О трудностях изучения славянской мифологии. Часть 1

Пнд, 04/13/2015 - 21:31

МАГИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Самые ранние археологические находки, принадлежность которых к славянской культуре не вызывает никаких сомнений, относятся к VI в.н.э. Славяне предпочитали селиться вдоль берегов рек и ручьев, «кождо со своим родом». Найдя подходящее место для поселения, они выбирали участок леса для выпала, умеючи устраивали «огненную ляду», затем готовили ее под посев и вспахивали землю деревянным ралом. В первый год напитавшаяся древесным пеплом земля давала высокий урожай, но потом быстро истощалась, превращалась в пустошь, и обитатели лесной деревеньки перебирались на новое место. Проходило немного времени, и покинутое селение поглощал лес.

В сознании древнего славянина мировое пространство четко делилось на две части: понятный, обжитый и упорядоченный мирок родного поселения и таинственный, часто враждебный, громадный мир за его пределами. Символом этого чуждого человеку, отданного во власть Хаоса мира был лес. Отражение такого мироощущения и поныне сохранилось в языке. Русское слово «вне», «внешний» восходит к древнему индоевропейскому корню vanam, что означает «лес». Защита от внешней стихии осмысливалась с помощью символа круга, которым обводили себя или жилище. Прекрасно знакомый с народными поверьями Николай Васильевич Гоголь использует этот образ в своей знаменитой мистической повести «Вий». Хома Брут, вынужденный читать заупокойные молитвы над убитой им ведьмой, обвел себя кругом, и гроб, в котором ведьма летала по церкви, не мог преодолеть эту магическую границу: «Философ видел его почти над головою, но вместе с тем видел, что он не мог зацепить круга, им очерченного, и усилил свои заклинания». Очерченное кругом пространство — иное пространство, чем то, которое вне, и те, кто вне, не видят живущих в кругу, не могут причинить им вред. Люди, в свою очередь, обычно не видят обитателей внешнего потустороннего мира. Лесные духи и души умерших предков, ушедших за грань человеческого мира, остаются незримыми, наладить общение с ними может лишь особый человек — провидец, шаман. Поскольку духи и умершие при обычных обстоятельствах также не видят живых, у них тоже есть свои шаманы, для проникновения в человеческий, защищенный магическим кругом мир. Именно таким шаманом является Вий.

У всех славянских народов существовал обычай опахивать поселение по кругу для защиты от мора. В древности это действие сопровождалось другими торжественными ритуалами. Память о них сохранилась в народной песне, которую русские крестьяне еще в девятнадцатом веке пели при опахивании села:

На крутой горе высокой
Кипят котлы кипучие,
Во тех котлах кипучих
Горит огнем негасимым
Всяк живот поднебесный;
Вокруг котлов кипучих
Стоят старцы старые;
Поют старцы старые
Про живот, про смерть,
Про весь род человечь;
Сулят старцы старые
Всему миру животы долгие,
Как на ту злую смерть
Кладут старцы старые
Проклятьице великое!

В те времена котлы уже не кипели и не стояли на горе седобородые волхвы, но песня еще звучала.
Украинское название усадьбы — «обiстя», означает место, которое обходят кругом. В ходе истории границы обжитого мира раздвигались, он уже не составлял крошечный, отвоеванный у леса клочок: поселение с прилегающими полями. Но представление о четком рубеже, отделяющем мир людей от мира потустороннего, очень долго сохранялось в народных сказаниях.

Магическое значение имела и другая геометрическая фигура — квадрат. Она символизировала собой мир упорядоченный, вырванный у побежденного Хаоса. Вероятно, первым прообразом такого обжитого упорядоченного пространства был бревенчатый сруб. Но чаще всего древнейшие славянские жилища представляют собой выкопанные в земле землянки и полуземлянки. Их форма не столь строго обусловлена техникой строительства, однако они всегда имеют вид правильного квадрата. Символика круга и квадрата присутствует и в погребальных сооружениях. В ряде случаев покойника сжигали в деревянном квадратном срубе, а затем насыпали на месте сожжения идеально круглый курган.

(Окончание следует)

Другие материалы рубрики


  • ...Западный фронт. Германские подразделения ночью скрытно проникли в обширную рощу с прилегающей к ней разрушенной деревней и готовились к атаке. Французские и бельгийские командиры не знали о численности вражеских войск и артиллерии. И тогда в воздух поднялся аэроплан для разведки. Вместе с пилотом в нем находился бельгийский король Альберт I. Немцы открыли по машине сильный огонь. Шрапнель рвалась совсем рядом. Но самолет не ретировался. Избегая попаданий, он маневрировал, то спускаясь по крутой спирали вниз, то стремительно поднимаясь зигзагами вверх.
    С аэроплана были выброшены сигналы, и тяжелая артиллерия союзников обрушила град снарядов по обнаруженному скоплению противника. Только после этого самолет приземлился. Германская пехота понесла большие потери...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • При написании этой статьи автор испытывал определенные трудности. «Жизнь каждого человека достойна романа», но вместить несколько биографий в одну статью очень сложно. С одной стороны, хотелось отразить некоторые факты из жизни наших героинь, с другой стороны — автор стремился изложить в понятной форме математические заслуги, которые дают нам право называть описанных здесь женщин «великими математиками», а с третьей — хотелось осветить тот тернистый путь, который пришлось преодолеть женщинам за равные возможности в науке.
    Одним из критериев цивилизованности общества является отношение к женщине. В какой степени женщина наделена или обделена правами — в такой стадии находится и процесс цивилизации данного общества. Говоря об античности, стоит иметь в виду, что речь идет о временном промежутке большем, чем уже длится наша эра, и о совокупности совсем разных культур, в каждой из которой было свое отношение к женщине и ее месту.



