Начало воздухоплавания. Часть 2

Пнд, 08/17/2015 - 00:08

Первый полет Бланшара

Перелет Бланшара и Джеффриса через Ла-Манш

Наполнение газом оболочки шарльера

ЧЕРЕЗ ЛА-МАНШ

Тем временем Розье ставит новые рекорды. 23 июня 1784 года он вместе с Жозефом Прустом на монгольфьере «La Marie-Antoinette» поднялся выше облаков, достигнув высоты 3000 метров, и преодолел 52 километра за 45 минут. Но уже через два с половиной месяца Бланшар в Англии, взлетев с плаца военной академии в Челси, проделывает в воздухе путь в 115 километров, правда, c промежуточной посадкой.

Следующей целью Розье стал перелет из Франции в Англию через Ла-Манш. Идею предложил маркиз д’Арланд, не сделав, впрочем, ничего для ее реализации. Проблема заключалась в том, что тогдашние монгольфьеры для такого перелета не подходили: слишком велик должен был быть необходимый запас дров. Тогда Розье решает изготовить составной шар: верхняя его часть будет наполняться водородом, а нижняя — горячим воздухом. Такой шар сможет объединить преимущества монгольфьера (лучшую управляемость) и шарльера (более высокую подъемную силу). Впрочем, и риск велик, ведь водород может легко воспламениться. Шарль считает эту идею чистым безумием — «все равно, что поместить пламя рядом с порохом». Розье это понимает, но надеется создать надежную оболочку.
Однако, несмотря на все усилия, пробные полеты осенью 1784 года неудачны. Зимой же лететь в этом направлении становится невозможно. А 7-го января 1785 года приходит известие, что Бланшар вместе с американцем Джеффрисом пересекли Ла-Манш из Англии во Францию.

Воздушные течения над Ла-Маншем более благоприятствуют перелетам из Англии во Францию, и Бланшар, к тому времени уже известный в Англии, собирался пересечь Ла-Манш именно в этом направлении. Идею воздухоплавателя поддержал американец Джон Джеффрис, который вложил в проект 700 фунтов и дополнительно заплатил Бланшару 100 фунтов за возможность участвовать в полете. Экспедиция стартовала 7 января 1785 года из Дувра. По свидетельству Джеффриса, недалеко от французского побережья шар чуть было не упал в воду, поэтому им пришлось выбросить из шара все лишнее и практически раздеться догола. Они приземлились в окрестностях Кале на опушке леса «почти такие же голые, как и деревья вокруг». Весь полет занял 2,5 часа. Услышав о достижении Бланшара, король Франции пожаловал аэронавту 12000 франков и ежегодную пенсию в размере 1200 франков.

Те же ветра, что помогали Бланшару с Джеффрисом, препятствовали полету Розье. К тому же никак не удавалось устранить проблемы с оболочкой. Лишь к лету все обстоятельства, казалось, сложились благоприятно для полета. Старт состоялся 15 июня 1785 года в городке Булонь-сюр-Мер на берегу Па-де-Кале. Поначалу все шло хорошо, но затем, как это бывало и раньше, ветер резко изменил направление, и шар отнесло на сушу, в окрестности местечка Вимере. Его жители стали свидетелями первой в мире авиакатастрофы: оболочка шара внезапно лопнула (но не загорелась!), и воздухоплаватели разбились, упав с высоты около 900 метров.
До открытия безопасного гелия оставалось еще почти 100 лет.

СПАСЕНИЕ, КОТОРОЕ ПОЧТИ ПРИШЛО

Могли ли спастись Розье и Ромен? На ум сразу же приходит парашют. Это устройство в действии успешно продемонстрировал Луи Себастьян Ленорман, прыгнувший 26 декабря 1783 года с башни обсерватории Монпелье. Он же предложил и само слово «парашют», объединившее французские «parasol» (зонтик от солнца) и «chute» — «падать». Парашют Ленормана и был похож на зонтик: деревянная рама, обтянутая льняной прорезиненной тканью.
Вероятно, именно гибель Розье ускорила разработку парашютов. Уже в год его гибели Бланшар демонстрирует возможность спасения аэронавтов с помощью парашюта, спустив на нем с воздушного шара сначала собаку, а в следующем году — овцу. Наконец, в 1793 году шелковый парашют спас жизнь самому Бланшару.
Однако в 1809 году, во время полета в Гааге, у 55-летнего Бланшара случился сердечный приступ. Он выпал из корзины шара и скончался спустя несколько недель от многочисленных травм.