резервы. Две армии встретились 14 октября близ города Гастингса. Войско Гарольда было разбито наголову, сам король пал на поле боя. 25 декабря нормандский герцог был коронован в Вестминстерском аббатстве и стал править Англией под именем Вильгельма I Завоевателя. Земли павших в битве при Гастингсе знатных саксов были распределены между его соратниками.
Захватчики также были выходцами из Скандинавии, но они уже давно утратили связь с исторической родиной. В 910 г. дружина викингов (норманнов) под предводительством некоего Роллона принесла оммаж французскому королю Карлу Простоватому и получила от него земли в низовьях Сены. Так возникло герцогство Нормандия, чьи могущественные правители чаще вели себя как суверенные государи, чем как смиренные вассалы французской короны. Потомки скандинавских пиратов уже во втором поколении начали забывать родной язык и обычаи, осваивая культуру новой родины. По этой причине их принято называть франко-норманнами. Посредством норманнского завоевания в Британию была экспортирована более развитая и утонченная французская культура. Страна была включена в активно формирующееся в XI — XII вв. общеевропейское культурное пространство.

Дальнейшая английская история не менее занимательна, но имеет куда меньшее отношение к нашей теме, от которой мы и так уже сильно уклонились. Итак, вернемся к королю Артуру и его рыцарям.

Старейшим из ныне известных письменных литературных памятников, повествующих о восшествии на престол, правлении и гибели Артура, является «История бриттов» Гальфрида Монмутского, написанная в 30-е годы XII столетия, то есть, лет через семьдесят после норманнского завоевания. Эта книга представляет собой не достоверное историческое сочинение, а художественную псевдохронику, нечто вроде толкиеновского «Сильмариллиона». Но, в отличие от Толкиена, Гальфрид не переносил действие в некий фантастический параллельный мир, а заполнял темные места реальной исторической летописи. Используя отрывочные сведения, имеющиеся в настоящих хрониках, как опорные пункты повествования и обильно черпая образы из устного фольклора, Гальфрид дал волю фантазии и создал свою «книгу утраченных сказаний» Британии, которую с огромным интересом читали современники. О ее популярности свидетельствует хотя бы то, что до наших дней сохранилось более двухсот (!) рукописных копий. Хотя «История бриттов» — произведение, безусловно, художественное, некоторые его части соответствуют исторической истине. Знать бы еще точно, какие именно!

Во многих более поздних произведениях артуровского цикла отсутствуют сколько-нибудь четкие указания на время действия и приметы исторической эпохи. Иногда исчезает и географическая локализация. Создается ощущение, что дело было вовсе и не в Британии, а в некоем царстве, в некоем государстве, во времена незапамятные. Как говорится в заставке к одному из современных артуровских сериалов: «в земле мифов, во времена магии». В книге Гальфрида Монмутского все обстоит иначе. Его герои живут в совершенно конкретную историческую эпоху, иногда указаны даже точные даты. Согласно гальфридовой «Истории», король Артур правил Британией вскоре после оставления ее римскими легионами, противостоял англо-саксонскому завоеванию, и лишь после его гибели саксы смогли одержать верх над бриттами и прочно обосновались на острове.

Повествование об Артуре, безусловно, самая яркая часть гальфридовой «Истории», но никак нельзя сказать, что книга посвящена главным образом этой теме.
В сравнительно небольшое по объему произведение (около 130 страниц) уместилась история Британии (как ее представил себе автор) от появления на острове первых бриттов до саксонского завоевания. Собственно артуровская легенда занимает в ней примерно треть. Надо сказать, это непропорционально много для исторической хроники, охватывающей период около двух тысяч лет, и маловато, если считать, что главным предметом изображения является все же Артур, а история его предков приведена лишь в качестве вступления, — но средневековые представления о литературной композиции отличались от наших.

