Найдено животное с самым большим количеством чужеродной ДНК в геноме

Сб, 12/12/2015 - 21:28

Специалисты определили последовательность нуклеотидов в молекуле ДНК генома тихоходок, в связи с чем обнаружили, что данный водяной медведь, как называют это животное, имеет 17% чужой ДНК в своем строении.

До этого самое большое количество чужеродной ДНК было зафиксировано у другого микроскопического животного – коловратки. Однако у тихоходки её оказалось в 2 раза больше. Для сравнения с данными необычными открытиями сообщается, что у большинства животных содержится менее 1-го% чужой ДНК.
Ранее учёные не располагали информацией, что в геноме может быть такое количество чужеродной ДНК. Известно, что некоторые животные действительно могут приобретать чужие гены, что не в таком большом количестве, как тихоходка и коловратка.

Таким образом учёные заинтересовались вопросами, есть ли зависимость между ДНК и возможностью выживания в экстремальных условиях, а также, действительно ли известная информация о наследовании ДНК непреложна?

В процессе наблюдений было выяснено, что водяные медведи смогли приобрести примерно около 6000 чужеродных генов от бактерий, растений, грибов или архей при действии процесса, который называют горизонтальной передачей генетического материала между видами. Данный процесс весьма сильно отличается от известного способа передачи ДНК по наследству от родителей.

Тихоходки
Фото: Wikimedia Commons

Животные, способные выжить у плохих условиях, чаще всего способны приобретать чужеродные гены, так как бактериальные гена могут обеспечить лучший уровень выносливости, по сравнению в генами животных. Это становится возможно из-за, того, что бактерии сумели выжить на Земле в экстремальных условиях на протяжение многих лет.

Учёные допускают возможность того, что чужая ДНК оказалась в гене случайным образом, однако тем самым она помогла тихоходке перенести действие многих губительных факторов. Известно, что если поместить её в морозильную камеру на 10 лет, то тихоходка снова сможет ползать примерно через 20 минут после того, как она оттает.

Во время нахождения в условиях сильного стресса, как заморозки или засуха, ДНК водяного медведя разламывается на мельчайшие частицы, как считают учёные. В процессе увлажнения клетки, мембраны и ядра, в которых располагается ДНК, становятся негерметчными на некоторое время. В этот момент ДНК и некоторые другие молекулы больших размеров могут проходить сквозь них. При этом тихоходка одновременно восстанавливает нарушенную целостность ДНК и приобретает чужеродную ДНК, соединяя гена разных видов.