Масонство

Чт, 06/13/2013 - 22:53

Будучи социально неоднородным, карбонаризм даже во время расцвета не был единым, венты раскалывались конфликтами между умеренными и радикалами. Первые стремились лишь к конституционной монархии, вторые выступали за свержение королевской власти в Неаполе и провозглашение республики.
Не получив должного развития в Росии в XVIII в., масонство с начала XIX в. постепенно оживилось. Близкий друг просветителя Н.И. Новикова, чиновник Коллегии иностранных дел мистик А.Ф. Лабзин основал в январе 1800 г. ложу «Умирающего сфинкса». Позднее возникли ложи «Соединенных друзей» в Петербурге, «Нептуна» в Москве, «Малого светила» в Риге. Александр I в 1803 г. разрешил масонскую деятельность, что привело к возобновлению занятий и в некоторых старых ложах, которые существовали главным образом в обеих столицах, отдельных губернских городах и в армии под началом «Капитула Феникса». Руководящий состав и костяк лож был представлен преимущественно отпрысками аристократических родов Гагариных, Голицыных, Волконских, Долгоруких, Трубецких, Апраксиных, Виельгорских, Разумовских, Строгановых. «Капитул» ревниво следил за тем, чтобы в ложи принимались «благорожденные дворяне, с познаниями в науках, чистые нравами и телом здравые». В России существовали тайные, действующие по особым регламентам ложи, занимавшиеся изучением литературы по алхимии и магии. Их членам предписывалось остерегаться «отягчения и развращения ума многим чтением вольнодумных книг». Подобные ложи предназначались «исключительно для русских дворян православного вероисповедания». Предельный возраст для вступавших понижался с 21 года до 17 лет, число участников ограничивалось 20. При приеме требовалось поручительство за новичка всех братьев. Управляющему мастеру предоставлялась неограниченная власть над остальными адептами, которые клялись ему подчиняться всю жизнь. Он же являлся единственной для них масонской властью.

По взглядам и действиям масонские руководители и их «паства» выступали в качестве апологетов самодержавия. Так, в 1804 г. было испрошено согласие царя на открытие в Петербурге ложи, названной в его честь ложей «Александра благотворительности к коронованному Пеликану». Император написал на докладе по этому поводу, что ему «…сие не противно». Позднее в честь императрицы была создана ложа «Елизаветы к добродетели». Царь не препятствовал существованию масонских лож, имевших среди членов «очень многих лиц», близких ему. Общим правилом было «не иметь никаких таинств перед правительством», постепенно преобразуя ложи в своеобразные общественные клубы, где вся фантастика и символистика становились лишь модным придатком. Масоны не поднимали вопроса об уничтожении крепостного права, но часто и много выступали в его поддержку.

Царское правительство и лично Александр I задумали поставить масонство себе на службу, что соответствовало и планам вельможной знати. По некоторым данным, царь был даже посвящен в масоны в 1803 г. И.В. Бебером — видным членом ордена, профессором физики и математики, инспектором 2-го кадетского корпуса. Французский историк С. Грюнвальд отрицает факт принятия императора в обычную ложу: обер-прокурор Синода А.Н. Голицын и сенатор Г.Г. Кушелев якобы изобрели для него специальный ритуал «посвящения», который они приняли и сами. Ученый ссылается на письмо Голицына к царю от 4 марта 1821 г., в котором, в частности, говорилось: «Обязательства, которые мы втроем взяли на себя перед лицом всевышнего, — не шутка». По его словам, члены интимного братства, возможно, проводили и соответствующие церемонии в Зимнем дворце.

После Отечественной войны 1812 г. усилилось стремление дворян к вступлению в масонские ложи. Приход в орден свежих сил послужил катализатором реформаторского течения с упором на отказ от присвоения высоких степеней, возвращение к более простому масонству английского типа с тремя степенями и усилению внимания к филантропии.

В конце концов, главный врач Обуховской больницы Е.Е. Эллизен открыто ввел в своем братстве систему трех степеней. За ним последовали «Изида» в Ревеле и «Нептун» в Кронштадте. В инициативную группу Эллизена входили также врач Кейзер, часовой мастер Квосич, книготорговец Вейер и адвокат Лерх. Между ними и приверженцами других лож начались трения.

Масонские руководители пытались отстаивать различными путями интересы фрондировавшей аристократии, не исключая и борьбу за влияние на царя. Император интересовался деятельностью ложи «Трех добродетелей», существовавшей в Петербурге с 1815 по 1822 г. Но будущий декабрист А.Н. Муравьев, один из должностных лиц ложи, однажды обратился к монарху по масонскому обычаю на «ты». Эта фамильярность произвела на царя неблагоприятное впечатление. Он выразил Муравьеву свое неудовольствие и больше в ложу не приезжал.

