Патрульный бомбардировщик США P2V "Нептун". Часть 2

Пт, 06/05/2015 - 12:22


Самолет NР-2Н «Нептун» — летающая лаборатория электронно-оптических систем Испытательного центра авиации ВМС США на авиабазе Патаксент Ривер, 26.10.72 г.

В 1960 г. двенадцать голландских «Нептунов» были модернизированы и переданы Португалии, где они использовались в эскадрилье морской разведки ВА6, базировавшейся в Монтижо. Они прослужили там до 1977 г. и были заменены турбовинтовыми С-130 «Геркулес».

Первый из 25-и заказанных в США самолетов Р2V-7 поступил на вооружение патрульной эскадрильи VP-404 «Буффало» Королевских ВВС Канады 17 марта 1955 г. Эта часть размещалась на авиабазе Гринвуд на Атлантическом побережье. Самолеты были окрашены в полную морскую синюю окраску и имели бортовой индекс «SP». Одновременно такие же самолеты получала и эскадрилья VP-405 «Игл». «Нептуны» третьей эскадрильи VP-407 «Демон» патрулировали западное побережье страны с мая 1958 по январь 1968 гг., действуя с базы Комокс. Все Р2V-7 в Канаду пришли без дополнительных ТРД, но они были установлены в процессе эксплуатации. В 1958 г. в Канаде появился патрульный самолет CL-28 (CP-107) «Аргус» собственной разработки и началась замена «Нептунов». К 1968 г. осталось всего несколько машин, последние же были списаны в 1970 г.

Дольше всего «Нептун» эксплуатировался в авиации японских ВМС, возрождение которых началось в 1953 г. Их задачей было обеспечение прорыва через японские проливы кораблей 7-го флота США в случае их блокады подводными лодками ВМФ СССР и флотов социалистических стран Азии. В 1956 г. командование ВМС Сил самообороны Японии приняло решение об увеличении парка патрульных противолодочных самолетов. С компанией Кавасаки было заключено соглашение о лицензионном производстве «Нептуна». Кроме полного комплекта рабочей документации, фирма получила из США большое количество оборудования и оснастки, а также 16 серийных Р2V-7 для ознакомления. При помощи американских специалистов в 1959-1965 гг. на заводе в Гифу было построено 48 самолетов Р2V-7 «Нептун» (¹4617-4664), которые состояли на вооружении четырех эскадрилий, базировавшихся на аэродромы Каноя (1-е Авиационное крыло — 1АК), Хатиноэ (2АК) и Симоса (4АК). На боевых Р2V-7 проводилась и повышенная подготовка летчиков на заключительном этапе обучения в 205-й эскадрилье Учебного авиационного командования (УАК, база Каноя).

В 1961 г. фирма Кавасаки приступила к модернизации Р2V-7. Для отработки многочисленных изменений был взят борт ¹4637, получивший новый индекс Р2V-7kai (kai — сокращение от kaizo — измененный) и новый номер 4701. Самолет, названный «Турбо-Нептуном», совершил первый полет 21 июля 1966 г.

Вместо устаревших поршневых двигателей он получил турбовинтовые Дженерал Электрик T64-IHI-10 мощностью по 2850 э.л.с. (а позже в эксплуатации устанавливалась модификация 10Е по 3060 э.л.с.) с четырехлопастными винтами. Два новых ТРД J3-IHI-7C, развивавших по 1370 кгс на взлете, заменили старые J34, далее их меняли на вариант 7D тягой 1550 кгс. Основные двигатели производились в Японии по американской лицензии фирмой «Ишикава-Харима дзюкоге» (Ishikawa), вспомогательные были собственной разработки. Во внутренние баки можно было заправить 9910 л керосина, а в два бака на концах крыла — еще 1520. Для перегона на большие расстояния в отсеке вооружения можно было установить еще один бак на 2650 л горючего.

Антенна и ее обтекатель новой поисковой РЛС AN/APS-80 — такой же, как и на последнем американском базовом патрульном самолете Р-3 «Орион» — стала меньше, чем у старой станции AN/APS-20E. Общее же количество бортовой электроники возросло, и для ее обслуживания тактический отсек (за кабиной пилотов) был увеличен на 1,27 м, что позволило организовать рабочие места еще для трех операторов спецсистем в дополнение к четырем имеющимся. Еще три оператора были размещены в специально оборудованной кабине в отсеке вооружения. Из всех кабин имелись аварийные люки для выхода на верхнюю поверхность фюзеляжа и крыла, а конструкция планера позволяла некоторое время после аварийного приводнения находиться на плаву.

В состав оборудования самолета вошли радиогидроакустическая система J/J с двумя видами буев с экранами отображения тактической обстановки HSA-116, поисковый прожектор, доплеровский измеритель скорости и сноса (ДИСС) AN/APN-187B-N, навигационный индикатор N-РТ-3, систему ближней навигации ТАКАН и дальней ЛОРАН, а также новые радиовысотомер, автопилот PB-60J и систему слепой посадки. Средства связи включали СПУ, радиостанции УКВ и КВ диапазонов, телетайп и шифраппарат. Электропитание всего этого сложного хозяйства обеспечивали два генератора переменного тока и три преобразователя постоянного тока.

Создание модификации P-2J, которая по своим боевым возможностям была близка самолетам нового поколения Р-3 «Орион» и «Атлантик», позволило противолодочной авиации Японии при минимальных затратах занять второе место среди капиталистических стран по эффективности, уступая только США. Серийный выпуск Р-2J был начат августе 1969 г., а первый самолет был передан в войска 1 октября 1969 г. До марта 1979 г. было выпущено 82 экземпляра, однако уже с 1981 года по решению Совета Национальной Обороны была начата их замена новым американским базовым патрульным самолетом Локхид Р-3 «Орион».

Первые два самолета «Турбонептун», снятых с боевого дежурства, были переделаны в постановщики помех ЕР-2J, следующая пара — в VP-2J, которые в дополнение к возможностям РЭБ могли нести беспилотные разведчики BQM-34 «Файерби». Они поступили на вооружение сформированной в 1983 г. 81-й эскадрильи 31 АК на авиабазе Ивакуни, где эксплуатировались до середины 90-х гг.

(Окончание следует)