Модернизация бомбардировщиков В-47 (США ) и Ту-16 (СССР)

Сб, 09/05/2015 - 17:15

Стратегический бомбардировщик В-47 «Стратоджет» подходит к танкеру KC-97. Горловина топливоприемника открыта

Обслуживание стрелковой установки 12,7-мм с пулеметами на самолете B-47B-40-BW из 306-го авиакрыла — авиабаза МакДилл, Флорида, июнь 1953 г. Фото: Национальный Музей ВВС США, г. Дайтон

Самолет постановки помех EB-47B-46-BW, переоборудованный из строевого В-47В-45 S/N 0-12239, на официальных испытаниях ВВС

Бомбардировщик Ту-16 на одном из аэродромов Дальней Авиации СССР

Меньше всего бомбардировщиков В-47 оказалось в 8-й Воздушной Армии, которая предназначалась для межконтинентальных операций. Изначально в этой армии ими было вооружено лишь одно крыло — 100 BW на аэродроме Пис в Нью-Гемпшире. Но поставки В-52 шли не так быстро, как хотелось, и это войсковое объединение в 1958-1959 гг. было усилено передачей 301-го, 321-го и 376-го авиакрыльев из 2-й ВА, а также «хиросимско-нагасакского» 509-го крыла из 15-й ВА. Первые три крыла при этом даже не перебазировались, лишь 509 BW перебралось из знойной пустыни в Нью-Мексико на аэродром с более комфортным климатом Пис в Нью-Гемпшире.
Ротация соединений В-47 началась в 1957 г., когда 96-е крыло передали из 2-й ВА в 15-ю и перебазировали на аэродром Дайс в Техасе. Вскоре аналогичный трансфер совершило и 310 BW (новая база — Шиллинг). В свою очередь, из 15-й ВА во 2-ю ушли 22 BW, 40 BW (на аэродром Форбс), 98 и 307 BW (на базу Линкольн), 305 BW (в Банкер Хилл, Индиана) и 340 BW (в Уайтмен).

Первым в июне 1953 г. было объявлено боеготовым 306-е крыло, освоившее В-47В в соответствии с новой концепцией «ядерной обороны». В том же месяце экипажи крыла приступили к челночным полетам на базы Великобритании в рамках постоянно действовавшей программы боевых учений REFLEX ACTION. В ходе очередной «акции», длившейся 90 дней, отрабатывалась упреждающая атомная бомбардировка СССР. Это было первое базирование В-47 за пределами США, а 306 BW было отмечено как передовое в приказе по ВВС.

В 1955 г. в США была принята так называемая «доктрина массированного возмездия»: на любое действие СССР, которое покажется президенту США неадекватным, предполагалось отвечать ядерным ударом. Основным видом боевой службы в частях САК ВВС США стало дежурство полностью готовых к этому самолетов, экипажи которых находились в домиках у стоянок. Первый самолет должен был подняться в воздух через 15 минут после получения приказа, но уложиться в норматив удавалось не всегда. Для своевременной выдачи всех необходимых команд в 9-м авиакрыле были введены должности заместителей командиров эскадрилий и крыла. Новая система управления FRESH APPROACH прошла первую проверку на учениях с 1 июня по декабрь 1957 г. Их кульминацией стала переброска группы В-47 на полярный аэродром Элмендорф на Аляске, а оттуда — на тропический остров Гуам.

Комсостав 9-го крыла одобрил новую концепцию управления, и по возвращении в Монтан Хоум в январе 1958 г. замы в штате соединения остались, хотя официально эти должности в штат крыла были введены только 1 октября. Крыло в то время было отмечено специальной наградой штаба САК за самые высокие показатели боеготовности, но его систему другие соединения САК так и не переняли.

Появление самолета В-47 породило у американского руководства иллюзию безнаказанности, но с ней пришлось расстаться, когда 18 апреля 1955 г. разведчик YRB-47 был сбит над Камчаткой. Для обеспечения прорыва советской ПВО часть В-47 была переоборудована в самолеты радиоэлектронной борьбы, и полеты разведчиков RB-47 у наших границ возобновились. Но 1 июля 1960 г. у Кольского полуострова RB-47 снова был сбит. Он не смог ни «убежать» от сверхзвуковых МиГ-19, ни отбить атаку огнем хвостовой турели, которая показала свою полную неэффективность.

И все же командование САК видело главную проблему не в этом, а в недостаточном радиусе действия, ведь «массированное возмездие» предусматривало ядерные удары на всю глубину территории СССР. Это могли делать только межконтинентальные бомбардировщики В-52 или баллистические ракеты «Атлас» и «Титан». Морально устаревающие В-47 начали сводить во временные эскадрильи, сформированные в каждом авиакрыле, а основные эскадрильи либо переучивались на новые самолеты В-52 и В-58, либо переформировывались в ракетные части. Едва став президентом, Джон Кеннеди осенью 1961 г. объявил о снятии В-47 с вооружения, но вскоре был вынужден «дать задний ход»: официально из-за очередного «Берлинского кризиса», а на деле из-за опозданий с поставками новой техники.

«Стратоджеты» вновь появились на базах в Англии, Африке, Японии и на Гуаме. Для обходного маневра и вторжения на территорию СССР со стороны Северного Ледовитого океана или Чукотки у В-47 не хватало дальности, и их главной целью оставалась Восточная Европа, которая не попадала под «зонтик» Войск ПВО СССР. Ядерные удары по советским войскам на территории Западной Европы, которая будет оккупирована, также не исключались.

Советская доктрина применения Дальней Авиации предусматривала нанесение ответного ядерного удара только в ответ на таковой со стороны противника, а цели, предназначенные для Ту-16, лежали в том же радиусе действия, что и цели В-47. Полки, вооруженные самолетами Ту-16, несли боевое дежурство на площадках подвески спецбоеприпасов, были заправлены и подготовлены к полету на максимальный радиус, но сами ядерные бомбы находились в хранилище.