Многоцелевой истребитель Су-35

Сб, 12/12/2015 - 21:34

При внешней схожести с «обычным» Су-27, истребитель Су-35 — это новая машина с новыми возможностями. Фото: АООТ «Сухой»

Истребитель Су-35 располагает увеличенным запасом топлива и штангой дозаправки в полете — на фото в выдвинутом положении.
Фото: АООТ «Сухой»

Двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги «Изделие 117С» на выставке и на самолете Су-35



События «лихих девяностых» оставили множество проблем в обществе, экономике и армии России. Крупнейшие некогда вооруженные силы были сильно сокращены, при этом канул в небытие такой важнейший их компонент, как истребительно-бомбардировочная авиация.
Этот термин в контексте советской концепции применения ВВС был не совсем корректным, т.к. наши истребители-бомбардировщики Су-7, Су-17 и МиГ-23Б/МиГ-27 не могли вести активный наступательный воздушный бой. В таком же ключе делали истребители-бомбардировщики французы и англичане, но Америка традиционно строила действительно многоцелевые самолеты — тяжелые, оснащенные и вооруженные «на все случаи жизни».

Действия истребителей-бомбардировщиков F-4 «Фантом» в войнах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке произвели сильное впечатление на наших военных, хотя те и уступали МиГ-21 и даже МиГ-17 в воздушном бою. Американцы пытались учесть это при проектировании F-15 и F-16, но они все равно не смогли превзойти МиГ-29 и Су-27, а новые локальные войны потребовали наращивания возможностей поражения наземных целей управляемым оружием. Морской же F/A-18 изначально предназначался для поражения на малых и средних дальностях как воздушных, так и морских, и наземных целей.

В конце 80-х гг. командование ВВС СССР передало функции непосредственной поддержки войск возрождавшейся штурмовой авиации, при этом отказалось от разработки однодвигательного истребителя-бомбардировщика Су-37 — и заменить снимаемые с вооружения МиГ-27 и Су-17 стало нечем. Ошибочность этого решения показала Первая чеченская война 1994-1995 гг., но дело уже было сделано. «Младореформаторы» Чубайса-Гайдара успели пустить под нож самолеты, «разогнать» полки ИБА, порушить инфраструктуру ремонта этого класса авиации и даже добрались до ОКБ и научных институтов Министерства авиапромышленности (МАП) и ВВС, где также были расформированы соответствующие подразделения. Лучше бы они столь же оперативно улучшали работу социальной сферы…

После Первой чеченской ОКБ МиГ пыталось восстановить эксплуатацию МиГ-27К, но в середине 90-х это было уже нереально. Лишь много позже, когда, расставшись со многими иллюзиями, Россия стала уже другой, наконец пришло время восполнить образовавшийся пробел в структуре ВВС. И базой для этого стал истребитель Су-27.

Надежный фундамент

Среди таких качеств этого уникального самолета, как превосходная маневренность во всех ее видах, большой практический потолок и хорошая дальность полета, особое место занимает вес боевой нагрузки. На 10-ти внешних узлах можно подвесить до 6000 кг бомб или ракет. Для сравнения: истребители-бомбардировщики Су-17М и МиГ-27 несли 4000 кг груза, а истребитель МиГ-23МЛ — только 2000 кг. Но спектр применяемого вооружения Заказчика не устраивал.

Первые Су-27 до 19-й серии вообще не могли работать по наземным целям, а более поздние применяли только неуправляемое оружие, тогда как МиГ-23М и другие истребители предшествующих II и III поколений были вооружены ракетами Х-23М и Х-25МР с полуавтоматическим радиокомандным наведением.
Но этот принцип устарел, и в техническое задание на многоцелевой истребитель Су-27М (Т-10М) военные вписали длинный набор «умного оружия» — от тяжелых противокорабельных крылатых ракет Х-65 до корректируемых авиабомб КАБ-500. Все работало по принципу «выстрелил и забыл», который позволял пилоту совершать любой маневр после пуска. Вес подвесного вооружения довели до 8000 кг (как на бомбардировщике Су-24М!).

Когда в советское время создавался Су-27М — средств на оборону не жалели, и была предпринята действительно радикальная модернизация машины. «Эмка» получила новую систему управления вооружением на базе многофункциональной и многоканальной РЛС с фазированной антенной решеткой (ФАР), способной отслеживать наземные и морские цели, а в воздушном бою одновременно обстреливать 8 самолетов или крылатых ракет. Для размещения такого локатора Н011 была сделана новая носовая часть увеличенного объема, в левом борту которой поставили выдвижную штангу дозаправки, а оптико-локационную станцию отодвинули вправо.

