О трудностях изучения славянской мифологии. Часть 1

Пнд, 04/13/2015 - 21:31

СЛАВЯНЕ В СЕМЬЕ ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ

Славянские народы относятся к индоевропейской языковой семье — самой распространенной языковой семье в современном мире. Сейчас на индоевропейских языках говорит чуть ли не половина человечества. К этой семье принадлежат все языки современной Европы, кроме баскского, венгерского, саамского, финского, эстонского и турецкого. Индоевропейскими также являются персидский и армянский языки, санскрит и множество древних, ныне мертвых языков Евразии. Это означает, что народы, говорящие на всех этих языках, ныне совершенно различные между собой, имеют общих языковых предков. Предки шведов и персов, испанцев и русских когда-то, бесконечно давно, составляли единый народ, говоривший на одном языке, исполнявший общие обряды, веривший в одни и те же предания.

Потом пути родичей и единоверцев разошлись, что-то заставило древних пра-индоевропейцев покинуть родину и разбрестись на все четыре стороны по бескрайнему евразийскому континенту. Кто-то перевалил Гималаи и достиг Индии, кто-то осел на Британских островах или на берегах теплого Средиземного моря. Тысячелетия независимого развития бок о бок с новыми соседями создали десятки, казалось бы, вовсе не похожих между собой культур, но не стерли следов былого единства из языка.

Первым, кто заметил сходство между санскритом и европейскими языками, был флорентийский купец и путешественник Филиппо Сассетти (1540-1588). Сравнивая санскритские слова с итальянскими, он понял, что их сходство не случайно. Чуть позже, но совершенно независимо, поразительное сходство между персидским и немецким языками заметил и показал на многочисленных примерах фламандский ученый Бонавентура Вулканий. В конце XVIII столетия английский ученый сэр Уильям Джоунз логически вывел из подобных фактов возможность существования исходного индоевропейского праязыка. Он писал: «Санскрит, при всей его древности, имеет поразительную структуру; он совершеннее, чем греческий, богаче, чем латынь, но при этом в его глагольных корнях и в грамматических формах обнаруживается отчетливое сходство с обоими этими языками, которое не могло возникнуть случайно, это сходство столь велико, что ни один филолог при исследовании всех трех языков не может не прийти к выводу, что они произошли из одного общего источника, который, по-видимому, уже не существует. Аналогичные, хотя и не столь очевидные основания имеются для предположения о том, что готский и кельтский также имеют общее происхождение с санскритом; к этой же семье языков может быть причислен и древнеперсидский».

Один из самых увлекательных вопросов исторической науки — вопрос о том, где именно обитали общие предки индоевропейских народов, каков был их жизненный уклад, когда и почему их пути разошлись. Вопрос очень непростой, ведь речь идет о событиях глубокой древности, не оставившей нам письменных источников. Старейшие литературные памятники на индоевропейских языках (некоторые гимны Ригведы и отдельные фрагменты гомеровского эпоса) относятся к середине II тысячелетия до н.э. Но язык индийских гимнов и греческих сказителей-аэдов уже очень разный. Разделение произошло гораздо раньше. Большинство ученых сходятся на том, что индоевропейцы перестали быть единым народом около 6 тысяч лет назад. Где же они обитали, какой образ жизни вели? Ответы может дать языкознание, а точнее, тот его раздел, который называют лингвистической палеонтологией.

Известно, что слово «мед» звучит похоже в русском, латинском, греческом, древнеирландском, готском, древнем хеттском языках. Очевидно, оно восходит к единому пра-индоевропейскому корню. Слово «корова» имеет родственное звучание в латинском, древнеирландском, английском, латышском, старославянском, тохарском, греческом, армянском, авестийском и ведийском языках. Это слово также пришло из языка общих предков. Можно сделать предположение, что этим предкам было знакомо скотоводство и бортничество. Выбирая из десятков языков слова, восходящие к единым корням, ученые пришли к выводу, что древние индоевропейцы разводили овец, собак, коров, коз, свиней, уток, гусей, а позднее — лошадей; что они обрабатывали землю с помощью плуга; что они сеяли ячмень, пшеницу, просо, овес и полбу; что они мололи зерно и получали из него муку. Из металлов им, вероятно, были известны только бронза или медь.

