Монархия на Украине в ХХ в.

Ср, 05/28/2014 - 21:24

После прихода к власти Скоропадский (в центре) занялся возрождением украинского казачества

Первым делом гетман Скоропадский (в центре) начал налаживать дипломатические отношения с европейскими странами

ЧТО ЕСТЬ ГЕТМАНАТ?

Один из ведущих американских исследователей истории Гетманата Ярослав Пеленский утверждает, что, с точки зрения концепции государственного строительства, это была «бюрократически-военная диктатура».

Правление П.Скоропадского как диктаторское рассматривали и немцы. В частности, вице-канцлер Ф. Пайер, выступая в начале мая в рейхстаге, квалифицировал гетмана как диктатора, не признающего коммунистических теорий. В немецкой прессе встречаем и другую, но близкую к предшествующей оценку: П. Скоропадский ввел систему строгого абсолютистского централизма. Хватало и сравнений гетмана с выдающимися европейскими деятелями. Так, лозаннская L'Ukraine писала: «Когда генерал Скоропадский сумеет, как некогда Людовик XIV, подобрать и сгруппировать вокруг себя самые интеллигентные и талантливые силы края, сумеет поставить республику на ноги — народ будет наверняка признателен ему».

Безусловно, гетман при отсутствии собственной армии опирался на оккупационные силы, бывшую царскую гражданскую и военную бюрократию. П. Скоропадский в воспоминаниях пишет, что уже при подготовке переворота он видел себя именно в роли диктатора-гетмана как олицетворения сильной власти, способной спасти Родину.

Довольно близко к точному определению сущности гетманата П. Скоропадского подошел М. Стахив: «Это типичная единоличная самозваная диктатура, возникшая путем государственного переворота, причем победу ему во время переворота гарантировала исключительно чужая военная сила. Переворот Павла Скоропадского с точки зрения конституционного права Украинской Державы совершенно бесправен».

Некоторые современные исследователи пытаются доказать, что образование гетманата ознаменовало восстановление собственной украинской государственной традиции. В частности, В. Потульницкий доказывает, что гетманат в 1918 году был не переворотом, а реставрацией, был не германской интригой, а результатом развития всей современной истории традиционной украинской элиты-шляхты — как правобережной, так и левобережной; не был наполнен российской сущностью, а «был закономерным результатом сохранения именно собственной украинской национальной ориентации со стороны украинской элиты».

На самом же деле такой традиции в тогдашнем украинском обществе уже не существовало. Попытки выводить основы государственного строя из традиций казатчины изначально вылились в искусственные попытки придать властной конструкции определенную архаическую атрибутику: председатель совета министров именовался атаманом, военную старшину представляли генеральные, бунчуковые, значковые. Но вскоре от этого пришлось отказаться. Традиции казацкой эпохи остались только в гетманской администрации. П. Скоропадский обладал официальным титулом «ясновельможний пан гетьман усiei Украiни», документы с его подписью издавались в форме «грамот», «манiфестiв», «листiв».

Наиболее аргументировано сущность гетманата П. Скоропадского как государственного образования, достаточно искусственного и случайного, изложил В. Кучабский. Он считал, что в Украине в 1918 г. политиков с консервативными взглядами, стоявших на принципах украинской национальной «свiдомостi» и сепаратизма в отношении России, было чрезвычайно мало. А те силы, которые в гетманской реставрации усматривали пользу, были полностью русскими или русифицированными. К ним относились крупные землевладельцы, промышленники, представители торгово-финансового капитала, старая бюрократия, офицерский корпус бывшей царской армии. Все они ненавидели идею независимой Украины и мечтали о возрождении Российской империи. В.Кучабский назвал это самым большим противоречием, лежавшим в основе гетманата как государственного строя.

О слабости традиций и потенций украинского консерватизма свидетельствует тот факт, что самый выразительный его представитель — Украинская демократическо-хлеборобская партия — не стала массовой, а лишь региональной организацией, имевшей сторонников преимущественно на Полтавщине. Самостийническо-консервативный характер придавали ей фигуры М. Михновского и В. Липинского.

Видимо, абсолютно точную формулу национально-государственного характера гетманата вывести не удастся. На мой взгляд, это был тип некой смешанной государственности. Украинской по названию и форме в отдельных аспектах внутренней политики — прежде всего в культурно-образовательной сфере. И российской — по широким проявлениям имперского наследия, динамично возрождавшегося в правовой практике, средствах массовой информации, религиозной жизни, использовании кадрового потенциала, терпимом отношении к политически разноцветной, но антиукраински настроенной русской эмиграции.

Другие материалы рубрики


  • Любой из нас с детства часто слышит, что высшее образование важно. Из-за чего складывается такое мнение? Все дело в том, что получение качественного образования дает высокий статус социальный, нормальную зарплату при трудоустройстве и интерес будущих работодателей. Помимо этого, обучение гарантирует развитие не просто профессиональных, но и личностных качеств.

    Каждый выпускник школы желает поступить в престижный ВУЗ, надеясь на будущие всевозможные привилегии. Это оправданно, так как образованные граждане мыслят гораздо глубже, чем те, кто решил ограничиться начальным или средним образованием.



