О трудностях изучения славянской мифологии. Часть 2

Ср, 04/15/2015 - 22:41

ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ

Подобно тому, как пространство имеет четыре главных направления, так и время имеет четыре главные отправные точки, тоже связанные с движением солнца: зимнее и летнее солнцестояние, осеннее и весеннее равноденствие. Смену времен года наши предки объясняли извечной борьбой сил света и тьмы. Осенью силы тьмы похищают Солнце или что-либо ему принадлежащее и дающее силу. Мир постепенно погружается во мрак. В роли похитителя чаще всего выступает змей, исконный обитатель Нижнего мира. Ему противостоит герой-змееборец, персонаж, известный во всех индоевропейских мифах. Когда тьма уже, казалось, окончательно поглощала мир, он настигал похитителя, сражался с ним и загонял злодея в Нижний мир (во многих преданиях — на дно морское). Пользуясь своей магической силой, герой покрывал льдом моря, реки и озера, чтобы не дать змею вновь вырваться на свободу. Происходило это в темные и холодные дни зимнего солнцестояния.

Погружение темной силы подо льды — лишь преддверие победы. Пробудившиеся от колдовского сна силы света еще слабы. Им не победить без помощи людей. Праздники, приуроченные к зимнему солнцестоянию — время великого чародейства, цель которого — помочь солнечному герою-змееборцу одержать окончательную победу. Главные обряды этих дней — возжигание нового огня в домашнем очаге, пение священных песен, театрализованные действия, изображающие поединок солнечного героя со змеем.
На весенние праздники, когда победа уже близка, зажигают костры на возвышенностях и катаются по земле, отдавая ей свою силу. Наконец силы тьмы побеждены, с шутками и прибаутками люди сжигают или хоронят чучело, изображающее умершую Зиму.

Освобожденное Солнце достигает высшей славы и могущества в летнее солнцестояние. В эти дни воды становятся целебными, а травы набирают полную силу. Но радость не бывает полной. В некоторых вариантах мифа солнечный герой гибнет, завершив свой подвиг, в некоторых — бывает ранен или попадает в плен. И Солнце постепенно теряет свою силу, день сокращается. Скоро змей вновь вырвется на свободу и совершит свое злое деяние.

Вселенская драма повторяется вновь и вновь, и солнечный герой-змееборец не сможет одержать в ней победу без активной помощи человека. Не покатавшись весной по земле, не вынеся свой домашний огонь на возвышенность для поддержания огня космического, не совершая круглый год обрядовых действий, человек обрек бы мир на вечную тьму. Таково было убеждение древнего славянина.

Многочисленные сказки, повествующие о победе богатыря над Змеем Горынычем — отражение этого мифа. В некоторых сказках, сложившихся уже под сильным христианским влиянием, в роли солнечного героя выступает святой Георгий или архангел Михаил. Изначально же в роли солнечного героя, вероятно, выступал Перун, поражающий Велеса-змея. Перун и Велес сражаются — и змей прячется от громовержца сначала в дереве, потом в камне, в человеке, в животном, и наконец в воде. Наряду с солнечным круговоротом поединок Перуна и Велеса воплощал и другие явления природы. Змей может быть похитителем не только солнечного огня, но и животворящих вод. Пока боги сражаются, в небе сверкают молнии и слышатся раскаты грома. Перун побеждает, освобождает небесные воды, и на землю устремляется животворящий дождь. Он напоит пашни, над которыми скоро засияет солнце.

Некоторые переложения древнего предания о похищении и спасении солнца звучат совсем по-детски наивно. Например, именно таким переложением считают мифологи сказку о Петушке — Золотом гребешке. Ту самую, где петушка похищает лисица, а котик-братик отправляется его выручать. Ведь петух, птица, предвещающая своим пением рассвет, — один из самых распространенных солнечных символов. В ряде фольклорных славянских текстов петух является творцом обитаемого мира. Например, в такой словенской легенде:
В давние времена земля была пустынна, ничего на ней не было — только камень. Пожалел о том бог, и послал своего петуха, да оплодит он землю. Кочет сел в пещере и снес чудесное яйцо, из которого истекло семь рек. Они наводнили равнины, и вскоре все кругом зазеленело, запестрело цветами и преисполнилось всяких плодов; без забот, счастливо жили в том раю люди. Высоко в небе сидел божий кочет и каждый день возглашал смертным: когда они должны пробуждаться от сна, когда трудиться и когда приступать к трапезе.