Из диких животных пра-индоевропейцы знали медведя и волка, из деревьев — бук, березу, дуб и сосну, что дает нам важное указание на место их обитания. Не стоит забывать, что слово «снег» во многих индоевропейских языках также восходит к единому корню. Следовательно, древняя прародина — страна с довольно холодным климатом. Названия тропических и субтропических животных (таких, как осел, обезьяна, верблюд, лев, тигр, гиена, слон) в индоевропейских языках различны или имеют позднее происхождение, в то время как названия медведя, волка и выдры — очень древние и общие. При этом среди общих слов отсутствуют названия полярных животных (тюленя, морского льва, моржа) и растений. Исходя из этого, прародину индоевропейцев стоит искать в зоне умеренного климата. Согласно одной из солидных академических версий, такой прародиной является Восточная Европа, широкая полоса, соединяющая Балтийское и Черное моря. Другая популярная гипотеза называет местом изначального обитания индоевропейцев так называемую Циркумпонтийскую зону, т.е. земли, окружающие со всех сторон Черное море. Существуют и другие версии, но две вышеназванные имеют наибольшее число сторонников. Для нас они интересны еще и тем, что, согласно им, прародина индоевропейцев находилась на территориях, ныне в значительной степени заселенных славянскими народами.

В индоевропейскую семью входит более десятка групп языков. Выделяют следующие группы: кельтская, германская, балтская, славянская, романская, тохарская, индийская, иранская, армянская, хетто-лувийская, греческая, албанская. Некоторые из них отделились друг от друга очень давно, а некоторые сравнительно недавно. Языки славянской группы несут в себе многие архаичные черты, по-видимому, близкие изначальному языку пра-индоевропейцев, но как самостоятельная группа они довольно молоды. Возможно, еще в исторически обозримом прошлом славянская группа составляла единое целое с балтской группой, немногим раньше отделилась группа германская.
Мы уже говорили о том, что многие ученые считают современные славянские земли прародиной индоевропейцев. Остается, однако, неясным, обитали ли славяне непрерывно на исконных территориях или возвратились на древнюю прародину после долгих странствий. Вопрос о происхождении славянских племен, о соотнесении их с той или иной дописьменной археологической культурой вызывает множество споров.

Только очень поздние античные источники (IV — V в.) содержат достаточно ясные упоминания о славянах. В классических античных трактатах они отсутствуют. Это обстоятельство вызывает недоумение. Каким образом затерялись на европейских просторах предки столь многочисленного в последующую эпоху народа? Как им удалось избежать внимания многочисленных греческих и римских землеописателей? Довольно остроумное объяснение предложил советский исследователь В.П. Кобычев. Он полагал, что не склонные особо вникать в тонкости «варварской» культуры римляне попросту не отличали славян от восточных германцев, да и разница тогда была меньше, чем в средние века. В своей книге «В поисках прародины славян» Кобычев приводит пары наименований племен, взятые из античных и средневековых источников: лугии — лужичане, ругии — ругяне, силинги — слезняне, вельты — велеты, лемовии — лемузы, марсинги — марачане, гелизии — геленсичи, хаты — хуттичи, дидуны — дедошане, земноны — земчичи, боланы — поляне, вандалы — венеды, варины — варги. Первыми в паре идут известные римлянам германские народы, вторыми — упомянутые в средневековых летописях славянские племена. Их разделяет почти тысячелетие.

Большинство современных ученых склонны искать исконные славянские владения либо к северу от Карпат в бассейне Вислы и Одера, либо в придунайских землях. Как мы видим, они не слишком сильно отличаются от территории расселения славянских народов в историческое время и в первом приближении совпадают с гипотетической прародиной всех индоевропейцев. Строгих доказательств пока не существует, но все же есть серьезные основания полагать, что именно славяне являются тем индоевропейским народом, который никогда не утрачивал связь с землей предков.

