Модернизация бомбардировщиков В-47 (США ) и Ту-16 (СССР)

Сб, 09/05/2015 - 17:15

Летчики стратегической авиации знакомятся с бомбардировщиком Боинг В-47В «Стратоджет» (на фото B-47B-35-BW S/N 51-2171)

Самолет B-47E-135-BW «Стратоджет» из 310-го авиакрыла набирает высоту после взлета с авиабазы Шиллинг в Канзасе

Взлет самолета «Стратоджет» с максимальным весом был возможен только с помощью ракетных стартовых ускорителей. Это фото В-47В было сделано 15 августа 1954 г. Фото: Национальный Музей ВВС США, г. Дайтон

Самолет В-47Е на стоянке 307-го авиакрыла САК ВВС США на авиабазе Линкольн, Небраска



Девятнадцатого ноября 1955 года с аэродрома Чаган в Казахстане поднялся Ту-16А, которым командовал Ф.П. Головашко. В чреве самолета покоилась термоядерная бомба РДС-37д. Набрали высоту 12000 м, вышли в район Семипалатинского испытательного полигона, но мишень закрыла облачность, а радиолокатор РПБ-4 отказал. Штурман не смог «заставить» его работать, и надо было решить, что делать дальше. Испытания на посадку с ядерной бомбой проводились, но только с плутониевой РДС-3 с имплозивной линзой — инициирующим атомный взрыв обычным взрывчатым веществом с детонаторами, но без атомного заряда. Представитель разработчика бомбы Ю.Б. Харитон визы на посадку не дал, предложив сбросить изделие в горах «на невзрыв», но заражение местности при этом все равно бы произошло. Тогда вызвали «идеологов термояда» А.Д. Сахарова и Я.Б. Зельдовича, и те подписали заключение, что при посадке с бомбой ничего не должно произойти. Их поддержал И.В. Курчатов.

Погода ухудшалась, аэродром накрыла песчаная буря, нервы были на пределе, и с первого захода экипаж на полосу выйти не смог. Загорелся сигнал «остаток топлива 30 минут», тянуть с принятием решения было некуда. Лишь снизившись до 400 м, летчики увидели землю и аэродром. Посадка получилась мягчайшая, но с перелетом, тормоза и парашют не помогли. Тяжелый корабль сошел с бетона, и… ничего не случилось. У всех вырвался вздох облегчения.

На 22-е число назначили повтор. В кабине тот же экипаж, все трижды перепроверено, с аэродрома изгнали весь «лишний» люд, а пункт управления удален от эпицентра на 70 км. Бомба была сброшена в 9.47 с высоты 12 км на скорости 870 км/ч. Взрыв мощностью в 1,6 Мт был просто невероятным, фантастическим зрелищем. Ядерный «гриб» достиг высоты 14 км, вспышка затмила солнце, взрывная волна разрушала здания на расстоянии более 50 км от эпицентра. Самолет догнали ударные волны, и его несколько раз тряхнуло, перегрузка при этом доходила до 2,5g.

Самолет Ту-16А стал главным носителем в советских атмосферных ядерных испытаниях, и 6 октября 1957 года самолет впервые выдержал всю мощь «изделия 37д» — был получен взрыв в 2,9 Мт. Чуть раньше, 26 августа, с борта Ту-16А впервые в СССР были проведены испытания аварийных режимов работы атомного оружия с «неполным» взрывом мощностью до 0,1 кт. Сбрасывали с Ту-16 (был оборудован специальный самолет Ту-16В) и более мощные бомбы — до 10 мегатонн. 4 октября 1961 года впервые был проведен сброс со среднего самолета колонны с обходом «гриба» замыкающим, который сближался с эпицентром на 4-6 км. Невозможно себе представить, что ощущает летчик, который несется на скорости более 800 км/ч на вспышку и растущий на глазах «ядерный гриб»…

Середина 50-х годов стала поворотным моментом в истории холодной войны: завершилось развертывание группировок реактивных стратегических бомбардировщиков первого поколения Боинг В-47 «Стратоджет» и Туполев Ту-16. Соотношение сил теперь было порядка 2:1 в пользу наших противников. Напомним, в варианте бомбардировщика было построено 1747 американских В-47 и 876 советских Ту-16.

Самолеты В-47В/Е «Стратоджет» поступали в средние бомбардировочные авиакрылья Bomber Wing (Medium) Стратегического авиационного командования ВВС США. Они имели по три боевых эскадрильи, которые по численности были меньше полка советской дальней авиации, и крыло примерно соответствовало нашей дивизии двухполкового состава.

Хотя американцы накопили огромный опыт применения стратегических бомбардировщиков, структура САК и схемы управления авиагруппировкой все еще находились в стадии беспрерывных экспериментов. Первоначально принятый принцип «векторной направленности» воздушных армий уже не удовлетворял амбиции глобально мыслящих многозвездных генералов из Пентагона, которые требовали обеспечить действия всех ВА на любом направлении. В случае войны их планировалось выдвинуть на имеющиеся базы в Англии, Марокко, Японии и на о. Гуам в Тихом океане. В качестве вероятных мест базирования рассматривались Италия, Испания, юг Ирана и Пакистан, но это зависело бы от обстановки на сухопутных фронтах. Использование же удобно расположенных аэродромов в ФРГ, Норвегии, Дании, Южной Корее и других странах, расположенных рядом с СССР, считалось рискованным.

Строевую эксплуатацию В-47 начало 306-е бомбардировочное авиакрыло (BW) 2-й Воздушной Армии на базе МакДилл во Флориде в апреле 1951 г. Кроме него в состав 2-й ВА входили 2 BW и 308 BW с авиабазы Хантер в Джорджии, 19 BW (Пайнкастл, а затем Хоумстед, Флорида), 44 BW и 68 BW (оба — Шенно, Луизиана), 96 BW (Алтус, Оклахома), 301 BW (Локберн, Огайо), 310 BW (Шиллинг, Канзас), 376 BW (Берксдейл, Луизиана), 379 BW (Хоумстед, Флорида), 380 BW (Платтсбург, Нью-Йорк) и 384 BW (Литтл Рок, Арканзас).

В 15-й Воздушной Армии В-47 эксплуатировали эскадрильи 9 BW (авиабаза Моунтан Хоум, Айдахо), 22, 305 и 320 BW (все три — Марч, Калифорния), 22 BW (Шиллинг, Канзас), 43 и 303 BW (Дэвис-Монтан, Аризона), 93 BW (Кастл, Калифорния), 97 BW (Биггс, Техас), 98 BW и 307 BW (Линкольн, Небраска), 340 BW (Уайтмен, Миссури), 341 BW (Дайсс, Техас) и 509 BW (Уокер, Нью-Мексико).