О трудностях изучения славянской мифологии. Часть 2

Ср, 04/15/2015 - 22:41

ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ

Подобно тому, как пространство имеет четыре главных направления, так и время имеет четыре главные отправные точки, тоже связанные с движением солнца: зимнее и летнее солнцестояние, осеннее и весеннее равноденствие. Смену времен года наши предки объясняли извечной борьбой сил света и тьмы. Осенью силы тьмы похищают Солнце или что-либо ему принадлежащее и дающее силу. Мир постепенно погружается во мрак. В роли похитителя чаще всего выступает змей, исконный обитатель Нижнего мира. Ему противостоит герой-змееборец, персонаж, известный во всех индоевропейских мифах. Когда тьма уже, казалось, окончательно поглощала мир, он настигал похитителя, сражался с ним и загонял злодея в Нижний мир (во многих преданиях — на дно морское). Пользуясь своей магической силой, герой покрывал льдом моря, реки и озера, чтобы не дать змею вновь вырваться на свободу. Происходило это в темные и холодные дни зимнего солнцестояния.

Погружение темной силы подо льды — лишь преддверие победы. Пробудившиеся от колдовского сна силы света еще слабы. Им не победить без помощи людей. Праздники, приуроченные к зимнему солнцестоянию — время великого чародейства, цель которого — помочь солнечному герою-змееборцу одержать окончательную победу. Главные обряды этих дней — возжигание нового огня в домашнем очаге, пение священных песен, театрализованные действия, изображающие поединок солнечного героя со змеем.
На весенние праздники, когда победа уже близка, зажигают костры на возвышенностях и катаются по земле, отдавая ей свою силу. Наконец силы тьмы побеждены, с шутками и прибаутками люди сжигают или хоронят чучело, изображающее умершую Зиму.

Освобожденное Солнце достигает высшей славы и могущества в летнее солнцестояние. В эти дни воды становятся целебными, а травы набирают полную силу. Но радость не бывает полной. В некоторых вариантах мифа солнечный герой гибнет, завершив свой подвиг, в некоторых — бывает ранен или попадает в плен. И Солнце постепенно теряет свою силу, день сокращается. Скоро змей вновь вырвется на свободу и совершит свое злое деяние.

Вселенская драма повторяется вновь и вновь, и солнечный герой-змееборец не сможет одержать в ней победу без активной помощи человека. Не покатавшись весной по земле, не вынеся свой домашний огонь на возвышенность для поддержания огня космического, не совершая круглый год обрядовых действий, человек обрек бы мир на вечную тьму. Таково было убеждение древнего славянина.

Многочисленные сказки, повествующие о победе богатыря над Змеем Горынычем — отражение этого мифа. В некоторых сказках, сложившихся уже под сильным христианским влиянием, в роли солнечного героя выступает святой Георгий или архангел Михаил. Изначально же в роли солнечного героя, вероятно, выступал Перун, поражающий Велеса-змея. Перун и Велес сражаются — и змей прячется от громовержца сначала в дереве, потом в камне, в человеке, в животном, и наконец в воде. Наряду с солнечным круговоротом поединок Перуна и Велеса воплощал и другие явления природы. Змей может быть похитителем не только солнечного огня, но и животворящих вод. Пока боги сражаются, в небе сверкают молнии и слышатся раскаты грома. Перун побеждает, освобождает небесные воды, и на землю устремляется животворящий дождь. Он напоит пашни, над которыми скоро засияет солнце.

Некоторые переложения древнего предания о похищении и спасении солнца звучат совсем по-детски наивно. Например, именно таким переложением считают мифологи сказку о Петушке — Золотом гребешке. Ту самую, где петушка похищает лисица, а котик-братик отправляется его выручать. Ведь петух, птица, предвещающая своим пением рассвет, — один из самых распространенных солнечных символов. В ряде фольклорных славянских текстов петух является творцом обитаемого мира. Например, в такой словенской легенде:
В давние времена земля была пустынна, ничего на ней не было — только камень. Пожалел о том бог, и послал своего петуха, да оплодит он землю. Кочет сел в пещере и снес чудесное яйцо, из которого истекло семь рек. Они наводнили равнины, и вскоре все кругом зазеленело, запестрело цветами и преисполнилось всяких плодов; без забот, счастливо жили в том раю люди. Высоко в небе сидел божий кочет и каждый день возглашал смертным: когда они должны пробуждаться от сна, когда трудиться и когда приступать к трапезе.

