Многоцелевой истребитель Су-35

Сб, 12/12/2015 - 21:34

Дело пошло!

Хотя Су-35 технологически значительно отличается от давно выпускаемых Су-27 и Су-27СК, его опытные образцы строились на серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Первый полет на Су-35 выполнил летчик-испытатель ОКБ Герой России Сергей Богдан 19 февраля 2008 г.

Хотя все многочисленные электронные гаджеты самолета, двигатели и система управления отрабатывались параллельно либо на других модификациях Су-27/Су-30/Су-34, испытания проходили весьма напряженно и подчас даже драматично. В заводских летно-конструкторских испытаниях участвовали три самолета, еще один «сломали» на прочностных испытаниях, подтвердив правильность выбора силового набора и панелей обшивки, а также основных систем — управления, шасси и т.п.

Вслед за ЛКИ последовала обширная программа Государственных совместных испытаний, в ходе которых летчики ОКБ, КНААПО и ЛИИ продемонстрировали качества машины Государственной комиссии, а затем военные пилоты 929-го ГЛИЦ ВВС подтвердили все заявленные разработчиком характеристики Су-35, провели испытания боевых режимов и отстрел основных видов оружия.
К сожалению, не обошлось и без неприятностей — 26 апреля 2013 г., из-за отказа системы управления двигателями, 3-й летный образец выкатился за пределы ВПП и был разбит, но летчик, к счастью, не пострадал. Широкий резонанс получил случай касания о ВПП законцовкой крыла на одном из авиашоу, когда пилот с честью вышел из сложнейшей и опасной ситуации, а самолет показал свои запасы надежности. Без таких случаев редко какая машина проходит тернистый путь испытаний, и все же Су-35 преодолел этот рубеж и получил «добро» на принятие на вооружение в части ВВС и ПВО Российской Федерации.

В январе 2013 г. первые шесть Су-35С были приняты российскими ВВС. Пока они используются для завершения испытаний самолета и вооружения, но вскоре истребители поколения «4++» получат и строевые части. Сообщалось, что на первом этапе самолетами Су-35 планируется вооружить три полка. Это не так уж мало — от 60 до 90 самолетов, а всего на 2012 г. в составе ВВС и ПВО России было 260 старых Су-27 и 250 легких МиГ-29. Поставки Су-35С продолжаются, и их уже осваивают строевые летчики.

С приходом самолетов Су-35 новой постройки военная авиация не только приобретает современное оружие, но начинает решать острейшую проблему замены вылетавших свой ресурс машин. И это сделано впервые за много лет, в течение которых российская авиапромышленность работала почти исключительно на экспорт.

Впрочем, не будь широких поставок за рубеж Су-27СК и Су-30МКИ/МКК, вряд ли сегодня были бы отработаны и приняты на вооружение ракеты Р-77 и Х-31, облегченные радары с фазированными антенными решетками и новые быстродействующие бортовые компьютеры, двигатели с управляемым вектором тяги, а также многое другое, без чего самолет Су-35 не мог бы состояться.
Экспорт помог выжить ОКБ им. Сухого, КНААПО им. Гагарина, а также всему комплексу поставщиков комплектующих изделий и вооружения. Сегодня в России процессы реализации гособоронзаказа и исполнения экспортных поставок объективно идут рука об руку. Емкость внешнего рынка самолета Су-35 оценивается экспертами не менее чем в 200-250 машин, и это означает верную перспективу для этой машины и КНААПО как ее производителя.

По заявлению руководства АООТ «Сухой», сегодня самолет Су-35 превосходит модернизированные F-15C/J/K, а также европейские тактические истребители «Тайфун» и «Рафаль» по основным летно-тактическим данным и вооружению (особенно в части ракет «воздух-воздух»). Такая же ситуация складывается и в заочном противоборстве с F/A-18E «Супер Хорнет», который, правда, имеет сравнимые комплексы вооружения «воздух-поверхность» и БРЭО. Преимущества американского истребителя 5-го поколения F-22A «Рэптор» в сверхзвуковой крейсерской скорости и дальности полета, а также в характеристиках РЛС и оптических систем в режиме дальнего ракетного воздушного боя в значительной мере нивелируются устаревшим вооружением этого самолета. По мнению многих экспертов, сегодня оно находится лишь на уровне «4+», а дальнейшая его модернизация сдерживается не только отсутствием средств, но и рядом технических проблем. Сильной стороной Су-35 в конкуренции с F-22A будет набор автономного оружия «воздух-поверхность», не зависящий от спутниковой навигационной системы, устойчивость которой к активному воздействию противника — вопрос спорный.

Итак, Су-35 выходит на сцену, составляя конкуренцию самым современным зарубежным истребителям, и выводит всю российскую военную авиацию на новый рубеж развития.