Мифы харьковских катакомб

Втр, 01/06/2015 - 18:47


Военно-козацкое происхождение ходов времен Харьковской крепости XVII — начала XVIII веков выглядит более убедительным и функционально обоснованным. Правда, начертанная «искателями» разветвленная сеть «Подземных ходов эпохи Петра Великого» не согласуется с «мощью» 12-пушечной деревоземляной крепости и малой численностью ее гарнизона. Харьков все-таки не Псков, не Смоленск, не Москва и не Нарва. И уж тем более — не Кенигсберг, Торн, Познань или Бельфор. Харьковская гора — не скала, и без укрепления каменной или кирпичной кладкой катакомбы просто не существовали бы. Под воздействием природных факторов они бы обвалились, не простояв и десятка лет. А произвести необходимые для облицовки сотни тысяч (а то и миллионы) штук кирпича тогдашние заводы были не в состоянии. Да и какой смысл загонять кирпич под землю, вместо того, чтобы использовать его для сооружения крепостных стен и бастионов? Энтузиасты-«фортификаторы» об этом скромно помалкивают.

Все, что до сего времени смогли обнаружить и предъявить жаждущей сенсаций общественности, в действительности представляет собой прозаические подвалы ХІХ — нач. ХХ веков, соединенные в отдельных местах подземными переходами. Аналогичную кладку и фактуру облицовочного материала (красный обожженный кирпич заводского производства) без труда можно увидеть даже не в подвальных, а в цокольных этажах не самых старых зданий в центре Харькова. В свое время эти кварталы были переполнены торговыми домами, лавками, магазинами и мастерскими ремесленников. Путь расширения площадей и владений многие видели не в увеличении этажности, а в подземном способе. Им и пользовались. Одни винные подвалы торгового дома «Жевержеев и сынъ» дорогого стоили, не говоря о подвалах колбасных (на колбаске папа и сын зарабатывали почти миллион рублей в год!). А склады и переходы под разрушенным в годы войны многокорпусным Пассажем легендарного купца Пащенко-Тряпкина?

В начале прошлого века многочисленные слухи, легенды и мифы о «катакомбах» попытались серьезно проанализировать и даже оформить в виде научной концепции. В 1902 году профессора Харьковского Императорского университета Щелков и Леваковский обследовали большинство выявленных к тому времени фрагментов подземелий и даже составили их схему. Выводы напрашивались сами собой: гипотеза о единой широкомасштабной системе подземных сооружений Харькова рухнула, а сами «ходы» оказались не такими уж и древними. Зато на редкость прочными и удобными — предприимчивое и оборотистое купечество оборудовало их для хранения пива, рыбы и прочего ходового продуктового товара. С ростом спроса и развитием торговли расширялись и подземные закрома.

Случались и казусы: то в соседний подвал при проходке упрутся (или дыру из любопытства пробьют), то копают мелко, — кирпичные своды под проезжей частью улиц и площадей со временем от вибрации расшатывались и проваливались (когда сами, а когда и под конкой, трамваем или автó). Череда обвалов пришлась на 1911–1913 годы, лет через пять после того, как в Харькове пустили трамвай. И случались они в оживленных общественно-торговых местах — на Николаевской и Павловской площадях (ныне Конституции и Розы Люксембург).

Для расследования «безобразий» создали компетентную комиссию из инженеров, архитекторов, ученых и чиновников городской управы. Комиссия констатировала, что во всех случаях провалы вели в ходы, проходившие в 5-6 метрах от поверхности (ширина ходов — 2, иногда — 3 метра, свод и стены были однотипно выложены красным кирпичом). 5-6 метров — это и есть глубина «залегания» домовых подвалов, находившихся не под первым, а под цокольным этажом. От них-то ходы и ответвления и тянулись.
Похожий случай произошел после освобождения Харькова в августе 1943 г. При разборке руин в районе Дворца пионеров (бывшего Дворянского собрания на Николаевской площади) группа рабочих, раскурочив в подвале полуразрушенную стену, наткнулась на винный погреб. Как оказалось, не пустой. Наслаждаться мадерой и хересом дореволюционного разлива счастливчикам пришлось недолго: к концу недели тайна заветного погребка начальством и милицией была раскрыта.

Характерно, что ни «крамольники» конца ХІХ века (народовольцы и чернопередельцы, позиции которых в Харькове были сильны), ни большевики начала ХХ века сеть подземных ходов в борьбе с режимом не использовали. Под тайники и подпольные типографии они оборудовали обычные подвалы, погреба и кладбищенские склепы. Обошлись без «катакомб» и харьковские уголовники, предпочитавшие выкапывать свои пещеры-«схроны» в обрывистых берегах рек.

К началу 1930-х годов советской милицией и сотрудниками ВЧК–ГПУ–ОГПУ все доступные провалы, подвалы, ходы и склепы от бандитских «малин» и остатков петлюровской, эсеровской и троцкистской «контры» были очищены. По-иному не могло и быть.