Жизнь масонства была наполнена соперничеством. Место Д»иректориальной ложи Владимира к порядку» заняли в 1815 г., с согласия правительства, две равные по правам, независимые ложи — «Великая директориальная ложа» и «Великая ложа Астрея» (Астрея — богиня справедливости у древние греков). Управляющим первой стал М.Ю. Виельгорский. Великим мастером «Астреи» избрали камергера и тайного советника В.В. Мусина-Пушкина-Брюса. Все новые братства переходили на сторону «Астреи», в том числе «Соединенные друзья», «Палестина», «Пламенеющая звезда», «Северные друзья» и др. В списке «Астреи» за 1820—1821 гг. числятся 24 ложи, но к тому времени четыре из них по разным причинам прекратили работу. А в союзе «Великой провинциальной ложи» осталось шесть лож.

Масонские ложи никогда не выдвигали конкретных политических задач. Русский историк масонства А.Н. Пыпин резонно отмечал: «Политический элемент приходил в ложи извне, готовый». Российский историк В.И. Семевский писал, что масоны, «сдавленные полицейскими тисками, были и численно слабы, и бедны материально, и крайне робки, особенно когда люди более смелые и талантливые ушли в тайные общества. Декабристский «Союз спасения» с самого начала отделял себя от масонства чисто политической программой. Его собрания проходили без ритуальных обрядов. «Позднее даже масонские клятвы и вообще масонская символика воспринимались большинством декабристов как помеха их действиям и замыслам и были постепенно устранены».
Дворянские революционеры сделали попытку использовать для выполнения задуманного масонские ложи «Избранного Михаила» (145 членов) и «Трех добродетелей» (15 членов). Первая образовалась в 1815 г. и входила в союз «Астреи». Руководителями были будущие декабристы Ф.П. Толстой и Ф.Н. Глинка. На ее заседаниях произносились «смелые речи», в основном на темы нравственности и морали, чем все дело и ограничивалось, поскольку туда входили и люди, весьма далекие по духу от декабристов. Руководители «Трех добродетелей» задумали было превратить ее в политическую организацию. Но это им не удалось. В связи с реорганизацией «Союза спасения» в «Союз благоденствия» декабристы в конце 1818 г. с ложей порвали.

Из декабристов, преданных верховному уголовному суду, только 23 человека, т.е. пятая часть, некоторое время состояли в масонских ложах, в том числе Пестель (1812—1817 гг.), А.Н. Муравьев (1811—1818 гг.), братья Муравьевы-Апостолы (1816—1820 гг.), Н.М. Муравьев (1817—1818 гг.), С.П. Трубецкой (1816—1819 гг.), Ф.П. Шаховской (1817—1820 гг.), М.Ф. Митьков (1816— 1821 гг.), М.А. Фонвизин (1820 г.), С.Г. Волконский (1812—1822 гг.), Н.И. Тургенев (1814—1817 гг.), К.Ф. Рылеев (1820—1821 гг.). Оставались в ордене на момент ареста М.С. Лунин, Н.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, Г.Е. Батеньков, Е.С. Мусин-Пушкин. Среди других декабристов, привлекавшихся к следствию, насчитывалось еще 28 масонов. Следовательно, общее число составляло 51.

Большинство декабристов, соприкасавшихся с масонством, не впали в мистицизм, а, присмотревшись ближе к масонству, разочаровались в нем и постепенно покинули масонские ложи. Причинами этого разочарования были, прежде всего, политический консерватизм русских масонов, ничтожные размеры их просветительской и благотворительной деятельности и, наконец, потеря времени на посещение лож и исполнение требований и ритуал.
К началу 20-х годов появились симптомы общего упадка масонства, что выразилось в закрытии ряда лож из-за их малочисленности. Снизился приток новых адептов, поскольку религиозно-филантропический характер братств с налетом мистики, их верноподданничество претили настроениям многих членов.
1 августа 1822 г. на имя министра внутренних дел В.П. Кочубея поступил царский рескрипт: «Беспорядки и соблазны, возникавшие в других государствах от существования разных тайных обществ, из коих иные — под наименованием лож масонских, первоначально цель благотворения имевших, другие, занимаясь сокровенно предметами политическими, впоследствии обратились ко вреду спокойствия государств и принудили в некоторых сии тайные общества запретить». Поэтому Александр, учитывая, что «к несчастию от умствований, ныне существующих, проистекают столь печальные в других краях последствия, признал на благо» повелеть все тайные общества, «под каким бы наименованием они ни существовали, как-то: масонских лож или другими, закрыть и учреждение их впредь не дозволять». Предписывалось объявить обо всем их членам, обязав их подписками, что они впредь ни под каким видом «ни масонских, ни других тайных обществ ни внутри империи, ни вне ее составлять не будут».

Масонство в целом подчинилось этому запрету. Однако деятельность отдельных русских лож некоторое время еще продолжалась, хотя часто на их след нападала царская охранка.

