Патрульный бомбардировщик США P2V "Нептун". Часть 1

Пнд, 06/01/2015 - 18:18

Серийный P2V-2 с чисто пушечным вооружением и куполом астронавигационной системы за кабиной; под крылом пусковые устройства неуправляемых ракет

Патрульный бомбардировщик P2V-2 «Нептун» Bu.Aer. №124238 на полигоне авиавооружения ВМС Чайна Лейк

Самолет P2V-2N «Полярный медведь» с колесно-лыжным шасси из эскадрильи VX-6 взлетает с ускорителями с аэродрома Харвуд в декабре 1955 г. Он разбился в операции «Дип Фриз» II на антарктической станции «МакМердо»

Самолет P2V-2N Bu.Aer. №122465 с бортовым номером «9» и надписью «Boopsie» и с эмблемой пингвина (символ эскадрильи VX-6) и бортовым номером «4» (одна и та же машина) в середине 1955 г. Архив И. Величко

НАЧАЛО СЛУЖБЫ

С окончанием войны с Японией военные заказы стали сокращаться. Все P2V-1 установочной серии были поставлены флоту, но контракт на 151 серийных P2V-2 был сокращен до 81-го экземпляра. Положение фирмы Локхид осложнялось еще и тем, что у нее появился конкурент: 6 июля 1944 г. фирме Мартин был выдан заказ на постройку двух опытных самолетов М-219. В этом проекте конструкторы попытались улучшить характеристики патрульного бомбардировщика за счет комбинированной силовой установки. Первый XP4M-1 «Меркатор» с двумя поршневыми двигателями R-4360-4 мощностью по 3250 л.с. и двумя турбореактивными J33-A-10A тягой по 2090 кгс впервые поднялся в воздух 20 сентября 1946 г., однако предпочтение все же было отдано самолету фирмы Локхид. На это решение повлияли и высокая степень новизны конструкции P4M-1, и больший уровень доведенности P2V-1, а также положительный опыт эксплуатации патрульных самолетов Локхид «Вентура», тогда как морские бомбардировщики Мартин JM-1 и -2 флот принял только в качестве тренировочных. Кроме того, появилась возможность расширения рынка сбыта более дешевых патрульных бомбардировщиков фирмы «Локхид» за счет их поставок или передачи в аренду союзникам США.
Это привело к прекращению серийного производства P4M-1, все 19 построенных «Меркаторов» были переоборудованы в самолеты радиоэлектронной борьбы и служили до замены их реактивными A3D-1Q «Скайуорриор», а с сентября 1946г. начались поставки «Нептунов».

Последний P2V-1 был завершен 6 марта 1947 г., а их эксплуатация началась 13 марта 1947 г. в патрульной эскадрилье VP-ML-2 в Мирамаре. Командование VP-ML-3, VP-ML-4 и других патрульных эскадрилий с нетерпением ждало новые P2V-2, прототипом которых стал пятый P2V-1 №89086, облетанный 7 января 1947 г., а первый серийный был готов 20 мая. На «двойку» установили новые двигатели R-3350-24W с трехлопастными винтами «Гамильтон Стандарт». Благодаря увеличению степени сжатия и коэффициента турбонаддува, а также введению впрыска воды, мощность каждого мотора возросла до 2500 л.с. без впрыска воды и 2800 л.с. со впрыском, что позволило расширить боевые возможности самолета. Кроме того, спиртовую противообледенительную систему заменили электрической.

В носу неподвижно смонтировали шесть 20-мм пушек AN-M2/E для стрельбы по кораблям и подлодкам, а далее ставили усовершенствованные AN-M3. Начиная с 9-го самолета кормовую турель «Белл» заменили на «Эмерсон»: на первых семнадцати Mk.III, затем появилась улучшенная Mk.IV, а с 24-й машины устанавливалась Эмерсон X-220-RH-1 с двумя 20-мм пушками. На ней же появился гиростабилизированный бомбовый прицел Mk.18 Mod.0 с повышенной точностью.

На P2V-2 впервые появились средства для сброса гидроакустических буев — плавучих устройств, позволяющих пеленговать идущую под водой субмарину с разных направлений и тем самым определять ее текущие координаты. Для этого начиная с 9-го самолета серии пришлось увеличить длину фюзеляжа на 0,76 м, вес пустого достиг 15394 кг, а максимальный взлетный — 28590 кг. Несмотря на это скорость достигла 514 км/ч. Потолок и дальность несколько ухудшились — до 7925 м и 6405 км соответственно.

Последний P2V-2 был поставлен ВМС в июле 1948 г. Машины №122465 и 66 из эскадрильи VX-6, обозначенные P2V-2N, использовались для научных исследований, метеоразведки и спасательных операций в Арктике; с них сняли вооружение, зато смонтировали один из первых в мире авиационных магнитных детекторов. Для взлета со снега и льда они имели лыжи длиной 4,87 м, которые при уборке прижимались к обтекателям под мотогондолами и носовой частью фюзеляжа. Такие варианты получили общее название «Полярный медведь».
Одна из «двоек» была переоборудована в летающую лабораторию P2V-2S для отработки поисковой РЛС, антенна которой размещалась под фюзеляжем в обтекателе, другая, №122449, стала прототипом самолета P2V-3С — первого носителя атомных бомб на флоте. Еще 3 самолета этой модификации в 1948 г. использовались ВМС США совместно с министерством внутренних дел для картографирования территории Аляски, облетав и сфотографировав эту безлюдную землю. Масштабных аэрофотосъемок этого региона не проводилось с 1929 г., когда две летающие лодки Лонинг OL-8 сняли около 34000 кв.км территории. Работа была проведена самолетами эскадрильи VP-4, базировавшейся на Уитби Айленд (штат Вашингтон). В частично остекленном носовом отсеке фюзеляжа были установлены стандартные 305-мм камеры К-17, а в большом хвостовом люке смонтировали 152-мм триангулятор. В общей сложности было снято 78000 кв.км территории в интересах геологоразведки, лесопромышленности, рыболовства и энергетики.
Завод «Вега» построил 81 самолет P2V-2, летные качества которого оказались весьма высоки.