Руководство города дела минувших дней и псевдонаучные споры в эпоху «сталинского рывка» не интересовали. Подход был практическим: если что-то есть и его можно использовать, то это надо делать. О старых ходах помнили, хотя истинной их сущности и ценности никогда не преувеличивали.

С образованием в 1939 году военных отделов обкома, горкома и райкомов работа по подготовке харьковских подземелий к приближавшейся войне заметно усилилась. Легенд о том времени ходит не меньше, чем о подвалах купцов-миллионщиков и об убежищах местных бандитских авторитетов. Романтикам и фантазерам грезятся затаившиеся во мраке лабиринтов вооруженные до зубов спецкоманды НКВД в серых прорезиненных плащах и противогазах, готовые ринуться в тыл врага на помощь восставшему германскому пролетариату. Да что там ходы и команды? Безудержный полет фантазии породил легенду о проложенных в недрах Харькова тоннелях для переброски советских танков! Куда и зачем? А какая разница? Главное, что Одесса, Аджимушкай, Лондон и Париж на этом фоне просто зеленеют от зависти.

В действительности все было прозаичнее, а слухи об участии НКВД в жизни харьковских подземелий являются преувеличенными. Находившийся в подчинении «органов» городской штаб Местной противовоздушной обороны (МПВО) попросту активизировал в те годы строительство и оборудование газо- и бомбоубежищ на предприятиях, в школах и жилых домах старых районов. В новостройках такой необходимости не было: с конца 1920-х годов их проекты изначально включали в себя убежища с усиленными перекрытиями, вентиляцией и стальными дверями. Укрытия, находящиеся под зданиями Госпрома и Дома проектов (ныне — Национальный университет им. В.Н. Каразина), вмещавшие по несколько тысяч людей, впечатляют и сегодня.

Другие материалы рубрики


  • Следует отметить, что гигантомания захватила умы архитекторов всех ведущих держав тех времен. Естественно, Гитлер ревностно относился к своему лидерству в этом вопросе.
    Но, как ни странно, в долгожданном Купольном дворце своеобразно проявилась тенденция Гитлера осуществлять намеченные ранее планы без корректировки на текущий момент — если в годы его молодости это было бы самым высоким сооружением в мире, то к моменту начала осуществления своих планов Гитлер уже был далеко не лидер. Построенный еще в 1931 г. Уильямом Лэмлом небоскреб Эмпайр-Стейт-Билдинг в Нью-Йорке уже насчитывал 102 этажа и имел высоту 380 метров.
    И вот что удивительно — Гитлер на этот небоскреб вообще не ориентировался как на достойную цель, которую надо было во что бы то ни стало превзойти. Его удручало совсем иное и совсем не там! Советский Союз — вот был достойный ему конкурент для завоевания места под ярким блеском архитектуры.
    Значительно больше, чем проблемы реконструкции Берлина, Гитлера до июня 1941 г. тревожил тот факт, что И.В. Сталин собирался воздвигнуть в Москве в честь вождя революции Дворец Советов высотой более 300 метров с монументом В.И. Ленину...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Стихийное бедствие, обрушившееся на Японию 11 марта 2011 года, называют землетрясением Тохоку — на этот северо-восточный регион Японии пришелся самый мощный удар. Чтобы защитить Тохоку от будущих цунами, токийский архитектор Киитиро Сако разработал проект «небесной деревни», который имеет шансы на реализацию.


  • Любая история того или иного развития события несет в себе печать своего времени, на протяжении которого оно развивалось, и это время больше никогда не повторится именно так, как это уже было раз. Вот и начало 30-х годов прошлого века ознаменовало собой целый ряд таких широко известных исторических моментов в развитии человечества. Но, заглядывая на обложку книги истории и перелистывая ее страницы, часто можно упустить из виду ее отдельные абзацы — и именно те абзацы, которые иногда раскрывают тонкости как основного, так и даже второстепенного события, существование которых теряется под толщей истории.
    Пожалуй, осталось не до конца осознанным одно такое событие, сыгравшее свою едва заметную, но вполне увесистую роль в истории всей Второй мировой войны — безумное расточительство одного технократа, сорившего как государственным бюджетом, так и миллионами человеческих жизней, тем более, что и первое, и второе для него вполне разрешала наука, а современная ему техника уже позволяла все это претворять в жизнь.
    А еще он желал, чтобы камни говорили о нем тысячелетия спустя после него. Этого не свершилось…

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Итак, попытаемся мысленно побывать в будущем городе Гитлера, и уж конечно, не как илоты, которых решили «задавить» увиденной мощью рейха, на что планировал Гитлер. Кстати, говорят, американские небоскребы также почему-то имеют свойство «давить» на впервые попавшего в Америку…

