О трудностях изучения славянской мифологии. Часть 2

Ср, 04/15/2015 - 22:41

Реконструированное древнеславянское жилище. Музей архитектуры и быта Средней Надднепрянщины (Переяслав-Хмельницкий)

Четыре сезонные ипостаси славянского бога солнца: Коляда—Ярило—Купайла—Световит. Иллюстрации славянских мифов Виктора Королькова

Добрыня Никитич — богатырь-змееборец, герой русских былин. (Художник Станислав Москвитин)

На этой иконе героем-змееборцем изображен уже святой Георгий

Мировое дерево. Иллюстрации славянских мифов Виктора Королькова


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

Квадратные в плане славянские жилища, в большом количестве обнаруженные на территории современной Украины, всегда четко ориентированы по сторонам света либо сторонами, либо углами. Вход обязательно находился с южной или юго-восточной стороны, а у противоположной стены складывали очаг. Такие же условия при строительстве человеческого жилья соблюдали и некоторые другие народы, например древние скандинавы. При этом вход в строения, посвященные предкам, «жилища смерти», устраивали на севере, который считался стороной смерти. Полагают, что и славянам были не чужды подобные представления. С этой точки зрения очень интересен образ избушки на курьих ножках, обращенной «к лесу передом». Очевидно, этот сказочный сюжет — смутное воспоминание о каких-то сооружениях, посвященных умершим предкам, где вход находился с «неправильной», непригодной для живых людей стороны. Образ севера (как стороны смерти) и образ леса (как мира внешнего) сливался в мифологическом сознании воедино. В жилом помещении от него отгораживались глухой стеной, а сложенный у этой стены очаг давал живым дополнительную защиту от потустороннего вторжения. Такая символика сторон света характерна для большинства европейских народов, но любопытно, что у некоторых индийских племен она другая. Стороной жизни является север, а смерть символизирует юг. Ведь предки этих племен пришли в места своего нынешнего обитания двигаясь с севера, а на юге простирался безбрежный океан.

Выделение четырех главных направлений, четырех сторон света (восток — запад, юг — север) — очень важная часть древнеславянского мировосприятия, отраженная в известном выражении «уйти на все четыре стороны», и во множестве народных песен и загадок. Такой, например:
Летела сова из красного села. Села сова на четыре кола.

Здесь «сова из красного села» — огненная птица, символ Мирового Света, обретающегося в центре мира, везде и нигде.
Каждую сторону света символизировал определенный цвет. Востоку соответствовал белый, югу — красный, северу — черный, западу — синий или зеленый. Золотой или желтый цвет в символическом плане рассматривался как усиленный вариант белого. Он мог соответствовать востоку, а мог ассоциироваться с некой мистической Пятой стороной, Срединой мира, вместилищем Мирового Огня. Образ этот передается в фольклоре то в виде огненной птицы меж четырех столбов, то одиноким золотым столбом, высящимся посреди двора-мирозданья. Иногда эти образы смешиваются, как в одной старинной украинской колядке:

Ой позволь нам, пан хозїiн,
Та й колядочку сказать,
Навкруги твого двора
Та й залiзнії тина.
Посеред твого двора
Стоїть стовп золотий,
А на тiм стовпi
Сидить птиця орел.

В этой колядке происходит отождествление дома и мира. С одной стороны, боги мыслятся обустраивающими мироздание точно так же, как хозяин обустраивает свою усадьбу. С другой стороны — скромная усадьба представляется как бы моделью космоса. Строительство дома и устройство подворья не просто утилитарное действие, а религиозный ритуал, воспроизводящий акт творения мира. Еще в начале XX в. мастера, приглашенные возвести крестьянское жилище, почитались обладателями могущественной чародейской силы. Полагали, что их неправильные действия могут причинить хозяину безвременную смерть.

Еще одна существенная особенность древнеславянского космоса — его деление на три яруса по вертикали. Люди обитают в средней части, более или менее огражденной от вторжений. В мифологии германских народов, вероятно, близкой славянской, мир людей называется Митгард, дословно Срединная Крепость. Его границы находятся под неусыпной охраной бога Тора. Один из эпитетов Тора — Страж Митгарда. Многими своими чертами он напоминает славянского Перуна.

Верхний ярус — Небо, находится во власти существ, чьей стихией является воздух и солнечный свет. Птица — их естественный символ. В качестве бога грома, небесного огня и возвышенностей Перун относится к Верхнему миру, но он также охранитель мира Срединного. Посвященным ему животным был конь. Дерево Перуна — дуб, причем не всякий, а растущий на возвышенностях. Священное число Перуна — четыре, ему посвящен четвертый день недели — четверг. Он устроил так, чтобы мир имел четыре стороны.
Символика нижнего, подземного уровня и его обитателей очень противоречива. Его воплощением чаще всего выступает змея, стихиями — земля и вода. С одной стороны Земля — пристанище смерти. С другой — это источник новой жизни. Все рождается из Земли и все возвращается в нее после смерти. Поэтому подземные божества (чаще это бывают богини) не только у славян, но и многих других народов выполняют очень разные, на первый взгляд взаимоисключающие функции. Так, греко-римская Персефона (она же Прозерпина) может выступать как юная и прекрасная богиня весны и плодородия, а может — как сумрачная властительница царства мертвых.