Самолет Т-10М получил полностью новую систему управления, в которую были включены автоматически управляемое переднее горизонтальное управление и двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). С этими усовершенствованиями стали возможны такие фигуры пилотажа, которые уже не укладывались в привычные рамки законов аэродинамики — их характеризовал термин «сверхманевренность». Резкое расширение диапазона возможных скоростей и полетных углов атаки, а также способность к их быстрому изменению, дает сверхманевренному самолету очевидные преимущества как в наступательном воздушном бою, так и в уклонении от атаки противника.
Двенадцать опытных Т-10М успешно прошли испытания, и самолет был рекомендован к принятию на вооружение, однако пал жертвой «перестройки». Серийных Су-27М было построено только три.

«Шоковый» переход к рыночной экономике заставил забыть о нуждах своей армии. Опытное конструкторское бюро им. Сухого, а также выпускавшие его самолеты заводы, из госпредприятий превратились в акционерные общества, и, чтобы выжить, им пришлось вместо собственной армии перевооружать соседей — ближних и дальних. Самолет Т-10М также предлагался на экспорт в варианте Су-35 без управляемого вектора тяги и Су-37 в полной комплектации, но спрос нашел двухместный боевой Су-30МК, на котором и были отработаны окончательно основные новшества в аэродинамике, управлении, силовой установке, оборудовании и вооружении.

Создание семейства экспортных самолетов Су-30МК позволило АООТ/АВПК «Сухой» не только удержаться на плаву, но и занять место лидера в российской авиапромышленности. А приобретенный в этой работе опыт позволил вернуться к вопросу модернизации одноместного истребителя.



Радиолокационная станция Н035 «Ирбис» отрабатывалась на летающей лаборатории Ан-12 и на переоборудованном истребителе Су-30МКК

Информационное поле кабины Су-35 формируют индикатор на фоне лобового стекла ИКШ-1М и два многофункциональных индикатора МФИ-55 на приборной доске

Первый опытный экземпляр многоцелевого истребителя Су-35 борт 901

Опытные образцы Су-35 строились на серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре — на фото сборка 4-го опытного образца

Новое — не старое

Накопленный во времена «застоя» задел позволил России пережить кошмар девяностых и не опуститься до уровня страны-сателлита под опекой сверхдержав. И здесь немалая заслуга Армии, ведь в нынешнем мире страну уважают, если только ее боятся. Однако все когда-то заканчивается, и наступает момент, когда перевооружение становится задачей сегодняшнего дня. Америка приняла на вооружение самолеты 5 поколения, Китай такой самолет испытывает, в России тоже летает Сухой Т-50 (ПАК-ФА), но до начала его серийного выпуска предстоит еще долгий и трудный путь. А пока настало время менять боевые самолеты, которые не только устарели морально, уступая по ряду параметров и F-22A, и европейским тактическим истребителям поколения 4++ «Тайфун» II и «Рафаль», но уже и изношены физически.

Хотя российская экономика 2013 года чувствует себя много лучше, чем в 1995 г., для быстрого перевооружения ВВС все же требуется самолет не слишком дорогой. Но и эффективностью его жертвовать нельзя. И для экспорта такая концепция золотой середины может оказаться полезной — ведь инозаказчик тоже умеет считать деньги.

Так какие же принципы были заложены в проект новой модификации Су-27 поколения 4++, который был задуман под шифром Т-10БМ — «большая модификация»?
Проект самолета Т-10БМ получил официальное обозначение Су-35, однако не был повторением упомянутого выше самолета. И еще один нюанс: в советское время было принято экспортным модификациям самолета Су-17 давать новые цифровые обозначения — так появились Су-20 и Су-22, которые являлись не новыми типами, а модификациями самолета Су-17М, предназначенными для продажи за рубеж. Так было и с двухместными экспортными модификациями Су-27, которые шли за рубеж под общей маркой Су-30. Но палубный Су-27К был принят на вооружение российской Морской Авиации под индексом нового типа Су-33 в силу значительных отличий от базового Су-27. Это справедливо и в отношении многоцелевого тактического истребителя поколения 4++
Т-10БМ — Су-35.

Сверхманевренность позволяет среди прочего резко изменять ориентацию фюзеляжа в пространстве при сохранении траектории движения центра масс и обстрелять противника, не превышая ограничений по перегрузке, а затем безопасно вернуться на прежний режим полета. Наличие ПГО уменьшает статическую устойчивость и стабилизирует в закритических зонах полетных углов обтекание крыла и оперения, а также дает прирост разрешенных углов атаки и скольжения еще на 10-15°, но лишь на 5-10 секунд, что часто бывает недостаточно для выполнения прицеливания.