    …Центральный ж/д вокзал должен был начинаться с юга Парадной улицы Гитлера: уже издалека был бы виден его стальной каркас, обшитый медными пластинами и выложенный стеклянными листами. Благодаря этому он мог выгодно отличаться от прочих каменных громад Берлина. Вокзал предполагал один над другим четыре уровня, соединенных эскалаторами и лифтами, и должен был превзойти нью-йоркский Гранд-Централ-Терминал.
    Выйдя с вокзала, гости государственного уровня спускались бы по широкой наружной лестнице. Подразумевалось, что они, как и выходящие из вокзала простые пассажиры, будут потрясены грандиозным зрелищем раскрывающейся перед ними панорамы Берлина и тем самым раздавлены, вернее сказать, морально убиты мощью рейха. Вокзальная площадь в 1000 метров длины и 330 метров ширины была бы, наподобие египетской дороги от Карнака до Луксора, обрамлена трофейным оружием.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Практически все батареи тяжелых 105- и 128-мм зениток были сосредоточены в ПВО Рейха, защищая от налетов авиации важнейшие промышленные предприятия и крупные города, и практически не использовались в полевых войсках ПВО.
    Вообще же система организации и подчиненности зенитных подразделений Третьего Рейха была довольно сложной. Объясняется это тем, что еще в середине 30-х годов, в самом начале зарождения Люфтваффе, его шеф — Герман Геринг — подгреб под себя все, что летает, а также почти все, что было так или иначе связано с воздухом. Именно поэтому Германия так и не обзавелась флотской авиацией, имевшейся во всех странах мира, по той же причине почти все зенитки также находились в составе Люфтваффе. До войны на территории Третьего Рейха были образованы так называемые Авиационные Округа (Luftgau-Kommando), которым принадлежала вся зенитная артиллерия.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Прежде всего вы должны понимать, что этапы строительства кровли - от каркаса крыши до установки антенн и солнечных батарей - связаны между собой. Например, от типа кровельного материала зависит конструкция стропильной системы и кровельного пирога. Гидроизоляционным слоем некоторые пренебрегают, а ведь он обеспечивает микроклимат в вашем доме и влияет на здоровье живущих в нем людей. Стоит утеплять чердак или нет? Паши предки не считали нужным тратиться на нежилые помещения, однако современные технологии рекомендуют их утепление. Почему?
    Давайте коснемся всех этапов работ, остановимся на самых типичных огрехах, которые допускаются при строительстве.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Начнем с того, что раньше, площадка, на которой располагается Москва-Сити находилась вне пределов города. И судя по названию соседнего района "Камушки", на этом месте добывали камень для различных нужд, в основном для строительства. До середины 50-х годов этот на этот район особо никто не обращал внимания, пока там не появилась площадка для проведения международных выставок.


  • Что главное при выборе мебели? Как минимум раз в жизни каждый сталкивается с подобным вопросом! Ведь новая мебель, как правило, это удовольствие не из дешёвых. Оно требует ответственного и внимательного подхода к деталям и не прощает посредственности.
    Когда вы готовы к приобретению мебели, перед вами встает два принципиальных в этом деле вопроса – это цена и качество предлагаемой вам продукции.



  • Каждому времени  — свои песни, свои монументальные сооружения… Древнему Египту  — его пирамиды, на постройке которых трудились до сих пор в точности неизвестно кто; Древнему Китаю  — его Великая стена, с замурованными в нее телами ослушников, и так далее и тому подобное… Средневековые соборы, построенные на деньги сгоревших тамплиеров, рыцарские замки  — хранители злодеяний и кладов, разрушенные столь таинственным образом башни-близнецы Нью-Йорка — все это памятники своему времени. Причем они были и есть, и мы знаем, что когда-то люди имели и силы, и средства, и деньги для того, чтобы это построить.
    Но есть сооружения едва ли не столь же громадные, о которых мы знаем либо очень мало, либо… знаем практически все, но тем не менее в сталь и бетон они воплощены не были. Нам же сегодня остается лишь только гадать — а что бы это было? Одним из таких грандиозных, поражающих всякое воображение сооружений должен был стать и знаменитый Дворец Советов в Москве, который, впрочем, строить даже уже начали, но так и не сумели завершить до конца. Это было бы поистине впечатляющее сооружение, которое по своей высоте и сегодня вошло бы в шестерку самых высоких зданий мира.



  • Сегодня, оказавшись на родине Антона Павловича Чехова, не пытайтесь найти популярную достопримечательность тогдашнего города — белую 22-метровую каменную башню Таганрогского маяка со стеклянным цилиндром фонарного сооружения и серым куполом, увенчанным металлическим шаром с золоченым трехметровым крестом.
    Маяк, построенный за год до отъезда восемнадцатилетнего Антона Чехова на постоянное место жительства к родителям в Москву, отслужив почти век, начал «падать», подобно итальянской Пизанской башне. Происходило это, как установили гидрологи, из-за одностороннего подмыва почвы под его фундаментом. Башню неоднократно пытались «выправить», но безуспешно. К началу 70-х годов прошлого века отклонение продольной оси башни от вертикали места составило более полуметра, и маяк признали аварийным. В 1971 году его разобрали. Собирались было восстановить, но дальше разговоров дело не пошло. И теперь узнать, как он выглядел, можно лишь из пожелтевших от времени фотографий на стендах краеведческого музея, да старых почтовых открыток местных картофилов. А маяк заслуживает памяти. Он был одним из первых маяков с электрическим освещением не только в России, но и в мире.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4