Вместо многих мелких и розрозненых лож лишь в 1912 г. возник центр «Великий Восток народов России» во главе с верховным советом, создавшим новую сеть еще более конспиративных братств. Они отказались от ряда существенных обрядов. Также в братства стали принимать женщин. В «Великий Восток народов России» входили левые кадеты, прогрессисты, эсеры, меньшевики: А.П. Барт, В.А. Оболенский, В.А. Степанов, А.И. Коновалов, А.Ф. Керенский, Н.С. Чхеидзе, С.Н. Прокопович, М.С. Грушевский и др. На собраниях лож обсуждались исключительно вопросы внутренней и внешней политики.
В начале 1914 г. с согласия В.И. Ленина были установлены контакты с большевиками для взаимной информации. «Объединение» занимало левый фланг буржуазной оппозиции монархии, было причастно к планам дворцового переворота, насчитывало в 1917 г. до 400 членов. Исследователи в основном отмечают слабое влияние центра на политические события, включая Февральскую революцию. Вместе с тем немало его членов играло в них активную роль, но уже в качестве лидеров названных политических партий. Между Февральской и Октябрьской революциями «Великий Восток» ничем существенным себя не проявил, вопроса о легализации не ставил. Ни один из зарубежных центров ордена не признал его законным с точки зрения масонских канонов.

Нет необходимости преувеличивать или преуменьшать значимость деятельности “вольных каменщиков”. Она была в общем прогрессивной, хотя и служила прежде всего интересам господствующих классов. Настала пора в нынешних сложившихся в Украине условиях наладить регулярные контакты общественности с масонскими объединениями с целью обсуждения глобальных общечеловеческих проблем и оптимальных способов их решения.

Другие материалы рубрики


  • Для исследования внутреннего развития и состояния православной церкви на данный момент важно понимание не только ее общехристианских этических и канонических основ и истоков, но также особенностей ее социально-экономического положения в определенные периоды.
    Ко времени официального принятия христианства в 988 г. и, следовательно, возникновения церковной организации, государство уже существовало на Руси в течение почти двух веков. Оно имело свою развитую систему княжеского управления и права и многовековые обычаи восточнославянской языческой культуры.
    В то время экономика Киевской Руси уже достигла сравнительно высокого уровня. Численность населения государства равнялась примерно 4-5 млн человек.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В конце V в. н. э. Западная римская империя рухнула и началась эпоха, называемая Темными веками. Земли, входившие в состав империи, одну за другой захлестывали волны варварских нашествий. Рвались создаваемые столетиями экономические связи между провинциями, гибли люди, утрачивались технические знания. Знаменитые римские дороги, прежде содержавшиеся в безукоризненном порядке, зарастали травой. Случалось, все выжившее население некогда обширного города теперь могло укрыться от врагов за стенами одного-единственного городского сооружения — цирка или императорского дворца. Бывшая некогда сердцем великой империи Италия лежала в руинах и превратилась в периферию. «Что осталось еще в этом мире, что еще могло бы нравиться нам? Мы видим только печаль, мы слышим только воздыхания. Города разрушены, укрепления превращены в развалины, деревни опустошены, земля стала пустыней. И эти остатки населения постоянно побиваются бичами Божьими!

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Цепи использовались разные: ручные и ножные, большие и маленькие. Они хранились в сторожевой избе при консистории и значились в числе необходимых статей канцелярских расходов. Преступление, которое в большинстве случав влекло за собой наказание с посажением на цепь — пьянство, соединенное с буйством.
    Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком — на год или два года, или неопределенным — «до указа», «донеже в чуствие прийдет». Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах .
    Хронологически срок епитимьи был немного дольше, чем наказание гражданского суда. Особенно это касалось преступлений, совершенных «без злого умысла», к которым российское законодательство было очень гуманным...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Даже в XIX в. священников, порочащих свой сан, чиновники консистории могли посадить на цепь. Цепи использовались разные: ручные и ножные, большие и маленькие. Они хранились в сторожевой избе при консистории и значились в числе необходимых статей канцелярских расходов. Преступление, которое в большинстве случаев влекло за собой наказание с посажением на цепь – пьянство, соединенное с буйством. Монастырская епитимья была известна под названием «ссылка в монастырь под начал». Время ссылки указывалось определенным сроком – на год или два, или неопределенным – „до указа”, “ донеже в чуствие прийдет”. Этому же наказанию подвергались и виновные в брачных делах .



  • ...В своем «Отразительном письме о новоизобретенном пути самоубийственных смертей» инок Евфросин дал широко развернутую, написанную в ярком импрессионистском стиле картину деятельности и проповеди самосжигателей. Он отмечал часто нечестные и весьма предосудительные приемы проповедников самосжигания, не стеснявшихся ни в каких средствах для того, чтобы завлечь на костер гарей свои наивные и слабо разбиравшиеся в богословских вопросах жертвы. Евфросин заявлял, что самосожжение противно духу христианства. Он обильно цитировал Священное писание, святых отцов и доказывал, что православные христиане, идущие добровольно на гарь,— вовсе не святые мученики за веру, а просто не разбирающиеся в вопросах веры самоубийцы, а сами проповедники гарей — опасные грешники, ответственные за смерть и гибель душ своих несчастных последователей. Подводя итоги этим аргументам, Евфросин приходил к заключению, что, нарушая основные истины христианства и каноны церкви, самосжигатели автоматически лишались церковного благословения и отлучались от церкви.