О трудностях изучения славянской мифологии. Часть 1

Пнд, 04/13/2015 - 21:31

СЛАВЯНЕ В СЕМЬЕ ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ НАРОДОВ

Славянские народы относятся к индоевропейской языковой семье — самой распространенной языковой семье в современном мире. Сейчас на индоевропейских языках говорит чуть ли не половина человечества. К этой семье принадлежат все языки современной Европы, кроме баскского, венгерского, саамского, финского, эстонского и турецкого. Индоевропейскими также являются персидский и армянский языки, санскрит и множество древних, ныне мертвых языков Евразии. Это означает, что народы, говорящие на всех этих языках, ныне совершенно различные между собой, имеют общих языковых предков. Предки шведов и персов, испанцев и русских когда-то, бесконечно давно, составляли единый народ, говоривший на одном языке, исполнявший общие обряды, веривший в одни и те же предания.

Потом пути родичей и единоверцев разошлись, что-то заставило древних пра-индоевропейцев покинуть родину и разбрестись на все четыре стороны по бескрайнему евразийскому континенту. Кто-то перевалил Гималаи и достиг Индии, кто-то осел на Британских островах или на берегах теплого Средиземного моря. Тысячелетия независимого развития бок о бок с новыми соседями создали десятки, казалось бы, вовсе не похожих между собой культур, но не стерли следов былого единства из языка.

Первым, кто заметил сходство между санскритом и европейскими языками, был флорентийский купец и путешественник Филиппо Сассетти (1540-1588). Сравнивая санскритские слова с итальянскими, он понял, что их сходство не случайно. Чуть позже, но совершенно независимо, поразительное сходство между персидским и немецким языками заметил и показал на многочисленных примерах фламандский ученый Бонавентура Вулканий. В конце XVIII столетия английский ученый сэр Уильям Джоунз логически вывел из подобных фактов возможность существования исходного индоевропейского праязыка. Он писал: «Санскрит, при всей его древности, имеет поразительную структуру; он совершеннее, чем греческий, богаче, чем латынь, но при этом в его глагольных корнях и в грамматических формах обнаруживается отчетливое сходство с обоими этими языками, которое не могло возникнуть случайно, это сходство столь велико, что ни один филолог при исследовании всех трех языков не может не прийти к выводу, что они произошли из одного общего источника, который, по-видимому, уже не существует. Аналогичные, хотя и не столь очевидные основания имеются для предположения о том, что готский и кельтский также имеют общее происхождение с санскритом; к этой же семье языков может быть причислен и древнеперсидский».

Один из самых увлекательных вопросов исторической науки — вопрос о том, где именно обитали общие предки индоевропейских народов, каков был их жизненный уклад, когда и почему их пути разошлись. Вопрос очень непростой, ведь речь идет о событиях глубокой древности, не оставившей нам письменных источников. Старейшие литературные памятники на индоевропейских языках (некоторые гимны Ригведы и отдельные фрагменты гомеровского эпоса) относятся к середине II тысячелетия до н.э. Но язык индийских гимнов и греческих сказителей-аэдов уже очень разный. Разделение произошло гораздо раньше. Большинство ученых сходятся на том, что индоевропейцы перестали быть единым народом около 6 тысяч лет назад. Где же они обитали, какой образ жизни вели? Ответы может дать языкознание, а точнее, тот его раздел, который называют лингвистической палеонтологией.

Известно, что слово «мед» звучит похоже в русском, латинском, греческом, древнеирландском, готском, древнем хеттском языках. Очевидно, оно восходит к единому пра-индоевропейскому корню. Слово «корова» имеет родственное звучание в латинском, древнеирландском, английском, латышском, старославянском, тохарском, греческом, армянском, авестийском и ведийском языках. Это слово также пришло из языка общих предков. Можно сделать предположение, что этим предкам было знакомо скотоводство и бортничество. Выбирая из десятков языков слова, восходящие к единым корням, ученые пришли к выводу, что древние индоевропейцы разводили овец, собак, коров, коз, свиней, уток, гусей, а позднее — лошадей; что они обрабатывали землю с помощью плуга; что они сеяли ячмень, пшеницу, просо, овес и полбу; что они мололи зерно и получали из него муку. Из металлов им, вероятно, были известны только бронза или медь.