  • Крупнейшего «западника» нашей страны — Петра Великого — ругают ныне даже многие из тех, кто прежде его хвалил. Некоторые из обвинений в его адрес просто смехотворны. К другим следует отнестись серьезно.
    А самое серьезное из них — утверждение о том, что в эпоху Петровских реформ произошел раскол нации.
    На протяжении двух столетий под одним названием существовало фактически два народа. Узкий слой «русских европейцев» и громадная масса «русских туземцев». Противоречия между ними временами обретали остроту противоречий между колонизаторами и жителями колоний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Для «большой» экономики важен наметившийся во второй половине 1990-х годов рост производства продуктов питания (хлеб, вода, мед, травы, сыр, вино, чай) под «церковной» маркой. Практически в каждой области на прилавках продовольственных магазинов можно найти «церковную» или «монастырскую» воду и мед, в крупных городах — церковные пекарни. Как правило, производители позиционируют не только их моральные («церковные»), но и материальные («экологичность») признаки. Фактически на наших глазах создается сектор «чистой» пищевой продукции, реальная роль церкви в котором ясна не вполне. Учитывая успех подобного рода продуктов в европейских странах, вполне возможно, что в России кампания борьбы за «чистоту» пищи будет иметь очевидный «православный» привкус.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • ...Немало сделал в борьбе со старением организма отечественный физиолог Александр Александрович Богомолец. Он подтвердил справедливость тезиса о том, что близкий телесный контакт с молодыми женщинами, в определенной степени является методой омоложения. К такой методе три тысячи лет назад прибегал царь Соломон. С научной точки зрения, при этом половые железы выбрасывают в организм добавочное количество гормонов, прежде всего, тестостерона, который имеет множество эффектов, начиная от наращивания мышечной массы и заканчивая интенсивностью либидо и способностью его реализовать на физическом уровне. Он был солидарен с тысячелетними учениями Востока и Запада, объявлявшими залогом здорового долголетия самоограничение и воздержание от излишеств. По мнению ученого, единственный реальный способ отдалить старость и продлить свои годы — это «разумное управление своей жизнью».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Зададим себе обескураживающий вопрос: сколько стоит управление? Предприятием, районом, страной? Можно, конечно, сосчитать с точностью до копейки формальные расходы на содержание управленческого аппарата. Но и сосчитав эту сумму, вы не получите удовлетворения от ответа. Потому что, кроме этих расходов, есть еще прямой и косвенный ущерб и недополученная — из-за неэффективности управления — прибыль. По этому критерию наша страна за весь период своего существования имела и имеет фантастически дорогое управление. Его удешевить — и кризис отступит.

    В далекие годы студенчества мой друг за 30 рублей написал для автотранспортного предприятия, развозившего хлеб по магазинам, программу оптимизации графика движения «хлебовозов». А через месяц узнал, что его программа лежит в сейфе у директора АТП и не используется. Ею отчитались, как о мероприятии по научной организации труда и… все. Почему? Программа точно «знала», сколько на всю развозку потребуется бензина. А этого лучше не знать, тогда его украсть легче. Стоимость разворованного бензина надо записать в издержки управления, а вот ту — спрятанную в сейф — программу следует отнести к числу технологий управления. Сколько она стоила? 30 рублей. А разворованный бензин? То-то же.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Другой пример расправы монополистов с профсоюзом можно найти в анналах Управления, в которых рассказывалось о подавлении стачки на заводах «Рэмингтон Рэнд» в г. Илионе. Введение чрезвычайного положения, наводнение города вооруженной охраной, патрулировавшей улицы, полная изоляция рабочих от внешнего мира и неограниченный произвол фабрикантов из «Рэмигтон Рэнд» — такова была картина, продемонстрировавшая бессилие НУТО. Длинный список подобных примеров можно было бы продолжить...



  • В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвященный Статуе Свободы. А в 1903 пять строк из ее сонета украсили ее пьедестал.

    «Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!
    Взываю молча. Дайте мне усталый ваш народ,
    Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
    Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
    Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
    Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

    Такими словами приветствовала тех, кто прибывал в США в 1911 г., Статуя Свободы. А дальше… Ну что, казалось бы, может быть проще высадки с корабля по прибытию к цели путешествия. Действительно, обычно это очень просто. Как только судно причаливает к берегу, багаж пассажиров осматривают таможенные чиновники, иногда они просят предъявить документы, удостоверяющие личность, — и пассажиры выходят на берег.



  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...ОКОЛОНАУКА (паранаука) — это наукообразные концепции, использующие обширный набор фактов, однако невоспроизводимых и часто экспериментально непроверяемых. Авторы таких концепций дают непомерно большую волю воображению и дают надуманную интерпретацию фактов, отражающую особенности их мировоззрения. Поэтому паранаука приобретает еще и идеологическую, а то и политическую окраску. В качестве примера можно привести «голографические» гипотезы индивидуального развития и многие гипотезы о происхождении жизни на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Греческие мифы были подробно записаны еще тогда, когда они были живым элементом духовной жизни Древней Эллады, и в таком виде сохранились до наших дней. С германской мифологией мы знакомы благодаря Снорри Стурлусону, исландскому поэту, создавшему Младшую Эдду (книгу скандинавских преданий) в XIII в., лет через двести после официального принятия Исландией крещения, можно сказать, по свежим следам. К сожалению, в распоряжении историков и культурологов нет ясного, связного и достоверного изложения религиозных представлений славян дохристианской эпохи. Мы имеем лишь отрывочные сведения. Упоминания о древних славянских богах можно найти в христианских средневековых летописях, записках арабских путешественников, воспоминаниях образованных византийцев, которым часто доводилось общаться со славянами. Но все эти упоминания довольно смутны. Авторы не желают вдаваться в подробности. Важную информацию дают археологические находки культовых изображений дохристианской эпохи, однако в этом случае приходится строить догадки, кого именно изображает найденный в земле кумир, что означают те или иные детали его внешности. Довольно много можно почерпнуть, изучая фольклорные сюжеты, обряды и поверья, которые и поныне живы в крестьянской среде. Но информация в них как бы зашифрована. Те, кто пересказывает дошедшие из невероятной древности сказки и заговоры, часто сами не понимают, что именно они означают.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3