Другие материалы рубрики


  • ...Немало сделал в борьбе со старением организма отечественный физиолог Александр Александрович Богомолец. Он подтвердил справедливость тезиса о том, что близкий телесный контакт с молодыми женщинами, в определенной степени является методой омоложения. К такой методе три тысячи лет назад прибегал царь Соломон. С научной точки зрения, при этом половые железы выбрасывают в организм добавочное количество гормонов, прежде всего, тестостерона, который имеет множество эффектов, начиная от наращивания мышечной массы и заканчивая интенсивностью либидо и способностью его реализовать на физическом уровне. Он был солидарен с тысячелетними учениями Востока и Запада, объявлявшими залогом здорового долголетия самоограничение и воздержание от излишеств. По мнению ученого, единственный реальный способ отдалить старость и продлить свои годы — это «разумное управление своей жизнью».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Другой пример расправы монополистов с профсоюзом можно найти в анналах Управления, в которых рассказывалось о подавлении стачки на заводах «Рэмингтон Рэнд» в г. Илионе. Введение чрезвычайного положения, наводнение города вооруженной охраной, патрулировавшей улицы, полная изоляция рабочих от внешнего мира и неограниченный произвол фабрикантов из «Рэмигтон Рэнд» — такова была картина, продемонстрировавшая бессилие НУТО. Длинный список подобных примеров можно было бы продолжить...



  • Греческие мифы были подробно записаны еще тогда, когда они были живым элементом духовной жизни Древней Эллады, и в таком виде сохранились до наших дней. С германской мифологией мы знакомы благодаря Снорри Стурлусону, исландскому поэту, создавшему Младшую Эдду (книгу скандинавских преданий) в XIII в., лет через двести после официального принятия Исландией крещения, можно сказать, по свежим следам. К сожалению, в распоряжении историков и культурологов нет ясного, связного и достоверного изложения религиозных представлений славян дохристианской эпохи. Мы имеем лишь отрывочные сведения. Упоминания о древних славянских богах можно найти в христианских средневековых летописях, записках арабских путешественников, воспоминаниях образованных византийцев, которым часто доводилось общаться со славянами. Но все эти упоминания довольно смутны. Авторы не желают вдаваться в подробности. Важную информацию дают археологические находки культовых изображений дохристианской эпохи, однако в этом случае приходится строить догадки, кого именно изображает найденный в земле кумир, что означают те или иные детали его внешности. Довольно много можно почерпнуть, изучая фольклорные сюжеты, обряды и поверья, которые и поныне живы в крестьянской среде. Но информация в них как бы зашифрована. Те, кто пересказывает дошедшие из невероятной древности сказки и заговоры, часто сами не понимают, что именно они означают.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Испокон веков люди прятали ценности, даже когда их сокровищам не угрожала никакая опасность. Причиной тому зачастую была вера в загробную жизнь, и у многих древних народов принято было готовиться загодя к потустороннему существованию. И хотя народная мудрость гласит: “В гроб с собой золото не возьмешь”, — древние предпочитали свои сокровища прихватывать на тот свет.
    В исландских сагах рассказывается, как некто Скаллагрим, заботясь о своем загробном будущем, еще при жизни утопил в болоте сундук с серебром. Его сын Эгиль, известный скальд (поэт-певец у древних скандинавов), получил в награду от английского короля два сундука с серебром и незадолго до своей смерти с помощью рабов зарыл сокровища в укромном месте, а рабов перебил. А предводитель викингов города Йомсборга, Буи Толстый, когда его смертельно ранили в морском бою, поспешил выпрыгнуть с двумя сундуками золота за борт корабля — таким образом он материально обеспечил свое прибытие в мир праотцов.
    В течение тысячелетий копилось на земле богатство, чтобы затем уйти вместе с владыками в землю или исчезнуть в пламени погребального костра. Особой пышностью сопровождались похороны любимца Александра Македонского Гефистиона: в погребальный костер были брошены оружие, золото, серебро и драгоценная одежда умершего. В 410 году в Италии умер король готов — Аларих. Чтобы оградить место захоронения своего короля, его подданные перегородили реку плотиной, а когда русло обнажилось, вырыли на дне реки огромную усыпальницу.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Надо быть крайне осторожным и взвешенным в оценках, когда сталкиваешься с такой огромной и неоднозначной страной, как Америка (хотя это и очень непросто). Чтобы представить себе жизнь в новоанглийской деревне, нужно раз и навсегда отрешиться от предрассудков. В сороковые годы прошлого века историк Льюис Мэмфорд высмеял излишне идеализированное представление об американцах как об отважных «пионерах», будто бы сбросивших ветхие одежды Европы и создающих новые формы социально-экономической жизни. В действительности, писал он, в поселениях Нового Света «вспыхнули в последний раз потухающие отблески средневекового строя». Впрочем, в Новой Англии условия были все же иными, чем в Европе.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...Западный фронт. Германские подразделения ночью скрытно проникли в обширную рощу с прилегающей к ней разрушенной деревней и готовились к атаке. Французские и бельгийские командиры не знали о численности вражеских войск и артиллерии. И тогда в воздух поднялся аэроплан для разведки. Вместе с пилотом в нем находился бельгийский король Альберт I. Немцы открыли по машине сильный огонь. Шрапнель рвалась совсем рядом. Но самолет не ретировался. Избегая попаданий, он маневрировал, то спускаясь по крутой спирали вниз, то стремительно поднимаясь зигзагами вверх.
    С аэроплана были выброшены сигналы, и тяжелая артиллерия союзников обрушила град снарядов по обнаруженному скоплению противника. Только после этого самолет приземлился. Германская пехота понесла большие потери...