Из диких животных пра-индоевропейцы знали медведя и волка, из деревьев — бук, березу, дуб и сосну, что дает нам важное указание на место их обитания. Не стоит забывать, что слово «снег» во многих индоевропейских языках также восходит к единому корню. Следовательно, древняя прародина — страна с довольно холодным климатом. Названия тропических и субтропических животных (таких, как осел, обезьяна, верблюд, лев, тигр, гиена, слон) в индоевропейских языках различны или имеют позднее происхождение, в то время как названия медведя, волка и выдры — очень древние и общие. При этом среди общих слов отсутствуют названия полярных животных (тюленя, морского льва, моржа) и растений. Исходя из этого, прародину индоевропейцев стоит искать в зоне умеренного климата. Согласно одной из солидных академических версий, такой прародиной является Восточная Европа, широкая полоса, соединяющая Балтийское и Черное моря. Другая популярная гипотеза называет местом изначального обитания индоевропейцев так называемую Циркумпонтийскую зону, т.е. земли, окружающие со всех сторон Черное море. Существуют и другие версии, но две вышеназванные имеют наибольшее число сторонников. Для нас они интересны еще и тем, что, согласно им, прародина индоевропейцев находилась на территориях, ныне в значительной степени заселенных славянскими народами.

В индоевропейскую семью входит более десятка групп языков. Выделяют следующие группы: кельтская, германская, балтская, славянская, романская, тохарская, индийская, иранская, армянская, хетто-лувийская, греческая, албанская. Некоторые из них отделились друг от друга очень давно, а некоторые сравнительно недавно. Языки славянской группы несут в себе многие архаичные черты, по-видимому, близкие изначальному языку пра-индоевропейцев, но как самостоятельная группа они довольно молоды. Возможно, еще в исторически обозримом прошлом славянская группа составляла единое целое с балтской группой, немногим раньше отделилась группа германская.
Мы уже говорили о том, что многие ученые считают современные славянские земли прародиной индоевропейцев. Остается, однако, неясным, обитали ли славяне непрерывно на исконных территориях или возвратились на древнюю прародину после долгих странствий. Вопрос о происхождении славянских племен, о соотнесении их с той или иной дописьменной археологической культурой вызывает множество споров.

Только очень поздние античные источники (IV — V в.) содержат достаточно ясные упоминания о славянах. В классических античных трактатах они отсутствуют. Это обстоятельство вызывает недоумение. Каким образом затерялись на европейских просторах предки столь многочисленного в последующую эпоху народа? Как им удалось избежать внимания многочисленных греческих и римских землеописателей? Довольно остроумное объяснение предложил советский исследователь В.П. Кобычев. Он полагал, что не склонные особо вникать в тонкости «варварской» культуры римляне попросту не отличали славян от восточных германцев, да и разница тогда была меньше, чем в средние века. В своей книге «В поисках прародины славян» Кобычев приводит пары наименований племен, взятые из античных и средневековых источников: лугии — лужичане, ругии — ругяне, силинги — слезняне, вельты — велеты, лемовии — лемузы, марсинги — марачане, гелизии — геленсичи, хаты — хуттичи, дидуны — дедошане, земноны — земчичи, боланы — поляне, вандалы — венеды, варины — варги. Первыми в паре идут известные римлянам германские народы, вторыми — упомянутые в средневековых летописях славянские племена. Их разделяет почти тысячелетие.

Большинство современных ученых склонны искать исконные славянские владения либо к северу от Карпат в бассейне Вислы и Одера, либо в придунайских землях. Как мы видим, они не слишком сильно отличаются от территории расселения славянских народов в историческое время и в первом приближении совпадают с гипотетической прародиной всех индоевропейцев. Строгих доказательств пока не существует, но все же есть серьезные основания полагать, что именно славяне являются тем индоевропейским народом, который никогда не утрачивал связь с землей предков.

Возраст основных мифологических сюжетов индоевропейских народов насчитывает многие тысячелетия. Они восходят к тем временам, когда эти народы еще составляли единство. Изучая и сравнивая предания, записанные на разных концах евразийского континента, это легко заметить. Можно найти много общих черт в истории греческого Прометея и скандинавского бога Локки, в облике индийского Индры и германского Тора. Очевидно, это происходит потому, что все эти предания — обросшие за прошедшие века многими деталями варианты одной и той же истории, некогда рассказанной у очага на древней прародине всех индоевропейцев.

