О трудностях изучения славянской мифологии. Часть 1

Пнд, 04/13/2015 - 21:31

МАГИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Самые ранние археологические находки, принадлежность которых к славянской культуре не вызывает никаких сомнений, относятся к VI в.н.э. Славяне предпочитали селиться вдоль берегов рек и ручьев, «кождо со своим родом». Найдя подходящее место для поселения, они выбирали участок леса для выпала, умеючи устраивали «огненную ляду», затем готовили ее под посев и вспахивали землю деревянным ралом. В первый год напитавшаяся древесным пеплом земля давала высокий урожай, но потом быстро истощалась, превращалась в пустошь, и обитатели лесной деревеньки перебирались на новое место. Проходило немного времени, и покинутое селение поглощал лес.

В сознании древнего славянина мировое пространство четко делилось на две части: понятный, обжитый и упорядоченный мирок родного поселения и таинственный, часто враждебный, громадный мир за его пределами. Символом этого чуждого человеку, отданного во власть Хаоса мира был лес. Отражение такого мироощущения и поныне сохранилось в языке. Русское слово «вне», «внешний» восходит к древнему индоевропейскому корню vanam, что означает «лес». Защита от внешней стихии осмысливалась с помощью символа круга, которым обводили себя или жилище. Прекрасно знакомый с народными поверьями Николай Васильевич Гоголь использует этот образ в своей знаменитой мистической повести «Вий». Хома Брут, вынужденный читать заупокойные молитвы над убитой им ведьмой, обвел себя кругом, и гроб, в котором ведьма летала по церкви, не мог преодолеть эту магическую границу: «Философ видел его почти над головою, но вместе с тем видел, что он не мог зацепить круга, им очерченного, и усилил свои заклинания». Очерченное кругом пространство — иное пространство, чем то, которое вне, и те, кто вне, не видят живущих в кругу, не могут причинить им вред. Люди, в свою очередь, обычно не видят обитателей внешнего потустороннего мира. Лесные духи и души умерших предков, ушедших за грань человеческого мира, остаются незримыми, наладить общение с ними может лишь особый человек — провидец, шаман. Поскольку духи и умершие при обычных обстоятельствах также не видят живых, у них тоже есть свои шаманы, для проникновения в человеческий, защищенный магическим кругом мир. Именно таким шаманом является Вий.

У всех славянских народов существовал обычай опахивать поселение по кругу для защиты от мора. В древности это действие сопровождалось другими торжественными ритуалами. Память о них сохранилась в народной песне, которую русские крестьяне еще в девятнадцатом веке пели при опахивании села:

На крутой горе высокой
Кипят котлы кипучие,
Во тех котлах кипучих
Горит огнем негасимым
Всяк живот поднебесный;
Вокруг котлов кипучих
Стоят старцы старые;
Поют старцы старые
Про живот, про смерть,
Про весь род человечь;
Сулят старцы старые
Всему миру животы долгие,
Как на ту злую смерть
Кладут старцы старые
Проклятьице великое!

В те времена котлы уже не кипели и не стояли на горе седобородые волхвы, но песня еще звучала.
Украинское название усадьбы — «обiстя», означает место, которое обходят кругом. В ходе истории границы обжитого мира раздвигались, он уже не составлял крошечный, отвоеванный у леса клочок: поселение с прилегающими полями. Но представление о четком рубеже, отделяющем мир людей от мира потустороннего, очень долго сохранялось в народных сказаниях.

Магическое значение имела и другая геометрическая фигура — квадрат. Она символизировала собой мир упорядоченный, вырванный у побежденного Хаоса. Вероятно, первым прообразом такого обжитого упорядоченного пространства был бревенчатый сруб. Но чаще всего древнейшие славянские жилища представляют собой выкопанные в земле землянки и полуземлянки. Их форма не столь строго обусловлена техникой строительства, однако они всегда имеют вид правильного квадрата. Символика круга и квадрата присутствует и в погребальных сооружениях. В ряде случаев покойника сжигали в деревянном квадратном срубе, а затем насыпали на месте сожжения идеально круглый курган.

(Окончание следует)

