Ричард Львиное Сердце

Ср, 07/31/2013 - 19:03

Тем временем, очень далеко от Франции и Англии произошло событие, которое взбудоражило всю Европу. В 1187 г. султан Египта и Дамаска Саладин отбил у христиан Иерусалим — бывший с 1099 г. столицей государства крестоносцев (Иерусалимского королевства). Как только эта ужасная новость достигла дворов европейских государей, было принято решение о новом крестовом походе, и Ричард поклялся принять в нем участие. Но весь следующий год ему было не до того. Он даже потратил значительную часть собранного для крестового похода чрезвычайного налога (так называемой Саладиновой десятины) на политическую и военную кампанию против Генриха II. В мятеж удалось вовлечь и принца Джона. Говорили, что известие об измене младшего сына стало роковым для английского короля. Потрясенный, он умер в 1189 г. в луарском замке Шинон, бывшем частью его континентальных владений (впоследствии этот замок прославился тем, что именно здесь Жанна д’Арк явилась ко двору дофина Карла).

После смерти отца Ричард не был единственным и бесспорным претендентом на престол. Мы уже говорили, что Генрих желал видеть своим наследником младшего сына Джона. Правда, это намерение он высказывал до того, как узнал, что и Джон замешан в мятеже, но при желании политическую кампанию в пользу младшего принца можно было раздуть. Другим возможным соперником Ричарда был малолетний сын его покойного старшего брата Жофруа — герцог Артур Бретонский. Тем не менее, особых заминок с престолонаследием в 1189 г. не возникло. Пользуясь поддержкой Филиппа Августа Ричард стал английским королем.

Хочется заметить, что все это не очень-то вяжется с образом бесхитростного воина, мало смыслящего в политике. Львиное Сердце ловко использует в своих целях французского короля, который, между прочим, имеет репутацию одного из самых прожженных интриганов того времени. Однако, ставка на третьего сына Генриха II — крупнейшая политическая неудача Филиппа. Если он рассчитывал получить в лице своего ставленника послушную марионетку, то жестоко просчитался. С момента воцарения Ричарда отношения двух королей начинают стремительно портиться. Но немедленный разрыв невозможен, и это на руку английскому королю.

После коронации Ричард проводит в Англии всего несколько месяцев, во время которых он активно собирает деньги для давно обещанного похода в Святую землю. Его необходимо, наконец, осуществить, иначе вся христианская общественность придет в негодование. Филипп Август тоже собирается идти освобождать Иерусалим и вынужден простить предполагаемому союзнику отказ от ранее намечавшейся женитьбы на французской принцессе Алисе. Ричард предпочел сестре французского короля Беренгарду, принцессу Наваррскую, чьи владения соседствовали с Аквитанией.

Перед отбытием в Святую землю английский король освободил от вассальной клятвы короля Шотландии Вильгельма I за сумму в 10000 марок (средний годовой доход английской короны тогда составлял около 7000). Наиболее распространенное в литературе объяснение этого шага — желание собрать как можно больше средств для крестового похода. Но более глубокие исследователи указывают и другую причину. Признавая независимость Шотландии, Ричард стремился обеспечить свой тыл. Он предвидел грядущий затяжной конфликт с Францией и хотел лишить Филиппа Августа потенциального союзника. Похожую комбинацию разыграл много столетий спустя русский царь Петр I. Готовясь к войне со Швецией, он стремился обеспечить нейтралитет Турции и вернул ей по договору отбитый накануне Азов.

Но пока что Филипп и Ричард союзники и направляются в Палестину, чтобы освободить Иерусалим. По настоянию Ричарда Святой земли предполагают достичь морским путем. Английский флот отплывает из Марселя, французский — из Генуи. Два монарха встретились в сицилийском порту Мессина. Здесь как раз назревал династический кризис, и вдовствующая сицилийская королева Джоанна (между прочим, родная сестра Ричарда) была заключена в крепость. Государи-крестоносцы навели порядок на Сицилии, попутно чуть было не поссорившись между собой, но затем все же продолжили путь на Восток.

