Невидимые гены

Вс, 09/08/2013 - 18:54

Темно-коричневые крапинки на радужной оболочке глаза —
результат работы «теневых» генов

Малейшие изменения в крошечных генах, отличных от генов в их традиционном понимании, могут приводить к огромным различиям во внешнем виде организмов, их росте и развитии. Листья у Arabidopsis thaliana обычно имеют правильную форму — они похожи на ложку (слева). Но если нарушить работу микроРНК, кодируемой геном, единственная функция которого — синтез этой РНК, то растения изменятся до неузнаваемости (справа). МикроРНК контролирует уровень экспрессии многих генов, определяющих внешний вид Arabidopsis

Теневая сторона генома

Помимо информации, заключенной в генах в их традиционном понимании, в каждой клетке существуют и другие информационные слои. Один из них представлен многочисленными некодирующими последовательностями ДНК, которые разделяют гены или вклиниваются в них. До последнего времени их считали несущественными (о них говорили как о “хламе” — junk ДНК), поскольку они не кодировали белки. Многие из этих “мусорных генов” на протяжении миллионов лет не претерпели никаких изменений, сохранились, значит, они зачем-то были нужны живым организмам. Обнаружилось, что значительная часть последовательностей ДНК транскрибируется в РНК и спектр их функций оказался гораздо шире, чем предполагали ученые. По мнению некоторых исследователей, в основе различий между разными особями одного вида и между самими видами лежат помимо всего прочего вариации в том наборе последовательностей, которые входят в “мусорную” часть генома и именно они вместе с основной частью генома определяют нашу уникальность.

Другой, еще более хитро устроенный информационный слой имеет иную природу. Его образуют эпигенетические “отметины”, вкрапленные в “ткань” из белков и химических соединений, которые окружают ДНК в составе хромосом, связываются с ней и стабилизируют ее структуру. Здесь действуют свои тайные коды и механизмы. В отличие от генов, эпигенетические “тексты” подчищаются и исправляются по ходу дела. Так, если мутация, раз возникнув, остается в организме на всю жизнь, то эпигенетические ошибки, в том числе и те, что приводят к дефектам в развитии, онкологическим и другим заболеваниям, могут исправляться с помощью лекарств.

Когда биологи говорят, что геном человека содержит 27 000 генов, они имеют в виду лишь те участки ДНК, которые кодируют белки. Это число может слегка варьировать (от 20 000 до 40 000), однако оно никак не соответствует всей сложности человеческого организма. Интересно, что в геноме плодовой мушки меньше кодирующих последовательностей, чем у круглого червя, а в геноме риса их больше, чем у человека.

Сегодня ученые считают, что сложность организма определяется “мусорным” фактором — содержанием в геноме некодирующих областей. Дело в том, что у высших животных гены не непрерывны, в них протяженные участки, кодирующие белок, чередуются с некодирующими, иногда довольно длинными участками. Причем на долю кодирующих участков в геноме человека приходится не более 2% суммарной длины ДНК. Остальные три миллиарда пар оснований в геноме каждой клетки предназначены для чего-то другого. И именно эти составные части генов и длинные межгенные сегменты ДНК вначале были безоговорочно отнесены к эволюционному “хламу”. Впоследствии оказалось, что вывод был слишком поспешным. И теперь становится все более очевидным, что в геноме содержится огромное число других генов, не кодирующих никаких белков, но детерминирующих синтез РНК. Биологи пришли к выводу, что недооценка роли некодирующих последовательностей — в первую очередь, межгенных участков, обеспечивающих параллельный способ передачи информации с помощью молекул РНК, — может стать одной из самых серьезных ошибок в истории молекулярной биологии.

В июле 2003 г., на Международном генетическом конгрессе в Мельбурне, Клаэс Вальштедт из Шведского Королевского института сообщил, что детальный анализ генома мыши показал, что таких единиц в нем от 70 000 до 100 000, к тому же половина из них может быть некодирующими последовательностями. В таком случае на каждый сегмент ДНК, кодирующий белок, будет приходиться сегмент, “работающий” исключительно на синтез РНК, которая не является просто промежуточным звеном в цепи ДНК-РНК-белок, а сама влияет на свойства клетки.

