Многоцелевой истребитель Су-35

Сб, 12/12/2015 - 21:34

Самолет Су-35 был задуман и реализован как истребитель с широкими ударными возможностями как над полем боя, так и над морем

Перспективная ракета большой дальности КС-172 существенно повышает возможности Су-35 как перехватчика ПВО


Первый серийный Су-35С с тяжелыми корректируемыми авиабомбами КАБ-1500Л с лазерным самонаведением и четвертый самолет с противокорабельными ракетами Х-31А

Комбинированный вариант подвески — ракеты воздух-поверхность Х-31П для подавления ПВО, бомбы и оборонительные ракеты Р-73

Конечная цель

Назначением боевого вылета многоцелевого истребителя является уничтожение противника в воздухе, на земле или на море.
Летные качества Су-35 позволяют выполнять широчайший спектр задач, объединяя функции целого ряда старых самолетов. Он может выполнять перехват воздушных целей всех типов, вести борьбу за завоевание превосходства в воздухе над своей и чужой территорией. Прикрывая ударные самолеты, Су-35 способен бороться и с истребителями противника, и с его комплексами ПВО. Над полем боя он может поддерживать свои сухопутные силы и препятствовать противнику перебрасывать резервы, работая как фронтовой бомбардировщик на большом радиусе применения. Наконец, это эффективное средство морской обороны, основу которой у нас традиционно составляли не соединения надводных кораблей, а подлодки и авиация. Со списанием Ту-16 и Ту-22М2 проблема эта для России чрезвычайно обострилась. В 90-х гг. в Авиацию ВМФ было передано несколько полков Су-24 из состава ВВС, но это не закрыло все «дыры», и появление в составе Авиации ВМФ нового самолета с эффективным противокорабельным оружием было бы как никогда кстати.

Такая многофункциональность плюс существенные резервы ее расширения стала возможной благодаря «открытой архитектуре» бортового радиоэлектронного оборудования.
Впервые этот принцип был применен в США. До того сигнал от каждого конкретного блока к своему потребителю (например, от приемника РЛС к индикатору) шел по своему кабелю. Кабели собирались в жгуты диаметром до 75 мм, общий вес которых составлял иногда несколько сот килограммов. Чтобы установить новые блоки БРЭО, надо было менять весь жгут, но это зачастую довольно затруднительно, — и приходится тянуть новый жгут, а в старом появляются лишние, незадействованные провода. Еще одна трудность — увязка сигналов разнородных систем, особенно если эти сигналы — работа программного обеспечения. Решение было найдено в виде мультиплексной шины данных. Это единый кабель, по которому одновременно проходит много сигналов в цифровом виде. Каждый блок имеет свой код, своеобразный адрес, и таким образом система «понимает», какую информацию когда и куда нужно пересылать. Нечто подобное реализовано в сотовой связи, там используются такие шины данных, работающие на тех же частотах — порядка 1 МГц. Такая технология вначале использовалась в стационарном оборудовании, а когда была достаточно отработана, появилась и на самолетах.

Основа БРЭО Су-35 — информационно-управляющая система, которая дает пилоту всю необходимую информацию. Она включает 2 центральных цифровых вычислителя, средства коммутации и преобразования сигналов, а также систему индикации.
Двумя главными прицельными компонентами являются радиолокационная станция Н035 «Ирбис», входящая в систему управления вооружением РЛСУ-27, и оптико-локационная станция ОЛС-35, являющаяся частью прицельно-навигационного комплекса. Кроме того, по некоторым данным Су-35 будет иметь вторую радиолокационную станцию Н012 для защиты задней полусферы, но на показываемых ныне машинах ее пока нет. Данные от них, а также «картинка», передаваемая оптическими головками самонаведения (ГСН) ракет и корректируемых авиабомб, выводятся на широкоугольный индикатор на фоне лобового стекла (ИЛС ИКШ-1М) с дополнительным символьным экраном. На приборной доске установлены два жидкокристаллических многооконных дисплея размером 9х12’’ (1400х1050 пикселей), но в воздушном бою летчику достаточно того, что отображается на ИЛС.

Оптический прицел ИКШ-1М может работать как с РЛС или ОЛС, так и автономно, обеспечивая стрельбу из пушки ГШ-301 и пуск ракет малой дальности в пределах видимости цели простым глазом. При этом его процессор помогает пилоту, прогнозируя возможную траекторию цели. Такая идеология давно показала свои преимущества и позволила сократить боезапас пушечных установок советских истребителей по сравнению с американскими почти на порядок.

Бортовые прицельные, навигационные и пилотажные системы, а также вооружение Су-35 работают как единый комплекс. Новые быстродействующие процессоры позволяют не только эффективно поражать любые наземные и надводные цели, но и выполнять перехват бомбардировщиков или «залпа» крылатых ракет (с обстрелом восьми из них на проходе), вести групповой маневренный воздушный бой. Впервые реализован одновременный обстрел нескольких морских или наземных целей на большой дальности. По своим параметрам комплекс прицельных систем и вооружения самолета Су-35 на сегодня не имеет себе равных среди тактических истребителей. Его ближайшие конкуренты — американские F-22 и F-35 — в силу ограниченности внутренних отсеков вооружения пока имеют сравнительно скромную номенклатуру вооружения, причем их ракеты «воздух-воздух» фактически создавались не для 5-го, а для 3-го и 4-го поколений истребителей, что несколько снижает их потенциал, хотя и оставляет резервы роста.

Самолет Су-35 способен выполнять широкий спектр боевых задач практически в любых климатических и погодных условиях и в любое время суток. Так чем же он располагает для исполнения своего основного предназначения?