Модернизация бомбардировщиков В-47 (США ) и Ту-16 (СССР)

Сб, 09/05/2015 - 17:15

Самолет Ту-16 — входные люки в переднюю и заднюю гермокабины в нише носовой стойки шасси и под хвостовой частью фюзеляжа

Хвостовая и нижняя огневые установки Ту-16 — в каждой установлены по две пушки АМ-23

Ночные полеты. Заправка самолета Ту-16 перед дальним маршрутом.
Фото: архив С.А. Попсуевича

Самолет Ту-16 борт 25 Дальней Авиации СССР на взлете

Структура Дальней Авиации СССР также все еще находилась в стадии формирования, продолжались различные оргштатные мероприятия, самым крупным из которых была передача базировавшейся на Украине 43-й Воздушной Армии в состав создаваемых Ракетных Войск Стратегического Назначения.

Основным направлением развертывания Ту-16 стало западное — на территории Белоруссии, европейской части России и Эстонии дислоцировалась 50-я Воздушная Армия Дальней Авиации, которая включала пять дивизий на самолетах этого типа. Каждая дивизия имела два полка, в которых было по 3-4 эскадрильи, имевшие в сумме 30-50 машин. Кроме бомбардировщиков, в состав полков могли входить танкеры Ту-16З, постановщики помех Ту-16П и разведчики.

Лидером в освоении Ту-16 стала специально сформированная на аэродроме Балбасово у белорусского города Орша 160-я тяжелобомбардировочная авиадивизия, 402-й полк которой принял первые Ту-16 в 1954 г., а вскоре поступили и Ту-16А в этот и во второй полк дивизии. В 1955 г. перевооружился 200-й Гвардейский ТБАП в Бобруйске, а в 1958-м и второй полк 22-й ГвТБАД — 121-й Гвардейский в Мачулищах. Там же был размещен входивший в 45-ю ТБАД 52-й Гвардейский полк, получивший первый Ту-16 в конце 1954 г., вслед за 402-м. Его «братский» 203-й ГвТБАП начал полеты на Ту-16 в марте 1955 г., и к концу года вся 45-я дивизия освоила самолет. Два полка 56-й ТБАД переучивались на Ту-16 во второй половине 50-х гг. — они дислоцировались на Смоленском аэроузле на западе России. На авиабазе Тарту в Эстонской ССР находилась 326-я ТБАД. Ее 840-й полк начал освоение реактивной техники в 1955 г., а 132-й — в 1957-м.

На южный фланг НАТО были нацелены «украинские» 43-я ВА ДА и сменившая ее 46-я. На базовом аэродроме 2-й ГвТБАД Прилуки дислоцировался 184-й Гвардейский полк, начавший перевооружение в 1955 г., а 182-й ГвТБАП в Нежине — в 1956-м. На аэродроме 185-го ГвТБАП Полтава первый Ту-16 появился в 1955-м, второй полк 13-й ГвТБАД, 226-й ТБАП, еще около 3-х лет эксплуатировал Ту-4 (в основном оставались постановщики помех и разведчики Ту-4Р), а затем получил Ту-16, в т.ч. в специальных вариантах. Полки 15-й ГвТБАД, размещенные на Белоцерковском аэроузле, 14-й и 251-й Гвардейские ТБАП и «рядовой» 341-й ТБАП начали освоение Ту-16 в 1956 г. Наконец, во второй половине 50-х получили Ту-16 и полки дислоцированной на аэродроме Стрый во Львовской области 204-й ТБАД — 175-й и 260-й.
На Дальнем Востоке базировались Ту-16 частей 65-й ВА, которая в 1957 г. пережила очередную «реформу» и получила новый номер, став 5-й ВА ДА. В 1957 г. был перевооружен на Ту-16 1229-й ТБАП на забайкальском аэродроме Белая, но второй полк 53-й дивизии по-прежнему летал на Ту-4. В 1955 г. на аэродроме Воздвиженка в районе Уссурийска была сформирована 55-я ТБАД. В ее состав вошли 444-й ТБАД, размещенный на базовом аэродроме дивизии, и 303-й — размещенный по местным меркам рядом, в Завитинске Амурской области. Оба они окончили освоение Ту-16 в 1956 г.

Советская Дальняя Авиация не имела закордонных передовых баз. Полеты над территорией стран соцлагеря производились, но посадки на аэродромах групп советских войск, дислоцированных за пределами СССР, были крайне редким делом, а в Австрии, например, садиться было запрещено даже в случае аварии.
С появлением тяжелых межконтинентальных самолетов задачи, стоявшие перед полками средних бомбардировщиков Ту-16, стали только сложнее — акцент в их использовании в возможном мировом конфликте сместился на уничтожение стратегических тыловых объектов в Западной Европе и в Азии, а также на поддержку стратегических наступательных операций путем уничтожения ключевых узлов обороны противника ядерными бомбами.

Стратегия, основанная на ядерном ударе, больше не требовала большого числа бомбардировщиков даже по такой цели, как город-миллионник. Дальняя Авиация постепенно переходила к полетам малыми группами и одиночно с проходом зон ПВО у земли. Отрабатывали полеты плотными парами, когда два Ту-16 давали на локаторе одну отметку. Прорыв первого прифронтового рубежа вражеской обороны предполагался при поддержке фронтовой истребительной и бомбардировочной авиации, своих же истребителей сопровождения Дальняя Авиация по-прежнему не имела.

На базе Ту-16 был создан целый ряд самолетов радиоэлектронного противодействия. Однако первые такие системы, например, станции активных помех СПС-1 и -2 или система выброса дипольных отражателей «елка», не были способны подавить ни РЛС новых истребителей-перехватчиков, ни наземные или морские радары ПВО. А с появлением зенитных управляемых ракет идеологию помеховых систем и вовсе пришлось менять. Такая же ситуация складывалась и в американской стратегической авиации — существующие системы РЭП были громоздкими и энергоемкими, но недостаточно мощными, не охватывали всех диапазонов работы РЛС вероятного противника, а время их настройки было больше, чем время, которое противник тратил на перенастройку своей РЛС с заглушенной частоты на новую.