Нарушение законов механики в электромагнетизме

Сб, 11/28/2015 - 00:28

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Очевидные успехи в развитии науки и техники в XIX и ХХ веках вызвало в мировом общественном сознании некую эйфорию, уверенность в том, что человек стал властелином Природы, что его знания об устройстве окружающего Мира почти абсолютны, что человек может все. И действительно, изобретение в конце 18 века паровой машины существенно изменило жизнь общества, в значительной мере освободив его от утомительного физического труда, заложило основы современной промышленности и транспорта. Постулирование Исааком Ньютоном на рубеже 17 и 18 веков его трех принципов движения материальных тел и закона всемирного тяготения, создание начал дифференциального исчисления вызвало к жизни целый ряд научных открытий. Трудами нескольких поколений ученых в 18-19 столетиях была построена научная дисциплина, очертившая основы машиностроительной и технологической культуры нашей цивилизации, называемая сегодня теоретической механикой. Далее последовали фундаментальные открытия в области астрономии, физики, химии, получившие выход в различные области технических приложений — металлургию, строительство, транспорт, химическое производство, энергетику, судостроение, электротехнику, проводную и беспроводную связь, военное дело. Быстро развивались биология и медицина. В ХХ веке появились новые отрасли техники — авиация, электроника, вычислительная техника, затем последовало создание ядерной и термоядерной бомб, ядерной энергетики, возникновение ракетной техники и освоение космоса.

Действительно, объем достигнутого человечеством за очень короткий в историческом масштабе отрезок времени впечатляет. Эйфория была настолько велика, что в СССР (может быть, под влиянием победы в Великой Отечественной войне) стал разрабатываться и частично был реализован план преобразования природы. План включал в себя повороты рек, создание лесозащитных полос, водохранилищ, новых судоходных каналов, электростанций, преобразования в сельском хозяйстве. Весьма характерным является лозунг, выдвинутый биологом и селекционером И.В. Мичуриным: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее — наша задача».

Однако на самом деле вопреки сложившемуся общественному стереотипу наши знания об устройстве Мира, во-первых, не полны — мы даже не можем оценить масштаб непознанного, — а во-вторых, знания эти чрезвычайно фрагментарны. Мы не имеем целостной картины даже того, что знаем. К примеру, биология и медицина достаточно слабо связаны с физикой. Достижения физики они используют в основном как инструментарий для исследований и лечения. При изучении университетского курса общей физики отдельные ее разделы воспринимаются как независимые фрагменты. Практически не связаны механика и атомная физика, механика и физика элементарных частиц, механика и электромагнетизм. Даже атомная и ядерная физика идут как-бы на параллельных курсах. Теория относительности хорошо связана с механикой, многое объясняет в электродинамике и астрономии. Однако к учебнику по теории относительности впору издавать отдельное приложение под названием «Парадоксы теории относительности», которые наука объяснить сегодня не может. Некоторые ученые, например академик А.А. Логунов, выступают с критикой теории относительности, не лишенной убедительности. Единственным положительным и воистину революционным фактом в этом океане разрозненности науки является открытие нашим соотечественником Д.И. Менделеевым Периодической системы элементов, связавшей физику и химию.

Особое место в науке занимает математика. Трудно назвать область деятельности человека, где она не используется. При этом никто не может объяснить, почему эта в общем-то абстрактная наука, в значительной степени тонкая и причудливая игра человеческого разума, с наибольшей эффективностью используется в физике, позволяя строить математические модели реальных природных явлений нашего таинственного Мира. Математика так тесно взаимодействует с физикой, что сегодня трудно представить, что исчисление бесконечно малых было создано Ньютоном (и Лейбницем) как абсолютно абстрактное построение.

В подтверждение ограниченности наших знаний ниже приводятся описания двух физических артефактов из электромагнетизма, не укладывающихся в схему постулатов Ньютона. Для понимания изложенного материала достаточно знания физики и математики в объеме курса средней школы. По фрагментам текста, выходящим за очерченные границы, даются подробные пояснения.