Другие материалы рубрики


  • Вопрос о том, что именно в книге Гальфрида Монмутского, повествующей о короле Артуре, соответствует исторической правде и откуда писатель брал свои сюжеты, в значительной степени остается открытым. Но некоторые его источники проследить все же удалось. Так, не подлежит сомнению, что, прежде чем приступить к своей «Истории бриттов», Гальфрид ознакомился с книгой того же названия, принадлежащей перу Ненния, валлийского писателя, жившего в конце VIII — начале IX вв. В отличие от Гальфрида, Ненний не считается беллетристом. Его работу, к сожалению, небольшую по объему, относят к серьезным историческим источникам.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Следствием преобразований были впечатляющие военные успехи империи в борьбе с Арабским халифатом. В 717 году критическая военная ситуация отдала власть в руки Льва Исавра — стратига малоазийской фемы Анатолика, ставшего императором Львом III, основоположником Исаврийской династии. Ему удалось одержать ряд побед над арабами и снять угрозу со столицы. В 726 году ведущий успешную борьбу с арабами и потому любимый народом Лев Исавр, опираясь на широкие крестьянские массы, сделал официальной государственной политикой иконоборчество, неортодоксальную ветвь христианства, популярную в среде стратиотов. Идеологическая база иконоборчества давала ему основания для изъятия части монастырских сокровищ и ликвидации податных льгот монастырям. Полученные таким образом средства шли на закрепление военных успехов. Политика императора естественно вызвала сопротивление церкви, находящей поддержку у остатков старой городской знати и городской бедноты, которую церковь подкармливала на свои средства. Но пока императоры-иконоборцы одерживали победы, их позиции оставались достаточно сильными. Преемник Льва III Константин V закрыл и превратил в казармы и мастерские мятежные монастыри. В 754 г. иконоборческий собор осудил иконопочитание, предал анафеме "древопочитателей" и "костепочитателей".

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В 1405 году — почти за век до того, как Христофор Колумб открыл Америку, — отправился в путь один из самых больших за всю историю человечества флотов, им командовал адмирал — евнух Чжэн Хэ. Это было проникновение в мир иных народов высокой культуры, которая была настолько выше культуры аборигенов, что вызвала у них настоящее потрясение. Мореплаватели вели подробные и точные записи увиденного и составляли карты. Но со временем Китай погрузился в болото изоляции от всего остального мира, и мысли о мировой экспансии исчезли, а ценнейшие документы были попросту уничтожены. Со временем о небывалых достижениях просто забыли. Любые поездки китайцев за рубеж запрещались…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • ...В 1189 году начинается Третий крестовый поход. Гвидо де Лузиньян с очень небольшими силами, нарушив данное Салах-ад-дину (так на самом деле звучит имя Саладин) в плену слово, возобновил войну и осадил Акру. Во время долгой осады осажденными был второй раз взят в плен и на этот раз обезглавлен Жерар де Ридефор. К 1191 году только прибытие участников Третьего крестового похода позволило Лузиньяну, после двухлетней осады, овладеть крепостью Сен-Жан д`Акр (Акра). Тамплиеры, принимавшие активное участие в осаде крепости, размещают в городе свой Тампль (так традиционно уже называется штаб-квартира Ордена). На сто лет город стал штаб-квартирой тамплиеров, которые лихорадочно собирали новые кадры. Восемнадцать месяцев у Ордена не было магистра. Но понемногу все снова наладилось...



  • В течение почти 200 лет эта своеобразная тайная организация шиитской секты исмаилитов наводили страх и ужас на просторах мусульманского мира и Европы. Они покоряли и уничтожали города, свергали могущественных правителей и владык. Иранские ассасины были разгромлены монгольским ханом Хулагу в 1256 году. В Сирии и Ливане в 1272 году их добил египетский султан Бейбарс I, но тем не менее они существуют и поныне…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В одной рукописи конца IX в., повествующей о жизни и деяниях Карла Великого, приводится такая история: «Однажды случилось так, что Карл, объезжая свои земли, прибыл в некий город Нарбоннской Галлии. Когда он сидел за столом, в гавани появились норманнские лазутчики, высматривая добычу. Но никто не догадался об их истиной принадлежности. Все смотрели на корабли, и одни приняли их за иудейских, другие за африканских, а третьи — за британских купцов. Но премудрый Карл немедленно узнал по их вооружению и ловкости маневрирования, что это не купцы, а враги, и сказал своим людям: «Эти корабли набиты не товарами, они полны наших злейших неприятелей!». При этих словах все поспешили к кораблям, обгоняя друг друга, но напрасно. Едва норманны узнали, что тут находится Он, Карл-Молот, как они его называли, то немедленно обратились в бегство, избегая не только оружия, но и взгляда преследовавших.
    Они боялись, что от взгляда императора их мечи потеряют силу и разлетятся на куски. Но благочестивый Карл, муж праведный и богобоязненный, встал из-за стола и подошел к окну, которое выходило на восток. Тут он плакал долгое время, и так как никто не дерзал заговорить с ним, сам обратился к своим воинственным соратникам и сказал им, желая объяснить свое поведение и слезы: «Знаете ли, о мои возлюбленные, о чем я плакал? Не о том, что я боюсь, будто эти глупцы, эти ничтожные людишки могут быть мне опасны, но меня огорчает, что при моей жизни они осмелились коснуться этих берегов, и горюю я потому, что предвижу, сколько бедствий они причинят моим преемникам и их подданным.»
    Скорбь императора была пророческой. Последующие три столетия норманны наводили ужас на всю Европу.



