Ричард Львиное Сердце

Ср, 07/31/2013 - 19:03

Печать Ричарда Львиное Сердце

Ричард в сражении при Арсуре. Гравюра Гюстова Доре

Ричард со своими рыцарями преследует сарацин на побережье Яффы. Гравюра Гюстова Доре

Блондель узнает голос пленного Ричарда. Гравюра Гюстова Доре



«Ричард Плантагенет больше гордится победой, одержанной в одиночку с помощью доброго меча, чем завоеванной во главе стотысячного войска», — именно такую самохарактеристику знаменитый романист Вальтер Скотт вкладывает в уста английского короля Ричарда I, известного под именем Ричард Львиное Сердце. В дальнейшем созданный писателем образ короля прочно отпечатался в сознании широкой публики. Это не удивительно, ведь Ричард — один из самых ярких и запоминающихся персонажей одного из самых ярких и запоминающихся романов Скотта — «Айвенго». Затем скоттовский образ перекочевал в многочисленные художественные фильмы и, претерпев весьма незначительные изменения, в научно-популярную и даже научную литературу. Так, известный французский военный инженер и весьма серьезный историк средневековой фортификации Виолле-ле-Дюк писал следующее: «Ричард, бездарный политик, был талантливым военным, свои недостатки как государственного мужа он восполнял беспримерной храбростью и упорством».
В общем и целом сложилось мнение, что Львиное Сердце, конечно, храбрый и благородный воин без страха и упрека, но особым умом не отличался и был никудышним королем, бросившим собственное королевство на произвол судьбы ради освобождения Святой Земли. Он все время отсутствовал в Англии, потому что проводил время в крестовых походах, совершая славные подвиги, и главным достоинством этого человека было умение разрубить сарацина от левого плеча до правого бедра.

Образ этот не то чтобы в корне неверный, но нуждается в уточнениях, часть которых можно получить, прочитав внимательно того же Вальтера Скотта. Да, действительно, из десяти лет своего официального правления Ричард провел в Англии только шесть месяцев. Но главная ошибка авторов, пишущих об этом короле, заключается в том, что они воспринимают понятие «свое королевство» исходя из современных представлений о национальном государстве, сложившихся лишь к концу средневековья. А следует учитывать, что для описываемой эпохи как раз характерен определенный космополитизм, и я бы даже сказала, мания создания транснациональных империй. Многолетнее отсутствие Ричарда в Англии было в основном связано отнюдь не с крестовыми походами, которым отдали дань почти все европейские монархи того времени. Английский король увлекался идеей освобождения Гроба Господня ничуть не больше других, хотя его роль в крестоносном движении, безусловно, заслуживает внимания. Но главным делом жизни Ричарда было отстаивание континентальных владений британской короны, земель, которые мы привыкли считать частью Франции.

Чтобы читатель яснее понял, о чем идет речь, необходимо предпринять небольшой экскурс в английскую историю, ненадолго оставив основную тему.

Немногим более чем за столетие до воцарения Ричарда, а именно в 1066 г., войско герцога Нормандского Вильгельма высадилось на юго-восточном побережье Британии. Саксонский король Гарольд предпринял попытку отстоять свое королевство. Две армии встретились близ небольшого городка Гастингса. Саксонцы потерпели сокрушительное поражение, Гарольд был убит, нормандцы быстро захватили власть на большей части острова. Саксонская знать была в значительной степени истреблена или заняла подчиненное положение по отношению к новой аристократии, прибывшей с континента. Нормандский герцог был коронован в Вестмистерском аббатстве как король Вильгельм I. В историю он вошел под именем Вильгельма Завоевателя.

Вышеизложенные события, думаю, известны многим и неоднократно упоминаются все в том же романе Вальтера Скотта. Но там ничего не сказано о юридических коллизиях, возникших в связи с воцарением Вильгельма. А коллизии эти весьма любопытны, так как, став королем Англии, Вильгельм не перестал быть герцогом Нормандским. В качестве английского короля он был государем Божьей милостью, то есть не имел над собой другого сюзерена, кроме Всевышнего, и был свободен в объявлении войны и заключении мира с другими монархами. Другое дело герцог Нормандский. Предок Вильгельма, скандинавский конунг Роллон получил Нормандию в 911 г. в качестве феода от французского короля Карла Простоватого. Следовательно, он и его потомки являлись вассалами французского короля и были обязаны в случае необходимости оказывать ему помощь деньгами, советом и оружием. В связи с этим возникает пикантный вопрос: должен ли герцог Нормандский оказывать помощь своему сюзерену, французскому королю, в случае его конфликта с королем Англии?