Недавно ученые провели выборочное сравнение геномов человека, коровы, свиньи, крысы и семи других животных. Было выявлено 1194 сегмента ДНК с минимальными различиями, что свидетельствует об их значимости для указанных организмов. К удивлению исследователей, только 244 сегмента из 1194 лежали в пределах белок-кодирующих последовательностей, 2/3 приходилось на области интронов, а остальные были разбросаны по межгенным участкам, совсем недавно считавшимися “хламом”.

Невидимые гены

• Долгое время генетиков интересовала только та небольшая часть геномной ДНК, которая кодирует белки. Остальная ДНК (у человека — до 98% всего генома) списывалась со счетов, ее называли «хламом». Ситуация изменилась с открытием «теневых» генов, конечный продукт которых не белок, а РНК.
• Такие гены, как правило, имеют небольшую длину, и их трудно идентифицировать. Некоторые из них играют ключевую роль в росте и развитии растений и животных, а также предопределяют возникновение некоторых заболеваний.
• Активные формы РНК участвуют в «эпигенетической» регуляции на уровне хромосом.

От гена к псевдогену

В 1958 г. Френсис Крик, английский биолог и нобелевский лауреат, сформулировал центральную догму молекулярной биологии — обобщающее наблюдаeмоe в природе правило реализации генетической информации: информация передается от нуклеиновых кислот к белку, но не в обратном направлении. Впоследствии ученый признался, что дал название этому положению необдуманно: “Я считал, что догма — это идея, которая не подтверждена фактами. Я просто не знал, что означает „догма“. Я мог бы с тем же успехом назвать это „Центральной Гипотезой“ или — чем-нибудь еще. Догма была просто слоганом”. Вот так и вышло, что ученый хотел, как лучше, а получилось, как всегда: правило передачи генетической информации, известное на момент его открытия, было воспринято как непреложный закон.

Согласно центральной догме, ДНК является матрицей для синтеза РНК, РНК — матрицей для синтеза белков, а белки — материалом, из которого построены все организмы и который обеспечивает их функционирование. Вся информация о белке заключена в отрезке ДНК — участке молекулы, скрученной наподобие винтовой лестницы, перекладинами которой служат пары азотистых оснований (А, Т, G и C). Отрезок ДНК, кодирующий определенный белок, — и есть ген. Все, что передается через века и миллионы, даже миллиарды лет, что представляет собой этот неизменный процесс передачи — создано из четырехнуклеотидного “алфавита”. Однако позже оказалось, что в коде присутствуют еще другие виды генов: эксоны и интроны. Эксоны — это так называемые структурные гены, кодирующие белок, их группы руководят возникновением больших целостных форм и органов организма. А интроны ничего не кодируют, поэтому они считались “мусором” (junk ДНК), застрявшим в коде жизни. Затем обнаружили, что чем проще организм, тем меньше в нем интронов, а чем сложнее, тем их больше (у человека их оказалось 98%). В последнее время выяснилось, что существуют определенные закономерности в рядах интронов, которые, возможно, еще более удивительны, потому что происходят от фракталов (типичными фракталами являются формы листьев, снежинок — “не во всем хаотичный хаос”).

Итак, ген обнаруживает себя во время синтеза белка. Сначала с ДНК связывается особый фермент, скользящий вдоль молекулы и обеспечивающий комплементарное копирование одной из ее цепей с образованием первичного РНК-транскрипта. Затем из этой РНК вырезаются некодирующие участки — интроны, а оставшиеся фрагменты сшиваются и образуют матричную РНК (мРНК). Далее молекула мРНК выходит из клеточного ядра в цитоплазму, и на ней синтезируется цепочка из аминокислот, которая сворачивается в пространстве определенным образом, образуя функциональный белок.

Долгое время считали, что белки выполняют в организме всю работу, кроме них геному больше ничего не нужно кодировать. Поэтому геном называли тот участок ДНК, который детерминирует синтез белка. Когда же, наконец, обратили внимание на РНК, ученые обнаружили у нее множество интересных функций, важных с точки зрения биохимии клетки. Как и белки, некоторые РНК-транскрипты могут связываться с другими РНК, ДНК, белками и небольшими химическими соединениями. Белки — это аналоговые молекулы, в основе их взаимодействия с другими компонентами клетки лежит принцип “ключ-замок”. РНК — более тонкий инструмент, она обладает специфической “отмычкой” (нуклеотидной последовательностью) и, таким образом, является цифровым устройством. Крошечная молекула РНК может плавать в клеточном “бульоне”, пока не натолкнется на ДНК (или другую РНК) с комплементарной последовательностью. Тогда две половинки полинуклеотидной “лестницы” соединяются: А образует пару с Т (или U), а G — с C.