Но те же или сравнимые углы атаки и скольжения можно держать и дольше, используя УВТ, и тогда пилот получает нужный лимит времени на выстрел. Отказ от ПГО не только удешевляет изготовление планера самолета, но и существенно упрощает систему управления и (главное!) ее электронную часть, доля которой в общей цене самолета превалирует и продолжает расти. Следовательно, объединив традиционную аэродинамическую схему и УВТ, можно получить примерно те же параметры маневренности за меньшие деньги.
Планер Су-35 получил новую носовую часть с увеличенным объемом под локатор и другое БРЭО. Увеличение площади и строительной высоты крыла и вертикального оперения благотворно сказалось на летных качествах и прочности машины, а также дало дополнительные объемы под топливо (баки появились и в килях). С той же целью тормозной щиток на «спине» самолета заменили синхронным отклонением в противоположные стороны рулей направления.

Увеличение внутреннего запаса топлива с 9400 до 11500 кг компенсировало некоторый рост аэродинамического сопротивления из-за миделя, а также рост часового расхода топлива на боевых режимах, — и боевая дальность увеличилась с 1300 до 1580 км. Правда, первая цифра — это дальность серийного Су-27 с шестью ракетами Р-27 и четырьмя Р-73, а обнародованные данные Су-35 характеризуют дальность с подвеской только двух ракет средней дальности Р-77 и двух контейнеров самолетной помеховой станции Л175М.

Хотя взлетный вес Су-35 был увеличен до 34 т (вырос боевой вес с ракетами «воздух-воздух» и увеличен на 50% запас топлива), он может вести длительный бой на больших перегрузках, максимальное значение которых доходит до +9. При этом ресурс планера и всех систем довели до 6000 ч, или 30 лет эксплуатации, а до 1-го контрольно-восстановительного ремонта самолет может прослужить 10 лет эксплуатации и налетать 1500 ч. Такой же и дальнейший межремонтный ресурс. На сегодняшний день это очень хорошие показатели.
Усиленное шасси с новой двухколесной носовой опорой соответствует весовым и ресурсным характеристикам машины и хорошо отработано на опытных Т-10М.
Из-за большего диаметра двигателей пришлось переделать их гондолы. На эти агрегаты свое влияние оказала и система изменения вектора тяги, которая может отклонять реактивные струи на любом боевом режиме работы на угол ±15° синхронно или раздельно.

В основу проекта двигателя 5 поколения «изделие 117С» конструкторы ОКБ «Люлька-Сатурн» заложили огромный опыт отработки ТРДДФ АЛ-31Ф и его вариантов с УВТ, а также все свои новейшие достижения. Двигатели Су-35 развивают на форсаже тягу по 14500 кгс, а без дожигания — 8800 кгс, что позволяет потяжелевшей машине сохранять преимущества перед конкурентами из своего поколения в энергетике. Особое внимание было уделено устойчивости работы силовой установки на режимах сверхманевренности.

Двигатель «117С» более теплонапряженный, тем не менее его полный назначенный ресурс также удалось увеличить до 4000, а до 1-го КВР и межремонтный — до 1000 ч. По сравнению с обычным Су-27 и Су-30, большее количество агрегатов самолета Су-35 эксплуатируются не по регламенту, а по их техническому состоянию, следить за которым помогает встроенная система контроля. Благодаря этому заказчик будет тратить меньше сил и средств на обслуживание машины в строю и на ее ремонты. Имеются резервы к снижению эксплуатационных затрат и дальнейшему улучшению ресурсных показателей, что будет сделано, когда накопится достаточный опыт их строевой эксплуатации.

Цифровая система управления силовой установкой интегрирована в комплексную систему КСУ-35. Она обеспечивает ручное и программное траекторное управление (аэродинамическое и вектором тяги), выдачу ограничительных сигналов о выходе на опасные режимы, информирует летчика о всех параметрах полета, а на земле помогает пользоваться тормозами и рулить. Рост надежности КСУ-35 в сравнении со старой СДУ-10 позволил уменьшить количество дублирующих друг друга каналов с четырех на обычном Су-27 до трех и отказаться от «последнего резерва» — тяжелой и сложной в регулировке механической проводки. Автору, чья профессиональная деятельность связана именно с системами управления (хотя и на других самолетах), это особенно нравится в Су-35.

Самолет имеет не боковую, а привычную центральную ручку управления (РУС), но, вкупе с наклонной установкой катапультируемого кресла К-36ДМ и новым противоперегрузочным костюмом, «средний летчик» вполне может вести длительный бой с большими перегрузками. Все кнопки, необходимые для применения оружия в маневренном бою, сосредоточены на РУС и РУД, и летчик, гоняясь за противником, стреляет, не снимая с них рук.