Возраст основных мифологических сюжетов индоевропейских народов насчитывает многие тысячелетия. Они восходят к тем временам, когда эти народы еще составляли единство. Изучая и сравнивая предания, записанные на разных концах евразийского континента, это легко заметить. Можно найти много общих черт в истории греческого Прометея и скандинавского бога Локки, в облике индийского Индры и германского Тора. Очевидно, это происходит потому, что все эти предания — обросшие за прошедшие века многими деталями варианты одной и той же истории, некогда рассказанной у очага на древней прародине всех индоевропейцев.

Сравнивая мифологии различных индоевропейских народов, мы можем восстановить пропущенные фрагменты некоторых из них. Например, в русских сказках постоянно повторяется какая-то мало вразумительная деталь. Скажем, герой совершает действие, смысл которого нам непонятен. Поясняющее этот смысл славянское предание не сохранилось. Но вдруг мы обнаруживаем, что в греческих или индийских мифах это же действие совершает какой-то давно изученный культурологами персонаж и смысл сделанного подробно разъясняется. На основе этого наблюдения можно провести параллели между мифическими и фольклорными героями разных народов и более или менее достоверно восстановить утраченное предание.

Иногда для этих целей могут быть использованы даже мифы неиндоевропейских народов, ведь многие обряды, верования и мировоззренческие установки носят стадиальный характер, т.е. на определенной стадии развития они характерны для самых разных стран и народов. Так, некоторые странные, на первый взгляд, детали славянских сказок удалось понять, сравнив их с мифами североамериканских индейцев.

Понятно, что кропотливо сопоставляя элементы различных культур, можно достичь значительных успехов в реконструкции общеиндоевропейской мифологии. Но можно ли таким же образом восстановить мифологию собственно славянскую, со всеми ее характерными национальными особенностями? Ведь и греческие, и германские, и индийские предания, несмотря на общность многих сюжетов и персонажей, совершенно уникальны и неповторимы и дают абсолютно разный культурно-психологический портрет их носителей. Однако, как легко заметить, художественная неповторимость создается деталями на первый взгляд второстепенными, число же мифологических фольклорных сюжетов во всем мире довольно ограниченно. К счастью, как раз эти «второстепенные» детали древнеславянского мировоззрения в изобилии сохранились в сказках и песнях славянских народов, в произведениях народного изобразительного искусства, народных обрядах и заговорах, заметках средневековых авторов. Эти дошедшие из глубины веков свидетельства не всегда могут быть правильно поняты нашими современниками. Сравнительный анализ индоевропейских памятников может дать нам логическую основу, ключ к пониманию мифа. После этого знакомая с детства сказка об Иване-царевиче и Сером Волке зазвучит для нас совсем по-другому.

Другие материалы рубрики


  • Специалисты из Массачусетского технологического института разработали уникальную программу искусственного интеллекта, способную воспринимать и анализировать большую массу данных науки и опережающую человека в уровне интуитивного развития.
    Учёные заявляют, что созданный аппарат анализа данных призван быть помощником для интеллекта человека, а не его заместителем. В данный момент специалисты обладают огромным массивом научной информации, которую нужно исследовать. Разработчики надеются, что интеллектуальную машину для переработки данных можно будет использовать по назначению уже совсем скоро.



  • Любой из нас с детства часто слышит, что высшее образование важно. Из-за чего складывается такое мнение? Все дело в том, что получение качественного образования дает высокий статус социальный, нормальную зарплату при трудоустройстве и интерес будущих работодателей. Помимо этого, обучение гарантирует развитие не просто профессиональных, но и личностных качеств.

    Каждый выпускник школы желает поступить в престижный ВУЗ, надеясь на будущие всевозможные привилегии. Это оправданно, так как образованные граждане мыслят гораздо глубже, чем те, кто решил ограничиться начальным или средним образованием.



  • В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвященный Статуе Свободы. А в 1903 пять строк из ее сонета украсили ее пьедестал.

    «Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!
    Взываю молча. Дайте мне усталый ваш народ,
    Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
    Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
    Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
    Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

    Такими словами приветствовала тех, кто прибывал в США в 1911 г., Статуя Свободы. А дальше… Ну что, казалось бы, может быть проще высадки с корабля по прибытию к цели путешествия. Действительно, обычно это очень просто. Как только судно причаливает к берегу, багаж пассажиров осматривают таможенные чиновники, иногда они просят предъявить документы, удостоверяющие личность, — и пассажиры выходят на берег.