Сравнивая мифологии различных индоевропейских народов, мы можем восстановить пропущенные фрагменты некоторых из них. Например, в русских сказках постоянно повторяется какая-то мало вразумительная деталь. Скажем, герой совершает действие, смысл которого нам непонятен. Поясняющее этот смысл славянское предание не сохранилось. Но вдруг мы обнаруживаем, что в греческих или индийских мифах это же действие совершает какой-то давно изученный культурологами персонаж и смысл сделанного подробно разъясняется. На основе этого наблюдения можно провести параллели между мифическими и фольклорными героями разных народов и более или менее достоверно восстановить утраченное предание.

Иногда для этих целей могут быть использованы даже мифы неиндоевропейских народов, ведь многие обряды, верования и мировоззренческие установки носят стадиальный характер, т.е. на определенной стадии развития они характерны для самых разных стран и народов. Так, некоторые странные, на первый взгляд, детали славянских сказок удалось понять, сравнив их с мифами североамериканских индейцев.

Понятно, что кропотливо сопоставляя элементы различных культур, можно достичь значительных успехов в реконструкции общеиндоевропейской мифологии. Но можно ли таким же образом восстановить мифологию собственно славянскую, со всеми ее характерными национальными особенностями? Ведь и греческие, и германские, и индийские предания, несмотря на общность многих сюжетов и персонажей, совершенно уникальны и неповторимы и дают абсолютно разный культурно-психологический портрет их носителей. Однако, как легко заметить, художественная неповторимость создается деталями на первый взгляд второстепенными, число же мифологических фольклорных сюжетов во всем мире довольно ограниченно. К счастью, как раз эти «второстепенные» детали древнеславянского мировоззрения в изобилии сохранились в сказках и песнях славянских народов, в произведениях народного изобразительного искусства, народных обрядах и заговорах, заметках средневековых авторов. Эти дошедшие из глубины веков свидетельства не всегда могут быть правильно поняты нашими современниками. Сравнительный анализ индоевропейских памятников может дать нам логическую основу, ключ к пониманию мифа. После этого знакомая с детства сказка об Иване-царевиче и Сером Волке зазвучит для нас совсем по-другому.

Другие материалы рубрики


  • ...В рок-музыке готика проявилась намного позже — в конце 70-х годов в Англии. Нынешняя гот-субкультура выросла из панка — это факт. Следовательно, и готик-рок возник из панка. Именно в 70-х годах произошел некий застой в панк-движении. Некоторые группы сменяют звучание на более депрессивное, что отображало общий настрой населения в это время, а имидж сменили на более эстетичный. Чуть позже начинающие группы сразу начинают играть «темную музыку», что по сути и явилось началом готического стиля, тогда же пошла и мода на черный цвет. Точкой отсчета готик-рока считается 1982 год, когда британская группа Bauhas спела свою бессмертную “Bella Lugosi is dead”. От панков готам достался и девиз “Goth’s Undead”. Плавно перешел к готам от панков и ирокез, но только готы красят его в черный и зачесывают на одну сторону...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Любой из нас с детства часто слышит, что высшее образование важно. Из-за чего складывается такое мнение? Все дело в том, что получение качественного образования дает высокий статус социальный, нормальную зарплату при трудоустройстве и интерес будущих работодателей. Помимо этого, обучение гарантирует развитие не просто профессиональных, но и личностных качеств.

    Каждый выпускник школы желает поступить в престижный ВУЗ, надеясь на будущие всевозможные привилегии. Это оправданно, так как образованные граждане мыслят гораздо глубже, чем те, кто решил ограничиться начальным или средним образованием.