Самолет Су-35 был задуман и реализован как истребитель с широкими ударными возможностями как над полем боя, так и над морем

Перспективная ракета большой дальности КС-172 существенно повышает возможности Су-35 как перехватчика ПВО


Первый серийный Су-35С с тяжелыми корректируемыми авиабомбами КАБ-1500Л с лазерным самонаведением и четвертый самолет с противокорабельными ракетами Х-31А

Комбинированный вариант подвески — ракеты воздух-поверхность Х-31П для подавления ПВО, бомбы и оборонительные ракеты Р-73

Конечная цель

Назначением боевого вылета многоцелевого истребителя является уничтожение противника в воздухе, на земле или на море.
Летные качества Су-35 позволяют выполнять широчайший спектр задач, объединяя функции целого ряда старых самолетов. Он может выполнять перехват воздушных целей всех типов, вести борьбу за завоевание превосходства в воздухе над своей и чужой территорией. Прикрывая ударные самолеты, Су-35 способен бороться и с истребителями противника, и с его комплексами ПВО. Над полем боя он может поддерживать свои сухопутные силы и препятствовать противнику перебрасывать резервы, работая как фронтовой бомбардировщик на большом радиусе применения. Наконец, это эффективное средство морской обороны, основу которой у нас традиционно составляли не соединения надводных кораблей, а подлодки и авиация. Со списанием Ту-16 и Ту-22М2 проблема эта для России чрезвычайно обострилась. В 90-х гг. в Авиацию ВМФ было передано несколько полков Су-24 из состава ВВС, но это не закрыло все «дыры», и появление в составе Авиации ВМФ нового самолета с эффективным противокорабельным оружием было бы как никогда кстати.

Такая многофункциональность плюс существенные резервы ее расширения стала возможной благодаря «открытой архитектуре» бортового радиоэлектронного оборудования.
Впервые этот принцип был применен в США. До того сигнал от каждого конкретного блока к своему потребителю (например, от приемника РЛС к индикатору) шел по своему кабелю. Кабели собирались в жгуты диаметром до 75 мм, общий вес которых составлял иногда несколько сот килограммов. Чтобы установить новые блоки БРЭО, надо было менять весь жгут, но это зачастую довольно затруднительно, — и приходится тянуть новый жгут, а в старом появляются лишние, незадействованные провода. Еще одна трудность — увязка сигналов разнородных систем, особенно если эти сигналы — работа программного обеспечения. Решение было найдено в виде мультиплексной шины данных. Это единый кабель, по которому одновременно проходит много сигналов в цифровом виде. Каждый блок имеет свой код, своеобразный адрес, и таким образом система «понимает», какую информацию когда и куда нужно пересылать. Нечто подобное реализовано в сотовой связи, там используются такие шины данных, работающие на тех же частотах — порядка 1 МГц. Такая технология вначале использовалась в стационарном оборудовании, а когда была достаточно отработана, появилась и на самолетах.

Основа БРЭО Су-35 — информационно-управляющая система, которая дает пилоту всю необходимую информацию. Она включает 2 центральных цифровых вычислителя, средства коммутации и преобразования сигналов, а также систему индикации.
Двумя главными прицельными компонентами являются радиолокационная станция Н035 «Ирбис», входящая в систему управления вооружением РЛСУ-27, и оптико-локационная станция ОЛС-35, являющаяся частью прицельно-навигационного комплекса. Кроме того, по некоторым данным Су-35 будет иметь вторую радиолокационную станцию Н012 для защиты задней полусферы, но на показываемых ныне машинах ее пока нет. Данные от них, а также «картинка», передаваемая оптическими головками самонаведения (ГСН) ракет и корректируемых авиабомб, выводятся на широкоугольный индикатор на фоне лобового стекла (ИЛС ИКШ-1М) с дополнительным символьным экраном. На приборной доске установлены два жидкокристаллических многооконных дисплея размером 9х12’’ (1400х1050 пикселей), но в воздушном бою летчику достаточно того, что отображается на ИЛС.

Оптический прицел ИКШ-1М может работать как с РЛС или ОЛС, так и автономно, обеспечивая стрельбу из пушки ГШ-301 и пуск ракет малой дальности в пределах видимости цели простым глазом. При этом его процессор помогает пилоту, прогнозируя возможную траекторию цели. Такая идеология давно показала свои преимущества и позволила сократить боезапас пушечных установок советских истребителей по сравнению с американскими почти на порядок.

Бортовые прицельные, навигационные и пилотажные системы, а также вооружение Су-35 работают как единый комплекс. Новые быстродействующие процессоры позволяют не только эффективно поражать любые наземные и надводные цели, но и выполнять перехват бомбардировщиков или «залпа» крылатых ракет (с обстрелом восьми из них на проходе), вести групповой маневренный воздушный бой. Впервые реализован одновременный обстрел нескольких морских или наземных целей на большой дальности. По своим параметрам комплекс прицельных систем и вооружения самолета Су-35 на сегодня не имеет себе равных среди тактических истребителей. Его ближайшие конкуренты — американские F-22 и F-35 — в силу ограниченности внутренних отсеков вооружения пока имеют сравнительно скромную номенклатуру вооружения, причем их ракеты «воздух-воздух» фактически создавались не для 5-го, а для 3-го и 4-го поколений истребителей, что несколько снижает их потенциал, хотя и оставляет резервы роста.

