О сгущенном бензине и гибридных двигателях

Вс, 01/18/2015 - 20:34

Ракета «09»

Случайная встреча

Пролистывая старые записные книжки, наткнулся на пометку: «Сгущенный бензин. Мемориальный музей космонавтики. Супонин Дмитрий Владимирович. 14 ноября 1977 года, 10:00». Вот как это было. Накануне я побывал в музее. День выдался серым. Мела поземка. Немногочисленные посетители ВДНХ, пробегая мимо заиндевелой стелы с ракетой, устремленной в зенит, спешили укрыться в тепле павильонов. В музее ни души. Ковровое покрытие, скрадывающее шаги, и приглушенный свет потолочных светильников создавали ощущение Пантеона. Вот первая летавшая советская ракета «09» — серебристый двухметровый карандаш, опирающийся на четыре хвостовых стабилизатора. Сегодня в авиамодельных кружках девятиклассники делают куда более солидные изделия.

– Неказиста? — услышал я за спиной.
Обернулся. Подтянутый мужчина невысокого роста дружески улыбался. Короткая стрижка «бобрик» добавляла незнакомцу молодцеватости, а серый, тщательно отутюженный костюм — академической строгости. На левом лацкане «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.
– Неказиста, конечно, по нынешним временам, — ответил я.
– Согласен, — кивнул собеседник, — а вот повозиться с ней, прежде чем она полетела, сотрудникам ГИРД пришлось изрядно. Один только сгущенный бензин чего стоил.
– Как... сгущенный бензин?
– Да вот так, — ответил он. — В ракете впервые в мире применили сгущенный до консистенции пасты бензин. А изготовили его в Баку.
– Как в Баку? Я служу там, в Высшем военно-морском училище. Преподаю теорию ракетных двигателей, но о сгущенном бензине, а тем более из Баку, слышу впервые.
Мужчина снова улыбнулся. По-военному четко отрекомендовался.
– Полковник в отставке Супонин Дмитрий Владимирович. Директор музея. А Вас как звать-величать?
Я представился.
– Историю получения твердого бензина вам может рассказать автор этой идеи Николай Иванович Ефремов, один из разработчиков «девятки». Если хотите ее узнать, то могу посодействовать вашему знакомству. Правда, в последнее время он часто побаливает, но эпопею с бензином вспоминать любит. Так что жду Вас завтра часиков в десять за результатами.
Так я стал обладателем адреса первопроходца и Приглашения к участию в XIV Международном Астронавтическом конгрессе, состоявшемся в сентябре 1977 года в Баку…

Сгущенный бензин

Ответ пришел исчерпывающий и обстоятельный. По исправлениям и припискам чувствовалось: автор тщательно обдумывал каждую фразу, боясь упустить главное, взвешивал каждое слово, чтобы быть точным. И вот какая картина высветилась мне при прочтении этого взволнованного письма.
В начале 1932 года в подвале жилого дома по Садово-Спасской улице, 9, где обосновался МосГИРД и где дневали и ночевали энтузиасты-ракетчики, в жарких спорах обсуждали проект первой советской ракеты Фридриха Артуровича Цандера. Приверженец идей Э.В. Циолковского, он предлагал оснастить ее двигателем на жидком кислороде и металлическом горючем, в качестве которого хотел использовать предварительно расплавленные отработавшие части ракеты. По его убеждению, такая утилизация позволяла существенно облегчить конструкцию, что крайне важно для дальних космических полетов.
Начали с опытов по сжиганию в экспериментальной камере магниевой ленты, потом пытались электрической дугой зажечь горючую взвесь бензина и мелкодисперсного магния. Результаты разочаровывали. Стало ясно — «в лоб» задачу твердого горючего не решить, а об утилизации частей ракеты и говорить рано. Сроки поджимали, поэтому занялись отработкой жидкостного ракетного двигателя на этиловом спирте и жидком кислороде. Но идея твердого горючего не давала покоя. Уж больно заманчивые перспективы вырисовывались при его применении: значительно упрощались система подачи компонентов в камеру сгорания и тепловая защита ее внутренних стенок; высвобождались дополнительные объемы для полезного груза; существенно повышалась надежность конструкции, сводилась к минимуму пожаровзрывоопасность.

…В июле 1932 года в переполненном вагоне поезда Москва — Адлер Николай Ефремов, старший инженер второй бригады ГИРД, катил на отдых в Гагры, в пансионат «Авиетка». Не любитель дорожных разговоров «за жизнь», он еще в Москве накупил кучу журналов и газет и теперь тщательно штудировал их от корки до корки. В журнале «Работница» в рубрике «Хозяйке на заметку» внимание привлекло крохотное сообщение: «В Германии для бытовых целей поступили в продажу таблетки твердого спирта. Отныне хозяйкам не нужно возиться с керогазами».