Другие материалы рубрики


  • Крупнейшего «западника» нашей страны — Петра Великого — ругают ныне даже многие из тех, кто прежде его хвалил. Некоторые из обвинений в его адрес просто смехотворны. К другим следует отнестись серьезно.
    А самое серьезное из них — утверждение о том, что в эпоху Петровских реформ произошел раскол нации.
    На протяжении двух столетий под одним названием существовало фактически два народа. Узкий слой «русских европейцев» и громадная масса «русских туземцев». Противоречия между ними временами обретали остроту противоречий между колонизаторами и жителями колоний.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • При написании этой статьи автор испытывал определенные трудности. «Жизнь каждого человека достойна романа», но вместить несколько биографий в одну статью очень сложно. С одной стороны, хотелось отразить некоторые факты из жизни наших героинь, с другой стороны — автор стремился изложить в понятной форме математические заслуги, которые дают нам право называть описанных здесь женщин «великими математиками», а с третьей — хотелось осветить тот тернистый путь, который пришлось преодолеть женщинам за равные возможности в науке.
    Одним из критериев цивилизованности общества является отношение к женщине. В какой степени женщина наделена или обделена правами — в такой стадии находится и процесс цивилизации данного общества. Говоря об античности, стоит иметь в виду, что речь идет о временном промежутке большем, чем уже длится наша эра, и о совокупности совсем разных культур, в каждой из которой было свое отношение к женщине и ее месту.



  • ...ОКОЛОНАУКА (паранаука) — это наукообразные концепции, использующие обширный набор фактов, однако невоспроизводимых и часто экспериментально непроверяемых. Авторы таких концепций дают непомерно большую волю воображению и дают надуманную интерпретацию фактов, отражающую особенности их мировоззрения. Поэтому паранаука приобретает еще и идеологическую, а то и политическую окраску. В качестве примера можно привести «голографические» гипотезы индивидуального развития и многие гипотезы о происхождении жизни на Земле...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • В 1883 году американская поэтесса Эмма Лазарус написала сонет «Новый Колосс» (The New Colossus), посвященный Статуе Свободы. А в 1903 пять строк из ее сонета украсили ее пьедестал.

    «Оставьте, земли древние, хвалу веков себе!
    Взываю молча. Дайте мне усталый ваш народ,
    Всех жаждущих вздохнуть свободно, брошенных в нужде,
    Из тесных берегов гонимых, бедных и сирот.
    Так шлите их, бездомных и измотанных, ко мне,
    Я поднимаю факел мой у золотых ворот!»

    Такими словами приветствовала тех, кто прибывал в США в 1911 г., Статуя Свободы. А дальше… Ну что, казалось бы, может быть проще высадки с корабля по прибытию к цели путешествия. Действительно, обычно это очень просто. Как только судно причаливает к берегу, багаж пассажиров осматривают таможенные чиновники, иногда они просят предъявить документы, удостоверяющие личность, — и пассажиры выходят на берег.