  • Чем нас влечет будущее? Нашим разумом владеет неуемное желание узнать то, чего еще нет, увидеть то, что ожидает человечество и определит облик следующей эпохи. Эта жажда познания подталкивает ученых исследовать будущее, создавая его теоретические модели. В общей массе футурологических прогнозов встречаются такие, в которых ведется речь о системном масштабном кризисе и ставится вопрос о завершении планетарного цикла истории. В других же, наоборот, говорится о вариантности будущего — веере различных сценариев грядущего. Что же ожидает нас в дальнейшем: финал или новый виток развития? И какие моменты необходимо учитывать при создании объективной картины будущего?

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Нежелание людей добровольно надевать ремни безопасности может быть вызвано осознанием предельно маленькой вероятности попадания в аварию с летальным исходом во время единственной поездки. Поскольку такие аварии случаются только один раз на несколько миллионов личных поездок, а приводящее к нетрудоспособности повреждение только один раз на сотню личных поездок, отказ надеть ремень безопасности может казаться вполне обоснованным. Однако такое решение выглядит менее здравым, если принять во внимание перспективу множественных поездок и рассмотреть существенную вероятность аварии в какой-либо из поездок. Так, в экспериментальном исследовании респондентам сообщалось, что за 50 лет вождения (около 40000 поездок) вероятность смерти увеличивается до 0,01, а вероятность получить, по крайне мере, одно приводящее к нетрудоспособности повреждение до 0,33. Участники эксперимента, рассмотрев эту перспективу длиною в жизнь, относились к ремням безопасности (и воздушным подушкам) более благосклонно, чем это делали люди, которых просили рассмотреть перспективу единичных поездок...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Надо быть крайне осторожным и взвешенным в оценках, когда сталкиваешься с такой огромной и неоднозначной страной, как Америка (хотя это и очень непросто). Чтобы представить себе жизнь в новоанглийской деревне, нужно раз и навсегда отрешиться от предрассудков. В сороковые годы прошлого века историк Льюис Мэмфорд высмеял излишне идеализированное представление об американцах как об отважных «пионерах», будто бы сбросивших ветхие одежды Европы и создающих новые формы социально-экономической жизни. В действительности, писал он, в поселениях Нового Света «вспыхнули в последний раз потухающие отблески средневекового строя». Впрочем, в Новой Англии условия были все же иными, чем в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • «В антропологическом облике восточных славян отразилась вся сложность и многогранность этнической истории славян и их этногенеза».
    Этими словами Татьяна Алексеева заканчивает свое талантливое исследование «Этногенез восточных славян», вышедшее в свет более четверти века назад.
    Что, кратко говоря, имела в виду Алексеева в своем заключении? Очень просто: восточные славяне прошли сложный путь этнической истории, и его можно «прочитать» по их физическому облику. Перефразируя известные слова Льва Толстого, можно сказать, что в этнической истории восточных славян мы наблюдаем сходство несходного с историей ряда других этнических образований и несходство сходного.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Крупнейшего «западника» нашей страны — Петра Великого — ругают ныне даже многие из тех, кто прежде его хвалил. Некоторые из обвинений в его адрес просто смехотворны. К другим следует отнестись серьезно.
    А самое серьезное из них — утверждение о том, что в эпоху Петровских реформ произошел раскол нации.
    На протяжении двух столетий под одним названием существовало фактически два народа. Узкий слой «русских европейцев» и громадная масса «русских туземцев». Противоречия между ними временами обретали остроту противоречий между колонизаторами и жителями колоний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Другой пример расправы монополистов с профсоюзом можно найти в анналах Управления, в которых рассказывалось о подавлении стачки на заводах «Рэмингтон Рэнд» в г. Илионе. Введение чрезвычайного положения, наводнение города вооруженной охраной, патрулировавшей улицы, полная изоляция рабочих от внешнего мира и неограниченный произвол фабрикантов из «Рэмигтон Рэнд» — такова была картина, продемонстрировавшая бессилие НУТО. Длинный список подобных примеров можно было бы продолжить...



  • ...В рок-музыке готика проявилась намного позже — в конце 70-х годов в Англии. Нынешняя гот-субкультура выросла из панка — это факт. Следовательно, и готик-рок возник из панка. Именно в 70-х годах произошел некий застой в панк-движении. Некоторые группы сменяют звучание на более депрессивное, что отображало общий настрой населения в это время, а имидж сменили на более эстетичный. Чуть позже начинающие группы сразу начинают играть «темную музыку», что по сути и явилось началом готического стиля, тогда же пошла и мода на черный цвет. Точкой отсчета готик-рока считается 1982 год, когда британская группа Bauhas спела свою бессмертную “Bella Lugosi is dead”. От панков готам достался и девиз “Goth’s Undead”. Плавно перешел к готам от панков и ирокез, но только готы красят его в черный и зачесывают на одну сторону...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3