«Твердый бензин. Вот, что нам надо», — осенило Ефремова. До перехода в ГИРД он работал инженером-испытателем в ЦАГИ, имел опыт отработки пороховых ракет — и к концу пути уже в общих чертах представлял себе облик будущего двигателя.

Но как отвердить бензин? Причем не просто отвердить, а получить горючий продукт, пригодный для эксплуатации. С этими мыслями Ефремов, махнув рукой на курортное ничего-не-деланье, отправился в Баку читать лекции по ракетной технике.

В республиканском ОСОАВИАХИМЕ его встретили радушно. Каждое свое выступление Николай заканчивал вопросом: «Нет ли среди слушателей желающих попробовать изготовить твердый бензин?». И такой энтузиаст нашелся. Им оказался бакинский нефтяник изобретатель Ф.М. Гурвич.
Месяца через четыре в Москву пришло письмо с сообщением, что нужный бензин изготовлен на основе канифоли. Правда, писал Ф.М. Гурвич, продукт получился не твердый, а пастообразный. Сергей Павлович Королев, ставший к тому времени начальником ГИРД, отправляет Ефремова в Баку с наказом проверить свойства нового бензина на месте, и если он годится для работы — заказать партию в сто килограммов, а с собой привезти килограммов десять, для огневой проверки на испытательных стендах.

Другие материалы рубрики


  • ...Возможность установки ветрогенераторов также зависит от климата, а конкретнее – от средней скорости ветра в данной местности. Трудно спрогнозировать, каковы будут скорость и направление ветра в определенный момент. Но если рассматривать большие временные промежутки, соизмеримые со сроком эксплуатации ветряка, то можно довольно точно сказать, что, например, в течение года в месте его установки будет 4000 часов со скоростью ветра более 4 м/с, что обеспечит гарантированную генерацию, условно говоря, 1000 КВт·ч в год. В частности, у нас средняя скорость ветра составляет около 5 м/с, что вполне пригодно для получения ветровой энергии, так как рекомендуемая скорость ветра для этих целей 4 м/с и более.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Сначала приведем высказывание российского геофизика Е.П. Борисенкова о прошлом человечества:
    «Причины гибели или упадка некоторых цивилизаций, а также многие неблагоприятные социальные явления в период средневековья так же, как и в древней истории, были связаны с экологией.
    Если мышление человека античности в ряде случаев было настолько эгоистичным, что, несмотря на свои выдающиеся по тому времени научные и естественные познания, он не думал о связи между лесом, водой, почвой и последствиями своей деятельности, то и в период средневековья человечество ушло от этого уровня понимания не очень далеко».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Вопрос смесевых технологий при производстве бензинов давно уже интересует технологов, экологов, энергетиков, автомобилистов и просто любителей всяческих новшеств и современных технологий. Несмотря на множество позитивных моментов, так же как и на наличие определенных недостатков, однозначности в выводах пока еще не присутствует, что оставляет обширные пространства для размышлений и убеждений, похвалы и критики.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Еще в 212 году до н. э. древнегреческий ученый Архимед использовал светоотражающие свойства бронзовых боевых щитов для того, чтобы сосредоточить солнечный свет и поджечь вражеские деревянные суда римлян, осаждающих его родной город Сиракузы. Но прошло почти полтора тысячелетия, за время которых люди продолжали греться на солнышке, не задумываясь, какой мощный источник представляет собой это божественное дневное светило. И лишь в 1600 г. во Франции был создан первый солнечный двигатель, работавший на нагретом воздухе и использовавшийся для перекачки воды. В конце XVII в. ведущий французский химик Антуан Лоран Лавуазье создал первую солнечную печь, в которой достигалась температура в 1650°С и нагревались образцы исследуемых материалов в вакууме и защитной атмосфере, а также были изучены свойства углерода и платины. В 1833 г. в США Дж. Эриксон построил солнечный воздушный двигатель с параболоцилиндрическим концентратором размером 4,8х3,3 м. Первый плоский коллектор солнечной энергии был построен французом Ш.А. Тельером. Он имел площадь 20 м2 и использовался в тепловом двигателе, работавшем на аммиаке.

