Патрульный бомбардировщик США P2V "Нептун". Часть 1

Пнд, 06/01/2015 - 18:18

Погрузка атомного бомбардировщика P2V-3С «Нептун» из эскадрильи VC-5 на авианосец «Мидуэй», 1949г.

Адмирал Честер Нимиц предлагал с помощью самолетов P2V-3С наносить атомные удары по Советскому Союзу с борта авианосцев

Самолет P2V-4 борт 205 из эскадрильи резерва ВМС США на авиабазе Мемфис

Самолеты P2V-5 «Нептун» после войны заменили четырехмоторные PB4Y-2 в эскадрильях VP-HL-4 и -13 в качестве носителей планирующих бомб ASM-N-2 «Бэт»

ПОСЛЕДНЕЕ СРЕДСТВО УСТРАШЕНИЯ

Шестого августа 1948 г. был облетан головной «Нептун» модели 326 — P2V-3. Он имел двигатели R-3350-26W по 2300 л.с. на нормальном взлетном режиме и по 3200 л.с. со впрыском воды, с трехлопастными винтами «Гамильтон Стандарт», и индивидуальные реактивные выхлопные патрубки, дававшие небольшую дополнительную тягу. Флот получил 40 таких самолетов, а развитие модификации продолжалось.

Монопольное владение ядерным оружием в послевоенные годы позволяло США проводить внешнюю политику с позиции силы. Военным выражением этого стала стратегическая доктрина «массированного возмездия», реализация которой возлагалась на стратегическую авиацию. Ее B-29 базировались на территориях союзников США вокруг СССР, однако в сети авиабаз имелись разрывы, приходящиеся на морские и океанские направления, да и американцам, более века использовавшим ВМС в качестве основной ударной мощи, импонировала концепция морской силы.

Разрешить противоречие между ВВС и ВМС попытался адмирал Нимиц, предложивший наносить массированные атомные удары как с наземных аэродромов, так и с ударных авианосцев.
С конца 1945 г. командование ВМС США приступило к обсуждению таких возможностей, началась разработка суперавианосца водоизмещением 60000 т, и флот объявил конкурс на создание палубного самолета, способного поднимать нагрузку, равную весу «Толстяка» — атомной бомбы, взорванной над Нагасаки 9 августа 1945 г. Серийное производство боеприпаса Mk.III началось в апреле 1947 г. и продолжалось до апреля 1949 г. Всего их выпустили около 120 штук, но уже в конце 1950 г. все Mk.III сняли с вооружения, а их плутоний использовали в более совершенных Mk.4 с зарядом W-4, с так называемым «левитирующим» ядром. Оно могло быть выполнено в трех вариантах: из урана-235, из плутония-239 или составным из плутония и урана. Соответственно тротиловый эквивалент варьировался от 20 до 40 кт.

Заряд разместили в носу бомбы, а легкие блоки автоматики передвинули в хвост, сместив центровку вперед и улучшив устойчивость на траектории — круговое вероятное отклонение при сбросе с высоты 10000 м теперь не превышало 160 м. При доводке аэродинамической компоновки бомбы ее создатели решили проконсультироваться у известного авиаконструктора Джека Нортропа. Он одобрил центровку бомбы и ее каплевидную форму, но выразил недоумение по поводу толстостенного стального корпуса. Для него было очевидно, что использование наборной конструкции из легких сплавов авиационного типа позволит сэкономить около тонны массы. Что-либо менять в Mk.4 было уже поздно, но все последующие американские атомные бомбы имели легкий корпус.

В носовой части бомбы сделали люк, через который можно было прямо в полете установить внутрь заряда ядро из делящихся материалов, что существенно увеличило безопасность при полетах с ядерным оружием на борту. Это был первый по-настоящему боеспособный атомный боеприпас, на котором устранили большинство недостатков Mk.III. Бомба имела значительно лучшие, чем предшественница, эксплуатационные качества. Сборку основных элементов боеприпаса можно было выполнить менее чем за час. Конструкция была приспособлена к длительному хранению в собранном состоянии.

Первая Mk.4 поступила на вооружение 19 марта 1949 г., и до мая 1951 г. выпустили около 550 этих бомб, составлявших с 1950 по 1953 гг. основу ядерного арсенала США. С июля 1952 г. по май 1953 г. все они были сняты с вооружения и заменены более эффективными бомбами того же класса Mk.6 и малогабаритными Mk.5.
Конкурс на создание палубного атомного бомбардировщика выиграла компания Норт Америкен, получив 24 июня 1946 г. заказ на самолет XAJ-1 «Сэвидж», носитель атомной бомбы Mk.4. Но поставки «Сэвиджа» не могли начаться ранее осени 1949 г. Чтобы подстраховаться на случай неудачи с ним и не упустить возможность создать авианосные ядерные силы, командование ВМС приняло решение приспособить для этой цели «Нептун»: только он мог поднять 4 тонны боевой нагрузки с борта авианосца. Авиация флота уже экспериментировала со взлетами с палубы авианосцев самолета В-25 и его морского варианта РВJ-1Н, «Нептун» был значительно крупнее, но и корабли увеличились. В испытательный центр авиации ВМС NATC (Naval Air Test Center) в Патаксент Ривер (штат Мэриленд) прибыл «Нептун», на который установили 8 твердотопливных ускорителей JATO (Jet Assisted Take off) фирмы «Аэроджет», создавших тягу 35 тс в течение 12 с. Без них взлет с палубы самолета весом 31750 кг при полной заправке и с атомной бомбой был невозможен даже с более мощными двигателями R-3350-26W по 3200 л.с.

Ведущим летчиком-испытателем стал капитан 2 ранга Дэвис, командир «Свирепой Черепахи». Завершив испытания с сухопутного аэродрома, 27 апреля 1949 г. два Р2V-2 были погружены на борт стоявшего в гавани Норфолка авианосца «Корал Си» с баржи. Ночью авианосец вышел в Атлантику, а в 7 часов 16 минут 28 апреля 1949 г. Дэвис поднял P2V-2 №122449 в воздух. Вслед за ним Дж. П. Уитли взлетел на втором «Нептуне».

Заводские испытания опытного XAJ-1 начались 3 июля 1948 г., а 13 июля 1949 г. началась их эксплуатация в эскадрилье VAH-15. «Сэвидж», лучше приспособленный к базированию на корабль, все же стал первым строевым носителем атомного оружия ВМС США. Тем не менее 12 «Нептунов» были оборудованы для взлета с авианосца и получили обозначение Р2V-3С. Они получили более мощные двигатели и почти вдвое больший запас топлива, а самое главное — могли нести урановую бомбу «пушечного» типа мощностью около 10 кт. Это была первая американская атомная бомба «Малыш», такая же, как и сброшенная на Хиросиму 6 августа 1945 г. Серийная бомба отличалась от «Малыша» лишь деталями, длина ее была около 3 м, диаметр 0,62 м и вес 4,1 т. «Сэвидж» мог также нести бомбу Mk.III, она имела мощность 20 кт при весе 4,5 т, длине 3,2 м и диаметре 1,5 м.
В январе 1948 г. была сформирована эскадрилья VC-5 для испытаний тяжелых штурмовиков и отработки тактики нанесения ядерных ударов с авианосцев. Ее возглавил капитан 1-го ранга Джон Т. Хэйуорд, возглавлявший до этого один из специальных отделов планирования американских вооруженных сил. На базе этой части должны были формироваться строевые эскадрильи тяжелых штурмовиков.