Перспективы освоения Луны в XXI веке. Часть 2

Пнд, 09/09/2013 - 18:06

Лунная программа украинской космической отрасли

Предложенная NASA архитектура лунной программы Constellation, по заявлению США, открыта для участия партнеров, которыми могут быть другие государства и частный сектор.


ВКС «Сура». Модернизация ВКС «Сура» с РДТТ в качестве двигателей для первой ступени. На рис.: 1 – суборбитальный самолет (первая ступень ВКС), 2 – орбитальный самолет (вторая ступень ВКС), 3 – сбрасываемые твердотопливные воздушно-реактивные двигатели первой ступени,
4 – маршевые РДТТ первой ступени с изменяемым вектором тяги

Космоплан NASA X-43B

США выделили элементы программы VSE и лунной инфраструктуры, которые они «при любом раскладе» намерены оставить за собой, и элементы, которые могут быть вкладом партнеров. Помимо корабля Orion и носителей тяжелого и сверхтяжелого класса, по которым все вопросы уже решены, США будут разрабатывать посадочную и взлетную ступени лунного модуля, средства для внекорабельной деятельности на Orion и для первоначальных работ на поверхности Луны, средства навигации, связи и обеспечения полетов. Предполагается создать и использовать спутник-разведчик лунных ресурсов LRO и посадочный аппарат.

В принципе NASA не возражает и даже приветствует параллельную разработку сторонними организациями некоторых из этих средств. Кроме того, партнерам предлагается взять на себя разработку:
• скафандра для длительной работы на Луне;
• систем электропитания (минимальной и расширенной);
• систем жизнеобеспечения;
• негерметичных и герметичных луноходов и других машин для работы на поверхности Луны;
• дополнительных средств обеспечения полета, в т.ч. широкополосной связи;
• комплекса для использования местных ресурсов;
• ряда беспилотных систем исследовательского и прикладного характера;
• средств снабжения на линии Земля — Луна;
• различного инструмента, приборов и приспособлений для работы на поверхности Луны, для доставки грунта на Землю.

Поначалу NASA не планировало привлекать к лунной программе иностранных участников, что наглядно показывали дискуссии 2004 и первой половины 2005 годов. Своеобразным их итогом стало известное ироническое определение роли партнеров, которое дал в сентябре 2005 года президент французской парламентской группы по космосу депутат Кристиан Кабаль (Christian Cabal): «Я так понимаю, что Франции на будущей лунной базе предложат отвечать за кухню, а вкладом Италии будет игра на мандолине».
Из представленного теперь списка очевидно, что ситуация изменилась. Линия по доставке грузов на Луну, луноходы и в особенности технология добычи воды, компонентов ракетного топлива и других необходимых веществ из лунного грунта — это сложные, интересные и перспективные научно-технические задачи. И на их выполнение уже есть претенденты.

Так, Канада, помимо своей традиционной специализации в области робототехники, хотела бы заниматься разведкой лунных ресурсов, комплексом для их использования, медицинским обеспечением и системами жизнеобеспечения. Кроме того, она может предоставить арктический полигон для отработки систем лунной базы.
Япония видит свою роль в разработке луноходов, роботов различного назначения для работы на поверхности Луны, энергоустановок, скафандров и системы доставки грузов. Европа выразила готовность к участию в эксплуатации лунной базы с 2025 года и назвала целый ряд направлений, которыми она готова заниматься.
Очень важным условием США при выборе соисполнителей для программы «Созвездие» является требование, что свои работы потенциальные иностранные партнеры должны профинансировать сами. Это стандартное требование для совместных космических проектов как в США, так и в Европе; кстати, такая идеология была положена изначально и в программу МКС. Совершенно очевидно, что закупать на стороне американцы согласятся только то, что по каким-то причинам не могут сделать своими силами. К примеру, они были готовы оплачивать услуги России по обеспечению аварийного спасения экипажа МКС и по снабжению станции в 2010–2014 годах, что вовремя не было предусмотрено. В настоящее время эта задача будет обеспечиваться двумя частными компаниями в США.

Генеральный директор Национального космического агентства (НКАУ) Юрий Алексеев считает, что Украина может предложить мировому космическому сообществу интересные научные наработки по перспективным космическим программам. В числе таких программ глава НКАУ выделил Лунную программу, вошедшую в число приоритетов новой космической стратегии США.

Он напомнил, что в свое время СССР начал программу освоения Луны на два года раньше, чем США. По его словам, если бы не межведомственные связи и смерть генерального конструктора Сергея Королева, которые остановили реализацию программы, СССР был бы на Луне первым. В Украине разрабатывался лунный модуль, в который заложены уникальные технологии, и они остались и могут быть использованы в новых программах.

Алексеев считает возможным использование конверсионного ракетоносителя «Днепр» для запуска малых спутников с оптической аппаратурой для выбора места высадки космической миссии. Также могут быть востребованы и другие наработки, в том числе, в области материаловедения и сварки, подчеркнул глава НКАУ. Общеизвестно также, что в Украине одна из лучших в мире школ по расчетной баллистике, которая может обеспечить отработку оптимальной траектории полета к Луне.

Сопоставив перечень проблемных вопросов лунной программы США, к решению которых допускаются иностранные партнеры, с возможностями предприятий НКАУ и других украинских предприятий и организаций, можно вычленить те задачи, на решение которых могла бы сегодня претендовать и Украина.

Первое направление работ — обеспечение перевозки грузов с лунной базы на Землю и наоборот.