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Для «большой» экономики важен наметившийся во второй половине 1990-х годов рост производства продуктов питания (хлеб, вода, мед, травы, сыр, вино, чай) под «церковной» маркой. Практически в каждой области на прилавках продовольственных магазинов можно найти «церковную» или «монастырскую» воду и мед, в крупных городах — церковные пекарни. Как правило, производители позиционируют не только их моральные («церковные»), но и материальные («экологичность») признаки. Фактически на наших глазах создается сектор «чистой» пищевой продукции, реальная роль церкви в котором ясна не вполне. Учитывая успех подобного рода продуктов в европейских странах, вполне возможно, что в России кампания борьбы за «чистоту» пищи будет иметь очевидный «православный» привкус.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • ...В начале XIX века А. С. Грибоедов показал горе от ума в нашем мире. В его сочинении непонятым и страдающим стал умный человек. За два столетия многое изменилось. Нынче эпитет "умный" - наиболее желанный и почетный для людей; а сам разум - признанный авторитет при решении любых проблем. Однако теперь он окончательно "с сердцем не в ладу". Утратив эту связь, человек многое потерял и в самом себе, но счастья не обрел. При всех внешних достижениях в опустошенном рационализмом внутреннем мире "умных" тревожно, тускло, убого. В итоге формула Грибоедова приобрела прямой смысл: всем людям горе от ума. Они увидели в нем земного Бога, а он оказался кесарем мира сего.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Сегодня Украина представляет собой больную республику с непредсказуемым политическим курсом. Отсутствие национального единства, постоянная нестабильность и общий кризис человеческих отношений говорят о необходимости четкого определения духовных ориентиров украинского общества. Это возможно сделать только через конкретную декларацию — путем изменения государственной политической системы либо смены верхушки политической элиты.
    В последнее время у нас активно предлагается изменение государственного строя на парламентско-президентскую или даже монархическую форму правления. Однако имели ли место подобные прецеденты ранее на украинской почве?
    Не останавливаясь на государственном образовании в форме гетманата, традиционного для Украины ХVII-ХVIII вв., рассмотрим попытки создания монархического государства в нашей стране в XX веке.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4