Привычки "жаворонков" и "сов" зависят от мутаций в ДНК

Ср, 02/03/2016 - 20:53

В результате проведения масштабного сравнения геномов у более 80-ти тысяч людей учёные выяснили, что привычка человека рано вставать или долго спать с утра весьма прямым образом зависит от наличия в небольшом наборе генов 15-ти мелких мутаций.

С помощью геномной базы данных 23andMe можно провести исследования, которые направлены на изучение склонности рано или поздно вставать. На данный момент специалисты имеют информацию, которая позволяет раскрывать генетические причины различных болезней и расстройств.

Исследователи выяснили, что люди преимущественно делятся на "сов" и становятся "жаворонков" из-за генетических причин. Удалось учёным получить данную информацию при сравнении структуры различных генов у примерно 89 тысяч человек, чью ДНК проанализировали специалисты геномной компании 23andMe.

Данное исследование имело несколько этапов. Сначала учёные провели опрос среди клиентов компании на склонность к привычкам жаворонков или сов. Далее при помощи этих данных исследователи сопоставили между собой примерно восемь миллионов мелких мутаций в их геноме.

При проведении данного сравнения в ДНК было выделено 15 регионов, мутации, происходящие в которых, оказывали влияние на предрасположенность человека ранним подъёмам с утра. 7 из них находятся около генов, осуществляющих управление биоритмами и процессом сна. Таким образом было выяснено, что склонность вставать рано или поздно носит генетическую подоплеку.

Данную теорию подтверждает то, что дети участников опытов, имеющих эти мутации, примерно в 1,8-2 раза чаще являлись ʺжаворонкамиʺ, чем их сверстники, рождённые в семьях ʺсовʺ. Такие люди часто просыпаются рано и ведут активный образ жизни с утра благодаря тому, что мутации в данных генах делают их менее подверженными бессоннице и продлевают их циркадные циклы, делая глубокий сон более продолжительным.

В настоящее время специалисты 23andMe совместно с другими генетиками, принимавшими участие в данном исследовании, работают над поиском уточнения роли 4-х из 15-ти затронутых участков – гена синдрома беспокойных ног TOX3, гена AK5, регулирующего обмен веществ в мозге, а также генов кардиоритма и управления процессом роста ног и рук SHFM1 и ALG10B.

И "сова", и "жаворонок" несомненно будут рады однажды проснуться в