Математические методы в истории

Сб, 03/01/2014 - 20:32

Однако до сих пор не было достаточно отважных и амбициозных людей, которые решились бы посмотреть с этой точки зрения на гигантскую «коллекцию почтовых марок», каковую представляют собой «анналы истории». По сути дела им надо было решиться на создание совершенно нового языка, совершенно новой понятийной базы — набора эффективно работающих универсальных моделей — для того, чтобы разговаривать о делах истории.

О приложении математических методов к изучению истории заговорили в последние годы. Но с этими методами дело обстоит примерно так же, как с нанотехнологиями. Широкая публика узнала, что есть такой вопрос в повестке дня, только тогда, когда серьезные ученые поняли, что они этим занимаются уже лет 70, выделили в самостоятельный раздел и дали ему название.

Первый человек, применивший математические методы к историческим процессам, не был ни математиком, ни историком. Он был английским священником, и звали его Томас Мальтус. У философов до сих пор в ходу «ругательство» — мальтузианство.

Понятие «клиодинамика» ввел в оборот русский человек, профессор Коннектикутского университета Петр Турчин — сделавший в Америке научную карьеру выходец из СССР. Надо ли его называть основоположником (или одним из основоположников — ведь у него есть и немногочисленные пока, работающие в том же направлении коллеги-единомышленники, как в Америке, так и в России) новой науки? Трудно сказать, пусть поработают. Но их аргументация в пользу того, что XXI век должен стать веком наук об обществе, их математизации и выдвижения на передний край теоретического познания мира, выглядит очень солидно.

Мальтузианство

Мальтус формул не писал — это потом стали делать другие. Но он сумел понять основные математические закономерности развития популяции (замкнутого сообщества) любых живых существ, занимающих экологическую нишу с ограниченными ресурсами, и растолковать их «простыми словами».

Когда число особей в популяции мало, а ресурсов много, популяция беспрепятственно размножается: скорость ее прироста прямо пропорциональна ее численности. Это очень быстрый рост, описывающая его функциональная зависимость относится к числу наиболее быстро растущих функций. Долго такой рост продолжаться не может, вскоре его начинает ограничивать недостаток ресурсов. Рост постепенно замедляется до нуля, численность популяции стабилизируется. На каком уровне? Понять ответ нетрудно: на уровне голодного выживания, минимального душевого потребления, когда голодная смертность компенсирует рождаемость.

Но этот уровень не может быть устойчивым. Голодающие особи теряют иммунитет, в конкурентной борьбе за ресурсы нарастает их взаимная агрессия, и, в конце концов, кризис разрешается катастрофой, опустошающей нишу. Среди животных это эпидемия, а среди людей — еще и войны, революции и т. д. Дальше начинается следующий цикл. Таким образом, говорить о «прогрессе» как об отличительной черте истории можно только с некоторой натяжкой. Демографические катастрофы смывают достижения прогресса, но, к счастью или несчастью, не до основания.
Эта картина не меняется принципиально и в том случае, когда у популяции (например, у людей) есть производительные силы, позволяющие ей наращивать доступные ресурсы. Потенциал роста популяции всегда превышает потенциал роста ее производительных сил, и это превышение носит объективный характер. Как говорил сам Мальтус, население растет в геометрической прогрессии, а производительные силы — только в арифметической, и для этого есть очень фундаментальные причины. Этот цикл часто называют «мальтузианской ловушкой».
Демографический цикл — это уже достаточно универсальная модель со своими специфическими признаками, которую можно накладывать на историческую реальность, чтобы проверить, соответствует она ей или нет. В настоящее время уже выявлены десятки демографических циклов в истории Древнего мира, Европы, России, Востока и Китая. И многие страшные эпидемии, многие войны идентифицированы именно как завершающие цикл демографические катастрофы.