Самолет Су-35 способен выполнять широкий спектр боевых задач практически в любых климатических и погодных условиях и в любое время суток. Так чем же он располагает для исполнения своего основного предназначения?


Летчик-испытатель ОКБ им. Сухого — Герой России Сергей Богдан. Он поднимал в первый полет самолеты Т-50 и Су-35.
Фото: АООТ «Сухой»

Первый и второй опытные образцы Су-35 в совместном полете.
Фото: АООТ «Сухой»

Испытания самолета — процесс долгий, трудный и опасный. На фото — опытный Су-35 борт 904, сгоревший из-за отказа управления силовой установки

Радиолокационные системы и оружие с радиолокационным наведением

Хотя система управления вооружением РЛСУ-27 нового многоцелевого истребителя Су-35 сохранила многие черты оборудования первого Су-35 (Т-10М), сама радиолокационная станция поменялась. Проектирование нового радара Н035 «Ирбис» началось в 2004 г. в НИИ приборостроения им. Тихомирова под руководством главного конструктора В. Загороднего на базе станции Н011М «Барс», которая в свою очередь была модификацией РЛС Н011 самолета Т-10М. При проектировании «Ирбиса» был использован также опыт создания станции меньшей мощности «Оса».
Локатор Н035 работает в Х-диапазоне и имеет подвижную пассивную ФАР. Электронное сканирование со скоростью переключения 0,4 миллисекунды обеспечивает непрерывный обзор пространства в секторе ±60° по азимуту и по углу места, а дополнительное механическое сканирование на угол ±60° и качание антенны по крену на угол ±120° позволяет «смотреть назад» в довольно значительном секторе. Вычислительная система ЕКВС-3 с высокопроизводительным сигнальным процессором «Соло-35» и большим объемом памяти дает не только «очищенный» сигнал на передатчике и на выходе из приемника, но и позволяет отслеживать одновременно воздушную и наземную обстановку.

Станция «Ирбис» автоматически сопровождает до 30 целей. Это важно, например, при перехвате залпа крылатых ракет — один В-52Н их запускает 24 штуки. На фоне свободного пространства локатор Н035 в переднюю полусферу обнаруживает истребитель F-15 с эффективной площадью рассеивания (ЭПР — характеристика радиолокационной заметности объекта) 3 кв.м с расстояния 350-400 км, а в заднюю — до 150 км. Более сложную цель — новейший F-22 с ЭПР 0,01 кв.м «Ирбис» видит за 90 км, что превышает дальность пуска его ракет AIM-120C. На фоне земли дальность обнаружения истребителя F-15 составляет 170 км в переднюю и 50 — в заднюю полусферу. Мощность импульса — важнейший параметр, влияющий на дальность действия, — значительно выше, чем у локатора серийного Су-27 — 5 киловатт. Чтобы реализовать это, пришлось переделать электросеть машины. При наблюдении плотной группы самолетов с дальности 50 км локатор Су-35 разделяет отдельные объекты с разностью по дальности 50-100 м, по скорости — 5 м/с, а по угловым координатам — 2,5°.

Станция «Ирбис» может одновременно работать по наземным или морским целям и следить за воздушной обстановкой, быстро переключаясь на наведение другого класса вооружения. В воздушном бою она обеспечивает поражение двух целей, маневрирующих в разных плоскостях, с перегрузками до +8g, ракетами Р-27ЭР с полуактивной радиолокационной ГСН на дальности до 95 км, а залп «активных» Р-77 она наводит на восемь самолетов за 90 км, причем уклониться от этой ракеты маневром у цели шансов почти нет. Ракеты Р-27 и Р-77 производятся серийно, а перспектива — изделие КС-172, предназначенное для перехвата малозаметных бомбардировщиков, крылатых ракет и беспилотных самолетов на дальности до 400 км. Система
РЛСУ-27 наводит одновременно четыре КС-172 в широком секторе обзора.

Для этих ракет станция Н035 реализует режим коррекции траектории, а КС-172 имеет еще и элементы «искусственного интеллекта», которые помогают ее ГСН перейти на другую частоту, если противник применит помехи, восстановить потерянный контакт с целью и отсеять ложные цели. Все эти ракеты снабжены новыми взрывателями и боевыми частями с «управляемой» взрывной волной.

