Перспективы освоения Луны в XXI веке. Часть 2

Пнд, 09/09/2013 - 18:06


Негерметичная версия лунохода программы «Созвездие»


Герметичная версия лунохода программы «Созвездие»


Лунный ровер — луноход

Как предполагается, луноход нового поколения будет обладать массой преимуществ по сравнению с первым, который был опробован на Луне в 1971 году астронавтами корабля «Аполлон-15» Дэйвом Скоттом и Джимом Ирвайном. Если первый аппарат и две последующие модели могли функционировать не более двух-трех дней, а максимальное расстояние, которое могли одолеть такие аппараты, не превышало 12,5 км, то новый луноход рассчитан на многодневные и дальние, измеряемые сотнями километров, путешествия по Луне. Предполагаемый срок эксплуатации составляет пять лет, а предельный запас хода составит 960 километров.

В разработке находятся два варианта лунохода: негерметичный и с герметичным отсеком.
Негерметичная версия лунохода представляет собой платформу длиной 4,5 метра, она весит около тонны, и способна перевозить грузы вдвое тяжелее собственного веса, развивая скорость до 10 км в час по пересеченной местности.

Герметичная модель будет весить примерно 2,3 тонны. Эта машина оснащена герметичным отсеком. Его основное назначение заключается в том, что кабина астронавтов оборудована так, чтобы люди, находящиеся внутри нее, смогли автономно существовать и работать до двух недель.
Система жизнеобеспечения в кабине лунохода будет настолько совершенной, что астронавты смогут находиться в ней без скафандров и использовать их только для выходов наружу.

Отсек будет обеспечивать также радиационную и метеоритную защиту экипажа.

Любопытно решен вопрос со шлюзом для выхода на поверхность Луны. Каждый луноход будет оборудован парой скафандров, закрепленных прямо на его стенке, снаружи. Обитатели лунохода смогут забираться в скафандры изнутри машины (через люки на спине костюмов) и потом отстыковываться от машины для прогулок по Луне. Подготовка к выходу на поверхность будет занимать не более 10 минут.

Оптимальным вариантом представляется наличие на лунной базе двух таких машин. Тогда в отдаленные экспедиции можно будет направлять пару машин, с двумя астронавтами в каждом луноходе. Таким образом будет обеспечена как взаимовыручка экипажей в нештатных ситуациях, так и возможность возврата всех членов экспедиции на базу даже в случае, если один из луноходов сломается на большом удалении от места прилунения космического корабля (одновременная поломка двух машин менее вероятна).

Лунный самоходный аппарат (Lunar Roving Vehicle, LRV), на котором ездили астронавты, был разработан фирмой Boeing в 1969–1971 годах. На его конструирование было выделено 19 миллионов долларов США, но уложиться в эту сумму специалистам Boeing не удалось, и первая такая машина обошлась в 38 миллионов. При массе 209 кг LRV был способен перевозить двух астронавтов в скафандрах с ранцами PLSS массой 180 кг каждый и еще 130 кг груза. Системы лунохода, в том числе четыре мотор-колеса, питались от двух серебряно-цинковых аккумуляторных батарей напряжением 36 В и емкостью 120 Ач. Максимальная дальность хода составляла 65 км. Все четыре колеса лунохода были ведущими.

В их ступицах располагался электромотор мощностью 0,25 л.с. и механический редуктор с передаточным отношением 80:1. Имелись также два независимых электромотора мощностью 0,1 л.с. — передний и задний — для поворота колес, они работали в паре с редуктором с передаточным отношением 257:1. Колеса были сплетены из оцинкованной рояльной проволоки и снабжены титановыми пластинками для улучшения сцепления и защиты от износа проволочного обода. Хотя луноход можно было разогнать до скорости 16 км/ч, в основном астронавты двигались медленнее — 9–10 км/ч. Слишком большая скорость превращала луноход в «необъезженного скакуна», пугающе встающего на дыбы при каждом ударе о незамеченную преграду. Управлялся луноход рычагом, расположенным между сидениями пилотов. Всего было построено четыре летных образца луноходов — три из них предназначались для миссий Аполлон-15, 16 и 17, а еще один использовался как источник запасных частей после отмены планов следующих лунных миссий.

