Патрульный бомбардировщик США P2V "Нептун". Часть 3

Чт, 06/25/2015 - 15:29

Самолеты P2V-7 «Нептун» ВВС Канады в полете строем

Патрульный самолет P2V-Kai (P-2J) Сил самообороны Японии отличался от всех остальных самолетов семейства «Нептун» турбовинтовыми двигателями

Служба «Нептунов» продолжалась до самого конца той войны, причем их использовал для спецопераций не только флот, но и ВВС, самолеты RB-69A которых для работы в темное время суток были перекрашены в черный цвет.

В 1966 г. шесть из семи имевшихся в составе ВВС RB-69 были переданы армейской авиации в обмен на транспортные CV-2 «Карибу». Фирма «Дженерал Дайнемикс» установила на эти самолеты, обозначенные АР-2Е (A означало ARMY), дополнительное оборудование, в т.ч. систему радиоэлектронной разведки ASR-3, для обслуживания которого экипаж был увеличен до 15 человек. Вооружение на АР-2Е не устанавливалось, это и так были самые тяжелые (36,3 т) самолеты армейской авиации США, для взлета которых требовались ВПП длиной 3200 м.
Они поступили на вооружение 1-й группы поиска источников радиоизлучения (1st Radoi Research Company — фактически подразделения радиоразведки), дислоцированной в Камрани, которая получила прозвище «Сумасшедшие Коты» (Crazy Cats), и в декабре 1966 г. приступили к полетам в интересах Армейской службы безопасности (ASA — Army Security Agency). Эти невооруженные самолеты совершали ежедневные полеты в воздушном пространстве Южного Вьетнама, а иногда и вне демилитаризованной зоны у границы с ДРВ. Операторы спецсистем прослушивали эфир во всех диапазонах для получения информации о перемещениях войск. Принятые радиосигналы классифицировались по изображению на осциллографе (связь, радиомаяк, РЛС и т.п.), наиболее подозрительные записывались на магнитную ленту для анализа после возвращения или передавались по радио в экстренных случаях. Это была трудная работа, продолжавшаяся иногда до восьми часов. Боевых потерь не было, хотя вьетнамцы иногда их обстреливали с земли. Самыми опасными при этом были повреждения гидросистемы, что иногда приводило к аварийным посадкам.

Последнее задание «сумасшедшие коты» выполнили 31 марта 1972 г., и к концу войны группа налетала 46500 ч. Такой налет достоин уважения даже в мирных условиях и служит доказательством возможности успешного применения самолетов, возраст которых больше, чем у некоторых пилотов, даже в «высокотехнологичных» конфликтах, каковым была война во Вьетнаме.

На авиабазе Камрань вместе с армейскими АР-2Е базировались и четыре АР-2Н (A — Attack) из тяжелой штурмовой эскадрильи VAН-21 «Дорожные гонщики» (Road Runners) авиации ВМС. Вооруженные пулеметами, гранатометами и бомбами, они совершили более 200 боевых полетов, уничтожая катера в дельте Меконга и автомобили на «тропе Хо Ши Мина». Вот как описывает один из членов экипажа АР-2Н применение АР-2Н с использованием аппаратуры «Блэк кроу» («Blackcrow»), засекавшей импульсы системы зажигания грузовиков: «Насколько я знаю, это было устройство, регистрирующее «шум» от электрической искры в системе зажигания авто. Дальность обнаружения была в пределах прямой видимости, я помню оператора, наводившего нас на конвои. Хороший оператор по сигналу даже мог определить, старый это грузовик или новый, стоит на холостых оборотах или едет. Конечно наведение было не прямо в грузовик, но в достаточно близкий район...»

Самолеты «Нептун» постоянно участвовали в различных пограничных инцидентах и столкновениях с советскими кораблями в нейтральных водах. В 1968 г. во время первого боевого похода противолодочного крейсера «Москва» в Эгейском море командиру Ка-25 подполковнику Г. Мдивади пришлось имитировать «лобовую атаку», чтобы отогнать «Нептун», нагло мешавший полетам корабельных вертолетов.

Бывшие офицеры ВМФ и ПВО СССР вспоминают, как 2 апреля 1976 г. японский Р-2J нарушил границу над южной оконечностью Сахалина между м. Крильон и скалой Опасности. С аэродрома Сокол на Сахалине был поднят Су-15 из 777-го иап ПВО, пилотируемый старшим лейтенантом Стрижаком. Он атаковал нарушителя, но ракета Р-98Р прошла мимо цели и самоликвидировалась.