  • ... Тем временем, очень далеко от Франции и Англии произошло событие, которое взбудоражило всю Европу. В 1187 г. султан Египта и Дамаска Саладин отбил у христиан Иерусалим — бывший с 1099 г. столицей государства крестоносцев (Иерусалимского королевства). Как только эта ужасная новость достигла дворов европейских государей, было принято решение о новом крестовом походе, и Ричард поклялся принять в нем участие. Но весь следующий год ему было не до того. Он даже потратил значительную часть собранного для крестового похода чрезвычайного налога (так называемой Саладиновой десятины) на политическую и военную кампанию против Генриха II. В мятеж удалось вовлечь и принца Джона. Говорили, что известие об измене младшего сына стало роковым для английского короля. Потрясенный, он умер в 1189 г. в луарском замке Шинон, бывшем частью его континентальных владений (впоследствии этот замок прославился тем, что именно здесь Жанна д’Арк явилась ко двору дофина Карла)...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Курляндия стала герцогством в 1561 году, как феодальное владение Речи Посполитой на территории современной Латвии. После распада в 1567 году государств Ливонии, власть в которых принадлежала ордену и епископам, возникло Курземско-Земгальское герцогство (герцогство Курляндское и Земгальское) — государство, находившееся в вассальной зависимости от Польши. Обычно его называли Курземским (Курляндским) герцогством (немецкое Kurland — земля куршей). Во главе этого государства стоял герцог, являвшийся вассалом короля Речи Посполитой.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Летом 1187 г. войска султана Египта и Дамаска Салах-ад-Дина, известного европейцам под именем Саладин, подошли к стенам Иерусалима, который вот уже 88 лет был столицей Иерусалимского королевства, основанного в Святой Земле рыцарями-крестоносцами. Этому событию предшествовал целый ряд побед мусульманского полководца, в результате чего под его контроль перешло множество городов и крепостей ранее принадлежавших христианам: Сен-Жан-д'Акр, Яффа, Кесария, Арсуф, Бейрут, Иерихон, Наблус, Рамла. Особенно тяжелые последствия для пришельцев с Запада имела битва при Хаттине, когда основные силы крестоносцев были разгромлены, а король Иерусалимский Ги де Лузиньян был взят в плен.
    Положение жителей осажденной столицы было крайне тяжелым, чтобы не сказать — безнадежным. Им неоткуда было ждать помощи. Тем не менее они предприняли попытку оказать сопротивление...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Но не XVI век изобрел «козни дьявола». Вера в магию, чертей, колдунов и ведьм — древнейшего происхождения. В законодательстве самых «темных» столетий, как было принято некогда именовать раннее Средневековье, то предусматривались наказания для обвиняемых в ведовстве, то запрещалось их преследование. В VIII в. Карл Великий воспретил под страхом смерти в недавно обращенной тогда в христианство Саксонии «языческий обычай» сожжения ведьм. В решениях церковных соборов X в. указывалось, что убеждение некоторых женщин, будто они летали на шабаш, есть следствие происков сатаны, и доверие к таким рассказам равносильно впадению в ересь. Однако уже в XII—XIII вв. положение существенно изменилось. А в конце XV и начале XVI вв. восторжествовало вообще диаметрально противоположное мнение: кознями дьявола и ересью надлежит считать как раз неверие в реальность шабаша. Эта позиция была зафиксирована, между прочим, в получившей зловещую известность книге «Молот ведьм», написанной инквизиторами Г. Инститорисом и Я. Шпренгером и опубликованной в 1487 г. при прямом поощрении со стороны римского престола...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3