  • ...ОКОЛОНАУКА (паранаука) — это наукообразные концепции, использующие обширный набор фактов, однако невоспроизводимых и часто экспериментально непроверяемых. Авторы таких концепций дают непомерно большую волю воображению и дают надуманную интерпретацию фактов, отражающую особенности их мировоззрения. Поэтому паранаука приобретает еще и идеологическую, а то и политическую окраску. В качестве примера можно привести «голографические» гипотезы индивидуального развития и многие гипотезы о происхождении жизни на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Вот еще пример противоречивости. Парламент некоего государства с маленьким госбюджетом решает, на что истратить народные деньги. Так как средств мало, нужно отдать большую их часть на что-нибудь одно, пренебрегая остальными национальными интересами. Парламент разделился на три примерно равные части. Одна треть желает направить финансы на социальную помощь населению, другая треть - на развитие рынка, и, наконец, оставшиеся депутаты хотят, чтобы эти деньги были истрачены на реформу Министерства обороны. Так как все депутаты уверены в своей правоте, найти общий язык они не могут. Сдаваться никто не намерен, каждый гнет свою линию. Это замкнутый круг, ведь какая бы точка зрения ни возобладала, большинство будет считать, что деньги истрачены неправильно. Большинство всегда будет в проигрыше.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В годы Великой Отечественной войны в связи с мобилизацией всех сил и средств на нужды фронта количество выходящих в СССР периодических изданий повсеместно резко сократилось. Однако продолжали выходить все центральные, областные, районные газеты и малоформатные многотиражки на некоторых предприятиях, так что печатного слова в стране, в общем-то, меньше не стало. Не стало оно также ни более умным, ни более правдивым, зато его откровенно лживый характер стал виден буквально за версту…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Мы все знаем, что слово может созидать — и слово может разрушать! Но, пожалуй, нет и не будет лучшего примера, как словами была разрушена великая держава, чем пример с советской печатью в СССР…
    А начиналось все со свободы печати!
    Еще в своей работе «Что делать?» В.И. Ленин назвал газету не только коллективным агитатором, но и организатором — мол, людей информированных проще поднять на соответствующие политике партии свершения. Поэтому-то почти сразу после Великого Октября все оппозиционные газеты и журналы в стране и были закрыты, чтобы некому было сеять сомнения в умах людей. Теперь «правду» о жизни в стране и за рубежом советским гражданам сообщали только лишь советские издания, и, надо сказать, на первых порах они действительно ее сообщали!



  • ...Надо быть крайне осторожным и взвешенным в оценках, когда сталкиваешься с такой огромной и неоднозначной страной, как Америка (хотя это и очень непросто). Чтобы представить себе жизнь в новоанглийской деревне, нужно раз и навсегда отрешиться от предрассудков. В сороковые годы прошлого века историк Льюис Мэмфорд высмеял излишне идеализированное представление об американцах как об отважных «пионерах», будто бы сбросивших ветхие одежды Европы и создающих новые формы социально-экономической жизни. В действительности, писал он, в поселениях Нового Света «вспыхнули в последний раз потухающие отблески средневекового строя». Впрочем, в Новой Англии условия были все же иными, чем в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвященный Статуе Свободы. А в 1903 пять строк из ее сонета украсили ее пьедестал.

    «Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!
    Взываю молча. Дайте мне усталый ваш народ,
    Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
    Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
    Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
    Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

    Такими словами приветствовала тех, кто прибывал в США в 1911 г., Статуя Свободы. А дальше… Ну что, казалось бы, может быть проще высадки с корабля по прибытию к цели путешествия. Действительно, обычно это очень просто. Как только судно причаливает к берегу, багаж пассажиров осматривают таможенные чиновники, иногда они просят предъявить документы, удостоверяющие личность, — и пассажиры выходят на берег.



  • ...Немало сделал в борьбе со старением организма отечественный физиолог Александр Александрович Богомолец. Он подтвердил справедливость тезиса о том, что близкий телесный контакт с молодыми женщинами, в определенной степени является методой омоложения. К такой методе три тысячи лет назад прибегал царь Соломон. С научной точки зрения, при этом половые железы выбрасывают в организм добавочное количество гормонов, прежде всего, тестостерона, который имеет множество эффектов, начиная от наращивания мышечной массы и заканчивая интенсивностью либидо и способностью его реализовать на физическом уровне. Он был солидарен с тысячелетними учениями Востока и Запада, объявлявшими залогом здорового долголетия самоограничение и воздержание от излишеств. По мнению ученого, единственный реальный способ отдалить старость и продлить свои годы — это «разумное управление своей жизнью».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4