  • «В антропологическом облике восточных славян отразилась вся сложность и многогранность этнической истории славян и их этногенеза».
    Этими словами Татьяна Алексеева заканчивает свое талантливое исследование «Этногенез восточных славян», вышедшее в свет более четверти века назад.
    Что, кратко говоря, имела в виду Алексеева в своем заключении? Очень просто: восточные славяне прошли сложный путь этнической истории, и его можно «прочитать» по их физическому облику. Перефразируя известные слова Льва Толстого, можно сказать, что в этнической истории восточных славян мы наблюдаем сходство несходного с историей ряда других этнических образований и несходство сходного.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Вот еще пример противоречивости. Парламент некоего государства с маленьким госбюджетом решает, на что истратить народные деньги. Так как средств мало, нужно отдать большую их часть на что-нибудь одно, пренебрегая остальными национальными интересами. Парламент разделился на три примерно равные части. Одна треть желает направить финансы на социальную помощь населению, другая треть - на развитие рынка, и, наконец, оставшиеся депутаты хотят, чтобы эти деньги были истрачены на реформу Министерства обороны. Так как все депутаты уверены в своей правоте, найти общий язык они не могут. Сдаваться никто не намерен, каждый гнет свою линию. Это замкнутый круг, ведь какая бы точка зрения ни возобладала, большинство будет считать, что деньги истрачены неправильно. Большинство всегда будет в проигрыше.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Дело в том, что данная тема довольно близка мне, по крайней мере, ввиду двух причин. Во-первых, я сам уже давно интересуюсь феноменом креативности и возможностью ее применения в науке и технике. Во-вторых, мне довелось некоторое время сотрудничать в качестве тренера по креативности с одной крупной бизнес-структурой своего города, где я научился не только применять различные методы на практике, но и обучать этому других людей.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Основной признак мошенничества, указанный в уголовных кодексах — использование неосведомленности другого лица с целью нанесения ему материального ущерба. Однако каждому понятно, как трудно доказать эту цель. А уж людей, не осведомленных в вопросах, скажем, ядерной физики, — пруд пруди. Сами, можно сказать, напрашиваются.
    С другой стороны, что чаще всего пишут в результатах общеизвестного анализа? «Яйца глист не обнаружены». То есть, может быть, они и есть, но не обнаружены. Может, смотрели плохо. То же самое можно отнести к проверке любого сомнительного эксперимента, автору которого удалось получить «умопомрачительные» результаты. Главное здесь — чтобы этим результатам поверил хоть кто-нибудь в научном сообществе. Остальное приложится. «Вы не видите результата? Плохо смотрели — вот NN видит». Надо повторять, и результат будет.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • От чего зависит наше душевное спокойствие? В юности мы беззаботны и радостны, полны сил и энергии. Прожитые годы, перенесенные личные неудачи меняют наш характер: кто-то становится беспокойнее, кто-то уходит в себя, а кто-то бросается в «публичную жизнь». Но одновременно всех нас накрывает волна — перелом в общественной жизни, в случае с Россией — это смена общественной формации. Что же происходит с нашей психикой во время катаклизмов? Психическим здоровьем занимается психиатрия — отрасль медицины, которая тесно связана с философией, психологией, этикой, социологией, лингвистикой, биологией, генетикой и другими отраслями знаний.



  • ...А дороги! Знаменитые римские дороги во многих частях Европы использовались по прямому назначению вплоть до начала XX века. Какую современную дорогу можно использовать... нет, даже не две тысячи лет, а хотя бы пару сотен? Хотя бы 20 лет без ремонта? Чтобы по достоинству оценить цифры, которые я приведу чуть ниже, нужно хорошо представлять себе, что за инженерное сооружение такое - римская дорога. Сначала - роется траншея глубиной примерно метр. Если почва некрепкая, заболоченная, в дно траншеи забиваются дубовые сваи. Края траншеи укрепляются каменными плитами. Затем, как в пироге, выкладываются разные слои - крупного камня, камня помельче, песка, снова камня, извести, черепичного порошка... "Слоеный пирог" заполняет всю вырытую траншею. Сегодня это называется дорожной подушкой. Сверху на подушку кладется собственно дорожное покрытие - каменные плиты, расположенные небольшой горкой, чтобы дождевая вода стекала с центра дороги в боковые дренажные канавы. На римские дороги расходовалось больше каменного материала, чем на дороги современные. На секунду напомню, что экскаваторов тогда не было. И камни обтесывали вручную.

    • Страницы
    • 1
    • 2