В России проект наследника легендарного «Лунохода» получил название «Карат». По мысли разработчиков, самодвижущаяся микроплатформа в перспективе станет универсальным планетоходом-разведчиком, пригодным для освоения не только Луны. Программа «Карат» рассматривается в рамках проекта «Луна-Глоб», включенного в Федеральную космическую программу на 2006–2015 годы. Сегодня готов демонстрационный макет планетохода, но уже намечены его полевые испытания в «лунном ландшафте» на одном из полигонов. На втором и третьем этапах лунной программы предполагается создание посадочной платформы с мягкой посадкой, усовершенствованный луноход-транспортер, которые будут использованы при строительстве, развертывании и наращивании автоматической лунной базы.

Другие материалы рубрики


  • ...Также было обнаружено отсутствие у Марса магнитного поля, которое могло бы защитить планету от потенциально опасных для жизни космических лучей. Также было измерено атмосферное давление на Марсе — 0,6 кПа (по сравнению с 101,3 кПа на Земле), что означает невозможность существования на планете жидкой воды. После полученных «Маринером-4» данных было принято решение искать на Марсе одноклеточные организмы, так как для многоклеточных окружающая среда была слишком резка.
    И тогда все надежды были положены на миссию аппаратов «Викинг». Они содержали научные приборы для исследований как на участке спуска в атмосфере Марса, так и после посадки на поверхность планеты...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Жизнь на Марсе похоронили рано. Хотя «рассол», когда-то покрывавший Меридианное плато, был слишком кислым и соленым, в других районах планеты условия для развития жизни были «благоприятными», говорят ученые. Там остались глины, а в них могли остаться следы жизни.
    В феврале 2008 года ученые, казалось, похоронили всякую надежду на то, что Марс когда-то мог быть пригодным для жизни. Да, вода здесь была в достаточно значительных количествах, подтвердили они на основании данных, собранных марсоходом Opportunity на Меридианном плато Марса. Но жить в этой воде было невозможно, поскольку она представляла собой насыщенный раствор солей серной кислоты, в котором образовывались сульфаты, дошедшие до наших дней. Раствор представлял чрезвычайно кислую среду, жить в которой известные нам микробы не в состоянии, и этот «рассол» наверняка погубил все возможные формы жизни.



  • ...Выбрав базу в качестве первого приоритета освоения Луны, группа Лавойе пришла к необходимости пересмотра проектных наметок по лунному модулю LSAM. Главной его задачей становится доставка на поверхность Луны максимального количества полезного груза, а масса посадочной и взлетной ступени должны быть сведены к минимуму. Роль последней сводится исключительно к доставке экипажа с базы на лунную орбиту: жить в ней даже временно, как во времена программы Apollo, не предполагается. Масса доставляемого груза оценивается сейчас в 6000 кг...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Результаты экспериментов были противоречивыми. Из необработанного грунта при воздействии искусственного солнечного света и воды выделилось некоторое количество углекислого газа, но еще больше кислорода. Без солнечного света или с предварительной стерилизацией грунта результат практически не изменился. Высвобождение газов могло быть прекращено, если температура превышала 120° С. Поскольку в почве не было обнаружено никаких органических соединений, то сделали вывод, что наблюдаемые реакции, вероятно, были химическими и обусловлены наличием в грунте сильного окислителя, такого, как перекись водорода. Вероятность наличия жизни сильно уменьшилась, но некоторые ученые до сих пор считают, что жизнь на Марсе есть — только в очень экзотической форме.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Полеты на Луну, строительство на ней базы, экспедиции на Марс…. Это уже давно не фантастика. Полеты на Луну состоялись в 1969-1972 гг., а с 2004 г. начали разрабатываться планы дальнейших пилотируемых исследований Луны и полетов на Марс. В 2004 г. США обнародовали программу «Constellation», включавшую завершение постройки международной космической станции (МКС) и окончание эксплуатации ракетно-космической системы (РКС) «Space Shuttle» в 2010 г., создание космических кораблей (КК) «Orion» и ракет-носителей (РН) «Ares I/V» для замены РКС «Space Shuttle» и обеспечения исследований Луны и Марса пилотируемыми КК.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • «3 июня 2010 года шестеро бесстрашных исследователей отправились в невообразимый 520 суточный полет к далекому Марсу, таинственной красной планете…». Это не строки научно-фантастического романа. Так мировые информационные агентства начинали свои сообщения о беспрецедентном эксперименте «Марс-500» - наземной имитации полета к красной планете, проводимой Институтом медико-биологических проблем РАН в кооперации с иностранными партнерами.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3