Очевидно, наши предки считали властителем Нижнего мира бога Велеса, культ которого сохранился и после крещения в виде почитания святого Власия, покровителя скота. В более древние времена воплощением Велеса мог быть Змей — повелитель вод и подземного царства или Медведь — властитель леса. В различных преданиях этот бог мог выступать, как сила, враждебная солнечным божествам и человеку, а мог как даритель богатства и плодородия. В ведении Велеса находилось тайное магическое знание и поэзия ( в «Слове о полку Игореве» певец Боян назван «Велесовым внуком»). В германской мифологии аналогом Велеса, по-видимому, является Один, в греческой — Гермес, в римской — Меркурий. День, посвященный этому богу, — среда.

Мир, в котором обитал древний славянин, представлялся ему разделенным на четыре направления по горизонтали и на три уровня по вертикали, и представление это до сих пор отражается на нашем отношении к некоторым числам, хоть мы и не отдаем себе в этом отчет. «Три — четыре!» восклицаем мы, подавая сигнал к началу каких-либо дружных совместных действий, и не задумываемся, почему выбраны именно эти два числа. Между тем чередование трех и четырех очень часто встречается в народных песнях:

Кладе ж воли та у три плуги,
А молодчики та у чотири;
Кладе ж клячи у три борони,
А жеребчики та у чотири;
Кладе стоженьки у три шопоньки,
Кладе шопоньки та у чотири.

7 почитается числом волшебным не в последнюю очередь потому, что представляет собой сумму двух изначальных магических чисел, а 12 — их произведение.
Уже в христианскую эпоху актом, воспроизводящим творение мира, представлялось строительство церкви. Это тоже нашло отражение в песне:
Церкву мурують з штирма углами,
З штирма углами, з трьома верхами.

Другие материалы рубрики


  • ...ОКОЛОНАУКА (паранаука) — это наукообразные концепции, использующие обширный набор фактов, однако невоспроизводимых и часто экспериментально непроверяемых. Авторы таких концепций дают непомерно большую волю воображению и дают надуманную интерпретацию фактов, отражающую особенности их мировоззрения. Поэтому паранаука приобретает еще и идеологическую, а то и политическую окраску. В качестве примера можно привести «голографические» гипотезы индивидуального развития и многие гипотезы о происхождении жизни на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...В начале XIX века А. С. Грибоедов показал горе от ума в нашем мире. В его сочинении непонятым и страдающим стал умный человек. За два столетия многое изменилось. Нынче эпитет "умный" - наиболее желанный и почетный для людей; а сам разум - признанный авторитет при решении любых проблем. Однако теперь он окончательно "с сердцем не в ладу". Утратив эту связь, человек многое потерял и в самом себе, но счастья не обрел. При всех внешних достижениях в опустошенном рационализмом внутреннем мире "умных" тревожно, тускло, убого. В итоге формула Грибоедова приобрела прямой смысл: всем людям горе от ума. Они увидели в нем земного Бога, а он оказался кесарем мира сего.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Процесс мумифицирования был довольно долгим и кропотливым, он длился 70 дней. Сразу же после предполагаемой смерти человека жрец делал надрез на левой половине живота умершего и поспешно извлекал нож, чтобы не навлечь на себя гнев близких и родственников покойника. Такой обычай возник в результате случаев преждевременного ошибочного установления смерти. Затем помощники извлекали внутренние органы, за исключением сердца, средоточения души и мысли, тщательно промывали их ароматическими жидкостями и заполняли их миром и ароматическими веществами. Затем все вновь помещали на место и зашивали, натерев бальзамирующими веществами. С помощью хитроумного крючка через ноздри покойного извлекали по частям мозг, а полость черепа также заполняли специями. Тело обмывали солевым раствором и оставляли на 70 дней, затем обмывали еще раз, натирали камедью, обертывали полотнами тканей и помещали в деревянный саркофаг.
    Египтяне считали, что «Душа» Ба — сокол с человеческой головой — «жизненная сила» человека: человек умирает, когда Ба покидает тело, вылетая через рот, и оживает после возвращения Ба к мумии. Именно поэтому и бальзамировали умерших, чтобы сохранить тело нетленным для «души» Ба.
    Самой древней человеческой мумии 7039 лет. Она найдена не в Египте, а в Чили и находится в настоящее время в Сантьяго, в Национальном музее истории природы.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Надо быть крайне осторожным и взвешенным в оценках, когда сталкиваешься с такой огромной и неоднозначной страной, как Америка (хотя это и очень непросто). Чтобы представить себе жизнь в новоанглийской деревне, нужно раз и навсегда отрешиться от предрассудков. В сороковые годы прошлого века историк Льюис Мэмфорд высмеял излишне идеализированное представление об американцах как об отважных «пионерах», будто бы сбросивших ветхие одежды Европы и создающих новые формы социально-экономической жизни. В действительности, писал он, в поселениях Нового Света «вспыхнули в последний раз потухающие отблески средневекового строя». Впрочем, в Новой Англии условия были все же иными, чем в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...По некоторым данным, в этой организации состоит более 55 тысяч членов из 84 стран. Согласно декларациям ее духовных лидеров, человечество должно прийти к бессмертию, используя метод клонирования.