Локатор Н035 обеспечивает обнаружение наземных и морских целей, в т.ч. с малой ЭПР, и выдает первичное целеуказание противокорабельным ракетам Х-31А. Последняя может быть запущена с дальности до 55 км по крупной и 32 км по малозаметной морской цели и будет идти к ней со средней скоростью 2520-2880 км/ч на высоте 200-300 м в режиме радиомолчания, а за 7,5 км до расчетной точки включает активную радиолокационную ГСН, которая дальше сама выполняет наведение, попадая в объект длиной 16 м с вероятностью не ниже 80%.
Конечно, не к каждой цели можно подойти так близко, но РЛСУ-27 дает вторую жизнь «невезучему» образцу дальнего высокоточного оружия — крылатой ракете Х-59М. Комбинация ракетного стартового и турбореактивного маршевого двигателей обеспечивала ей большую дальность, но телевизионно-командная система наведения разработки львовского НИИ «Тэкон» оказалась сложна в использовании. Переход на инерциальное наведение на основном и радиолокационное на конечном участке полета позволяет полностью автоматизировать наведение и поднять дальность со 115 до 285 км. Еще один плюс новой ракеты Х-59МК — мощная БЧ весом 315 кг против 90 кг у Х-31А.

А самым мощным оружием Су-35 станут тяжелые крылатые ракеты 3М54А «Калибр-А» и Х-61 «Оникс» (3М55А). Их преимущества — не только высокие характеристики, но и наличие модификаций для надводных кораблей, подлодок и мобильных комплексов береговой обороны, что удешевляет производство и эксплуатацию за счет увеличения серийности изделий.
Крылатая ракета 3М54А в полетной конфигурации похожа на обычный самолет с турбореактивным двигателем. Она проходит 220 км на предельно малой высоте на скорости 650-865 км/ч в режиме полного радиомолчания, лишь иногда включая высотомер. Когда до цели остается 60 км — включается активная радиолокационная ГСН, которая выбирает самый крупный корабль группы, и тут происходит самое интересное: за 20 км до него из корпуса ракеты выстреливается головная часть с системой наведения и боеголовкой. Ракетный двигатель разгоняет ее на высоте 5-10 м над гребнями волн до скорости 2520 км/ч, позволяя прорвать последний эшелон ПВО и увеличить кинетическую энергию 200-кг фугасно-проникающей БЧ. Существует уменьшенный вариант этой ракеты 3М54А1, а на его основе создана ракета 3М14 для поражения береговых целей.

Крылатая ракета Х-61 (3М55А) имеет более привычную для оружия своего класса 1-ступенчатую схему с Х-образными крылом и оперением. Ее пуск выполняется с дальности 300 км, и вначале она летит на высоте 15 км со скоростью 2700 км/ч в режиме полного радиомолчания. Специальные покрытия делают ее малозаметной. В районе цели бортовой компьютер включает головку самонаведения, которая захватывает малоразмерную цель за 50 км, а авианосец — за 85, причем ГСН сама выбирает главную цель. Программу трудно «обмануть» созданием «большой» ложной отметки, а если не удается отстроиться от помех, головка переходит в пассивный режим и наводится на их источник. Если ракета захватывается вражеской РЛС системы ПВО-ПРО, она выполняет противозенитный маневр. Когда до цели остается 40 км, Х-61 резко снижается до высоты 5-10 м над гребнями волн. Тогда сбивать ее уже поздно, надо готовиться покидать корабль — даже одиночный удар проникающей БЧ весом 200 кг вполне может оказаться смертельным.


Первый серийный Су-35С готовится к полету на испытания бомбардировочного вооружения

Дождались! Новые истребители Су-35С поступают в Военно-Воздушные Силы Росси

Оптические системы и оружие ближнего боя

С самого начала Су-27 комплектовался встроенной оптико-локационной станцией и мог «тихо» искать противника, измерять расстояние до него лазером и ориентировать головки самонаведения ракет всех типов. Но станция ОЛС-35 имеет ряд революционных новшеств, которые в корне меняют тактику воздушного боя и ударов по наземным целям.
Установка высокочувствительного оптического блока в новом лейкосапфировом обтекателе расширяет поле обзора по азимуту до ±60° и увеличивает дальность обнаружения летящего истребителя теплопеленгатором с 50 до 70 км в заднюю и с 10-15 до 40 км — в переднюю полусферу по сравнению со станцией ОЭПС-27. Ее лазерный дальномер использовался только при стрельбе из пушки или реже  — при пуске ракет Р-27 и Р-73 на дальность до 3 км, или для бомбометания (пуска НАР) по наземной цели на 5 км. Новый же обрабатывает интенсивно маневрирующую воздушную цель в радиусе 20 км, а наземную — до 25 км. Появление телевизионного канала позволяет опознавать противника за 10-12 км без включения демаскирующей самолет РЛС и системы «свой-чужой».

