Марс-500

Пнд, 06/16/2014 - 17:12

Логотип отечественного проекта «Марс-500»

Так выглядит НЭК снаружи

Американские исследователи имитируют работу на поверхности красной планеты на канадском полярном острове Девон

Центр Управления Полетом. Общение с ЦУП будет единственной связью экипажа с внешним миром

Экипаж основного эксперимента «Марс-500»

-

«3 июня 2010 года шестеро бесстрашных исследователей отправились в невообразимый 520 суточный полет к далекому Марсу, таинственной красной планете…». Это не строки научно-фантастического романа. Так мировые информационные агентства начинали свои сообщения о беспрецедентном эксперименте «Марс-500» - наземной имитации полета к красной планете, проводимой Институтом медико-биологических проблем РАН в кооперации с иностранными партнерами.

ЛЮДИ VS АВТОМАТЫ

После первых космических успехов в 1960-х годах казалось, что до регулярных полетов к Марсу буквально подать рукой. Но итоги «лунной гонки» сильно озадачили специалистов. По их мнению. экспедиции «Аполлонов» не закончились трагически только благодаря счастливому стечению обстоятельств. Многие вопросы обеспечения жизнедеятельности человека в далеком космосе так и не были решены.

В итоге это вызвало крен в противоположную сторону – исследования планет поручили автоматическим станциям. Многовековую мечту человечества о марсианской базе пришлось отложить в долгий ящик.

Но в наши дни интерес к пилотируемой экспедиции на Марс вновь возрастает. Патриарх отечественной космонавтики Борис Черток считает, что не нужно противопоставлять людей автоматическим станциям. И те и другие могут трудиться вместе для решения поставленных задач. По его мнению, беспилотные роботы должны обследовать красную планету, подготовить условия для будущих экспедиций. И лишь затем там смогут высадиться люди, чтобы проделать недоступную автоматам работу.

ЗАЧЕМ НАМ МАРС?

Фактически Марс является единственной планетой Солнечной системы, перспективной для заселения человеком. По сравнению с испепеляющей жарой на Венере, вакуумом лишенных атмосферы Луны и Меркурия, смертельным холодом внешних планет, условия на красной планете пригодны для освоения. Более того, на Земле есть места, климатически схожие с марсианскими – это полярные пустыни и высокогорья.

Причин для освоения красной планеты может быть несколько – например, поиск полезных ископаемых или разгрузка перенаселенной Земли. Но основной является идея создания запасной базы человечества на случай глобальной катастрофы. Рассматривается такой сценарий: вследствие различных катаклизмов (изменение климата, ядерная война, удар метеорита) цивилизация погибнет. На этот случай ученые предлагают спасительную идею: человечество должно сохраниться в виде резервации на Марсе. Переждав катастрофу, марсианские поселенцы вернутся на Землю и восстановят цивилизацию.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ НАД ЛЮДЬМИ

Сергей Королев грезил о полетах на Марс. Постройку ракеты он брал на себя. Но его также волновал вопрос, выдержит ли человек двухгодичный полет к далекой планете и обратно. По его предложению в 1963 году был создан Институт медико-биологических проблем (ИМБП), специализирующийся на исследовании космической медицины и биологии.

В ИМБП возвели специальный наземный экспериментальный комплекс (НЭК), сердцем которого стал блок для проведения опытов по длительной изоляции, из-за характерной формы получивший шуточное наименование «бочка». К несчастью, Королев вскоре умер, а марсианскую программу закрыли.

Поэтому ИМБП долгие годы использовал НЭК для отработки поведения человека на орбитальных станциях. Здесь прошла серия экспериментов длительностью от 60 до 240 суток с целью изучить реакцию организма на пребывание в экстремальных условиях. В результате среднюю продолжительность космических полетов удалось значительно повысить. В 1994-1995 годах В. Поляков провел на станции «Мир» 437 суток, что и по сей день остается рекордом длительности.

Только в 2006 году ИМБП вернулся к истокам, заложенным Королевым – началась подготовка к проведению эксперимента «Марс-500». Три имеющихся модуля переоборудовали и снабдили новыми системами жизнеобеспечения. Специально для проекта дополнительно построили еще два герметичных отсека.

