Многоцелевой истребитель Су-35

Сб, 12/12/2015 - 21:34

Летчик-испытатель ОКБ им. Сухого — Герой России Сергей Богдан. Он поднимал в первый полет самолеты Т-50 и Су-35.
Фото: АООТ «Сухой»

Первый и второй опытные образцы Су-35 в совместном полете.
Фото: АООТ «Сухой»

Испытания самолета — процесс долгий, трудный и опасный. На фото — опытный Су-35 борт 904, сгоревший из-за отказа управления силовой установки

Радиолокационные системы и оружие с радиолокационным наведением

Хотя система управления вооружением РЛСУ-27 нового многоцелевого истребителя Су-35 сохранила многие черты оборудования первого Су-35 (Т-10М), сама радиолокационная станция поменялась. Проектирование нового радара Н035 «Ирбис» началось в 2004 г. в НИИ приборостроения им. Тихомирова под руководством главного конструктора В. Загороднего на базе станции Н011М «Барс», которая в свою очередь была модификацией РЛС Н011 самолета Т-10М. При проектировании «Ирбиса» был использован также опыт создания станции меньшей мощности «Оса».
Локатор Н035 работает в Х-диапазоне и имеет подвижную пассивную ФАР. Электронное сканирование со скоростью переключения 0,4 миллисекунды обеспечивает непрерывный обзор пространства в секторе ±60° по азимуту и по углу места, а дополнительное механическое сканирование на угол ±60° и качание антенны по крену на угол ±120° позволяет «смотреть назад» в довольно значительном секторе. Вычислительная система ЕКВС-3 с высокопроизводительным сигнальным процессором «Соло-35» и большим объемом памяти дает не только «очищенный» сигнал на передатчике и на выходе из приемника, но и позволяет отслеживать одновременно воздушную и наземную обстановку.

Станция «Ирбис» автоматически сопровождает до 30 целей. Это важно, например, при перехвате залпа крылатых ракет — один В-52Н их запускает 24 штуки. На фоне свободного пространства локатор Н035 в переднюю полусферу обнаруживает истребитель F-15 с эффективной площадью рассеивания (ЭПР — характеристика радиолокационной заметности объекта) 3 кв.м с расстояния 350-400 км, а в заднюю — до 150 км. Более сложную цель — новейший F-22 с ЭПР 0,01 кв.м «Ирбис» видит за 90 км, что превышает дальность пуска его ракет AIM-120C. На фоне земли дальность обнаружения истребителя F-15 составляет 170 км в переднюю и 50 — в заднюю полусферу. Мощность импульса — важнейший параметр, влияющий на дальность действия, — значительно выше, чем у локатора серийного Су-27 — 5 киловатт. Чтобы реализовать это, пришлось переделать электросеть машины. При наблюдении плотной группы самолетов с дальности 50 км локатор Су-35 разделяет отдельные объекты с разностью по дальности 50-100 м, по скорости — 5 м/с, а по угловым координатам — 2,5°.

Станция «Ирбис» может одновременно работать по наземным или морским целям и следить за воздушной обстановкой, быстро переключаясь на наведение другого класса вооружения. В воздушном бою она обеспечивает поражение двух целей, маневрирующих в разных плоскостях, с перегрузками до +8g, ракетами Р-27ЭР с полуактивной радиолокационной ГСН на дальности до 95 км, а залп «активных» Р-77 она наводит на восемь самолетов за 90 км, причем уклониться от этой ракеты маневром у цели шансов почти нет. Ракеты Р-27 и Р-77 производятся серийно, а перспектива — изделие КС-172, предназначенное для перехвата малозаметных бомбардировщиков, крылатых ракет и беспилотных самолетов на дальности до 400 км. Система
РЛСУ-27 наводит одновременно четыре КС-172 в широком секторе обзора.

Для этих ракет станция Н035 реализует режим коррекции траектории, а КС-172 имеет еще и элементы «искусственного интеллекта», которые помогают ее ГСН перейти на другую частоту, если противник применит помехи, восстановить потерянный контакт с целью и отсеять ложные цели. Все эти ракеты снабжены новыми взрывателями и боевыми частями с «управляемой» взрывной волной.

Локатор Н035 обеспечивает обнаружение наземных и морских целей, в т.ч. с малой ЭПР, и выдает первичное целеуказание противокорабельным ракетам Х-31А. Последняя может быть запущена с дальности до 55 км по крупной и 32 км по малозаметной морской цели и будет идти к ней со средней скоростью 2520-2880 км/ч на высоте 200-300 м в режиме радиомолчания, а за 7,5 км до расчетной точки включает активную радиолокационную ГСН, которая дальше сама выполняет наведение, попадая в объект длиной 16 м с вероятностью не ниже 80%.
Конечно, не к каждой цели можно подойти так близко, но РЛСУ-27 дает вторую жизнь «невезучему» образцу дальнего высокоточного оружия — крылатой ракете Х-59М. Комбинация ракетного стартового и турбореактивного маршевого двигателей обеспечивала ей большую дальность, но телевизионно-командная система наведения разработки львовского НИИ «Тэкон» оказалась сложна в использовании. Переход на инерциальное наведение на основном и радиолокационное на конечном участке полета позволяет полностью автоматизировать наведение и поднять дальность со 115 до 285 км. Еще один плюс новой ракеты Х-59МК — мощная БЧ весом 315 кг против 90 кг у Х-31А.

А самым мощным оружием Су-35 станут тяжелые крылатые ракеты 3М54А «Калибр-А» и Х-61 «Оникс» (3М55А). Их преимущества — не только высокие характеристики, но и наличие модификаций для надводных кораблей, подлодок и мобильных комплексов береговой обороны, что удешевляет производство и эксплуатацию за счет увеличения серийности изделий.
Крылатая ракета 3М54А в полетной конфигурации похожа на обычный самолет с турбореактивным двигателем. Она проходит 220 км на предельно малой высоте на скорости 650-865 км/ч в режиме полного радиомолчания, лишь иногда включая высотомер. Когда до цели остается 60 км — включается активная радиолокационная ГСН, которая выбирает самый крупный корабль группы, и тут происходит самое интересное: за 20 км до него из корпуса ракеты выстреливается головная часть с системой наведения и боеголовкой. Ракетный двигатель разгоняет ее на высоте 5-10 м над гребнями волн до скорости 2520 км/ч, позволяя прорвать последний эшелон ПВО и увеличить кинетическую энергию 200-кг фугасно-проникающей БЧ. Существует уменьшенный вариант этой ракеты 3М54А1, а на его основе создана ракета 3М14 для поражения береговых целей.

Крылатая ракета Х-61 (3М55А) имеет более привычную для оружия своего класса 1-ступенчатую схему с Х-образными крылом и оперением. Ее пуск выполняется с дальности 300 км, и вначале она летит на высоте 15 км со скоростью 2700 км/ч в режиме полного радиомолчания. Специальные покрытия делают ее малозаметной. В районе цели бортовой компьютер включает головку самонаведения, которая захватывает малоразмерную цель за 50 км, а авианосец — за 85, причем ГСН сама выбирает главную цель. Программу трудно «обмануть» созданием «большой» ложной отметки, а если не удается отстроиться от помех, головка переходит в пассивный режим и наводится на их источник. Если ракета захватывается вражеской РЛС системы ПВО-ПРО, она выполняет противозенитный маневр. Когда до цели остается 40 км, Х-61 резко снижается до высоты 5-10 м над гребнями волн. Тогда сбивать ее уже поздно, надо готовиться покидать корабль — даже одиночный удар проникающей БЧ весом 200 кг вполне может оказаться смертельным.