Математические методы в истории

Сб, 03/01/2014 - 20:32

От Мальтуса к Голдстоуну

Будучи обнародованной, теория Мальтуса вызвала шок в «приличном обществе». Особенно возмутилось «общество» тем, что эта теория поставила человека — как-никак, «венец творения» — в один ряд с кроликами и мышами. «До сих пор сущность и действие закона народонаселения не были поняты, — писал Мальтус. — Когда политическое неудовольствие присоединяется к воплям, вызванным голодом, когда революция производится народом из-за нужды и недостатка пропитания, то следует ожидать постоянных кровопролитий и насилий, которые могут быть остановлены лишь безусловным деспотизмом». Вот такой прогноз услышало общество из уст священника. Поборники прогресса обрушились на Мальтуса с уничтожающей критикой, продолжающейся по сей день. Между тем, Мальтус являет нам образцовый пример мужества и преданности научной истине: он не видел оснований для иного прогноза.

Существует много причин, позволяющих в определенных условиях ставить человека в один ряд с кроликами и мышами. И если мы не выходим за рамки этих условий, мы остаемся и в корректных рамках науки. Мальтус в общих чертах обрисовал демографический цикл и его природу, и ни одному из его критиков — ни единому — не удалось, оставаясь в этих рамках, указать на принципиальную погрешность в его рассуждениях. Но к сути дела эти «философские» споры не относятся.

С другой стороны, конечно же, не может столь грубая и примитивная модель быть полностью адекватной столь сложной структуре, как человеческое общество. Но на то она и модель, а не догмат веры, и если уж она адекватна каким-то существенным вещам, она доступна критике и совершенствованию. Мальтузианская модель, например, предполагает однородность популяции, в которой все (или почти все) особи имеют по отношению к потреблению одинаковый статус. Этот тезис выглядит очень правдоподобным, пока речь идет о животных сообществах, и очевидно неправдоподобным применительно к людям.

Джека Голдстоуна интересовала загадка революций. Революции, восстания, бунты — универсальный факт истории. Время от времени они случаются на протяжении всей истории во всех обществах и практически всегда приходятся на конец демографического цикла.

Ну, это-то понятно и в рамках мальтузианства, но регулярная повторяемость факта наводит на мысли о повторяемости и универсальности приводящих к нему процессов. В поисках этих универсалий он и обратил внимание на неоднородность человеческих сообществ, выделив на первое место статусную неоднородность по отношению к власти: есть собственно власть, т.е. слой людей, наделенных властными полномочиями, есть пользующиеся теми или иными льготами и привилегиями элиты, и есть «нижние чины» — народ. Эта стратификация внутри человеческих сообществ в высшей степени универсальна, она прослеживается во времени и в пространстве — меняются названия, но не суть — от обществ Древнего Египта и Китая до современных демократических обществ.

Страты отличаются тем (в том числе и тем), что имеют различный доступ к ресурсам. Поэтому из-за наличия статусных перегородок между стратами их демографические циклы до некоторой степени автономны. Различны скорости развития циклов, различны предельно достижимые численности и т. д. Это рассогласование циклов, несущественное на ранней их стадии, когда почти нет конкуренции за ресурсы, по мере приближения к «режиму голодного выживания» проявляет себя как нарастание конфликтов внутри общества, а именно — между стратами.
Народ является источником ресурсов для государства и элит, а государство занято их перераспределением через бюджет. Элиты процветают благодаря поддержке государства. Они имеют возможность быстрее размножаться и дольше не ощущать давления, оказываемого на популяцию дефицитом ресурсов. Возникает явление, названное развивающими эту концепцию учеными «перепроизводством элит». Растущие элиты требуют от государства «своего». Государство пытается усилить фискальный гнет, но испытывающий давление всех дефицитов народ больше не в состоянии наполнять бюджет. Начинается недовольство. Оно растет как в народе, так и в элитах. В находящихся между двух полюсов элитах начинается расслоение, часть элит уходит на сторону народа. Вот вам и ситуация «низы не хотят, а верхи не могут». Точнее, здесь и «низы» и «верхи» находятся в вынужденной ситуации: перед ними стоит неразрешимая в рамках известных им алгоритмов (действий) задача.

Демографический цикл с учетом социального расслоения называют структурно-демографическим. В 1991 году Голдстоун описал его «простыми словами», а математическую модель в 2007 году построили С. Нефедов и П. Турчин. «Основная сила, разрушающая государство — рост населения, ведущий к постепенному падению душевого дохода, пока в конечном итоге излишек сверх голодного существования становится недостаточным, чтобы удовлетворить правящий класс… крах государства вызывается фракционной борьбой среди элиты, которая открывает путь народному восстанию» — резюмировал ее П. Турчин.