Размещение ОЛС-35 перед кабиной оптимально для воздушного боя и для атаки наземных и морских объектов с пикирования. Но если сброс бомб или пуск ракет производится с горизонтального полета или кабрирования (а это основной способ их применения по целям на поле боя или под защитой ПВО) — носовая часть самолета закрывает оптике обзор вниз. Тогда на 10-ю точку подвески (под правой гондолой двигателя) можно установить контейнерную комбинированную оптико-электронную станцию «Сапсан».
Она может обнаруживать наземные цели в телевизионном или тепловизионном каналах и автоматически сопровождать их лазерным дальномером-целеуказателем, «глядя» не только вперед и выше оси контейнера на 6°, но и отклоняя объективы назад на 150°. Это позволяет наводить корректируемые авиабомбы с лазерным наведением КАБ-500Л/ЛГ и тяжелые КАБ-1500Л, которые после сброса с кабрирования быстро отстают от носителя. Теперь возможно и применение высокоточного оружия при энергичном маневрировании по всем трем осям.
С помощью станций ОЛС-35 и «Сапсан» можно эффективно применять широкий набор высокоточного оружия. Кроме КАБов, это ракеты Х-29Л с лазерной и Х-29Т с телевизионной автокорреляционной ГСН (такой же головкой

«Тубус-2» оснащена 500-кг бомба КАБ-500Кр), а также тяжелая КАБ-1500ТК с телевизионно-командной системой «Крым». Алгоритмы действий пилота предельно просты благодаря применению принципа «выстрелил и забыл», а более сложный процесс командного наведения корректируемых бомб КАБ-1500ТК максимально автоматизирован.
В воздушном бою ОЛС-35 используется совместно с колиматорным индикатором на фоне лобового стекла
ИКШ-1М и нашлемным прицельным устройством «Шель 3УМ». Последнее служит для предварительной ориентации головок самонаведения ракет всех типов, в т.ч. радиолокационных, а также луча РЛС «Ирбис», что позволяет сократить время прицеливания и включить РЛС в самый последний момент, когда противник успеет лишь услышать зуммер, предупреждающий его об атаке, но ничего уже не сможет предпринять.

Новая оптика дает Су-35 существенные преимущества перед другими самолетами и в применении традиционного оружия — свободнопадающих бомб калибра 250 и 500 кг, кассет, неуправляемых ракет С-8, С-13 и С-25, а также встроенной пушки калибра 30 мм. Все локальные войны последних лет показывают, что их роль в век «умного оружия» все еще весьма велика.

«Слепой удар»

Современные «малые войны» отличаются постоянным использованием оружия со спутниковым наведением. Есть несколько сценариев его применения, в т.ч. и «увидел — уничтожил», но наиболее часто и эффективно такие боеприпасы, как американские JDAM, работают по целям с заранее известными координатами. Российским ответом на этот образец ВТО является корректируемая авиабомба КАБ-500С, которая работает в отечественной спутниковой навигационной системе ГЛОНАСС или в экспортном исполнении — американской GPS. С ней достаточно выйти в нужный район, причем процесс этот максимально автоматизирован.

Такие боеприпасы сравнительно дешевы и просты в применении, однако есть два «но». Во-первых, это необходимость тратить много усилий на разведку целей (а у России, да и у потенциальных покупателей Су-35 пока нет такого количества беспилотных разведчиков, как у США или у Израиля). И, во-вторых, если сегодня пока нет эффективных средств создания радиоэлектронных помех системе GPS, то это не значит, что они не могут быть созданы в самое ближайшее время.
Наряду со спутниковой навигацией, Су-35 имеет полностью автономную инерциальную навигационную систему, позволяющую не только вслепую выходить в зону применения оружия, но и эффективно поражать площадные цели, в т.ч. в режиме свободного маневра.

Хотя официальной информации на этот счет нет, однако можно предположить, что серийный Су-35С, поставляемый для ВВС РФ, будет иметь такие же возможности по применению тактического ядерного оружия, как и обычные самолеты Су-27, находящиеся на вооружении ВВС России еще с советских времен. Экспортный же вариант безъядерный.

Активная и пассивная оборона

Все вышеперечисленные боевые системы можно использовать как в наступательном ключе, так и для защиты своего самолета и прикрываемой им группы, например, бомбардировщиков Су-34. Но на борту Су-35 есть и оборудование, специально созданное для этого, и оно объединено в бортовой комплекс обороны, построенный вокруг собственного компьютера.
Задачу обнаружения признаков работы радаров, а также систем радионаведения и связи ПВО и авиации противника выполняет модульная аппаратура радиотехнической разведки «Пастель», которая сменила старую станцию предупреждения об облучении СПО-15 «Береза» обычного Су-27. Новая система позволяет не только вовремя заметить угрозу и определить, откуда она исходит, но и опознает характер излучения, а также выдает целеуказание на применение противорадиолокационных ракет повышенной дальности Х-31П или Х-58УШ. О пуске ракеты противником пилота Су-35 предупреждает пассивная станция «Мак», реагирующая на тепловое и иное излучение ее двигателя.

Самолет оснащен системой АПП-50Р для выброса патронов с дипольными отражателями и тепловыми ловушками, а также новой системой постановки активных импульсно-дезориентирующих помех Л175М «Хибины», излучающие блоки которой ставятся на торцах крыла вместо пусковых устройств типа ВСУ для ракет Р-73. Станция Л157М защищает как самолет-носитель, так и всю прикрываемую им группу. Очевидно, имеется возможность использования и серийной аппаратуры СПС «Сорбция C».