    В 1866 г. французский математик Август Мушо построил в Алжире несколько крупных солнечных коллекторов, ставших прообразами современных, и использовал их для дистилляции воды и приводов насосов. На всемирной выставке в Париже в 1878 г. А. Мушо продемонстрировал солнечную печь для приготовления пищи, в которой 0,5 кг мяса можно было сварить за 20 минут. Первая крупномасштабная установка для дистилляции воды была построена в Чили в 1871 г. американским инженером Ч. Уилсоном. Она эксплуатировалась в течение 30 лет, поставляя питьевую воду для рудника. В 1890 г. профессор В.К. Церасский в Москве осуществил процесс плавления металлов солнечной энергией, сфокусированной параболоидным зеркалом, в фокусе которого температура превышала 3000°С. Однако только в 1980-е годы были созданы первые крупномасштабные солнечные электрогенераторы.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • В начале нового тысячелетия почти весь мир столкнулся с новой, весьма болезненной проблемой — истощением топливных запасов планеты. Ученые с каждого угла кричали, что через 30 лет на земле не останется ни капли нефти. Но прошло уже 10 лет, и эти крики понемногу улеглись. Были найдены новые месторождения в Саудовской Аравии, в России разведали новые, огромные запасы сибирской и заполярной нефти. Единственная проблема — добраться до них, но учитывая сегодняшнюю стоимость «черного золота» на мировом рынке, это не будет составлять особого труда.
    Но беда, как известно, не приходит одна. С топливной проблемой пришла проблема загрязнения окружающей среды обитания человека. Продукты сгорания бензина и дизтоплива стали настолько насыщать атмосферу Земли, что экологи забили тревогу. Их главный девиз — «Парниковый эффект!» К сожалению, они до сих пор не могут определиться, чем он грозит нашей планете — глобальным потеплением или новым ледниковым периодом. Впрочем, одно не исключает другое. Сначала довольно сильно потеплеет, арктические льды растают, опять понизят температуру, но настолько сильно, что 2/3 суши (по самым пессимистическим прогнозам) покроется снегом и льдом.
    Что же делать? Отказаться от автомобильного транспорта и вообще от использования нефти и нефтепродуктов? В данный исторический отрезок времени это даже не теория, а какая-то фантазия Гринписа, если не сказать больше. Но нам надо как-то сберечь природу и при этом не нанести вреда экономике, как в мировом масштабе, так и в масштабе отдельной страны. И тут, к огромной радости почти всех экологов (почему почти — будет сказано ниже) на мировую топливную арену семимильными шагами выходит новое горючее — биодизель.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Многие ученые считают, что единственным масштабным и долговременным решением надвигающейся энергетической проблемы, одновременно удовлетворяющей условиям энергетической эффективности и экологической безопасности, является термоядерный синтез на базе использования лунного изотопа элемента гелия.
    Страна, которая опередит другие в освоении Луны и добычи гелия-3, станет лидером в мировой экономике, считает академик Эрик Галимов.



  • Многие десятилетия неизменным элементом пейзажа промышленной нефтедобычи являлись грандиозные факелы, в которых сгорал попутный газ — неизбежный спутник нефтедобычи. Громадные шлейфы дыма простирались на десятки и сотни километров и были прекрасно видны даже из космоса. Так было долго и казалось, что так будет всегда. Но все меняется в этом мире, и иногда — в лучшую сторону.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Непредельные углеводороды в небольшом количестве (около 5%) являются практически единственным не содержащимся в природной нефти классом соединений, образующимся в заметных количествах при проведении процесса на кобальтовых катализаторах. Их содержание в нефти не нормируется, а их получение является одной из основных целей нефтехимической переработки природной нефти.
    Таким образом, по всем показателям, определяемым стандартом, СЖУ (синтетические жидкие углеводороды) могут быть отнесены к наиболее ценным сортам нефти. С экономической точки зрения наиболее рациональным использованием СЖУ была бы их раздельная транспортировка с промыслов как более ценного и дорогостоящего продукта, особенно с точки зрения отсутствия серосодержащих соединений и высокой концентрации легких (светлых) фракций.

    • Страницы
    • 1
    • 2

  • При минусовой температуре проблемы с запуском двигателя гарантированы. Это знает каждый опытный автомобилист, которому не раз приходилось подолгу просиживать в холодном салоне, пытаясь завести автомобиль. А вот о причинах этих самых проблем думает далеко не каждый водитель. Еще до того, как температура опустится ниже нуля, важно сменить все жидкости в автомобиле на незамерзающие. Это касается моторного масла, охлаждающей жидкости, жидкости в бачке омывателя. Нужно тщательно смазать стартер и прочие системы мотора, от этого также зависит степень прилагаемых для запуска двигателя усилий в сильный мороз.



  • ...В современных ВЭС воплощено множество технических идей, отвечающих последним достижениям науки. Вот далеко не полный перечень уникальных систем и механизмов, обеспечивающих эффективную и безопасную работу ветроэлектростанций: система динамического изменения угла атаки (изменяет угол заклинивания лопастей, удерживая тем самым нужный угол атаки); система динамического регулирования скорости вращения ветроколеса в зависимости от нагрузки и скорости ветра (выбирает оптимальный режим работы); система управления рысканием  — электронный флюгер (поворачивает гондолу с ВЭУ по особому закону с учетом доминирующего направления ветра, его порывов и турбуленции); система оперативного регулирования магнитного скольжения асинхронного генератора (используются усовершенствованные асинхронные генераторы с ротором «беличья клетка»)...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5