Патрульный бомбардировщик США P2V "Нептун". Часть 1

Пнд, 06/01/2015 - 18:18

ПОВЫШЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Четырнадцатого ноября 1949 г. в воздух поднялась очередная модификация «Нептуна» — Р2V-4 (модель 426). Самолет планировали оснастить двигателями Райт R-3350-30W с системой наддува «Турбо-компаунд» мощностью по 3250 л.с. на взлетном и 3700 л.с. на боевом режиме. Наилучшая экономичность достигалась на номинале при 2600 л.с. Сбрасываемые баки под законцовками крыла добавляли еще 2650 л топлива, что должно было позволить совершать полеты на дальность 6760 км с полной бомбовой нагрузкой и оборудованием общей массой 4500 кг. Но установка более мощных моторов с 4-х лопастными винтами, увеличение запаса топлива и установка нового обзорного радара с более объемным обтекателем под фюзеляжем, а также повышение прочности конструкции привели к увеличению максимального взлетного веса самолета. Тем не менее максимальная скорость ожидалась 466 км/ч.
В 1948 г. ВМС США заказали 52 таких самолета. Первые, построенные в феврале 1950 г., были сданы с двигателями R-3350-26W, поставки моторов модели 30W начались весной 1951 г., и к ноябрю ими были переоборудованы все ранее выпущенные самолеты P2V-4. Расчетные характеристики были достигнуты.

На борту P2V-4 впервые появились новые 20-мм авиационные пушки M24 — шесть неподвижных в носовой части и две в хвостовой турели. Боезапас носовых пушек составлял по 200 снарядов, кормовых — по 400 на ствол. В средней части самолета располагалась турель с двумя 12,7-мм пулеметами (по 400 патронов).

Для ночного поиска всплывших подлодок и обеспечения их визуальной атаки в передней части бака на правой законцовке крыла установили прожектор AN/AVQ-2 мощностью 70 млн. свечей. Управляемый вручную или синхронно с прицельной РЛС APS-31A, он мог освещать водную поверхность в течение 30 секунд. Отработанный на Р2V-3W обзорный локатор АN/AРS-20 уверенно обнаруживал перископ подлодки.

«Четверка» специально предназначалась для борьбы с субмаринами с системой подачи воздуха в дизели на малой глубине «шнорхель» (или РДП по нашей терминологии) и получила прозвище «Шнорхель Снайпер» («Обрезчик шнорхелей»). Самолет был оснащен также радиогидроакустическими буями и системой приема сигналов от них, которой управлял введенный специально для этого восьмой член экипажа.

В 1962 г. в США была введена унифицированная система обозначения авиатехники ВВС, морской и армейской авиации, согласно которой самолеты P2V-4 были переименованы в P-2D, где первая литера символизировала назначение машины, число — типовой номер, а последняя литера обозначала порядковый номер модификации. То есть P-2D — это базовый патрульный самолет второго типа, а 4-я буква английского алфавита D означала номер модификации. К тому времени предыдущие варианты «Нептуна» уже потеряли актуальность, и в их отношении новая система практически не использовалась.

Начало войны в Корее принесло американским производителям оружия новые финансовые вливания. Фирма Локхид получила крупный заказ на новую, самую массовую модификацию своего «Нептуна» — Р2V-5. Первый полет головного самолета №124865 состоялся 29 декабря 1950 г. В отличие от «четверки», в носовой части установили шарообразную застекленную турель «Эмерсон» с двумя пушками калибра 20 мм и системой управления Аеrо-9С. За исключением первой серийной машины, концевые баки у этой модификации были большей емкости. Самолеты с номерами 124865-127780 могли ставить морские мины.

В 1952 г., начиная с машины №127781, в удлиненной на 5,18 м хвостовой части фюзеляжа начали устанавливать магнитометр АN/ASQ-8. Предполагалось, что он позволит обнаруживать и классифицировать субмарины в подводном положении и следить за ними, регистрируя изменение естественного магнитного поля Земли, вызванное влиянием магнитного поля корпуса.

Начиная с машины №131400 стали ставить усовершенствованный обзорный радар APS-20C, прицельный локатор APS-31A перенесли под хвостовую часть фюзеляжа, а в баке на правой законцовке крыла остался только прожектор. В состав экипажа ввели тактического координатора, который обеспечивал обнаружение и атаку цели, передавая летчикам информацию с индикаторов на своем пульте для оценки тактической обстановки и принятия решения на применение оружия.

Рост взлетного веса из-за установки дополнительного рабочего места и замены электропривода руля высоты на гидравлический бустер был компенсирован уменьшением емкости концевых баков с 1325 до 757 л. На самолетах №127754-131479 вместо моторов R-3350-30W устанавливались более совершенные R-3350-30WA.
Всего выпустили 424 «пятерки». Первая партия в 147 машин предназначалась для США, Великобритании и Австралии. Последний P2V-5 вышел из сборочного цеха в начале 1954 г. В 1962 г. самолет получил унифицированное обозначение Р-2Е.

(Продолжение следует)

[/restrict]