Как показали исследования ДНК человека, в ней почти столько же дефектных копий генов (псевдогенов), сколько генов. Десятилетиями о псевдогенах говорили как об “ископаемых” остатках генов, поврежденных в результате мутаций и превратившихся в хлам на свалке эволюции. Но в мае

2003 г. японские генетики во главе с Синдзи Хироцуне из Медицинской школы Саитамы сообщили, что обнаружили первый функциональный псевдоген. Хироцуне создал генетически модифицированную мышь, несущую ген плодовой мушки sex-lethal. Большинству грызунов присутствие в их организме чужеродного гена ничуть не мешало, но у одного из видов ген вел себя в полном соответствии со своим названием: все зверьки погибали, не достигнув половой зрелости. Более детальный анализ показал, что у этих мышей ген sex-lethal был встроен справа от центра одного из псевдогенов, makorin1-p1. Данный псевдоген — сильно укороченная версия гена makorin1, издавна присутствующего у дрозофил, круглых червей и многих других организмов. Какова функция makorin1, ученые не знают, но им известно, что в геноме мышей есть множество псевдогенов этого типа и ни один из них не кодирует белки. Но если псевдогены ни для чего не нужны, то почему, лишившись одного из них, мыши погибают? По какой-то причине ген makorin1 (по-видимому, только один он) выключается, когда нокаутируется его p1-псевдоген. Другими словами, синтезируемая на псевдогене РНК регулирует экспрессию “реального” гена, имеющего сходную нуклеотидную последовательность, и это при том, что ген и псевдоген находятся в разных хромосомах.

Пока рано утверждать, что большинство псевдогенов или хотя бы значительная их часть кодируют активные формы РНК. Но помимо псевдогенов такой способностью могут обладать другие генетические элементы, рассеянные по “теневой” части генома. Так, у каждого нормального кодирующего белок гена есть комплементарная копия, находящаяся на противоположной цепи молекулы ДНК. Обычно она не транскрибируется в РНК и используется для исправления (репарации) повреждений, возникших в комплементарной цепи. Однако известны случаи, когда у этой копии появляется собственная функция. В то время как на “реальном” гене синтезируется матричная смысловая РНК, его “второе Я” может кодировать “антисмысловую” РНК с комплементарной последовательностью. Когда эти РНК встречаются, они соединяются друг с другом и образуют двухцепочечную РНК, блокируя синтез белка на смысловой РНК.

С того времени, как с изобретением технологии рекомбинантных ДНК у биологов появилась возможность манипулировать генетическим материалом, большинство экспериментов стало проводиться в “обратном” порядке. Появился даже термин “обратная генетика”. В своих исследованиях с геном ученые пытались понять, какую функцию выполняет ген, в рамках классического редукционистского подхода.

Со временем появлялось все больше свидетельств того, что помимо кодирующих белок участков геном содержит участки другого типа — то, что долгое время ошибочно считали “мусором”. И тогда стала ясна одна из основных проблем “обратной генетики” — узость поля зрения. В результате целый ряд биологов вернулся на проторенные пути «прямой генетики», где можно идентифицировать как “обычные” гены, так и “нетрадиционные”, о которых почти ничего не известно.

В 2003 году в Калифорнии появилась биотехнологическая компания Phenomix. Ее основатели, среди которых несколько известных генетиков, надеются, что исследования в области “прямой генетики” окажутся коммерчески выгодными. В компании создана “поточная линия” по производству мутантных мышей. В каждой группе грызунов есть особи, несущие случайные мутации не только в обычных генах, но и в “теневых” генах, которые кодируют только РНК, а не белки.

Эксперименты проводятся как на здоровых мышах, так и на страдающих различными недугами — диабетом, астмой, артритом, болезнью Паркинсона. Какие-то мутации провоцируют или усиливают симптомы этих заболеваний. Затем проводится генетический скрининг, с тем чтобы определить, какие именно мутации отвечают за наблюдаемый эффект. Можно ли будет использовать такой подход для создания более эффективных лекарственных препаратов для лечения указанных болезней, покажет будущее. Но “прямая генетика” уже принесла реальные плоды — открыты функциональные псевдогены, о существовании которых никто не догадывался.