Другие материалы рубрики


  • ...Сразу нужно отметить, что самым жестоким было преследование тамплиеров именно во Франции. Там к тамплиерам сразу же были применены пытки и жестокое обращение. Именно во Франции впервые стали сжигать на кострах рыцарей Ордена Храма. К несчастью инквизиторов, среди тамплиеров не было ни одного подследственного, который бы отстаивал ересь Ордена. Наличие такого свидетеля было бы просто подарком судьбы для Филиппа IV. Конечно, рыцари под пытками признавались во всех грехах, но не отстаивали приписываемые им ереси. Пытки были настолько ужасны, что Аймери де Вильер позже заявил: «Я бы признал все; я думаю, что признал бы, что убил Бога, если бы этого потребовали». Но после, на следующем же допросе рыцари отказывались от признаний в ереси. Эти отказы носили столь массовый характер, что Жан де Мариньи, архиепископ Санской епархии (в которую тогда входил и Париж) был вынужден под давлением Филиппа IV передавать отказывающихся от своих показаний тамплиеров в руки светской власти для сожжения на кострах. Все инквизиционные правила перевернулись наоборот: ведьма, отказавшаяся от ереси, была уверена в своем спасении и окончании пытки; тамплиер, отказавшийся от ереси, попадал на костер...



  • В течение почти 200 лет эта своеобразная тайная организация шиитской секты исмаилитов наводили страх и ужас на просторах мусульманского мира и Европы. Они покоряли и уничтожали города, свергали могущественных правителей и владык. Иранские ассасины были разгромлены монгольским ханом Хулагу в 1256 году. В Сирии и Ливане в 1272 году их добил египетский султан Бейбарс I, но тем не менее они существуют и поныне…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В 1405 году — почти за век до того, как Христофор Колумб открыл Америку, — отправился в путь один из самых больших за всю историю человечества флотов, им командовал адмирал — евнух Чжэн Хэ. Это было проникновение в мир иных народов высокой культуры, которая была настолько выше культуры аборигенов, что вызвала у них настоящее потрясение. Мореплаватели вели подробные и точные записи увиденного и составляли карты. Но со временем Китай погрузился в болото изоляции от всего остального мира, и мысли о мировой экспансии исчезли, а ценнейшие документы были попросту уничтожены. Со временем о небывалых достижениях просто забыли. Любые поездки китайцев за рубеж запрещались…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • ...Но не XVI век изобрел «козни дьявола». Вера в магию, чертей, колдунов и ведьм — древнейшего происхождения. В законодательстве самых «темных» столетий, как было принято некогда именовать раннее Средневековье, то предусматривались наказания для обвиняемых в ведовстве, то запрещалось их преследование. В VIII в. Карл Великий воспретил под страхом смерти в недавно обращенной тогда в христианство Саксонии «языческий обычай» сожжения ведьм. В решениях церковных соборов X в. указывалось, что убеждение некоторых женщин, будто они летали на шабаш, есть следствие происков сатаны, и доверие к таким рассказам равносильно впадению в ересь. Однако уже в XII—XIII вв. положение существенно изменилось. А в конце XV и начале XVI вв. восторжествовало вообще диаметрально противоположное мнение: кознями дьявола и ересью надлежит считать как раз неверие в реальность шабаша. Эта позиция была зафиксирована, между прочим, в получившей зловещую известность книге «Молот ведьм», написанной инквизиторами Г. Инститорисом и Я. Шпренгером и опубликованной в 1487 г. при прямом поощрении со стороны римского престола...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Следствием преобразований были впечатляющие военные успехи империи в борьбе с Арабским халифатом. В 717 году критическая военная ситуация отдала власть в руки Льва Исавра — стратига малоазийской фемы Анатолика, ставшего императором Львом III, основоположником Исаврийской династии. Ему удалось одержать ряд побед над арабами и снять угрозу со столицы. В 726 году ведущий успешную борьбу с арабами и потому любимый народом Лев Исавр, опираясь на широкие крестьянские массы, сделал официальной государственной политикой иконоборчество, неортодоксальную ветвь христианства, популярную в среде стратиотов. Идеологическая база иконоборчества давала ему основания для изъятия части монастырских сокровищ и ликвидации податных льгот монастырям. Полученные таким образом средства шли на закрепление военных успехов. Политика императора естественно вызвала сопротивление церкви, находящей поддержку у остатков старой городской знати и городской бедноты, которую церковь подкармливала на свои средства. Но пока императоры-иконоборцы одерживали победы, их позиции оставались достаточно сильными. Преемник Льва III Константин V закрыл и превратил в казармы и мастерские мятежные монастыри. В 754 г. иконоборческий собор осудил иконопочитание, предал анафеме "древопочитателей" и "костепочитателей".