    В 2002 году Бриджит Буаселье, являющаяся руководителем компании Clonaid, близкой к секте, сообщила о том, что на свет появился первый клон – девочка по имени Ева (Eve).
    Однако убедительных доказательств существования клонированного ребенка научной общественности представлено не было. Вместе с тем, это заявление весьма широко обсуждалось в прессе.
    Добавлю к этому, что в ряде стран, среди которых была и Россия, наложен запрет на клонирование человека. В обществе развернулась широкая дискуссия о перспективах развития этого научного направления. Ее участниками стали не только видные ученые, но и авторитетные деятели, представляющие наиболее многочисленные религиозные конфессии мира.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Нежелание людей добровольно надевать ремни безопасности может быть вызвано осознанием предельно маленькой вероятности попадания в аварию с летальным исходом во время единственной поездки. Поскольку такие аварии случаются только один раз на несколько миллионов личных поездок, а приводящее к нетрудоспособности повреждение только один раз на сотню личных поездок, отказ надеть ремень безопасности может казаться вполне обоснованным. Однако такое решение выглядит менее здравым, если принять во внимание перспективу множественных поездок и рассмотреть существенную вероятность аварии в какой-либо из поездок. Так, в экспериментальном исследовании респондентам сообщалось, что за 50 лет вождения (около 40000 поездок) вероятность смерти увеличивается до 0,01, а вероятность получить, по крайне мере, одно приводящее к нетрудоспособности повреждение до 0,33. Участники эксперимента, рассмотрев эту перспективу длиною в жизнь, относились к ремням безопасности (и воздушным подушкам) более благосклонно, чем это делали люди, которых просили рассмотреть перспективу единичных поездок...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта? Чтобы по достоинству оценить цифры, которые я приведу чуть ниже, нужно хорошо представлять себе, что за инженерное сооружение такое - римская дорога. Сначала - роется траншея глубиной примерно метр. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои - крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка... "Слоеный пирог" заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие - каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. На секунду напомню, что экскаваторов тогда не было. И камни обтесывали вручную.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...В рок-музыке готика проявилась намного позже — в конце 70-х годов в Англии. Нынешняя гот-субкультура выросла из панка — это факт. Следовательно, и готик-рок возник из панка. Именно в 70-х годах произошел некий застой в панк-движении. Некоторые группы сменяют звучание на более депрессивное, что отображало общий настрой населения в это время, а имидж сменили на более эстетичный. Чуть позже начинающие группы сразу начинают играть «темную музыку», что по сути и явилось началом готического стиля, тогда же пошла и мода на черный цвет. Точкой отсчета готик-рока считается 1982 год, когда британская группа Bauhas спела свою бессмертную “Bella Lugosi is dead”. От панков готам достался и девиз “Goth’s Undead”. Плавно перешел к готам от панков и ирокез, но только готы красят его в черный и зачесывают на одну сторону...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Крупнейшего «западника» нашей страны — Петра Великого — ругают ныне даже многие из тех, кто прежде его хвалил. Некоторые из обвинений в его адрес просто смехотворны. К другим следует отнестись серьезно.
    А самое серьезное из них — утверждение о том, что в эпоху Петровских реформ произошел раскол нации.
    На протяжении двух столетий под одним названием существовало фактически два народа. Узкий слой «русских европейцев» и громадная масса «русских туземцев». Противоречия между ними временами обретали остроту противоречий между колонизаторами и жителями колоний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Любой из нас с детства часто слышит, что высшее образование важно. Из-за чего складывается такое мнение? Все дело в том, что получение качественного образования дает высокий статус социальный, нормальную зарплату при трудоустройстве и интерес будущих работодателей. Помимо этого, обучение гарантирует развитие не просто профессиональных, но и личностных качеств.

    Каждый выпускник школы желает поступить в престижный ВУЗ, надеясь на будущие всевозможные привилегии. Это оправданно, так как образованные граждане мыслят гораздо глубже, чем те, кто решил ограничиться начальным или средним образованием.