Сама формулировка этого резюме говорит о том, что в обществе, возможно, бытует не совсем правильное представление об относительной роли народа и элиты в революционных процессах — революции тоже, в сущности, делаются элитами.

Появление социальной структуры в математической модели демографического цикла — это ее огромный шаг вперед, позволяющий уже на математическом уровне ставить, например, такие вопросы, как раздельное изучение влияния физического исчерпания ресурсов и их исчерпания вследствие нарастания социальных различий среди населения. Или влияния технологических прорывов на демографические потолки. Действительно ли, скажем, индустриальному обществу, как полагают многие исследователи, удалось вырваться из мальтузианской ловушки, или же это иллюзия, порожденная непринципиальными эффектами?

В общем, как кажется автору, появился еще один повод вспомнить старую истину, гласящую, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория.

Другие материалы рубрики


  • ...В рок-музыке готика проявилась намного позже — в конце 70-х годов в Англии. Нынешняя гот-субкультура выросла из панка — это факт. Следовательно, и готик-рок возник из панка. Именно в 70-х годах произошел некий застой в панк-движении. Некоторые группы сменяют звучание на более депрессивное, что отображало общий настрой населения в это время, а имидж сменили на более эстетичный. Чуть позже начинающие группы сразу начинают играть «темную музыку», что по сути и явилось началом готического стиля, тогда же пошла и мода на черный цвет. Точкой отсчета готик-рока считается 1982 год, когда британская группа Bauhas спела свою бессмертную “Bella Lugosi is dead”. От панков готам достался и девиз “Goth’s Undead”. Плавно перешел к готам от панков и ирокез, но только готы красят его в черный и зачесывают на одну сторону...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...В начале XIX века А. С. Грибоедов показал горе от ума в нашем мире. В его сочинении непонятым и страдающим стал умный человек. За два столетия многое изменилось. Нынче эпитет "умный" - наиболее желанный и почетный для людей; а сам разум - признанный авторитет при решении любых проблем. Однако теперь он окончательно "с сердцем не в ладу". Утратив эту связь, человек многое потерял и в самом себе, но счастья не обрел. При всех внешних достижениях в опустошенном рационализмом внутреннем мире "умных" тревожно, тускло, убого. В итоге формула Грибоедова приобрела прямой смысл: всем людям горе от ума. Они увидели в нем земного Бога, а он оказался кесарем мира сего.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Любой из нас с детства часто слышит, что высшее образование важно. Из-за чего складывается такое мнение? Все дело в том, что получение качественного образования дает высокий статус социальный, нормальную зарплату при трудоустройстве и интерес будущих работодателей. Помимо этого, обучение гарантирует развитие не просто профессиональных, но и личностных качеств.

    Каждый выпускник школы желает поступить в престижный ВУЗ, надеясь на будущие всевозможные привилегии. Это оправданно, так как образованные граждане мыслят гораздо глубже, чем те, кто решил ограничиться начальным или средним образованием.



