Патрульный бомбардировщик США P2V "Нептун". Часть 2

Пт, 06/05/2015 - 12:22

Полярный самолет P2V-7LP из эскадрильи VX-6 выполняет подбор метеозонда с помощью захвата, установленного на раме в носовой части. Фото: архив И. Величко

Флотский самолет SP-2H «Нептун» с авиабазы Анакоста на базе ВВС США Эндрюс, 28.03.70 г. Фото: архив И. Величко

ЭКСПОРТ

Увеличение количества подводных лодок во флотах СССР и его союзников требовало расширения системы ПЛО и усиления взаимодействия флота США со своими союзниками. В то время в НАТО эксплуатировалось множество типов противолодочных самолетов, их оборудование и вооружение было слишком разношерстным, многие из них давно устарели. Широкие поставки самолетов «Нептун» решали проблему повышения эффективности и унификации ПЛО стран Запада. В соответствии с Законом о помощи в обеспечении взаимной обороны, который был подписан президентом Гарри С. Трумэном 6 октября 1949 г., некоторым странам они продавались, другим передавались во временное пользование, третьи выкупали их по остаточной стоимости.

Первым решило купить «Нептуны» правительство Австралии, и начиная с 9 ноября 1951 г. было приобретено два самолета Р2V-4, десять Р2V-5 и двенадцать Р2V-7. В Королевских ВВС Австралии самолеты имели номера основного состава А-89-301...312 для модификаций Р2V-4 и -5, а также А-89-271...281 для самолетов Р2V-7. «Нептуны» стояли на вооружении 10-й и 11-й морских разведывательных эскадрилий и предназначались для патрулирования прилегающих акваторий, проведения поисково-спасательных операций. 11-я эскадрилья была сформирована на авиабазе Таунсвилл, в 1956-1959 гг. все ее Р2V-5 были приведены к стандарту Р2V-5F на авиаремонтном заводе ВМС США в Ричмонде. Размещенная на базе Пирс 10-я эскадрилья получила свои Р2V-7 в 1961 г. Австралийские «Нептуны» стояли на вооружении до начала 1978 г. и отлично зарекомендовали себя: за более чем 25-летний период эксплуатации на них произошла только одна серьезная авария.

Береговому Командованию Королевских ВВС Великобритании было передано 52 самолета Р2V-5, обозначенных «Нептун» MR.1. Первые два самолета ¹51-15914 и 15915 поступили 13 января 1952 г. и получили регистрационные номера Королевских ВВС WX493 и 494. «Нептунами» вооружили пять эскадрилий английских ВВС: 36-ю, 203-ю, 210-ю, 217-ю и 236-ю. С 1955 по 1956 гг. фирма Скоттиш Авиэйшн модернизировала 28 самолетов, сняв оборонительное вооружение, переделав остекление носовой части и установив магнитометры. Они продолжили службу на авиабазах Кинлосс и Топклайф. Аварийность оказалась существенно выше, чем в Австралии — англичанами за три года было потеряно шесть самолетов. Восемь «Нептунов» из состава ВВС Великобритании были проданы Аргентине, а 14 возвращены США. Оставшиеся 24 не проходивших модернизацию Р2V-5 были проданы киностудии Ремус Филмс.

После непродолжительного хранения на базе резерва Дэвис Монтан 14 бывших английских «Нептунов» в декабре 1958 — апреле 1959 гг. были доработаны фирмой Локхид до стандарта Р2V-5F и переданы Бразилии. Там под обозначением Р-15 они эксплуатировались до середины 70-х гг. — до тех пор пока были сняты с вооружения в период с марта 1972 по сентябрь 1976 гг. Бразильские «Нептуны» выделялись пестрой окраской и персональными именами различных птиц и рыб.
Командованием морской авиации Аргентины 21 июня 1959 г. на авиабазе ВМС Команданте Эспора была сформирована 1-я разведывательная эскадрилья. Ей передали восемь Р2V-5, закупленных в 1957 г. в Англии. С марта 1958 по май 1959 гг. они прошли модернизацию на голландской фирме Авро Лендер и через Лиссабон перелетели в Аргентину. Четыре из них были приведены к стандарту Р2V-5F (P-2E) и вместе с четырьмя полученными из США SP-2E в течение длительного времени выполняли дальние патрульные полеты над Атлантикой. В 1977-1978 гг. из США прибыла третья партия «Нептунов» — четыре SP-2H. Аргентинцы потеряли две машины: P-2E ¹0414 разбился 7 ноября 1965 г., а SP-2E ¹0644 — 15 сентября 1976 г.

Франция в 1953 г. решила заменить разнотипный авиапарк пяти противолодочных флотилий и одной вспомогательной эскадрильи морской авиации стандартным патрульным самолетом. На вооружение 23-й, 24-й, 25-й флотилий до 1959 г. поступил 31 самолет P2V-6. Их поставки завершились в 1959 г., а в 1960 г. для 21-й и 22-й флотилий было получено еще 33 «Нептуна» в варианте P2V-7 (Р-2Н).

К 1965 г. во Франции в эксплуатации остались только самолеты P-2H из 25-й флотилии и 12-й вспомогательной эскадрильи, последняя базировалась на острове Хао в южной части Тихого океана. В дальнейшем она стала смешанной и была перебазирована на Таити, получив задачу контролировать водные пространства у острова Муруроа и обеспечивать связь при проведении Францией испытаний ядерного оружия. Это стало ее основной работой до середины 80-х гг. С появлением у Франции патрульного самолета «Атлантик» собственной разработки начался процесс окончательного снятия «Нептунов» с вооружения. Если в 1978 г. было 20 старых Р-2Н и 38 новых самолетов ПЛО «Атлантик», то к 1981 г. в строю оставалось всего 8 «Нептунов», а последний был исключен из боевого состава в 1985 г. Они возвращались в США или передавались в другие страны: так, в 1965 г. четыре Р-2Н были переданы Нидерландам.

На вооружение 320-й эскадрильи голландских ВМС с авиабазы Валкенбург в 1953 г. поступило 15 самолетов Р2V-5.
С конца 1962 г. столько же Р2V-7 получила 321-я эскадрилья. Ей довелось участвовать в боевых действиях против Индонезии, после чего она была расформирована, а 12 ее P2V-7 сменили в 320-й эскадрилье старые Р2V-5. Три оставшихся использовала 5-я эскадрилья для обучения летного состава. В 1965 г. 320-ю эскадрилью доукомплектовали четырьмя Р-2Н, полученными от Франции. Командование ВМС Нидерландов планировало заменить «Нептуны» в 1978 г., однако они были списаны только в 1981 г., когда им на смену пришли самолеты Р-3 «Орион».