О трудностях изучения славянской мифологии. Часть 2

Ср, 04/15/2015 - 22:41

Реконструированное древнеславянское жилище. Музей архитектуры и быта Средней Надднепрянщины (Переяслав-Хмельницкий)

Четыре сезонные ипостаси славянского бога солнца: Коляда—Ярило—Купайла—Световит. Иллюстрации славянских мифов Виктора Королькова

Добрыня Никитич — богатырь-змееборец, герой русских былин. (Художник Станислав Москвитин)

На этой иконе героем-змееборцем изображен уже святой Георгий

Мировое дерево. Иллюстрации славянских мифов Виктора Королькова


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

Квадратные в плане славянские жилища, в большом количестве обнаруженные на территории современной Украины, всегда четко ориентированы по сторонам света либо сторонами, либо углами. Вход обязательно находился с южной или юго-восточной стороны, а у противоположной стены складывали очаг. Такие же условия при строительстве человеческого жилья соблюдали и некоторые другие народы, например древние скандинавы. При этом вход в строения, посвященные предкам, «жилища смерти», устраивали на севере, который считался стороной смерти. Полагают, что и славянам были не чужды подобные представления. С этой точки зрения очень интересен образ избушки на курьих ножках, обращенной «к лесу передом». Очевидно, этот сказочный сюжет — смутное воспоминание о каких-то сооружениях, посвященных умершим предкам, где вход находился с «неправильной», непригодной для живых людей стороны. Образ севера (как стороны смерти) и образ леса (как мира внешнего) сливался в мифологическом сознании воедино. В жилом помещении от него отгораживались глухой стеной, а сложенный у этой стены очаг давал живым дополнительную защиту от потустороннего вторжения. Такая символика сторон света характерна для большинства европейских народов, но любопытно, что у некоторых индийских племен она другая. Стороной жизни является север, а смерть символизирует юг. Ведь предки этих племен пришли в места своего нынешнего обитания двигаясь с севера, а на юге простирался безбрежный океан.

Выделение четырех главных направлений, четырех сторон света (восток — запад, юг — север) — очень важная часть древнеславянского мировосприятия, отраженная в известном выражении «уйти на все четыре стороны», и во множестве народных песен и загадок. Такой, например:
Летела сова из красного села. Села сова на четыре кола.

Здесь «сова из красного села» — огненная птица, символ Мирового Света, обретающегося в центре мира, везде и нигде.
Каждую сторону света символизировал определенный цвет. Востоку соответствовал белый, югу — красный, северу — черный, западу — синий или зеленый. Золотой или желтый цвет в символическом плане рассматривался как усиленный вариант белого. Он мог соответствовать востоку, а мог ассоциироваться с некой мистической Пятой стороной, Срединой мира, вместилищем Мирового Огня. Образ этот передается в фольклоре то в виде огненной птицы меж четырех столбов, то одиноким золотым столбом, высящимся посреди двора-мирозданья. Иногда эти образы смешиваются, как в одной старинной украинской колядке:

Ой позволь нам, пан хозїiн,
Та й колядочку сказать,
Навкруги твого двора
Та й залiзнії тина.
Посеред твого двора
Стоїть стовп золотий,
А на тiм стовпi
Сидить птиця орел.

В этой колядке происходит отождествление дома и мира. С одной стороны, боги мыслятся обустраивающими мироздание точно так же, как хозяин обустраивает свою усадьбу. С другой стороны — скромная усадьба представляется как бы моделью космоса. Строительство дома и устройство подворья не просто утилитарное действие, а религиозный ритуал, воспроизводящий акт творения мира. Еще в начале XX в. мастера, приглашенные возвести крестьянское жилище, почитались обладателями могущественной чародейской силы. Полагали, что их неправильные действия могут причинить хозяину безвременную смерть.

Еще одна существенная особенность древнеславянского космоса — его деление на три яруса по вертикали. Люди обитают в средней части, более или менее огражденной от вторжений. В мифологии германских народов, вероятно, близкой славянской, мир людей называется Митгард, дословно Срединная Крепость. Его границы находятся под неусыпной охраной бога Тора. Один из эпитетов Тора — Страж Митгарда. Многими своими чертами он напоминает славянского Перуна.

Верхний ярус — Небо, находится во власти существ, чьей стихией является воздух и солнечный свет. Птица — их естественный символ. В качестве бога грома, небесного огня и возвышенностей Перун относится к Верхнему миру, но он также охранитель мира Срединного. Посвященным ему животным был конь. Дерево Перуна — дуб, причем не всякий, а растущий на возвышенностях. Священное число Перуна — четыре, ему посвящен четвертый день недели — четверг. Он устроил так, чтобы мир имел четыре стороны.
Символика нижнего, подземного уровня и его обитателей очень противоречива. Его воплощением чаще всего выступает змея, стихиями — земля и вода. С одной стороны Земля — пристанище смерти. С другой — это источник новой жизни. Все рождается из Земли и все возвращается в нее после смерти. Поэтому подземные божества (чаще это бывают богини) не только у славян, но и многих других народов выполняют очень разные, на первый взгляд взаимоисключающие функции. Так, греко-римская Персефона (она же Прозерпина) может выступать как юная и прекрасная богиня весны и плодородия, а может — как сумрачная властительница царства мертвых.

Очевидно, наши предки считали властителем Нижнего мира бога Велеса, культ которого сохранился и после крещения в виде почитания святого Власия, покровителя скота. В более древние времена воплощением Велеса мог быть Змей — повелитель вод и подземного царства или Медведь — властитель леса. В различных преданиях этот бог мог выступать, как сила, враждебная солнечным божествам и человеку, а мог как даритель богатства и плодородия. В ведении Велеса находилось тайное магическое знание и поэзия ( в «Слове о полку Игореве» певец Боян назван «Велесовым внуком»). В германской мифологии аналогом Велеса, по-видимому, является Один, в греческой — Гермес, в римской — Меркурий. День, посвященный этому богу, — среда.

Мир, в котором обитал древний славянин, представлялся ему разделенным на четыре направления по горизонтали и на три уровня по вертикали, и представление это до сих пор отражается на нашем отношении к некоторым числам, хоть мы и не отдаем себе в этом отчет. «Три — четыре!» восклицаем мы, подавая сигнал к началу каких-либо дружных совместных действий, и не задумываемся, почему выбраны именно эти два числа. Между тем чередование трех и четырех очень часто встречается в народных песнях:

Кладе ж воли та у три плуги,
А молодчики та у чотири;
Кладе ж клячи у три борони,
А жеребчики та у чотири;
Кладе стоженьки у три шопоньки,
Кладе шопоньки та у чотири.

7 почитается числом волшебным не в последнюю очередь потому, что представляет собой сумму двух изначальных магических чисел, а 12 — их произведение.
Уже в христианскую эпоху актом, воспроизводящим творение мира, представлялось строительство церкви. Это тоже нашло отражение в песне:
Церкву мурують з штирма углами,
З штирма углами, з трьома верхами.

Другие материалы рубрики


  • ...Процесс мумифицирования был довольно долгим и кропотливым, он длился 70 дней. Сразу же после предполагаемой смерти человека жрец делал надрез на левой половине живота умершего и поспешно извлекал нож, чтобы не навлечь на себя гнев близких и родственников покойника. Такой обычай возник в результате случаев преждевременного ошибочного установления смерти. Затем помощники извлекали внутренние органы, за исключением сердца, средоточения души и мысли, тщательно промывали их ароматическими жидкостями и заполняли их миром и ароматическими веществами. Затем все вновь помещали на место и зашивали, натерев бальзамирующими веществами. С помощью хитроумного крючка через ноздри покойного извлекали по частям мозг, а полость черепа также заполняли специями. Тело обмывали солевым раствором и оставляли на 70 дней, затем обмывали еще раз, натирали камедью, обертывали полотнами тканей и помещали в деревянный саркофаг.
    Египтяне считали, что «Душа» Ба — сокол с человеческой головой — «жизненная сила» человека: человек умирает, когда Ба покидает тело, вылетая через рот, и оживает после возвращения Ба к мумии. Именно поэтому и бальзамировали умерших, чтобы сохранить тело нетленным для «души» Ба.
    Самой древней человеческой мумии 7039 лет. Она найдена не в Египте, а в Чили и находится в настоящее время в Сантьяго, в Национальном музее истории природы.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • «В антропологическом облике восточных славян отразилась вся сложность и многогранность этнической истории славян и их этногенеза».
    Этими словами Татьяна Алексеева заканчивает свое талантливое исследование «Этногенез восточных славян», вышедшее в свет более четверти века назад.
    Что, кратко говоря, имела в виду Алексеева в своем заключении? Очень просто: восточные славяне прошли сложный путь этнической истории, и его можно «прочитать» по их физическому облику. Перефразируя известные слова Льва Толстого, можно сказать, что в этнической истории восточных славян мы наблюдаем сходство несходного с историей ряда других этнических образований и несходство сходного.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Любой из нас с детства часто слышит, что высшее образование важно. Из-за чего складывается такое мнение? Все дело в том, что получение качественного образования дает высокий статус социальный, нормальную зарплату при трудоустройстве и интерес будущих работодателей. Помимо этого, обучение гарантирует развитие не просто профессиональных, но и личностных качеств.

    Каждый выпускник школы желает поступить в престижный ВУЗ, надеясь на будущие всевозможные привилегии. Это оправданно, так как образованные граждане мыслят гораздо глубже, чем те, кто решил ограничиться начальным или средним образованием.



  • ...ОКОЛОНАУКА (паранаука) — это наукообразные концепции, использующие обширный набор фактов, однако невоспроизводимых и часто экспериментально непроверяемых. Авторы таких концепций дают непомерно большую волю воображению и дают надуманную интерпретацию фактов, отражающую особенности их мировоззрения. Поэтому паранаука приобретает еще и идеологическую, а то и политическую окраску. В качестве примера можно привести «голографические» гипотезы индивидуального развития и многие гипотезы о происхождении жизни на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Немало сделал в борьбе со старением организма отечественный физиолог Александр Александрович Богомолец. Он подтвердил справедливость тезиса о том, что близкий телесный контакт с молодыми женщинами, в определенной степени является методой омоложения. К такой методе три тысячи лет назад прибегал царь Соломон. С научной точки зрения, при этом половые железы выбрасывают в организм добавочное количество гормонов, прежде всего, тестостерона, который имеет множество эффектов, начиная от наращивания мышечной массы и заканчивая интенсивностью либидо и способностью его реализовать на физическом уровне. Он был солидарен с тысячелетними учениями Востока и Запада, объявлявшими залогом здорового долголетия самоограничение и воздержание от излишеств. По мнению ученого, единственный реальный способ отдалить старость и продлить свои годы — это «разумное управление своей жизнью».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта? Чтобы по достоинству оценить цифры, которые я приведу чуть ниже, нужно хорошо представлять себе, что за инженерное сооружение такое - римская дорога. Сначала - роется траншея глубиной примерно метр. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои - крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка... "Слоеный пирог" заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие - каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. На секунду напомню, что экскаваторов тогда не было. И камни обтесывали вручную.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Бывают два цветка. Две рыбы. Два камешка. И бывают (по крайней мере, 50 лет тому назад еще бывали) люди, настолько первобытные, что они в своем языке обозначали два цветка одним словом, а для трех цветков существовало совсем другое слово и т.д. Они не улавливали, что между двумя цветками и двумя рыбами есть нечто общее — их число, не умели считать, не мыслили числовыми категориями. Естественно, что математики у них тем более не было.
    Чем занимается математика? Она освобождает от конкретной ткани вещей и явлений такие их характеристики, как количество, формы, отношения между ними, и получает их абстрактные схемы — по сути дела упрощенные модели, — лишенные подробностей конкретного содержания. С одной стороны, поступая так, она сильно обедняет реальный мир, а с другой — ее модели приобретают неслыханную универсальность, позволяющую применять их далеко за рамками того материала, на котором они строились. Но самое главное, пожалуй, в том, что они позволяют накладывать их на реальный мир и определять степень их соответствия ему — то есть быть рабочими гипотезами, проверяемыми экспериментально.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Для «большой» экономики важен наметившийся во второй половине 1990-х годов рост производства продуктов питания (хлеб, вода, мед, травы, сыр, вино, чай) под «церковной» маркой. Практически в каждой области на прилавках продовольственных магазинов можно найти «церковную» или «монастырскую» воду и мед, в крупных городах — церковные пекарни. Как правило, производители позиционируют не только их моральные («церковные»), но и материальные («экологичность») признаки. Фактически на наших глазах создается сектор «чистой» пищевой продукции, реальная роль церкви в котором ясна не вполне. Учитывая успех подобного рода продуктов в европейских странах, вполне возможно, что в России кампания борьбы за «чистоту» пищи будет иметь очевидный «православный» привкус.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • ...В рок-музыке готика проявилась намного позже — в конце 70-х годов в Англии. Нынешняя гот-субкультура выросла из панка — это факт. Следовательно, и готик-рок возник из панка. Именно в 70-х годах произошел некий застой в панк-движении. Некоторые группы сменяют звучание на более депрессивное, что отображало общий настрой населения в это время, а имидж сменили на более эстетичный. Чуть позже начинающие группы сразу начинают играть «темную музыку», что по сути и явилось началом готического стиля, тогда же пошла и мода на черный цвет. Точкой отсчета готик-рока считается 1982 год, когда британская группа Bauhas спела свою бессмертную “Bella Lugosi is dead”. От панков готам достался и девиз “Goth’s Undead”. Плавно перешел к готам от панков и ирокез, но только готы красят его в черный и зачесывают на одну сторону...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Другой пример расправы монополистов с профсоюзом можно найти в анналах Управления, в которых рассказывалось о подавлении стачки на заводах «Рэмингтон Рэнд» в г. Илионе. Введение чрезвычайного положения, наводнение города вооруженной охраной, патрулировавшей улицы, полная изоляция рабочих от внешнего мира и неограниченный произвол фабрикантов из «Рэмигтон Рэнд» — такова была картина, продемонстрировавшая бессилие НУТО. Длинный список подобных примеров можно было бы продолжить...