Патрульный бомбардировщик США P2V "Нептун". Часть 2

Пт, 06/05/2015 - 12:22

Оснащенный колесно-лыжным шасси и ракетными ускорителями самолет P2V-7LP (LP-2J) из эскадрильи VX-6 во время подготовки к операции «Глубокая заморозка», 14.10.57 г.

Оснащенный научной аппаратурой, колесно-лыжным шасси и ракетными ускорителями полярный самолет P2V-7LP из эскадрильи VX-6. Фото: архив И. Величко

ФИНАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ

Первый YP2V-7 ¹135544 был поднят в воздух 26 апреля 1954 года. Индекс «Y» присваивался в США самолетам, предназначенным для войсковых эксплуатационных испытаний. «Семерка» отличалась выпуклым фонарем кабины пилотов, кресла которых были подняты для улучшения обзора. Два поршневых двигателя R-3350-32WA боевой мощностью по 3700 л.с. и два реактивных J34-WE-36 обеспечили Модели 726 скорость до 582 км/ч. Внутренний запас топлива уменьшился до 8315 л и дальность упала до 5930 км, но это должен был компенсировать дополнительный бак емкостью 2645 л в бомбоотсеке. Хотя максимальный взлетный вес ограничен до 33175 кг, но потолок уменьшился до 6700 м. Самолет мог нести 3630 кг мин, торпед, обычных и глубинных бомб, в т.ч. атомных Mk.90 mod.0 «Бетти» и Mk.101 mod.0 «Лулу» мощностью 10 и 2,5 кТ при весе 1132 и 550 кг соответственно, а также восемь 127-мм ракет. Новая атомная глубинная бомба Mk.57 также впоследствии вошла в состав вооружения самолета P2V-7.
Часть серийных P2V-7 первых выпусков, поступивших в эскадрильи VP-9 и VP-19, имела носовую и хвостовую пушечные турели, верхнюю с двумя 12,7-мм пулеметами, но в дальнейшем, после установки магнитометра и радиогидроакустической системы J/J, от них отказались, чтобы компенсировать возросший вес.
Для ВВС США были построены семь P2V-7U, получивших обозначение RB-69A и регистрационные номера ВВС 54-4037 — 54-5043. Все они сохраняли пусковые устройства для НАР, но концевые баки на некоторых из них были демонтированы. Эти самолеты предназначались для радиотехнической и радиолокационной разведки с помощью РЛС бокового обзора, антенна которой располагалась по правому борту фюзеляжа за крылом. Под хвостовой частью были установлены три обтекателя антенн систем регистрации радио- и радиолокационных сигналов.

Американцы постоянно вели радиоразведку у границ стран Варшавского Договора, в этом участвовали и самолеты RB-69А, например, борт ¹54-4041 в 1958 г. был дислоцирован в Западной Германии на авиабазе Висбаден.

Четыре P2V-7LP (номера 140434, 140436, 140437 и 140439) вошли в исследовательскую эскадрилью VX-6 ВМС США, обеспечивавшую работу научно-исследовательских экспедиций в Антарктике. Они получили концевые топливные баки увеличенной емкости, лыжное шасси, на 140434 устанавливалось устройство подхвата метеозондов в полете.

Как мы уже говорили, самолеты Р-2 «Нептун» принимали участие в боевых действиях над Вьетнамом. В 1966 г. на четырех SP-2H ¹ 135620, 145902, 148337 и 148353 прямо в строевой эскадрилье сняли все морское вооружение, а локатор AN/APS-20 был заменен на AN/APQ-92, лучше приспособленный к работе над сушей. На первом самолете в «бороде» под носовой частью установили оптический многодатчиковый обзорно-разведывательный комплекс TRIM (Trails & Roads Interdiction Multi-sensor) для обнаружения перемещения живой силы и техники, а также дорог, что было не по силам РЛС. В состав комплекса входили инфракрасная система переднего обзора FLIR (Forward-Looking Infra-Red) и высокочувствительная телевизионная система LLL TV (Low Light — Lewel Television), работающая при низких уровнях освещенности. Связка TRIM и комплексной цифровой системы навигации и управления огнем DIANE (Digital Integrated Attack Navigation Equipment) хорошо себя зарекомендовала и применялась также на реактивных штурмовиках A-6C. Интересной особенностью было наличие на борту датчиков обнаружения электрических импульсов системы зажигания авто-бронетехники AN/ASD-5 «Блэк Кроу» и индикатора движущихся целей MTI (Moving Target Indicator).

Затем на остальных машинах вместо бомбодержателей установили пулеметы «Миниган», а позднее и 40-мм гранатометы XH-149. Их стволы были направлены «веером» под углом 30О вниз, чем достигался эффект огненного поля. Две 227-кг фугасные бомбы Mk.82 и две зажигательные Mk.77 подвешивались под крыло. На месте ставшего ненужным противолодочного оборудования поставили спаренную 20-мм турель Aero 11/A с прицелом Mk.8 и перископом «Старлайт Скоуп» (на самолете ¹135620 магнитометра не было, и эта установка была лишь доработана постановлением перископа). Наконец, были установлены пламегасители на выхлопные патрубки моторов.
В 1970 г. Локхид переоборудовал для ВМС США один «Нептун», обозначенный NP-2H, в летающую лабораторию для испытания электрооптических систем. Под носовой частью установили стабилизированную платформу с датчиками различных типов, ориентированных по единой линии визирования. Зеркала на карданном подвесе обеспечивали стабилизацию изображения местности и сводили к минимуму влияние движения самого самолета. Результаты этой работы были использованы для создания новых прицельных систем.

На двух списанных SP-2H в 1984 г. испытывали особый вид авиатоплива, которое сгущалось при столкновении самолета с препятствием. Это уменьшало скорость воспламенения и препятствовало появлению «огненного шлейфа» — основной причины гибели пассажиров при катастрофах. Но эксперимент закончился неудачей.
До апреля 1962 г. в Америке было выпущено 311 самолетов P2V-7 всех вариантов. Кроме ВМС и ВВС США 16 машин было поставлено Японии, 15 самолетов P2V-7B с неостекленной носовой частью с четырьмя 20-мм пушками поступило в Голландию, еще несколько во Францию, Великобританию и Канаду.