Патрульный бомбардировщик США P2V "Нептун". Часть 3

Чт, 06/25/2015 - 15:29

ПОДВОДЯ ИТОГИ

В 1964 г. на вооружении патрульных эскадрилий авиации ВМС США начал поступать новый противолодочный самолет Р-3А «Орион». В феврале 1970 г., через 24 года после рекордного перелета самолета «Свирепая Черепаха», на авиабазе Брансвик состоялась церемония по случаю снятия с боевого дежурства патрульной эскадрильи VР-23, прозванной «последним пристанищем черепах флота». Командиром ее последнего «Нептуна» с номером 147969, как и рекордного борта 89082, был Томас Д. Дэвис. В период между двумя этими датами экипажи «Нептунов» повидали небо над всеми континентами, обследовали акватории всех океанов и многих морей, были участниками многих локальных конфликтов. Его элегантный силуэт отпечатался в сознании многих моряков и летчиков и стал одним из символов холодной войны. В течение 16 лет ему принадлежал рекорд дальности полета, который смог побить лишь в 1962 г. двухсоттонный стратегический бомбардировщик В-52 ВВС США.

Более десяти лет «Нептун» был самым крупным среди самолетов, взлетавших без помощи катапульты с палубы. Этот рекорд был перекрыт только в 1963 г. самолетом Корпуса морской пехоты США С-130 «Геркулес».

Потенциальные возможности конструкции этого самолета позволяли использовать его в качестве платформы для отработки комплекса ПЛО, включавшего различные типы РЛС, РГБ, противолодочное и противокорабельное оружие, в т.ч. ракетное и атомное. Возможность применения последнего с Р2V-3С обеспечила ВМС США «ядерный статус» в начале атомной эры. Кроме того, «Нептуны» послужили и на благо нации в мирном небе: Р2V-2N, а также Р2V-7LP исследовали высокие широты, Р2V-2 использовались для картографирования, на летающей лаборатории NP-2H ВМС США испытывались бортовые электрооптические системы.

В американских ВМС самолет пролетал более тридцати лет — до 1978 г., когда последний «Нептун» был снят с вооружения патрульной эскадрильи VP-94 Резерва авиации флота. Однако его служба продолжилась «на гражданке». Начиная с 1979 г. девятнадцать «Нептунов» применялись как противопожарные «водяные бомбардировщики». Один SP-2E, получивший в 1980 году гражданский номер 206EV, служил в этой роли вместе с не менее знаменитыми крылатыми ветеранами В-25 «Митчелл», F7F «Тайгеркэт», TBF «Эвенджер», AJ-1 «Сэвидж» и S-2 «Треккер».

Всего было построено 1181 самолетов «Нептун» (впрочем, в различных источниках итоговые данные не совсем совпадают), и это тоже рекорд для машин такого класса в мирное время.
Сегодня самолет АР-2Е можно увидеть в экспозиции Музея армейской авиации США на базе Форт Ракер в штате Алабама. Голландцы поместили свой «Нептун» в павильоне Королевского музея авиации. Аргентинский SP-2H борт 2-Р-112, который навел пару «Супер Этандартов» на эсминец «Шеффилд», помещен в музей морской авиации этой страны.
Руководство ВМС и палубной авиации США, отдавая дань заслугам «Нептуна» перед флотом, сделало самолет SP-2E одним из самых ценных экспонатов музея на борту авианосца CV-11 «Интрепид», пришвартованного у причала Нью-Йоркского порта. Наконец, знаменитый самолет-рекордсмен «Свирепая Черепаха» вместе с другим «Нептуном» модификации Р2V-7 выставлены в Музее морской авиации в Пенсаколе, Флорида, привлекая внимание многочисленных посетителей.