Масонство

Чт, 06/13/2013 - 22:53

Главным документом масонства поныне считается «Книга конституций» пастора Дж. Андерсока, одного из видных руководителей ордена в Англии, утвержденная в 1723 г. Она открывается разделом «О Боге и религии», в котором говорится, что адепт ордена «…обязан своим призванием повиноваться нравственному закону и, если он хорошо понимает это, то не будет ни тупым отрицателем Бога, ни безбожным развратником».


Реверс банкноты Федерального казначейства США достоинством в 1 доллар
Виден один из любимых символов масонства - усечённая пирамида, в основании которой стоят латинские числа, изображающие 1776 год (год принятия Декларации независимости). Над пирамидой парит треугольный глаз верховного божества масонов - “великого архитектора вселенной” или Демиурга.
Справа изображён орёл, в лапах которого оливковая ветвь и стрелы, в клюве надпись E pluribus unum, означающая “единое из многого”, а над головой - шестиконечная звезда Давида, образованная маленькими звёздочками. Согласно учению масонов, Великий Архитектор Вселенной очень любил число 13, которое на долларе встречается много раз: 13 ступеней на пирамиде, 13 звезд над орлом, 13 линий на щите орла, 13 листьев на оливковой ветке... (кстати, и полос на американском флаге 13). Сама картинка возникла в 1935 году, когда этот дизайн долларовой банкноты был одобрен президентом Рузвельтом.

Следующий раздел назывался «О гражданской власти, высшей и подчиненной». В нем отмечалось: «Каменщик, где бы он ни жил и ни работал, есть мирный подданный гражданских властей, и он никогда не должен вмешиваться в комплоты и заговоры против мира и благоденствия народа, нарушать своих обязанностей к начальству». Это положение было призвано доказать лояльность масонов государству и его законам. Далее предусматривалось, что члены ложи «…должны быть люди добрые и верные, свободные по рождению, зрелого и рассудительного возраста, не крепостные, не женщины, не безнравственные или неприличные люди, но люди с добрым именем…»

Сравнительно простое по внутреннему устройству английское масонство быстро перестало удовлетворять аристократию и крупную буржуазию. Примерно с середины XVIII в. вводятся высокие степени посвящения для узкой руководящей элиты так называемого красного масонства, поскольку «…закон любви к ближним скрепляется кровью». Масонство высоких степеней (обычно до 33) называлось андреевским, или шотландским, в честь апостола Андрея Первозванного, покровителя Шотландии. Если официальной целью «голубого» масонства было занятие внутренним самоусовершенствованием каждого брата, «красные» масоны считали своим долгом пропаганду и распространение влияния ордена. Они образовывали отдельные ложи, доступ в которые открывался лишь части «иоанновских» мастеров, дававших новые клятвы в сохранении верности и тайны. Ритуалы приема отличались сложностью, сочетая в себе посвящение в средневековые рыцари с разыгрыванием театрализованной легенды о сооружении Соломонова храма.

В литературе отсутствуют описания функций масонов высоких степеней, почти ничего не говорится о тайных ложах, не вскрывается механизм взаимоотношений «голубого» и «красного» масонства. Можно лишь утверждать, что масоны высоких степеней, объединенные в особые капитулы, определяли внутреннюю жизнь ордена и его общие задачи. Встречающиеся иногда утверждения о наличии какого-то верховного масонского правления, якобы координирующего действия «вольных каменщиков» чуть ли не во всемирном масштабе, не отвечают действительности уже потому, что в ходе множества важных исторических событий масонство не выступало сплоченной политической силой и его различные отряды занимали подчас диаметрально противоположные позиции.