Mатематическую модель демографического цикла построил Сергей Нефедов. И когда он сделал это, ему удалось выделить целых 40 определяющих цикл признаков. Целых 40 социально-экономических параметров общества оказались взаимосвязанными друг с другом, взаимозависимыми. Чем это, интересно?
Чтобы выделить на фоне общего исторического процесса демографические циклы, лучше всего воспользоваться данными демографической статистики: когда исследователь видит в них период, описываемый логистической кривой, он может быть уверен в том, что имеет дело с циклом. Но демографическая статистика доступна сравнительно редко. Ее наличие — скорее исключение, чем правило. «Обкатав» модель Нефедова на этих исключениях, исследователь может теперь для выделения цикла пользоваться всем комплексом определяющих его признаков, что с успехом и делается.

На самом деле возможности модели шире, и зависят от изобретательности исследователя, от его умения ставить задачу. Например, известны были корреляции между политическим режимом в стране и ее плотностью населения. Авторитарные режимы вроде бы более характерны для стран с высокой плотностью населения, но что это означает? Наложение на эти ситуации модели Нефедова немедленно обнаружило, что они приходятся преимущественно на конец цикла, предшествующий демографической катастрофе, когда жизнь народа тяжела и скудна. То есть, она тяжела и скудна не потому, что протекает под гнетом деспотизма, она по причине своей скудости требует деспотизма, безжалостно подавляющего вспышки насилия.

Другие материалы рубрики


  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Другой пример расправы монополистов с профсоюзом можно найти в анналах Управления, в которых рассказывалось о подавлении стачки на заводах «Рэмингтон Рэнд» в г. Илионе. Введение чрезвычайного положения, наводнение города вооруженной охраной, патрулировавшей улицы, полная изоляция рабочих от внешнего мира и неограниченный произвол фабрикантов из «Рэмигтон Рэнд» — такова была картина, продемонстрировавшая бессилие НУТО. Длинный список подобных примеров можно было бы продолжить...