Дело пошло!

Хотя Су-35 технологически значительно отличается от давно выпускаемых Су-27 и Су-27СК, его опытные образцы строились на серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Первый полет на Су-35 выполнил летчик-испытатель ОКБ Герой России Сергей Богдан 19 февраля 2008 г.

Хотя все многочисленные электронные гаджеты самолета, двигатели и система управления отрабатывались параллельно либо на других модификациях Су-27/Су-30/Су-34, испытания проходили весьма напряженно и подчас даже драматично. В заводских летно-конструкторских испытаниях участвовали три самолета, еще один «сломали» на прочностных испытаниях, подтвердив правильность выбора силового набора и панелей обшивки, а также основных систем — управления, шасси и т.п.

Вслед за ЛКИ последовала обширная программа Государственных совместных испытаний, в ходе которых летчики ОКБ, КНААПО и ЛИИ продемонстрировали качества машины Государственной комиссии, а затем военные пилоты 929-го ГЛИЦ ВВС подтвердили все заявленные разработчиком характеристики Су-35, провели испытания боевых режимов и отстрел основных видов оружия.
К сожалению, не обошлось и без неприятностей — 26 апреля 2013 г., из-за отказа системы управления двигателями, 3-й летный образец выкатился за пределы ВПП и был разбит, но летчик, к счастью, не пострадал. Широкий резонанс получил случай касания о ВПП законцовкой крыла на одном из авиашоу, когда пилот с честью вышел из сложнейшей и опасной ситуации, а самолет показал свои запасы надежности. Без таких случаев редко какая машина проходит тернистый путь испытаний, и все же Су-35 преодолел этот рубеж и получил «добро» на принятие на вооружение в части ВВС и ПВО Российской Федерации.

В январе 2013 г. первые шесть Су-35С были приняты российскими ВВС. Пока они используются для завершения испытаний самолета и вооружения, но вскоре истребители поколения «4++» получат и строевые части. Сообщалось, что на первом этапе самолетами Су-35 планируется вооружить три полка. Это не так уж мало — от 60 до 90 самолетов, а всего на 2012 г. в составе ВВС и ПВО России было 260 старых Су-27 и 250 легких МиГ-29. Поставки Су-35С продолжаются, и их уже осваивают строевые летчики.

С приходом самолетов Су-35 новой постройки военная авиация не только приобретает современное оружие, но начинает решать острейшую проблему замены вылетавших свой ресурс машин. И это сделано впервые за много лет, в течение которых российская авиапромышленность работала почти исключительно на экспорт.

Впрочем, не будь широких поставок за рубеж Су-27СК и Су-30МКИ/МКК, вряд ли сегодня были бы отработаны и приняты на вооружение ракеты Р-77 и Х-31, облегченные радары с фазированными антенными решетками и новые быстродействующие бортовые компьютеры, двигатели с управляемым вектором тяги, а также многое другое, без чего самолет Су-35 не мог бы состояться.
Экспорт помог выжить ОКБ им. Сухого, КНААПО им. Гагарина, а также всему комплексу поставщиков комплектующих изделий и вооружения. Сегодня в России процессы реализации гособоронзаказа и исполнения экспортных поставок объективно идут рука об руку. Емкость внешнего рынка самолета Су-35 оценивается экспертами не менее чем в 200-250 машин, и это означает верную перспективу для этой машины и КНААПО как ее производителя.

По заявлению руководства АООТ «Сухой», сегодня самолет Су-35 превосходит модернизированные F-15C/J/K, а также европейские тактические истребители «Тайфун» и «Рафаль» по основным летно-тактическим данным и вооружению (особенно в части ракет «воздух-воздух»). Такая же ситуация складывается и в заочном противоборстве с F/A-18E «Супер Хорнет», который, правда, имеет сравнимые комплексы вооружения «воздух-поверхность» и БРЭО. Преимущества американского истребителя 5-го поколения F-22A «Рэптор» в сверхзвуковой крейсерской скорости и дальности полета, а также в характеристиках РЛС и оптических систем в режиме дальнего ракетного воздушного боя в значительной мере нивелируются устаревшим вооружением этого самолета. По мнению многих экспертов, сегодня оно находится лишь на уровне «4+», а дальнейшая его модернизация сдерживается не только отсутствием средств, но и рядом технических проблем. Сильной стороной Су-35 в конкуренции с F-22A будет набор автономного оружия «воздух-поверхность», не зависящий от спутниковой навигационной системы, устойчивость которой к активному воздействию противника — вопрос спорный.

Итак, Су-35 выходит на сцену, составляя конкуренцию самым современным зарубежным истребителям, и выводит всю российскую военную авиацию на новый рубеж развития.