Патрульный бомбардировщик США P2V "Нептун". Часть 3

Чт, 06/25/2015 - 15:29

Самолет SP-2H эскадрильи VP-1 ведет поиск северо-вьетнамских судов, пытающихся проникнуть в Южный Вьетнам. В ходе операции «Маркет Тайм» в 1969 г. «Нептуны» совершали патрульные полеты продолжительностью по 10-12 ч

Морские бомбардировщики P2V-3С эскадрильи VC-5 ВМС США в 1951 г. были переброшены в Марокко для нанесения атомного удара по СССР с юга

Штабной самолет P2V-3Z №122987 участвовал войне в Корее в стандартной для ВМС США темно-синей окраске

Патрульный самолет SP-2H (P2V-7S) «Нептун» из эскадрильи VP-2. В 1968 г. самолеты этой эскадрильи базировались в Камрани — Южный Вьетнам


БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

«Нептун» не успел повоевать во II мировой войне, но он стал героем войны «холодной», провозглашенной Черчиллем в 1946г., а затем участником многих региональных конфликтов и просто опасных инцидентов. К счастью, как атомный бомбардировщик он не понадобился, а вот способность вести длительную разведку над морем оказалась востребована.
Освобождение северной части Китая от японской оккупации советскими войсками способствовало победе коммунистов над гоминьдановскими войсками по всей стране и вынудило лидера Гоминьдана Чан Кай Ши и его сторонников бежать на остров Тайвань. У правительства провозглашенной в 1949 г. Китайской Народной Республики были планы насильственного воссоединения территории страны, и, чтобы не допустить потери союзника, командование ВМС США развернуло в том районе мощную группировку кораблей и авиации. В Японии и на Филиппинских островах на удалении 590 и 360 км соответственно было дислоцировано по одной эскадрилье самолетов «Нептун» из состава 7-го тихоокеанского флота. Они получили задачу вести непрерывное наблюдение акватории между континентом и островом. Их работа в течение нескольких лет способствовала предотвращению конфликта, который мог перерасти в крупномасштабную войну.

Первым полномасштабным вооруженным конфликтом, в котором приняли участие самолеты «Нептун», стала война в Корее, начавшаяся летом 1950 г. В боевых действиях приняли участие патрульные эскадрильи VP-1, -2, -6, -7, -22, -29 и -57 из 6-го и 14-го авиакрыльев ВМС США, на вооружении которых стояли самолеты модификаций P2V-3, -4 и -5. Экипажи некоторых из них успели повоевать над Кореей в несколько «заходов» по ротационному принципу, выполняя разведку целей на побережье и корректировку огня корабельной артиллерии, а также нанося удары самостоятельно. Больше других досталось эскадрилье VP-1, базировавшейся на Окинаве — из 13-ти циклов замен она участвовала в четырех. За всю войну было потеряно всего два самолета этого типа, однако нужно заметить, что пилотам МиГ-15 развернутого на китайско-корейской границе советского
64-го ИАК ПВО строго запрещалось действовать над морем, авиация же КНДР и КНР пока еще была слабовата и тоже работала только над своей территорией.

Законы холодной войны требовали усиленного наблюдения за вероятным противником. Для разведки береговых военных объектов и вскрытия ПВО СССР активно привлекались полностью вооруженные «Нептуны», которые неоднократно нарушали нашу государственную границу. Так в ноябре 1951 г. советскими пилотами Лукашовым и Щукиным на истребителях Ла-11 был подожжен P2V-3 из эскадрильи VP-6, который проник к советскому мысу Островной в Японском море. 6 ноября 1951 года наш МиГ-15 сбил в районе Владивостока следующий P2V-3W, осуществлявший шпионскую миссию. Все 10 членов экипажа считались погибшими. По утверждению советской стороны, самолет находился в воздушном пространстве СССР, американцы же настаивали, что он был атакован над нейтральными водами. После распада СССР появились якобы свидетели, которые утверждали, что пилоты были схвачены, осуждены за шпионаж и расстреляны, что маловероятно, т.к. в аналогичных ситуациях другие нарушители просто получали по 10 лет тюрьмы.

Весной 1952 г. очередной облет полуострова Камчатка выполнил P2V-3W, занимаясь предварительной разведкой целей для летевшего на большой высоте разведчика-бомбардировщика RB-50. На нескольких участках маршрута его сопровождали МиГи, однако огонь не открывали, ограничиваясь фотографированием.

Один P2V-5 был подбит китайской артиллерией ПВО 18 января 1953 г. в Тайваньском проливе и совершил вынужденную посадку на воду. Гидросамолет PBM-5 «Маринер» попытался спасти его экипаж, однако сам был сбит. Эсминец «Хэлси Пауэлл» спас семерых из 13-ти человек, находившихся на борту «Нептуна», и трех из восьми членов экипажа PBM-5, при этом сам получил повреждения от огня береговых батарей. Несколько попаданий получили также эсминец «Грегори» и другая летающая лодка PBM-5.

Очередной P2V-5 был сбит в Желтом море недалеко от Дайрена 4 января 1954 г. Инцидент произошел ночью в сложных погодных условиях. Существует версия, что самолет был сбит «дружественным огнем» истребителей, так как не работала система опознавания «свой-чужой». Семьям погибших было сообщено, что экипаж разбился во время тренировочного полета.
В районе г. Находка (Приморский край) 4 сентября 1954 г. парой самолетов МиГ-17 с аэродрома Центральная Угловая был сбит P2V-5 из эскадрильи VP-1, который упал в море 35 км южнее мыса Островной. Экипаж пропал без вести.