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Вопрос о том, что именно в книге Гальфрида Монмутского, повествующей о короле Артуре, соответствует исторической правде и откуда писатель брал свои сюжеты, в значительной степени остается открытым. Но некоторые его источники проследить все же удалось. Так, не подлежит сомнению, что, прежде чем приступить к своей «Истории бриттов», Гальфрид ознакомился с книгой того же названия, принадлежащей перу Ненния, валлийского писателя, жившего в конце VIII — начале IX вв. В отличие от Гальфрида, Ненний не считается беллетристом. Его работу, к сожалению, небольшую по объему, относят к серьезным историческим источникам.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...В 1189 году начинается Третий крестовый поход. Гвидо де Лузиньян с очень небольшими силами, нарушив данное Салах-ад-дину (так на самом деле звучит имя Саладин) в плену слово, возобновил войну и осадил Акру. Во время долгой осады осажденными был второй раз взят в плен и на этот раз обезглавлен Жерар де Ридефор. К 1191 году только прибытие участников Третьего крестового похода позволило Лузиньяну, после двухлетней осады, овладеть крепостью Сен-Жан д`Акр (Акра). Тамплиеры, принимавшие активное участие в осаде крепости, размещают в городе свой Тампль (так традиционно уже называется штаб-квартира Ордена). На сто лет город стал штаб-квартирой тамплиеров, которые лихорадочно собирали новые кадры. Восемнадцать месяцев у Ордена не было магистра. Но понемногу все снова наладилось...



  • Вот уже восемьсот лет история о короле Артуре, мудром волшебнике Мерлине и доблестных рыцарях Круглого Стола числится среди самых востребованных сюжетов художественной культуры. То есть — за восемьсот лет можно поручиться, а дальше ее истоки теряются во мраке веков. Дальше мы просто не имеем достоверных письменных источников, а проследить судьбу устного предания очень трудно.
    Цикл артуровских романов Томаса Мэлори, напечатанных в 1485 г. под общим заглавием «Смерть Артура», был одним из первых в мире светских художественных произведений, изданных массовым, по меркам того времени, тиражом.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Курляндия стала герцогством в 1561 году, как феодальное владение Речи Посполитой на территории современной Латвии. После распада в 1567 году государств Ливонии, власть в которых принадлежала ордену и епископам, возникло Курземско-Земгальское герцогство (герцогство Курляндское и Земгальское) — государство, находившееся в вассальной зависимости от Польши. Обычно его называли Курземским (Курляндским) герцогством (немецкое Kurland — земля куршей). Во главе этого государства стоял герцог, являвшийся вассалом короля Речи Посполитой.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • ...С этого момента начинается история бесконечных войн Карла Великого. В 774 г. он одержал победу над лангобардами и на Пасху прибыл в Рим. Ему устроили невиданную по торжественности встречу, а он вручил папе дарственную на земли, намного превышающую по щедрости дар Пипина Кроткого. После этого Карл стал называться королём франков и лангобардов. Потом пришлось сражаться с союзником Дезидерия, герцогом Баварским. Франкский король присоединил к своим владениям Баварию, после долгой, кровопролитной, много раз возобновлявшейся войны, затем завоевал и крестил языческую Саксонию. Чтобы покорить эту страну, ему пришлось переселить на эти земли франков, и превратить в крепостных две трети её жителей, а также устроить невиданное по жестокости избиение сакских пленных в городе Вердене. В течение одного дня там было казнено четыре с половиной тысячи саксов, отказавшихся принять христианство. На востоке Карл воевал с аварами, и в результате этих войн народ авары перестал существовать. На этот раз ему не удалось даже никого крестить, ибо население было истреблено полностью. Вот как описывает эту войну Эйнхард: «Самой значительной из всех проведенных Карлом войн, если не считать саксонской, была та, которая последовала за походом в страну вильцев, а именно война против аваров, или гуннов.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6