Однажды в 1980 г. японцы вели массовый промысел в Охотском море. Над флотилией рыбацких судов висел Р-2, имитируя разведку рыбы. В тот день нижний край облачности был лишь 200 м, а влажность достигала 98% — в таких условиях посылать перехватчики было опасно. Воспользовавшись ситуацией, Р-2 пересек государственную границу и в течение 2,5 часов вел радиотехническую разведку в районе аэродрома Буревестник на о. Итуруп. Несмотря на сложнейшие погодные условия, на перехват был поднят МиГ-17 из состава дежурных сил, который пилотировал капитан И. Кох. Офицер боевого управления вывел перехватчик в заднюю полусферу, пилот доложил, что цель наблюдает, через несколько секунд воскликнул «Ого…», после чего связь прервалась. Оба самолета исчезли. «Авторитетная» комиссия наиболее вероятной причиной посчитала огневое воздействие со стороны нарушителя. Однако к тому времени на вооружении ВМС США «Нептунов» уже не было, да и последние «семерки», как и японские Р-2J, стрелково-пушечного вооружения не имели. Из этого следует, что незаконченное «Огонь» могло быть и просто докладом об открытии огня по нарушителю, а истинная причина гибели перехватчика так и осталась загадкой.

Через год в том же районе произошел еще один инцидент. Перед началом учений 11-й Объединенной Армии ПВО на посадочном курсе аэродрома Сокол была обнаружена цель, на перехват которой взлетел Су-15 из дежурного звена. Пилот перехватчика опознал нарушителя как Р-2, который шел на высоте 15…20 м. Выполнить атаку с использованием РЛС по цели на фоне земли было невозможно, а тепловое излучение самолета при выключенных ТРД было невелико и не позволяло применить ракеты Р-98ТМ с инфракрасными ГСН. Зная это, экипаж «Нептуна», не набирая высоту, спокойно ушел в нейтральные воды. Этот инцидент не позволил выполнить пуски управляемых ракет, запланированные в ходе учений, и они были сорваны.

«Лебединой песней» самолета «Нептун» стало его участие в англо-аргентинском конфликте за Фолклендские острова в 1982 г.
К началу войны Аргентина располагала четырьмя SP-2H, входившими в состав 2-й морской авиаэскадры на авиабазе Команданте Эспора. Исправными были только две машины с бортовыми номерами 2-Р-111 и 2-Р-112, которые вместе с четырьмя летными экипажами и наземным персоналом под командованием капитана II ранга Хулио Переса Рока перелетели на ближайшую к Фолклендам материковую авиабазу Рио Гранде. Оттуда до островов было около 700 км. Их главной задачей стал поиск кораблей ВМС Великобритании и наведение на них ракетоносцев «Супер Этандар» или штурмовиков «Деггер», «Скайхок» и «Пукара». Такая тактика дала хорошие результаты именно благодаря четкости целеуказания аргентинским ударным самолетам, не имевшим большого радиуса действия.

Четвертого мая в 5 ч 07 мин борт 2-Р-112, которым командовал капитан де ко Эрнесто Прони Лестоном, взлетел на поиск вражеских кораблей. Несмотря на отказы РЛС и необходимость самому уклоняться от обнаружения радарами британских кораблей, экипажу удалось установить слежение за противником. Координаты обнаруженных целей экипаж «Нептуна» передал пилотам пары «Супер Этандаров». Это позволило им выйти к цели «вслепую» на высоте 40…50 м в режиме радиомолчания. Пилоты выполнили «подскок» на 150 м, включили БРЛС, обнаружили две цели на удалении 46 км, одна из которых была захвачена, и, когда до нее оставалось 37 км, — выполнили пуск противокорабельной ракеты «Экзосет», которая поразила новейший английский ракетный эсминец «Шеффилд», став причиной его гибели. Самолет «Нептун» произвел посадку в 12 ч 40 мин после семичасового полета.

Аргентинские «Нептуны» участвовали в операции по спасению моряков с потопленного английской подлодкой крейсера «Адмирал Бельграно» и сами пытались атаковать британскую дизель-электрическую субмарину «Оникс», но безуспешно. Они выполнили 53 боевых вылета, налетав 412 ч, но до конца войны все же «не дотянули». Из-за интенсивной боевой работы на старых машинах пошли множественные отказы систем, и функции морской разведки пришлось передать мало подходящим для этого транспортным С-130, ЕМВ-111 и пассажирским Боингам-707, а также не имевшим достаточной дальности палубным противолодочным самолетам S-2E. Последний боевой вылет дряхлых, готовых буквально рассыпаться в воздухе «Нептунов» был выполнен 15 мая 1982 г.