Масонство

Чт, 06/13/2013 - 22:53

По-иному шло внедрение масонства в государственные образования Германии. Первой считают основанную в Гамбурге 6 декабря 1737 г. ложу «Абсалом», и которую был посвящен прусский наследный принц, будущий король Фридрих II. Он содействовал созданию в Берлине в 1740 г. ложи «Трех глобусов» и других братств, имевших аристократический характер, за исключением ассоциаций с преобладанием купечества в Гамбурге и Франкфурте. Во главе стояли местные сузерены или их приближенные. Немецкое масонство с самого начала отличалось пышной обрядностью и чинопочитанием, стремлением выделить своих адептов из простых смертных, подняться на недосягаемую высоту «сокровенных» знаний, окутать прошлое ордена «покровом непроницаемой тайны» и отодвинуть его возникновение к возможно более далеким временам. На этой почве началось активное мифотворчество, создание самых причудливых легенд и фантазий. Немецкие масоны занимались оккультными науками, прежде всего алхимией. Этим отличалась и пустившая глубокие корни система «строгого послушания».

Иная картина наблюдалась в Португалии, где масонство подвергалось жестоким преследованиям властей и католической церкви. Ложи до начала XIX в. действовали в подполье. Во время французской и английской оккупации они легализовали свою деятельность, поскольку интервенты покровительствовали ордену. В 1812 г. в стране существовали 12 братств и Великая Ложа в Лиссабоне. При получении известий о событиях в Испании часть адептов создала группу «Санедрион», которая сыграла главную роль в революции 1820 г. и в приходе к власти многих масонов. Были отменены феодальные порядки, упразднена инквизиция, церковное имущество пущено в продажу, королю Иоанну VI пришлось управлять на основе конституции. Собрание выборных приняло новый устав организации с французским ритуалом, названной Великим Востоком Лузитании. Однако восстановление абсолютизма в 1823 г. привело к запрещению ордена, многие его члены эмигрировали во Францию и Великобританию.

Почти одновременно ширилось движение за независимость испанских и португальских колоний в Латинской Америке — Бразилии, Мексики, Боливии, - главным образом, под руководством тайных обществ и отчасти масонских лож, которые отражали неоднозначные интересы тех или иных социальных слоев и враждовали друг с другом. В 1822 г. несколько братьев образовали Великий Восток Бразилии при участии решительных сторонников независимости во главе с Ледо, склонявшегося даже к провозглашению республики.

В США развивалась масонская система из 50 великих лож, включая и ложу в округе Колумбия, которая сохранилась до наших дней. В отличие от представляемых ими штатов, каждый масонский центр объявил себя суверенным и независимым, что выражалось в следовании собственным традициям и ритуалам.

Отметим также образование в 1801 г. в Чарльстоне капитула древнего и принятого шотландского обряда — Верховного Совета. Возникли стремления к превращению чуть ли не каждой ложи в подобие религиозного храма, а также использованию братских связей в избирательных кампаниях. Ряд президентов США принадлежали к ордену, вызывая к себе недоверие со стороны недавних иммигрантов — католиков. Происходили шумные антимасонские кампании, дело дошло до обязательств великих лож предоставлять все документы специальному государственному чиновнику. Над орденом нависла серьезная опасность, которую не без труда сумели устранить. Через свои филиалы в странах Латинской Америки США осуществляли и политическое влияние, пытаясь подчинить бывшие испанские и бразильские колонии Вашингтону. Так, Великая Ложа Пенсильвании создала на Кубе до 10 братств, она вместе с Великой Ложей Нью-Йорка действовала в Мексике; эти две Ложи и Великая Ложа Мериленда образовали до 20 братств в Венесуэле. Такая линия нашла юридическое закрепление в доктрине президента-масона Монро от 1823 г., которая осуждала основание новых колоний и вмешательство европейских держав в американские дела.

Самым крупным по численности и влиянию в настоящее время остается масонство США в составе 50 суверенных великих лож по штатам, округу Колумбия и отдельно для цветных — всего около 4 млн. членов. Их филиалы разбросаны по многим странам мира, особенно по Латинской Америке и Канаде. Активность находит заметное проявление в социальной сфере, поскольку при всех братствах имеются крупные фонды благотворительности и «бюджеты солидарности», что позволяет помогать адептам, оказавшимся в затруднительном положении, субсидировать больницы, дома престарелых для братьев и их жен, университеты, центры медицинских исследований. Ряд объединений занимаются международной деятельностью. К великим ложам примыкают многочисленные полузакрытые ордена.

По примеру англичан, все братства США сохраняют веру в Великого Архитектора вселенной; приверженность любой религии является обязательным условием для посвящения. В ложах запрещено заниматься обсуждением экономических, политических и религиозных вопросов. Однако таковые проводятся в рамках так называемых комитетов исследования при каждой из великих лож. Для рассмотрения общих проблем периодически созываются национальные конгрессы, великие мастера встречаются ежегодно для обмена мнениями. Характер действий и направленность принимаемых решений замалчиваются. Совмещать членство в ордене с политической и государственной деятельностью не запрещается. Масонами были 14 президентов, включая Ф. Рузвельта, Г. Трумэна, Дж. Форда. По данным печати, президент США Дж. Буш также является масоном и входит в ложу «Череп и кости», куда якобы имеет доступ только «элита университетской аристократии». «Когда сенат США распределяет помощь в различные страны мира, трудно представить себе реальную картину распределения этой помощи внутри того или иного государства. Наиболее честный ответ о том, куда пошла такая помощь, мы можем получить только по линии масонской ложи».

