Многоцелевой истребитель Су-35

Сб, 12/12/2015 - 21:34

При внешней схожести с «обычным» Су-27, истребитель Су-35 — это новая машина с новыми возможностями. Фото: АООТ «Сухой»

Истребитель Су-35 располагает увеличенным запасом топлива и штангой дозаправки в полете — на фото в выдвинутом положении.
Фото: АООТ «Сухой»

Двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги «Изделие 117С» на выставке и на самолете Су-35



События «лихих девяностых» оставили множество проблем в обществе, экономике и армии России. Крупнейшие некогда вооруженные силы были сильно сокращены, при этом канул в небытие такой важнейший их компонент, как истребительно-бомбардировочная авиация.
Этот термин в контексте советской концепции применения ВВС был не совсем корректным, т.к. наши истребители-бомбардировщики Су-7, Су-17 и МиГ-23Б/МиГ-27 не могли вести активный наступательный воздушный бой. В таком же ключе делали истребители-бомбардировщики французы и англичане, но Америка традиционно строила действительно многоцелевые самолеты — тяжелые, оснащенные и вооруженные «на все случаи жизни».

Действия истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом» в войнах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке произвели сильное впечатление на наших военных, хотя те и уступали МиГ-21 и даже МиГ-17 в воздушном бою. Американцы пытались учесть это при проектировании F-15 и F-16, но они все равно не смогли превзойти МиГ-29 и Су-27, а новые локальные войны потребовали наращивания возможностей поражения наземных целей управляемым оружием. Морской же F/A-18 изначально предназначался для поражения на малых и средних дальностях как воздушных, так и морских, и наземных целей.

В конце 80-х гг. командование ВВС СССР передало функции непосредственной поддержки войск возрождавшейся штурмовой авиации, при этом отказалось от разработки однодвигательного истребителя-бомбардировщика Су-37 — и заменить снимаемые с вооружения МиГ-27 и Су-17 стало нечем. Ошибочность этого решения показала Первая чеченская война 1994-1995 гг., но дело уже было сделано. «Младореформаторы» Чубайса-Гайдара успели пустить под нож самолеты, «разогнать» полки ИБА, порушить инфраструктуру ремонта этого класса авиации и даже добрались до ОКБ и научных институтов Министерства авиапромышленности (МАП) и ВВС, где также были расформированы соответствующие подразделения. Лучше бы они столь же оперативно улучшали работу социальной сферы…

После Первой чеченской ОКБ МиГ пыталось восстановить эксплуатацию МиГ-27К, но в середине 90-х это было уже нереально. Лишь много позже, когда, расставшись со многими иллюзиями, Россия стала уже другой, наконец пришло время восполнить образовавшийся пробел в структуре ВВС. И базой для этого стал истребитель Су-27.

Надежный фундамент

Среди таких качеств этого уникального самолета, как превосходная маневренность во всех ее видах, большой практический потолок и хорошая дальность полета, особое место занимает вес боевой нагрузки. На 10-ти внешних узлах можно подвесить до 6000 кг бомб или ракет. Для сравнения: истребители-бомбардировщики Су-17М и МиГ-27 несли 4000 кг груза, а истребитель МиГ-23МЛ — только 2000 кг. Но спектр применяемого вооружения Заказчика не устраивал.

Первые Су-27 до 19-й серии вообще не могли работать по наземным целям, а более поздние применяли только неуправляемое оружие, тогда как МиГ-23М и другие истребители предшествующих II и III поколений были вооружены ракетами Х-23М и Х-25МР с полуавтоматическим радиокомандным наведением.
Но этот принцип устарел, и в техническое задание на многоцелевой истребитель Су-27М (Т-10М) военные вписали длинный набор «умного оружия» — от тяжелых противокорабельных крылатых ракет Х-65 до корректируемых авиабомб КАБ-500. Все работало по принципу «выстрелил и забыл», который позволял пилоту совершать любой маневр после пуска. Вес подвесного вооружения довели до 8000 кг (как на бомбардировщике Су-24М!).

Когда в советское время создавался Су-27М — средств на оборону не жалели, и была предпринята действительно радикальная модернизация машины. «Эмка» получила новую систему управления вооружением на базе многофункциональной и многоканальной РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР), способной отслеживать наземные и морские цели, а в воздушном бою одновременно обстреливать 8 самолетов или крылатых ракет. Для размещения такого локатора Н011 была сделана новая носовая часть увеличенного объема, в левом борту которой поставили выдвижную штангу дозаправки, а оптико-локационную станцию отодвинули вправо.

Самолет Т-10М получил полностью новую систему управления, в которую были включены автоматически управляемое переднее горизонтальное управление и двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). С этими усовершенствованиями стали возможны такие фигуры пилотажа, которые уже не укладывались в привычные рамки законов аэродинамики — их характеризовал термин «сверхманевренность». Резкое расширение диапазона возможных скоростей и полетных углов атаки, а также способность к их быстрому изменению, дает сверхманевренному самолету очевидные преимущества как в наступательном воздушном бою, так и в уклонении от атаки противника.
Двенадцать опытных Т-10М успешно прошли испытания, и самолет был рекомендован к принятию на вооружение, однако пал жертвой «перестройки». Серийных Су-27М было построено только три.

«Шоковый» переход к рыночной экономике заставил забыть о нуждах своей армии. Опытное конструкторское бюро им. Сухого, а также выпускавшие его самолеты заводы, из госпредприятий превратились в акционерные общества, и, чтобы выжить, им пришлось вместо собственной армии перевооружать соседей — ближних и дальних. Самолет Т-10М также предлагался на экспорт в варианте Су-35 без управляемого вектора тяги и Су-37 в полной комплектации, но спрос нашел двухместный боевой Су-30МК, на котором и были отработаны окончательно основные новшества в аэродинамике, управлении, силовой установке, оборудовании и вооружении.

Создание семейства экспортных самолетов Су-30МК позволило АООТ/АВПК «Сухой» не только удержаться на плаву, но и занять место лидера в российской авиапромышленности. А приобретенный в этой работе опыт позволил вернуться к вопросу модернизации одноместного истребителя.