Другие материалы рубрики


  • ...Нежелание людей добровольно надевать ремни безопасности может быть вызвано осознанием предельно маленькой вероятности попадания в аварию с летальным исходом во время единственной поездки. Поскольку такие аварии случаются только один раз на несколько миллионов личных поездок, а приводящее к нетрудоспособности повреждение только один раз на сотню личных поездок, отказ надеть ремень безопасности может казаться вполне обоснованным. Однако такое решение выглядит менее здравым, если принять во внимание перспективу множественных поездок и рассмотреть существенную вероятность аварии в какой-либо из поездок. Так, в экспериментальном исследовании респондентам сообщалось, что за 50 лет вождения (около 40000 поездок) вероятность смерти увеличивается до 0,01, а вероятность получить, по крайне мере, одно приводящее к нетрудоспособности повреждение до 0,33. Участники эксперимента, рассмотрев эту перспективу длиною в жизнь, относились к ремням безопасности (и воздушным подушкам) более благосклонно, чем это делали люди, которых просили рассмотреть перспективу единичных поездок...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Вот еще пример противоречивости. Парламент некоего государства с маленьким госбюджетом решает, на что истратить народные деньги. Так как средств мало, нужно отдать большую их часть на что-нибудь одно, пренебрегая остальными национальными интересами. Парламент разделился на три примерно равные части. Одна треть желает направить финансы на социальную помощь населению, другая треть - на развитие рынка, и, наконец, оставшиеся депутаты хотят, чтобы эти деньги были истрачены на реформу Министерства обороны. Так как все депутаты уверены в своей правоте, найти общий язык они не могут. Сдаваться никто не намерен, каждый гнет свою линию. Это замкнутый круг, ведь какая бы точка зрения ни возобладала, большинство будет считать, что деньги истрачены неправильно. Большинство всегда будет в проигрыше.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Еще раз напомню, что календарной проблемы не существовало бы, если бы Земля, совершив полный оборот вокруг Солнца, одновременно целое число раз повернулась вокруг своей оси. Фактически же наша планета за это время делает 365 полных оборотов и еще примерно четверть. Именно это учитывается юлианским календарем, который складывает эти четвертинки в дополнительные сутки (29 февраля) в високосном году. Однако следующая проблема состоит в приблизительности этой самой "четвертинки" оборота (выше уже упоминались соответствующие расчеты Гиппарха), из-за которой в юлианском календаре за 128 лет появляется погрешность в целые сутки. В результате в XVI веке было замечено, что весеннее равноденствие вместо 21 марта наступало уже 11-го. Впрочем, ошибка отмечалась и раньше, несколько пап собирались ей заняться, приглашали к решению проблемы Коперника, но тот отказался, ибо не располагал всеми необходимыми научными данными. И вот наконец для устранения замеченного календарного дефекта папа Григорий XIII собрал комиссию из знаменитых астрономов, математиков и священнослужителей.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Специалисты из Массачусетского технологического института разработали уникальную программу искусственного интеллекта, способную воспринимать и анализировать большую массу данных науки и опережающую человека в уровне интуитивного развития.
    Учёные заявляют, что созданный аппарат анализа данных призван быть помощником для интеллекта человека, а не его заместителем. В данный момент специалисты обладают огромным массивом научной информации, которую нужно исследовать. Разработчики надеются, что интеллектуальную машину для переработки данных можно будет использовать по назначению уже совсем скоро.



  • Для «большой» экономики важен наметившийся во второй половине 1990-х годов рост производства продуктов питания (хлеб, вода, мед, травы, сыр, вино, чай) под «церковной» маркой. Практически в каждой области на прилавках продовольственных магазинов можно найти «церковную» или «монастырскую» воду и мед, в крупных городах — церковные пекарни. Как правило, производители позиционируют не только их моральные («церковные»), но и материальные («экологичность») признаки. Фактически на наших глазах создается сектор «чистой» пищевой продукции, реальная роль церкви в котором ясна не вполне. Учитывая успех подобного рода продуктов в европейских странах, вполне возможно, что в России кампания борьбы за «чистоту» пищи будет иметь очевидный «православный» привкус.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Дело в том, что данная тема довольно близка мне, по крайней мере, ввиду двух причин. Во-первых, я сам уже давно интересуюсь феноменом креативности и возможностью ее применения в науке и технике. Во-вторых, мне довелось некоторое время сотрудничать в качестве тренера по креативности с одной крупной бизнес-структурой своего города, где я научился не только применять различные методы на практике, но и обучать этому других людей.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Слухи — это всегда искаженная, не вполне достоверная и не проверенная информация. Если она достоверна, то ее и определяют словом «информация». Если она недостоверна, то… говорят что это вранье, а если не столь грубо, то, что это слухи или сплетни. С течением времени слухи могут подтверждаться теми или иными фактами. Однако тогда они перестают быть «слухами» и превращаются в достоверную информацию. Причем слух — понятие относительное: то, что было слухом в одну эпоху, может стать достоверным сообщением в другую.
    Что же касается причины их столь стремительного распространения, то вот эта тайна занимает умы очень многих людей до сих пор…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Мы все знаем, что слово может созидать — и слово может разрушать! Но, пожалуй, нет и не будет лучшего примера, как словами была разрушена великая держава, чем пример с советской печатью в СССР…
    А начиналось все со свободы печати!
    Еще в своей работе «Что делать?» В.И. Ленин назвал газету не только коллективным агитатором, но и организатором — мол, людей информированных проще поднять на соответствующие политике партии свершения. Поэтому-то почти сразу после Великого Октября все оппозиционные газеты и журналы в стране и были закрыты, чтобы некому было сеять сомнения в умах людей. Теперь «правду» о жизни в стране и за рубежом советским гражданам сообщали только лишь советские издания, и, надо сказать, на первых порах они действительно ее сообщали!



  • В годы Великой Отечественной войны в связи с мобилизацией всех сил и средств на нужды фронта количество выходящих в СССР периодических изданий повсеместно резко сократилось. Однако продолжали выходить все центральные, областные, районные газеты и малоформатные многотиражки на некоторых предприятиях, так что печатного слова в стране, в общем-то, меньше не стало. Не стало оно также ни более умным, ни более правдивым, зато его откровенно лживый характер стал виден буквально за версту…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5