  • ...Нежелание людей добровольно надевать ремни безопасности может быть вызвано осознанием предельно маленькой вероятности попадания в аварию с летальным исходом во время единственной поездки. Поскольку такие аварии случаются только один раз на несколько миллионов личных поездок, а приводящее к нетрудоспособности повреждение только один раз на сотню личных поездок, отказ надеть ремень безопасности может казаться вполне обоснованным. Однако такое решение выглядит менее здравым, если принять во внимание перспективу множественных поездок и рассмотреть существенную вероятность аварии в какой-либо из поездок. Так, в экспериментальном исследовании респондентам сообщалось, что за 50 лет вождения (около 40000 поездок) вероятность смерти увеличивается до 0,01, а вероятность получить, по крайне мере, одно приводящее к нетрудоспособности повреждение до 0,33. Участники эксперимента, рассмотрев эту перспективу длиною в жизнь, относились к ремням безопасности (и воздушным подушкам) более благосклонно, чем это делали люди, которых просили рассмотреть перспективу единичных поездок...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Греческие мифы были подробно записаны еще тогда, когда они были живым элементом духовной жизни Древней Эллады, и в таком виде сохранились до наших дней. С германской мифологией мы знакомы благодаря Снорри Стурлусону, исландскому поэту, создавшему Младшую Эдду (книгу скандинавских преданий) в XIII в., лет через двести после официального принятия Исландией крещения, можно сказать, по свежим следам. К сожалению, в распоряжении историков и культурологов нет ясного, связного и достоверного изложения религиозных представлений славян дохристианской эпохи. Мы имеем лишь отрывочные сведения. Упоминания о древних славянских богах можно найти в христианских средневековых летописях, записках арабских путешественников, воспоминаниях образованных византийцев, которым часто доводилось общаться со славянами. Но все эти упоминания довольно смутны. Авторы не желают вдаваться в подробности. Важную информацию дают археологические находки культовых изображений дохристианской эпохи, однако в этом случае приходится строить догадки, кого именно изображает найденный в земле кумир, что означают те или иные детали его внешности. Довольно много можно почерпнуть, изучая фольклорные сюжеты, обряды и поверья, которые и поныне живы в крестьянской среде. Но информация в них как бы зашифрована. Те, кто пересказывает дошедшие из невероятной древности сказки и заговоры, часто сами не понимают, что именно они означают.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Основной признак мошенничества, указанный в уголовных кодексах — использование неосведомленности другого лица с целью нанесения ему материального ущерба. Однако каждому понятно, как трудно доказать эту цель. А уж людей, не осведомленных в вопросах, скажем, ядерной физики, — пруд пруди. Сами, можно сказать, напрашиваются.
    С другой стороны, что чаще всего пишут в результатах общеизвестного анализа? «Яйца глист не обнаружены». То есть, может быть, они и есть, но не обнаружены. Может, смотрели плохо. То же самое можно отнести к проверке любого сомнительного эксперимента, автору которого удалось получить «умопомрачительные» результаты. Главное здесь — чтобы этим результатам поверил хоть кто-нибудь в научном сообществе. Остальное приложится. «Вы не видите результата? Плохо смотрели — вот NN видит». Надо повторять, и результат будет.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Думается, что угроза, хотя и реальная, но весьма отдаленного будущего. Дело в том, что интеллект как таковой может зародиться в мозге, имеющем определенную критическую массу. Природа смогла дать всего один-единственный пример — мозг человека, который остается самым загадочным и сложным объектом в доступном нам мире. Вес этого живого «нейрокомпьютера» никак не бывает меньше килограмма. К живым существам на Земле с таким и даже более крупным мозгом относится не так уж и много организмов — на суше, к примеру, это слоны, в водах Мирового океана — киты и дельфины. И если мозг их по весу и объему сравним или даже превосходит мозг человека, то остаются еще и такие показатели, как структура, архитектоника, принцип функционирования.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Вот еще пример противоречивости. Парламент некоего государства с маленьким госбюджетом решает, на что истратить народные деньги. Так как средств мало, нужно отдать большую их часть на что-нибудь одно, пренебрегая остальными национальными интересами. Парламент разделился на три примерно равные части. Одна треть желает направить финансы на социальную помощь населению, другая треть - на развитие рынка, и, наконец, оставшиеся депутаты хотят, чтобы эти деньги были истрачены на реформу Министерства обороны. Так как все депутаты уверены в своей правоте, найти общий язык они не могут. Сдаваться никто не намерен, каждый гнет свою линию. Это замкнутый круг, ведь какая бы точка зрения ни возобладала, большинство будет считать, что деньги истрачены неправильно. Большинство всегда будет в проигрыше.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Испокон веков люди прятали ценности, даже когда их сокровищам не угрожала никакая опасность. Причиной тому зачастую была вера в загробную жизнь, и у многих древних народов принято было готовиться загодя к потустороннему существованию. И хотя народная мудрость гласит: “В гроб с собой золото не возьмешь”, — древние предпочитали свои сокровища прихватывать на тот свет.
    В исландских сагах рассказывается, как некто Скаллагрим, заботясь о своем загробном будущем, еще при жизни утопил в болоте сундук с серебром. Его сын Эгиль, известный скальд (поэт-певец у древних скандинавов), получил в награду от английского короля два сундука с серебром и незадолго до своей смерти с помощью рабов зарыл сокровища в укромном месте, а рабов перебил. А предводитель викингов города Йомсборга, Буи Толстый, когда его смертельно ранили в морском бою, поспешил выпрыгнуть с двумя сундуками золота за борт корабля — таким образом он материально обеспечил свое прибытие в мир праотцов.
    В течение тысячелетий копилось на земле богатство, чтобы затем уйти вместе с владыками в землю или исчезнуть в пламени погребального костра. Особой пышностью сопровождались похороны любимца Александра Македонского Гефистиона: в погребальный костер были брошены оружие, золото, серебро и драгоценная одежда умершего. В 410 году в Италии умер король готов — Аларих. Чтобы оградить место захоронения своего короля, его подданные перегородили реку плотиной, а когда русло обнажилось, вырыли на дне реки огромную усыпальницу.

    • Страницы
    • 1
    • 2