  • Дело в том, что данная тема довольно близка мне, по крайней мере, ввиду двух причин. Во-первых, я сам уже давно интересуюсь феноменом креативности и возможностью ее применения в науке и технике. Во-вторых, мне довелось некоторое время сотрудничать в качестве тренера по креативности с одной крупной бизнес-структурой своего города, где я научился не только применять различные методы на практике, но и обучать этому других людей.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Испокон веков люди прятали ценности, даже когда их сокровищам не угрожала никакая опасность. Причиной тому зачастую была вера в загробную жизнь, и у многих древних народов принято было готовиться загодя к потустороннему существованию. И хотя народная мудрость гласит: “В гроб с собой золото не возьмешь”, — древние предпочитали свои сокровища прихватывать на тот свет.
    В исландских сагах рассказывается, как некто Скаллагрим, заботясь о своем загробном будущем, еще при жизни утопил в болоте сундук с серебром. Его сын Эгиль, известный скальд (поэт-певец у древних скандинавов), получил в награду от английского короля два сундука с серебром и незадолго до своей смерти с помощью рабов зарыл сокровища в укромном месте, а рабов перебил. А предводитель викингов города Йомсборга, Буи Толстый, когда его смертельно ранили в морском бою, поспешил выпрыгнуть с двумя сундуками золота за борт корабля — таким образом он материально обеспечил свое прибытие в мир праотцов.
    В течение тысячелетий копилось на земле богатство, чтобы затем уйти вместе с владыками в землю или исчезнуть в пламени погребального костра. Особой пышностью сопровождались похороны любимца Александра Македонского Гефистиона: в погребальный костер были брошены оружие, золото, серебро и драгоценная одежда умершего. В 410 году в Италии умер король готов — Аларих. Чтобы оградить место захоронения своего короля, его подданные перегородили реку плотиной, а когда русло обнажилось, вырыли на дне реки огромную усыпальницу.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Нежелание людей добровольно надевать ремни безопасности может быть вызвано осознанием предельно маленькой вероятности попадания в аварию с летальным исходом во время единственной поездки. Поскольку такие аварии случаются только один раз на несколько миллионов личных поездок, а приводящее к нетрудоспособности повреждение только один раз на сотню личных поездок, отказ надеть ремень безопасности может казаться вполне обоснованным. Однако такое решение выглядит менее здравым, если принять во внимание перспективу множественных поездок и рассмотреть существенную вероятность аварии в какой-либо из поездок. Так, в экспериментальном исследовании респондентам сообщалось, что за 50 лет вождения (около 40000 поездок) вероятность смерти увеличивается до 0,01, а вероятность получить, по крайне мере, одно приводящее к нетрудоспособности повреждение до 0,33. Участники эксперимента, рассмотрев эту перспективу длиною в жизнь, относились к ремням безопасности (и воздушным подушкам) более благосклонно, чем это делали люди, которых просили рассмотреть перспективу единичных поездок...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта? Чтобы по достоинству оценить цифры, которые я приведу чуть ниже, нужно хорошо представлять себе, что за инженерное сооружение такое - римская дорога. Сначала - роется траншея глубиной примерно метр. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои - крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка... "Слоеный пирог" заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие - каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. На секунду напомню, что экскаваторов тогда не было. И камни обтесывали вручную.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Греческие мифы были подробно записаны еще тогда, когда они были живым элементом духовной жизни Древней Эллады, и в таком виде сохранились до наших дней. С германской мифологией мы знакомы благодаря Снорри Стурлусону, исландскому поэту, создавшему Младшую Эдду (книгу скандинавских преданий) в XIII в., лет через двести после официального принятия Исландией крещения, можно сказать, по свежим следам. К сожалению, в распоряжении историков и культурологов нет ясного, связного и достоверного изложения религиозных представлений славян дохристианской эпохи. Мы имеем лишь отрывочные сведения. Упоминания о древних славянских богах можно найти в христианских средневековых летописях, записках арабских путешественников, воспоминаниях образованных византийцев, которым часто доводилось общаться со славянами. Но все эти упоминания довольно смутны. Авторы не желают вдаваться в подробности. Важную информацию дают археологические находки культовых изображений дохристианской эпохи, однако в этом случае приходится строить догадки, кого именно изображает найденный в земле кумир, что означают те или иные детали его внешности. Довольно много можно почерпнуть, изучая фольклорные сюжеты, обряды и поверья, которые и поныне живы в крестьянской среде. Но информация в них как бы зашифрована. Те, кто пересказывает дошедшие из невероятной древности сказки и заговоры, часто сами не понимают, что именно они означают.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Надо быть крайне осторожным и взвешенным в оценках, когда сталкиваешься с такой огромной и неоднозначной страной, как Америка (хотя это и очень непросто). Чтобы представить себе жизнь в новоанглийской деревне, нужно раз и навсегда отрешиться от предрассудков. В сороковые годы прошлого века историк Льюис Мэмфорд высмеял излишне идеализированное представление об американцах как об отважных «пионерах», будто бы сбросивших ветхие одежды Европы и создающих новые формы социально-экономической жизни. В действительности, писал он, в поселениях Нового Света «вспыхнули в последний раз потухающие отблески средневекового строя». Впрочем, в Новой Англии условия были все же иными, чем в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...В рок-музыке готика проявилась намного позже — в конце 70-х годов в Англии. Нынешняя гот-субкультура выросла из панка — это факт. Следовательно, и готик-рок возник из панка. Именно в 70-х годах произошел некий застой в панк-движении. Некоторые группы сменяют звучание на более депрессивное, что отображало общий настрой населения в это время, а имидж сменили на более эстетичный. Чуть позже начинающие группы сразу начинают играть «темную музыку», что по сути и явилось началом готического стиля, тогда же пошла и мода на черный цвет. Точкой отсчета готик-рока считается 1982 год, когда британская группа Bauhas спела свою бессмертную “Bella Lugosi is dead”. От панков готам достался и девиз “Goth’s Undead”. Плавно перешел к готам от панков и ирокез, но только готы красят его в черный и зачесывают на одну сторону...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3