Патрульный бомбардировщик США P2V "Нептун". Часть 3

Чт, 06/25/2015 - 15:29

Самолет АР-2Е радиоэлектронной разведки Армейской авиации США активно применялся во время Вьетнамской войны для пеленгации радиосвязи противника

Самолеты ОР-2Е предназначались для поиска и уничтожения караванов с военными грузами, которыми Северный Вьетнам снабжал партизан в южной части страны

Противолодочный самолет P2V-7 «Нептун» морской авиации Франции (Р-2Н, бывший борт 147566 ВМС США)

В районе Берингова пролива 22 мая 1955 г. Р2V-5 из этой же эскадрильи был атакован парой МиГ-15. Он был подбит и разбился при выполнении посадки на остров Св. Лаврентия. Все 11 членов экипажа остались живы, но семеро были ранены осколками и обгорели. Как ни странно, Советский Союз принес извинения за инцидент и выплатил компенсацию пострадавшим.
В июле 1956 г. в районе г. Находка группой МиГ-15 из состава 7-й истребительной авиадивизии ВВС Тихоокеанского флота был подбит «Нептун», экипаж которого произвел посадку на воду. Один из членов экипажа погиб, остальные были подобраны спасательной службой ВМС США. Советские летчики были награждены орденами.

Пять разведывательных самолетов «Нептун» базировались на Тайвань, откуда они совершали ночные облеты территории Китая. И все они были потеряны. Первый потерпел катастрофу во время возвращения в Южную Корею 25 марта 1960 г. Второй был сбит китайской артиллерией ПВО 6 ноября 1961 г. Третий бесследно исчез на территории Китая 8 января 1962 г. Четвертый и пятый были сбиты китайскими истребителями 14 июня 1963 г. и 11 июня 1964 г. соответственно.

Разразившийся в октябре 1962 г. Карибский кризис чуть было не привел к третьей мировой войне. Развертывание советских баллистических ракет на Кубе было обнаружено стратегическими разведчиками U-2, а также тактическими RF-8 и RF-101. Когда было достигнуто соглашение о выводе ракет, они же контролировали демонтаж стартовых позиций. Контроль вывоза ракет и носителей атомных бомб Ил-28 морем лег на плечи экипажей базовых патрульных самолетов P-2 и Р-3, а также палубных разведчиков RA-3, которые постоянно «висели» над прилегающей к острову акваторией. Президент США Дж. Кеннеди публично признал важность работы воздушных разведчиков.

В этот же период «Нептуны» приняли участие еще в одном малоизвестном, но не менее опасном конфликте. С лета 1960 г. правительство Индонезии при поддержке СССР начало борьбу за свои территории, находившиеся под голландским правлением. Ночью 30 декабря 1961 г. из Владивостока вышли четыре советские дизельные подлодки, которые должны были перейти в Сурабаю — главную ВМБ Индонезии на о. Ява — и войти в состав флота этой страны, уже включавшего крейсер, 6 эсминцев, 4 сторожевика, 12 торпедных и 12 ракетных катеров, 8 подлодок и 10 тральщиков.

Субмарины шли в надводном положении, и на траверзе о. Окинава их силуэты были замечены с торгового судна, а через тридцать минут над ними уже висели «Нептуны». С этого момента они «вели» лодки до Макасарского пролива. К 29 июля 1962 г. морская группировка при поддержке авиации (самолеты Ту-16, Ан-12, МиГ-17, -19 и -21 с советскими экипажами) была готова к войне. Со стороны колонизаторов ей противостояло всего два фрегата, противолодочный корабль, три танкодесантных и семь десантных кораблей. Голландская авиация была представлена 12-ю истребителями-бомбардировщиками «Хантер» и 15-ю патрульными самолетами P2V-7 из 321-й эскадрильи, которые в течение месяца успели нанести 15 ударов по надводным кораблям группировки в ответ на атаку индонезийским самолетом РЛС, прикрывавшей г. Маноквара. Этот конфликт был улажен дипломатическим путем, но голландцам в конце концов пришлось оставить эти территории.

Французские P2V-6 из 21-й 22-й флотилий авиации ВМС выполняли разведывательные полеты над морем во время Алжирского кризиса, а P2V-6 и -7 из флотилии 23F, базировавшейся в Марокко, оказывали поддержку наземным войскам, нанося удары по лагерям националистов.

В 1964 г. вооруженные силы США окончательно втянулись в войну во Вьетнаме. Самолеты Р-2 и Р-3, а также летающие лодки Р-5В «Марлин» авиации ВМС были дислоцированы на аэродромах Камрань (Южный Вьетнам) и Сангли Пойнт (Филиппины), а с 1965 г. временно базировалась на аэропорт Тан Сон Нут столицы Южного Вьетнама Сайгон, военные авиабазы Дананг на побережье северо-западнее Сайгона и Утапао в Таиланде. Боевую работу «Нептуны» начали 16 марта 1965 г., вылетев с базы Тан Сон Нут на сопровождение эсминцев DD 806 «Хигби» и DD 666 «Блэк» из оперативной группы 115, начавших патрулирование в прибрежных водах ДРВ.

«Нептуны» использовались для прикрытия авианосных соединений в Южно-Китайском море, а также для нарушения судоходства у побережья и во внутренних водах Вьетнама. Полеты обычно проходили на высоте 300 м на удалении 20 миль от берега. Главной задачей был поиск надводных целей и их облет. Для идентификации обнаруженного судна выполнялось снижение по спирали и освещение бортовым прожектором или осветительными ракетами в ночное время. При необходимости на цель наводились корабли ВМС.

Самолеты Р-2 привлекались и к минным постановкам. Для этого создавались тактические группы обеспечения и собственно постановки мин. Первые наносили превентивные удары по береговым объектам с целью дезориентации ПВО и системы противоминного наблюдения, а тем временем самолеты Р-2 сбрасывали мины под прикрытием истребителей и самолетов РЭБ. «Нептуны» с их дальностью и продолжительностью полета идеально подходили для этого, и к 1972 г. побережье и внутренние водные пути ДРВ были практически блокированы.
В рамках операций «Маркет Тайм», «Маркет Плэйс» и др. было выполнено более тысячи полетов над Южным Вьетнамом от 17-й параллели и до границы Камбоджи. Когда водные артерии были перекрыты, снабжение сил Народного Фронта Освобождения Южного Вьетнама с территории ДРВ стало осуществляться в основном по «тропе Хо Ши Мина». Для контроля прохождения по ней войск и техники с 1967 г. был организован сбор данных от сети наземных акустических и сейсмических датчиков, которые сбрасывались с двенадцати ОР-2Е эскадрильи VО-67 ВМС США, базировавшейся на аэродроме Накхон Фаном в Таиланде. Эти полеты, проходившие на малых высотах, оказались очень опасны, и в их ходе от зенитного огня было потеряно 4 самолета.