В Италии деятельность масонов тесно переплелась с двиением карбонариев. В западной науке карбонаризм зачастую считается одной из разновидностей масонства, что, видимо, восходит к эдикту папы Пия VII от 13 августа 1814 г., объявившего обе организации единым целым. Но так ли это? Карбонарии (буквально «угольщики») появились на юге Италии еще в 1807—1808 гг. Немало людей этой профессии занимались выжиганием древесного угля и продажей его и особых лавках — вентах. Основатели организации из мелкой буржуазии и интеллигенции назвали вентами свои низовые ячейки, нацеленные на освобождение страны от гнета французских завоевателей посредством массовых активных действий, включая вооруженные выступления. Масонские братства для этого явно не подходили — в силу миролюбия, малочисленности и значительной децентрализации.

Руководители карбонариев кардинально переработали устав масонского ордена, наполнив его новым содержанием. Вента состояла только из «учеников» и «мастеров», причем переход от низшей степени к высшей мог осуществляться и через несколько дней. Посвящение в первую степень было организовано просто: кандидат с завязанными глазами клялся на кинжале «…повиноваться своим вождям, защищать патриотов и родину от врагов», затем ему говорили, что союзом руководит более высокое общество, члены которого не раскрывались. Группа братств одной области подчинялась материнским вентам в Неаполе, Салерно, Анконе, Александрии и в других городах, которые, в свою очередь, возглавлялись высокой вентой. В организации действовал принцип иерархической соподчиненно вент и их членов, осуществлялся строгий контроль за соблюдением дисциплины. Широко использовались конспиративные приемы, заимствованные у масонов. Поскольку планы борьбы строились в расчете на привлечение городских низов и крестьянства, отличавшихся религиозностью, то соблюдались церковные догматы поклонения Христу в католической интерпретации. Бог объявлялся первым карбонарием и покровителем тайного общества. Но в идеологии важное место занимала идея естественного равенства людей.

Другие материалы рубрики


  • ...Даже в XIX в. священников, порочащих свой сан, чиновники консистории могли посадить на цепь. Цепи использовались разные: ручные и ножные, большие и маленькие. Они хранились в сторожевой избе при консистории и значились в числе необходимых статей канцелярских расходов. Преступление, которое в большинстве случаев влекло за собой наказание с посажением на цепь – пьянство, соединенное с буйством. Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком – на год или два, или неопределенным – „до указа”, “ донеже в чуствие прийдет”. Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах .



  • В конце V в. н. э. Западная римская империя рухнула и началась эпоха, называемая Темными веками. Земли, входившие в состав империи, одну за другой захлестывали волны варварских нашествий. Рвались создаваемые столетиями экономические связи между провинциями, гибли люди, утрачивались технические знания. Знаменитые римские дороги, прежде содержавшиеся в безукоризненном порядке, зарастали травой. Случалось, все выжившее население некогда обширного города теперь могло укрыться от врагов за стенами одного-единственного городского сооружения — цирка или императорского дворца. Бывшая некогда сердцем великой империи Италия лежала в руинах и превратилась в периферию. «Что осталось еще в этом мире, что еще могло бы нравиться нам? Мы видим только печаль, мы слышим только воздыхания. Города разрушены, укрепления превращены в развалины, деревни опустошены, земля стала пустыней. И эти остатки населения постоянно побиваются бичами Божьими!

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...В своем «Отразительном письме о новоизобретенном пути самоубийственных смертей» инок Евфросин дал широко развернутую, написанную в ярком импрессионистском стиле картину деятельности и проповеди самосжигателей. Он отмечал часто нечестные и весьма предосудительные приемы проповедников самосжигания, не стеснявшихся ни в каких средствах для того, чтобы завлечь на костер гарей свои наивные и слабо разбиравшиеся в богословских вопросах жертвы. Евфросин заявлял, что самосожжение противно духу христианства. Он обильно цитировал Священное писание, святых отцов и доказывал, что православные христиане, идущие добровольно на гарь,— вовсе не святые мученики за веру, а просто не разбирающиеся в вопросах веры самоубийцы, а сами проповедники гарей — опасные грешники, ответственные за смерть и гибель душ своих несчастных последователей. Подводя итоги этим аргументам, Евфросин приходил к заключению, что, нарушая основные истины христианства и каноны церкви, самосжигатели автоматически лишались церковного благословения и отлучались от церкви.



  • Для исследования внутреннего развития и состояния православной церкви на данный момент важно понимание не только ее общехристианских этических и канонических основ и истоков, но также особенностей ее социально-экономического положения в определенные периоды.
    Ко времени официального принятия христианства в 988 г. и, следовательно, возникновения церковной организации, государство уже существовало на Руси в течение почти двух веков. Оно имело свою развитую систему княжеского управления и права и многовековые обычаи восточнославянской языческой культуры.
    В то время экономика Киевской Руси уже достигла сравнительно высокого уровня. Численность населения государства равнялась примерно 4-5 млн человек.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Цепи использовались разные: ручные и ножные, большие и маленькие. Они хранились в сторожевой избе при консистории и значились в числе необходимых статей канцелярских расходов. Преступление, которое в большинстве случав влекло за собой наказание с посажением на цепь — пьянство, соединенное с буйством.
    Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком — на год или два года, или неопределенным — «до указа», «донеже в чуствие прийдет». Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах .
    Хронологически срок епитимьи был немного дольше, чем наказание гражданского суда. Особенно это касалось преступлений, совершенных «без злого умысла», к которым российское законодательство было очень гуманным...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4