Кстати, всем транспортным организациям, которые займутся подобными грузоперевозками потребуется разрешение на негабаритный груз. Луна, все-таки.

При создании лунной базы самая первая задача заключается в разработке транспортных ракетно-космических систем, пригодных для доставки значительных грузов на лунную поверхность с наименьшими затратами. Украина может предложить готовую двигательную установку для взлетно-посадочной ступени грузового лунного корабля. Такая двигательная установка под условным названием блок «Е» была создана КБ «Южное» и «ПО Южный машиностроительный завод» в конце 60-х годов в рамках работ по программе Н1 для пилотируемых полетов на Луну . Пройдя полный объем наземной экспериментальной отработки, блок «Е» был успешно испытан в составе макета лунного корабля при трех пусках с помощью ракеты-носителя на базе Р-7А.

На базе блока «Е» можно разработать украинский космический паром, аналогичный предлагаемому Россией. Космический паром вместе с воздушно- космическим самолетом могут обеспечивать спуск с орбиты на Землю грузов, доставляемых с Луны.

Воздушно-космический самолет (ВКС) «Сура» уже был представлен «ПО Южный машиностроительный завод» на двух последних авиационно-космических салонах «Авіасвіт-XXI» в Украине. Он конструктивно состоит из двух ступеней, возвращаемых для многократного использования. Орбитальный самолет ВКС «Сура» в беспилотном варианте предусматривается использовать самостоятельно, а также для формирования и обслуживания спутниковых группировок, в т.ч. с использованием возвращаемых для многократного использования спутников-трансформеров, обеспечения работы на орбите «космического завода», например, по вышепредставленной теме «Молекулярный экран», а также для доставки на орбиты и с орбит грузов массой до 300 кг.

Другие материалы рубрики


  • Жизнь на Марсе похоронили рано. Хотя «рассол», когда-то покрывавший Меридианное плато, был слишком кислым и соленым, в других районах планеты условия для развития жизни были «благоприятными», говорят ученые. Там остались глины, а в них могли остаться следы жизни.
    В феврале 2008 года ученые, казалось, похоронили всякую надежду на то, что Марс когда-то мог быть пригодным для жизни. Да, вода здесь была в достаточно значительных количествах, подтвердили они на основании данных, собранных марсоходом Opportunity на Меридианном плато Марса. Но жить в этой воде было невозможно, поскольку она представляла собой насыщенный раствор солей серной кислоты, в котором образовывались сульфаты, дошедшие до наших дней. Раствор представлял чрезвычайно кислую среду, жить в которой известные нам микробы не в состоянии, и этот «рассол» наверняка погубил все возможные формы жизни.



  • ...Результаты экспериментов были противоречивыми. Из необработанного грунта при воздействии искусственного солнечного света и воды выделилось некоторое количество углекислого газа, но еще больше кислорода. Без солнечного света или с предварительной стерилизацией грунта результат практически не изменился. Высвобождение газов могло быть прекращено, если температура превышала 120° С. Поскольку в почве не было обнаружено никаких органических соединений, то сделали вывод, что наблюдаемые реакции, вероятно, были химическими и обусловлены наличием в грунте сильного окислителя, такого, как перекись водорода. Вероятность наличия жизни сильно уменьшилась, но некоторые ученые до сих пор считают, что жизнь на Марсе есть — только в очень экзотической форме.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Полеты на Луну, строительство на ней базы, экспедиции на Марс…. Это уже давно не фантастика. Полеты на Луну состоялись в 1969-1972 гг., а с 2004 г. начали разрабатываться планы дальнейших пилотируемых исследований Луны и полетов на Марс. В 2004 г. США обнародовали программу «Constellation», включавшую завершение постройки международной космической станции (МКС) и окончание эксплуатации ракетно-космической системы (РКС) «Space Shuttle» в 2010 г., создание космических кораблей (КК) «Orion» и ракет-носителей (РН) «Ares I/V» для замены РКС «Space Shuttle» и обеспечения исследований Луны и Марса пилотируемыми КК.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • «3 июня 2010 года шестеро бесстрашных исследователей отправились в невообразимый 520 суточный полет к далекому Марсу, таинственной красной планете…». Это не строки научно-фантастического романа. Так мировые информационные агентства начинали свои сообщения о беспрецедентном эксперименте «Марс-500» - наземной имитации полета к красной планете, проводимой Институтом медико-биологических проблем РАН в кооперации с иностранными партнерами.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Выбрав базу в качестве первого приоритета освоения Луны, группа Лавойе пришла к необходимости пересмотра проектных наметок по лунному модулю LSAM. Главной его задачей становится доставка на поверхность Луны максимального количества полезного груза, а масса посадочной и взлетной ступени должны быть сведены к минимуму. Роль последней сводится исключительно к доставке экипажа с базы на лунную орбиту: жить в ней даже временно, как во времена программы Apollo, не предполагается. Масса доставляемого груза оценивается сейчас в 6000 кг...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Также было обнаружено отсутствие у Марса магнитного поля, которое могло бы защитить планету от потенциально опасных для жизни космических лучей. Также было измерено атмосферное давление на Марсе — 0,6 кПа (по сравнению с 101,3 кПа на Земле), что означает невозможность существования на планете жидкой воды. После полученных «Маринером-4» данных было принято решение искать на Марсе одноклеточные организмы, так как для многоклеточных окружающая среда была слишком резка.
    И тогда все надежды были положены на миссию аппаратов «Викинг». Они содержали научные приборы для исследований как на участке спуска в атмосфере Марса, так и после посадки на поверхность планеты...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5