  • ...В начале XIX века А. С. Грибоедов показал горе от ума в нашем мире. В его сочинении непонятым и страдающим стал умный человек. За два столетия многое изменилось. Нынче эпитет "умный" - наиболее желанный и почетный для людей; а сам разум - признанный авторитет при решении любых проблем. Однако теперь он окончательно "с сердцем не в ладу". Утратив эту связь, человек многое потерял и в самом себе, но счастья не обрел. При всех внешних достижениях в опустошенном рационализмом внутреннем мире "умных" тревожно, тускло, убого. В итоге формула Грибоедова приобрела прямой смысл: всем людям горе от ума. Они увидели в нем земного Бога, а он оказался кесарем мира сего.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Крупнейшего «западника» нашей страны — Петра Великого — ругают ныне даже многие из тех, кто прежде его хвалил. Некоторые из обвинений в его адрес просто смехотворны. К другим следует отнестись серьезно.
    А самое серьезное из них — утверждение о том, что в эпоху Петровских реформ произошел раскол нации.
    На протяжении двух столетий под одним названием существовало фактически два народа. Узкий слой «русских европейцев» и громадная масса «русских туземцев». Противоречия между ними временами обретали остроту противоречий между колонизаторами и жителями колоний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • От чего зависит наше душевное спокойствие? В юности мы беззаботны и радостны, полны сил и энергии. Прожитые годы, перенесенные личные неудачи меняют наш характер: кто-то становится беспокойнее, кто-то уходит в себя, а кто-то бросается в «публичную жизнь». Но одновременно всех нас накрывает волна — перелом в общественной жизни, в случае с Россией — это смена общественной формации. Что же происходит с нашей психикой во время катаклизмов? Психическим здоровьем занимается психиатрия — отрасль медицины, которая тесно связана с философией, психологией, этикой, социологией, лингвистикой, биологией, генетикой и другими отраслями знаний.



  • ...Другой пример расправы монополистов с профсоюзом можно найти в анналах Управления, в которых рассказывалось о подавлении стачки на заводах «Рэмингтон Рэнд» в г. Илионе. Введение чрезвычайного положения, наводнение города вооруженной охраной, патрулировавшей улицы, полная изоляция рабочих от внешнего мира и неограниченный произвол фабрикантов из «Рэмигтон Рэнд» — такова была картина, продемонстрировавшая бессилие НУТО. Длинный список подобных примеров можно было бы продолжить...



  • Основной признак мошенничества, указанный в уголовных кодексах — использование неосведомленности другого лица с целью нанесения ему материального ущерба. Однако каждому понятно, как трудно доказать эту цель. А уж людей, не осведомленных в вопросах, скажем, ядерной физики, — пруд пруди. Сами, можно сказать, напрашиваются.
    С другой стороны, что чаще всего пишут в результатах общеизвестного анализа? «Яйца глист не обнаружены». То есть, может быть, они и есть, но не обнаружены. Может, смотрели плохо. То же самое можно отнести к проверке любого сомнительного эксперимента, автору которого удалось получить «умопомрачительные» результаты. Главное здесь — чтобы этим результатам поверил хоть кто-нибудь в научном сообществе. Остальное приложится. «Вы не видите результата? Плохо смотрели — вот NN видит». Надо повторять, и результат будет.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Думается, что угроза, хотя и реальная, но весьма отдаленного будущего. Дело в том, что интеллект как таковой может зародиться в мозге, имеющем определенную критическую массу. Природа смогла дать всего один-единственный пример — мозг человека, который остается самым загадочным и сложным объектом в доступном нам мире. Вес этого живого «нейрокомпьютера» никак не бывает меньше килограмма. К живым существам на Земле с таким и даже более крупным мозгом относится не так уж и много организмов — на суше, к примеру, это слоны, в водах Мирового океана — киты и дельфины. И если мозг их по весу и объему сравним или даже превосходит мозг человека, то остаются еще и такие показатели, как структура, архитектоника, принцип функционирования.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4