Патрульный бомбардировщик США P2V "Нептун". Часть 1

Пнд, 06/01/2015 - 18:18

Самое необычное оборудование ОР-2Е — устройство сброса сейсмических датчиков, которые должны были засекать движение грузовиков по скрытой в джунглях Вьетнама и Лаоса «тропе Хошимина»

«Охотник за грузовиками» ОР-2Е из эскадрильи ВМС США VO-67 над джунглями Таиланда, декабрь 1967 г.

Самолеты ОР-2Е №131462, 131528 и 131484 из эскадрильи ВМС США VO-67, Таиланд, конец 60-х гг. Архив И. Величко

В январе 1949 г. все двенадцать Р2V-3C (прототип №122449 и 11 серийных) были переданы в VC-5. Экипажи отработали взлет с применением JATO с сухопутного аэродрома, и 4 марта 1949 г. три «Нептуна» были погружены на авианосец «Корал Си» у Атлантического побережья Америки. Через три дня Хэйуорд на самолете №122968 взлетел с палубы с весом 33641 кг, пересек всю территорию США, сбросил весогабаритный макет А-бомбы на западном побережье и вернулся на аэродром на побережье восточном, пробыв в воздухе 23 ч и пролетев 7240 км. Маршруты остальных самолетов, взлетавших с весом 29510 кг и 24970 кг, были короче.

С марта по июнь было выполнено 30 взлетов с трех авианосцев класса «Мидуэй». Палубы этих кораблей были усилены, их оснастили спецоборудованием, позволявшим сорока высококвалифицированным специалистам производить сборку атомных бомб за 48 ч, так как меры безопасности требовали собирать бомбы незадолго перед подвеской на самолет.
В сентябре 1949 г. флот продемонстрировал свои достижения высшим офицерам Армии, ВВС и чиновникам Пентагона, доставив министров обороны Луиса Джонсона и авиации Стюарта У. Сайлингтона, а также председателя Объединенного Комитета Начальников Штабов генерала Омара Н. Брэдли с борта «Мидуэя» в Вашингтон на атомном бомбардировщике Р2V-3C, который пилотировал Хэйуорд.

Пятого октября 1949 г. капитан II ранга Эшуорт взлетел с курсировавшего вблизи Норфолка авианосца, вышел в зону Панамского канала, развернулся на север к авиабазе ВМС Корпус-Кристи и сел в Сан-Диего в Калифорнии — за 25 ч 45 мин он прошел 7724 км. Взлетев с палубы авианосца 7 марта 1950 г., самолет Р2V-3С преодолевает 8140 км за 26 ч. Наконец, 21 апреля 1950 г. были зафиксированы максимальный взлетный вес 33869 кг и дальность 8297 км.

Для посадок на авианосец Р2V-3С №122969 был оборудован тормозным гаком вместо хвостовой турели, и Хейуорд с сокращенным до минимума экипажем выполняет 182 посадки на участок ВПП, оборудованный аэрофинишером, после чего рекомендует начать испытания по посадке на борт авианосца.

Однако с самого начала было понятно, что нормальная эксплуатация «Нептуна» с авианосцев существующих размеров невозможна из-за его больших габаритов и веса, а также нескладывающегося крыла, не только не позволявшего опускать самолет P2V в ангар под палубой, но и блокировавшего одновременные полеты «Нептунов» и самолетов других типов с «нормальными» размерами. Кроме того, одобренное в июле 1948 г. строительство авианосцев класса «Юнайтед Стейтс» с вдвое большим, чем у предшественников, водоизмещением было прекращено. Все это, а также появление серийных AJ-1 стало причиной запрета посадок Р2V-3С на палубу.

Освоение «Сэвиджей» строевыми пилотами шло с большими проблемами, и тем не менее 6 января 1950 г. командование флота заявило о готовности к нанесению ядерных ударов с авианосцев. Обострение международной обстановки с началом участия китайских войск в войне в Корее побудило американцев увеличить свою морскую мощь, в том числе нацеленную на европейскую часть СССР. В начале февраля 1951 г. три Р2V-3С и шесть AJ-1 из эскадрилий VC-5 и VC-6 были объединены в спецгруппу и направлены в Порт-Лайаят (Port Lyautey) в Марокко. Это был первый перелет через Атлантику палубных самолетов (правда, выполнялся он с дозаправкой на Азорских островах) и первый случай дислокации ядерных сил флота США вне пределов Американского континента.

«Сэвиджи» регулярно тренировались в посадках на палубу больших авианосцев, «Нептуны» же оставались на берегу и в основном использовались как самолеты поддержки. Их предполагалось кранами грузить на авианосцы 6-го флота США, курсировавшие в Средиземном море, ближе к целям в СССР. После нанесения ядерных ударов они должны были возвращаться на базы союзников в том регионе или произвести посадку на воду. В случае необходимости «Нептуны» могли наносить удары и взлетая с сухопутных аэродромов в Средиземноморье.

Несмотря на все эти сложности и трудности, Р2V-3С успел послужить мощным аргументом во внешней политике США в качестве «окончательного средства устрашения». Кроме Р2V-3С было выпущено тридцать Р2V-3W с новой поисковой РЛС АN/APS-20, антенна которой устанавливалась под фюзеляжем под большим обтекателем, что стало характерным признаком этой модификации и всех последующих. Для работы с новым локатором в экипаж были введены два оператора.

Три Р2V-3С и два Р2V-3W были переоборудованы в вариант Р2V-3B путем установки системы маловысотного бомбометания АSВ-1 с радиолокационным прицеливанием. На самолете №124889 позднее установили целиком носовой отсек от реактивного бомбардировщика A3D-1 «Скайуорриор», и РЛС АN/APS-20 с ее обтекателем под фюзеляжем были сняты.
Последними «тройками» стали два Р2V-3Z, предназначенные для перевозки высшего командования флота в передовые районы его базирования и зоны военных конфликтов. Для этого был оборудован VIP-салон с бронированным полом, улучшенным интерьером с шестью пассажирскими креслами и двумя иллюминаторами с каждого борта. Экипаж состоял из пяти человек, хвостовая турель была сохранена.
Последний восемьдесят третий Р2V-3 был поставлен флоту в январе 1950 г.