В рамках проекта «Марс-500» в 2007–2009 годах провели два предварительных эксперимента по 14 и 105 суточной изоляции.

Другие материалы рубрики


  • ...Результаты экспериментов были противоречивыми. Из необработанного грунта при воздействии искусственного солнечного света и воды выделилось некоторое количество углекислого газа, но еще больше кислорода. Без солнечного света или с предварительной стерилизацией грунта результат практически не изменился. Высвобождение газов могло быть прекращено, если температура превышала 120° С. Поскольку в почве не было обнаружено никаких органических соединений, то сделали вывод, что наблюдаемые реакции, вероятно, были химическими и обусловлены наличием в грунте сильного окислителя, такого, как перекись водорода. Вероятность наличия жизни сильно уменьшилась, но некоторые ученые до сих пор считают, что жизнь на Марсе есть — только в очень экзотической форме.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Жизнь на Марсе похоронили рано. Хотя «рассол», когда-то покрывавший Меридианное плато, был слишком кислым и соленым, в других районах планеты условия для развития жизни были «благоприятными», говорят ученые. Там остались глины, а в них могли остаться следы жизни.
    В феврале 2008 года ученые, казалось, похоронили всякую надежду на то, что Марс когда-то мог быть пригодным для жизни. Да, вода здесь была в достаточно значительных количествах, подтвердили они на основании данных, собранных марсоходом Opportunity на Меридианном плато Марса. Но жить в этой воде было невозможно, поскольку она представляла собой насыщенный раствор солей серной кислоты, в котором образовывались сульфаты, дошедшие до наших дней. Раствор представлял чрезвычайно кислую среду, жить в которой известные нам микробы не в состоянии, и этот «рассол» наверняка погубил все возможные формы жизни.



  • ...Воздушно-космический самолет (ВКС) «Сура» уже был представлен «ПО Южный машиностроительный завод» на двух последних авиационно-космических салонах «Авіасвіт-XXI» в Украине. Он конструктивно состоит из двух ступеней, возвращаемых для многократного использования. Орбитальный самолет ВКС «Сура» в беспилотном варианте предусматривается использовать самостоятельно, а также для формирования и обслуживания спутниковых группировок, в т.ч. с использованием возвращаемых для многократного использования спутников-трансформеров, обеспечения работы на орбите «космического завода», например, по вышепредставленной теме «Молекулярный экран», а также для доставки на орбиты и с орбит грузов массой до 300 кг...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Также было обнаружено отсутствие у Марса магнитного поля, которое могло бы защитить планету от потенциально опасных для жизни космических лучей. Также было измерено атмосферное давление на Марсе — 0,6 кПа (по сравнению с 101,3 кПа на Земле), что означает невозможность существования на планете жидкой воды. После полученных «Маринером-4» данных было принято решение искать на Марсе одноклеточные организмы, так как для многоклеточных окружающая среда была слишком резка.
    И тогда все надежды были положены на миссию аппаратов «Викинг». Они содержали научные приборы для исследований как на участке спуска в атмосфере Марса, так и после посадки на поверхность планеты...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Выбрав базу в качестве первого приоритета освоения Луны, группа Лавойе пришла к необходимости пересмотра проектных наметок по лунному модулю LSAM. Главной его задачей становится доставка на поверхность Луны максимального количества полезного груза, а масса посадочной и взлетной ступени должны быть сведены к минимуму. Роль последней сводится исключительно к доставке экипажа с базы на лунную орбиту: жить в ней даже временно, как во времена программы Apollo, не предполагается. Масса доставляемого груза оценивается сейчас в 6000 кг...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Полеты на Луну, строительство на ней базы, экспедиции на Марс…. Это уже давно не фантастика. Полеты на Луну состоялись в 1969-1972 гг., а с 2004 г. начали разрабатываться планы дальнейших пилотируемых исследований Луны и полетов на Марс. В 2004 г. США обнародовали программу «Constellation», включавшую завершение постройки международной космической станции (МКС) и окончание эксплуатации ракетно-космической системы (РКС) «Space Shuttle» в 2010 г., создание космических кораблей (КК) «Orion» и ракет-носителей (РН) «Ares I/V» для замены РКС «Space Shuttle» и обеспечения исследований Луны и Марса пилотируемыми КК.

    • Страницы
    • 1
    • 2