Затем масонство разделилось на несколько систем, главным образом, из-за особенностей ритуалов, характера и числа степеней посвящения. Вообще, трудно переоценить значение обрядовой стороны в деятельности ордена, которая также служила одним из средств привлечения в его лоно многих сторонников, поскольку таила в себе некий скрытый смысл. Что же касается систем, то они различались по странам — английская, французская, шведская, по именам создателей — Фесслера, Циннендорфа, Шредера и др., существу занятий — розенкрейцеры, иллюминаты. Приверженцы разных систем то враждовали, то мирились друг с другом, часто происходили расколы, что также свидетельствует о разобщенности масонства и отсутствии у него единых конкретных задач.

Другие материалы рубрики


  • В конце V в. н. э. Западная римская империя рухнула и началась эпоха, называемая Темными веками. Земли, входившие в состав империи, одну за другой захлестывали волны варварских нашествий. Рвались создаваемые столетиями экономические связи между провинциями, гибли люди, утрачивались технические знания. Знаменитые римские дороги, прежде содержавшиеся в безукоризненном порядке, зарастали травой. Случалось, все выжившее население некогда обширного города теперь могло укрыться от врагов за стенами одного-единственного городского сооружения — цирка или императорского дворца. Бывшая некогда сердцем великой империи Италия лежала в руинах и превратилась в периферию. «Что осталось еще в этом мире, что еще могло бы нравиться нам? Мы видим только печаль, мы слышим только воздыхания. Города разрушены, укрепления превращены в развалины, деревни опустошены, земля стала пустыней. И эти остатки населения постоянно побиваются бичами Божьими!

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Цепи использовались разные: ручные и ножные, большие и маленькие. Они хранились в сторожевой избе при консистории и значились в числе необходимых статей канцелярских расходов. Преступление, которое в большинстве случав влекло за собой наказание с посажением на цепь — пьянство, соединенное с буйством.
    Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком — на год или два года, или неопределенным — «до указа», «донеже в чуствие прийдет». Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах .
    Хронологически срок епитимьи был немного дольше, чем наказание гражданского суда. Особенно это касалось преступлений, совершенных «без злого умысла», к которым российское законодательство было очень гуманным...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...В своем «Отразительном письме о новоизобретенном пути самоубийственных смертей» инок Евфросин дал широко развернутую, написанную в ярком импрессионистском стиле картину деятельности и проповеди самосжигателей. Он отмечал часто нечестные и весьма предосудительные приемы проповедников самосжигания, не стеснявшихся ни в каких средствах для того, чтобы завлечь на костер гарей свои наивные и слабо разбиравшиеся в богословских вопросах жертвы. Евфросин заявлял, что самосожжение противно духу христианства. Он обильно цитировал Священное писание, святых отцов и доказывал, что православные христиане, идущие добровольно на гарь,— вовсе не святые мученики за веру, а просто не разбирающиеся в вопросах веры самоубийцы, а сами проповедники гарей — опасные грешники, ответственные за смерть и гибель душ своих несчастных последователей. Подводя итоги этим аргументам, Евфросин приходил к заключению, что, нарушая основные истины христианства и каноны церкви, самосжигатели автоматически лишались церковного благословения и отлучались от церкви.



  • Для исследования внутреннего развития и состояния православной церкви на данный момент важно понимание не только ее общехристианских этических и канонических основ и истоков, но также особенностей ее социально-экономического положения в определенные периоды.
    Ко времени официального принятия христианства в 988 г. и, следовательно, возникновения церковной организации, государство уже существовало на Руси в течение почти двух веков. Оно имело свою развитую систему княжеского управления и права и многовековые обычаи восточнославянской языческой культуры.
    В то время экономика Киевской Руси уже достигла сравнительно высокого уровня. Численность населения государства равнялась примерно 4-5 млн человек.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Даже в XIX в. священников, порочащих свой сан, чиновники консистории могли посадить на цепь. Цепи использовались разные: ручные и ножные, большие и маленькие. Они хранились в сторожевой избе при консистории и значились в числе необходимых статей канцелярских расходов. Преступление, которое в большинстве случаев влекло за собой наказание с посажением на цепь – пьянство, соединенное с буйством. Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком – на год или два, или неопределенным – „до указа”, “ донеже в чуствие прийдет”. Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах .