О трудностях изучения славянской мифологии. Часть 2

Ср, 04/15/2015 - 22:41

Реконструированное древнеславянское жилище. Музей архитектуры и быта Средней Надднепрянщины (Переяслав-Хмельницкий)

Четыре сезонные ипостаси славянского бога солнца: Коляда—Ярило—Купайла—Световит. Иллюстрации славянских мифов Виктора Королькова

Добрыня Никитич — богатырь-змееборец, герой русских былин. (Художник Станислав Москвитин)

На этой иконе героем-змееборцем изображен уже святой Георгий

Мировое дерево. Иллюстрации славянских мифов Виктора Королькова


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

Квадратные в плане славянские жилища, в большом количестве обнаруженные на территории современной Украины, всегда четко ориентированы по сторонам света либо сторонами, либо углами. Вход обязательно находился с южной или юго-восточной стороны, а у противоположной стены складывали очаг. Такие же условия при строительстве человеческого жилья соблюдали и некоторые другие народы, например древние скандинавы. При этом вход в строения, посвященные предкам, «жилища смерти», устраивали на севере, который считался стороной смерти. Полагают, что и славянам были не чужды подобные представления. С этой точки зрения очень интересен образ избушки на курьих ножках, обращенной «к лесу передом». Очевидно, этот сказочный сюжет — смутное воспоминание о каких-то сооружениях, посвященных умершим предкам, где вход находился с «неправильной», непригодной для живых людей стороны. Образ севера (как стороны смерти) и образ леса (как мира внешнего) сливался в мифологическом сознании воедино. В жилом помещении от него отгораживались глухой стеной, а сложенный у этой стены очаг давал живым дополнительную защиту от потустороннего вторжения. Такая символика сторон света характерна для большинства европейских народов, но любопытно, что у некоторых индийских племен она другая. Стороной жизни является север, а смерть символизирует юг. Ведь предки этих племен пришли в места своего нынешнего обитания двигаясь с севера, а на юге простирался безбрежный океан.

Выделение четырех главных направлений, четырех сторон света (восток — запад, юг — север) — очень важная часть древнеславянского мировосприятия, отраженная в известном выражении «уйти на все четыре стороны», и во множестве народных песен и загадок. Такой, например:
Летела сова из красного села. Села сова на четыре кола.

Здесь «сова из красного села» — огненная птица, символ Мирового Света, обретающегося в центре мира, везде и нигде.
Каждую сторону света символизировал определенный цвет. Востоку соответствовал белый, югу — красный, северу — черный, западу — синий или зеленый. Золотой или желтый цвет в символическом плане рассматривался как усиленный вариант белого. Он мог соответствовать востоку, а мог ассоциироваться с некой мистической Пятой стороной, Срединой мира, вместилищем Мирового Огня. Образ этот передается в фольклоре то в виде огненной птицы меж четырех столбов, то одиноким золотым столбом, высящимся посреди двора-мирозданья. Иногда эти образы смешиваются, как в одной старинной украинской колядке:

Ой позволь нам, пан хозїiн,
Та й колядочку сказать,
Навкруги твого двора
Та й залiзнії тина.
Посеред твого двора
Стоїть стовп золотий,
А на тiм стовпi
Сидить птиця орел.

В этой колядке происходит отождествление дома и мира. С одной стороны, боги мыслятся обустраивающими мироздание точно так же, как хозяин обустраивает свою усадьбу. С другой стороны — скромная усадьба представляется как бы моделью космоса. Строительство дома и устройство подворья не просто утилитарное действие, а религиозный ритуал, воспроизводящий акт творения мира. Еще в начале XX в. мастера, приглашенные возвести крестьянское жилище, почитались обладателями могущественной чародейской силы. Полагали, что их неправильные действия могут причинить хозяину безвременную смерть.

Еще одна существенная особенность древнеславянского космоса — его деление на три яруса по вертикали. Люди обитают в средней части, более или менее огражденной от вторжений. В мифологии германских народов, вероятно, близкой славянской, мир людей называется Митгард, дословно Срединная Крепость. Его границы находятся под неусыпной охраной бога Тора. Один из эпитетов Тора — Страж Митгарда. Многими своими чертами он напоминает славянского Перуна.

Верхний ярус — Небо, находится во власти существ, чьей стихией является воздух и солнечный свет. Птица — их естественный символ. В качестве бога грома, небесного огня и возвышенностей Перун относится к Верхнему миру, но он также охранитель мира Срединного. Посвященным ему животным был конь. Дерево Перуна — дуб, причем не всякий, а растущий на возвышенностях. Священное число Перуна — четыре, ему посвящен четвертый день недели — четверг. Он устроил так, чтобы мир имел четыре стороны.
Символика нижнего, подземного уровня и его обитателей очень противоречива. Его воплощением чаще всего выступает змея, стихиями — земля и вода. С одной стороны Земля — пристанище смерти. С другой — это источник новой жизни. Все рождается из Земли и все возвращается в нее после смерти. Поэтому подземные божества (чаще это бывают богини) не только у славян, но и многих других народов выполняют очень разные, на первый взгляд взаимоисключающие функции. Так, греко-римская Персефона (она же Прозерпина) может выступать как юная и прекрасная богиня весны и плодородия, а может — как сумрачная властительница царства мертвых.

Очевидно, наши предки считали властителем Нижнего мира бога Велеса, культ которого сохранился и после крещения в виде почитания святого Власия, покровителя скота. В более древние времена воплощением Велеса мог быть Змей — повелитель вод и подземного царства или Медведь — властитель леса. В различных преданиях этот бог мог выступать, как сила, враждебная солнечным божествам и человеку, а мог как даритель богатства и плодородия. В ведении Велеса находилось тайное магическое знание и поэзия ( в «Слове о полку Игореве» певец Боян назван «Велесовым внуком»). В германской мифологии аналогом Велеса, по-видимому, является Один, в греческой — Гермес, в римской — Меркурий. День, посвященный этому богу, — среда.

Мир, в котором обитал древний славянин, представлялся ему разделенным на четыре направления по горизонтали и на три уровня по вертикали, и представление это до сих пор отражается на нашем отношении к некоторым числам, хоть мы и не отдаем себе в этом отчет. «Три — четыре!» восклицаем мы, подавая сигнал к началу каких-либо дружных совместных действий, и не задумываемся, почему выбраны именно эти два числа. Между тем чередование трех и четырех очень часто встречается в народных песнях:

Кладе ж воли та у три плуги,
А молодчики та у чотири;
Кладе ж клячи у три борони,
А жеребчики та у чотири;
Кладе стоженьки у три шопоньки,
Кладе шопоньки та у чотири.

7 почитается числом волшебным не в последнюю очередь потому, что представляет собой сумму двух изначальных магических чисел, а 12 — их произведение.
Уже в христианскую эпоху актом, воспроизводящим творение мира, представлялось строительство церкви. Это тоже нашло отражение в песне:
Церкву мурують з штирма углами,
З штирма углами, з трьома верхами.

Другие материалы рубрики


  • Испокон веков люди прятали ценности, даже когда их сокровищам не угрожала никакая опасность. Причиной тому зачастую была вера в загробную жизнь, и у многих древних народов принято было готовиться загодя к потустороннему существованию. И хотя народная мудрость гласит: “В гроб с собой золото не возьмешь”, — древние предпочитали свои сокровища прихватывать на тот свет.
    В исландских сагах рассказывается, как некто Скаллагрим, заботясь о своем загробном будущем, еще при жизни утопил в болоте сундук с серебром. Его сын Эгиль, известный скальд (поэт-певец у древних скандинавов), получил в награду от английского короля два сундука с серебром и незадолго до своей смерти с помощью рабов зарыл сокровища в укромном месте, а рабов перебил. А предводитель викингов города Йомсборга, Буи Толстый, когда его смертельно ранили в морском бою, поспешил выпрыгнуть с двумя сундуками золота за борт корабля — таким образом он материально обеспечил свое прибытие в мир праотцов.
    В течение тысячелетий копилось на земле богатство, чтобы затем уйти вместе с владыками в землю или исчезнуть в пламени погребального костра. Особой пышностью сопровождались похороны любимца Александра Македонского Гефистиона: в погребальный костер были брошены оружие, золото, серебро и драгоценная одежда умершего. В 410 году в Италии умер король готов — Аларих. Чтобы оградить место захоронения своего короля, его подданные перегородили реку плотиной, а когда русло обнажилось, вырыли на дне реки огромную усыпальницу.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • «В антропологическом облике восточных славян отразилась вся сложность и многогранность этнической истории славян и их этногенеза».
    Этими словами Татьяна Алексеева заканчивает свое талантливое исследование «Этногенез восточных славян», вышедшее в свет более четверти века назад.
    Что, кратко говоря, имела в виду Алексеева в своем заключении? Очень просто: восточные славяне прошли сложный путь этнической истории, и его можно «прочитать» по их физическому облику. Перефразируя известные слова Льва Толстого, можно сказать, что в этнической истории восточных славян мы наблюдаем сходство несходного с историей ряда других этнических образований и несходство сходного.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Вот еще пример противоречивости. Парламент некоего государства с маленьким госбюджетом решает, на что истратить народные деньги. Так как средств мало, нужно отдать большую их часть на что-нибудь одно, пренебрегая остальными национальными интересами. Парламент разделился на три примерно равные части. Одна треть желает направить финансы на социальную помощь населению, другая треть - на развитие рынка, и, наконец, оставшиеся депутаты хотят, чтобы эти деньги были истрачены на реформу Министерства обороны. Так как все депутаты уверены в своей правоте, найти общий язык они не могут. Сдаваться никто не намерен, каждый гнет свою линию. Это замкнутый круг, ведь какая бы точка зрения ни возобладала, большинство будет считать, что деньги истрачены неправильно. Большинство всегда будет в проигрыше.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Любой из нас с детства часто слышит, что высшее образование важно. Из-за чего складывается такое мнение? Все дело в том, что получение качественного образования дает высокий статус социальный, нормальную зарплату при трудоустройстве и интерес будущих работодателей. Помимо этого, обучение гарантирует развитие не просто профессиональных, но и личностных качеств.

    Каждый выпускник школы желает поступить в престижный ВУЗ, надеясь на будущие всевозможные привилегии. Это оправданно, так как образованные граждане мыслят гораздо глубже, чем те, кто решил ограничиться начальным или средним образованием.



  • ...А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта? Чтобы по достоинству оценить цифры, которые я приведу чуть ниже, нужно хорошо представлять себе, что за инженерное сооружение такое - римская дорога. Сначала - роется траншея глубиной примерно метр. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои - крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка... "Слоеный пирог" заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие - каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. На секунду напомню, что экскаваторов тогда не было. И камни обтесывали вручную.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвященный Статуе Свободы. А в 1903 пять строк из ее сонета украсили ее пьедестал.

    «Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!
    Взываю молча. Дайте мне усталый ваш народ,
    Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
    Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
    Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
    Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

    Такими словами приветствовала тех, кто прибывал в США в 1911 г., Статуя Свободы. А дальше… Ну что, казалось бы, может быть проще высадки с корабля по прибытию к цели путешествия. Действительно, обычно это очень просто. Как только судно причаливает к берегу, багаж пассажиров осматривают таможенные чиновники, иногда они просят предъявить документы, удостоверяющие личность, — и пассажиры выходят на берег.



  • ...В начале XIX века А. С. Грибоедов показал горе от ума в нашем мире. В его сочинении непонятым и страдающим стал умный человек. За два столетия многое изменилось. Нынче эпитет "умный" - наиболее желанный и почетный для людей; а сам разум - признанный авторитет при решении любых проблем. Однако теперь он окончательно "с сердцем не в ладу". Утратив эту связь, человек многое потерял и в самом себе, но счастья не обрел. При всех внешних достижениях в опустошенном рационализмом внутреннем мире "умных" тревожно, тускло, убого. В итоге формула Грибоедова приобрела прямой смысл: всем людям горе от ума. Они увидели в нем земного Бога, а он оказался кесарем мира сего.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Бывают два цветка. Две рыбы. Два камешка. И бывают (по крайней мере, 50 лет тому назад еще бывали) люди, настолько первобытные, что они в своем языке обозначали два цветка одним словом, а для трех цветков существовало совсем другое слово и т.д. Они не улавливали, что между двумя цветками и двумя рыбами есть нечто общее — их число, не умели считать, не мыслили числовыми категориями. Естественно, что математики у них тем более не было.
    Чем занимается математика? Она освобождает от конкретной ткани вещей и явлений такие их характеристики, как количество, формы, отношения между ними, и получает их абстрактные схемы — по сути дела упрощенные модели, — лишенные подробностей конкретного содержания. С одной стороны, поступая так, она сильно обедняет реальный мир, а с другой — ее модели приобретают неслыханную универсальность, позволяющую применять их далеко за рамками того материала, на котором они строились. Но самое главное, пожалуй, в том, что они позволяют накладывать их на реальный мир и определять степень их соответствия ему — то есть быть рабочими гипотезами, проверяемыми экспериментально.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Радиоуглеродный анализ показал, что гренландские викинги, в отличие от своих исландских и европейских собратьев, почти не прикасались к рыбе. Скорее всего, в этом повинно какое-то старое табу, наложенное во времена первопоселенцев, которые отравились несвежей рыбой, но факт остается фактом. Викинги лишили себя постоянно доступного богатейшего источника продовольствия, который смог бы выручить их в тяжкое время. Они любили молочные продукты и посему держали коров, овец и коз, но в неурожайные годы животным просто не хватало корма. Конечно, люди еще и охотились — они промышляли северным оленем и морским зверем. Однако добыть тюленя, если при похолодании фиорд покрывался ледяным щитом, было нелегким делом...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Еще раз напомню, что календарной проблемы не существовало бы, если бы Земля, совершив полный оборот вокруг Солнца, одновременно целое число раз повернулась вокруг своей оси. Фактически же наша планета за это время делает 365 полных оборотов и еще примерно четверть. Именно это учитывается юлианским календарем, который складывает эти четвертинки в дополнительные сутки (29 февраля) в високосном году. Однако следующая проблема состоит в приблизительности этой самой "четвертинки" оборота (выше уже упоминались соответствующие расчеты Гиппарха), из-за которой в юлианском календаре за 128 лет появляется погрешность в целые сутки. В результате в XVI веке было замечено, что весеннее равноденствие вместо 21 марта наступало уже 11-го. Впрочем, ошибка отмечалась и раньше, несколько пап собирались ей заняться, приглашали к решению проблемы Коперника, но тот отказался, ибо не располагал всеми необходимыми научными данными. И вот наконец для устранения замеченного календарного дефекта папа Григорий XIII собрал комиссию из знаменитых астрономов, математиков и священнослужителей.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5