Они направляют свои корабли к Акре, крепости на палестинском побережье, уже много месяцев осаждаемой христианским войском.

Флот Филиппа достиг берегов Святой земли раньше. Давно и безуспешно пытающиеся овладеть Акрой крестоносцы встретили французского короля как своего спасителя, но он не торопился со штурмом. Приличия требовали дождаться союзника. Между тем Ричарда задержал в море сильный шторм, который отнес его корабли к Кипру, где они были не слишком приветливо встречены местным князем — православным греком.

Воспользовавшись случаем, Ричард высадился на Кипре, овладел островом и только после этого поспешил в Палестину к своим союзникам. В скобках заметим, что вроде бы случайное кипрское предприятие Ричарда Львиное Сердце имело куда большее политическое и историческое значение, чем его прославленные подвиги в Святой Земле. Последние крестоносцы были выбиты из Палестины спустя столетие после описываемых событий, а Кипр служил опорным пунктом католического рыцарства в Восточном Средиземноморье еще триста лет.

Прибытие Филиппа и Ричарда позволило христианам наконец-то взять Акру, которую они до этого безуспешно осаждали два года. Это была крупная победа крестоносцев. Захваченный город стал важным опорным пунктом и по сути новой столицей Иерусалимского королевства. Источники упоминают о том, что при взятии Акры произошла первая ссора между Ричардом и одним из вождей крестоносного движения герцогом Леопольдом Австрийским. О причинах конфликта мало что известно, летописцы лишь сообщают, что король оскорбил герцога, сорвав его флаг и сбросив в ров. По всей видимости, с этого момента берет свое начало вражда между двумя государями, имевшая печальные для Ричарда последствия.

Вскоре после победы при Акре французский король вернулся в свои европейские владения, в то время как Ричард остался в Святой земле еще на три года и продолжил войну с Саладином.

Другие материалы рубрики


  • В 1405 году — почти за век до того, как Христофор Колумб открыл Америку, — отправился в путь один из самых больших за всю историю человечества флотов, им командовал адмирал — евнух Чжэн Хэ. Это было проникновение в мир иных народов высокой культуры, которая была настолько выше культуры аборигенов, что вызвала у них настоящее потрясение. Мореплаватели вели подробные и точные записи увиденного и составляли карты. Но со временем Китай погрузился в болото изоляции от всего остального мира, и мысли о мировой экспансии исчезли, а ценнейшие документы были попросту уничтожены. Со временем о небывалых достижениях просто забыли. Любые поездки китайцев за рубеж запрещались…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • ...Следствием преобразований были впечатляющие военные успехи империи в борьбе с Арабским халифатом. В 717 году критическая военная ситуация отдала власть в руки Льва Исавра — стратига малоазийской фемы Анатолика, ставшего императором Львом III, основоположником Исаврийской династии. Ему удалось одержать ряд побед над арабами и снять угрозу со столицы. В 726 году ведущий успешную борьбу с арабами и потому любимый народом Лев Исавр, опираясь на широкие крестьянские массы, сделал официальной государственной политикой иконоборчество, неортодоксальную ветвь христианства, популярную в среде стратиотов. Идеологическая база иконоборчества давала ему основания для изъятия части монастырских сокровищ и ликвидации податных льгот монастырям. Полученные таким образом средства шли на закрепление военных успехов. Политика императора естественно вызвала сопротивление церкви, находящей поддержку у остатков старой городской знати и городской бедноты, которую церковь подкармливала на свои средства. Но пока императоры-иконоборцы одерживали победы, их позиции оставались достаточно сильными. Преемник Льва III Константин V закрыл и превратил в казармы и мастерские мятежные монастыри. В 754 г. иконоборческий собор осудил иконопочитание, предал анафеме "древопочитателей" и "костепочитателей".

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...С этого момента начинается история бесконечных войн Карла Великого. В 774 г. он одержал победу над лангобардами и на Пасху прибыл в Рим. Ему устроили невиданную по торжественности встречу, а он вручил папе дарственную на земли, намного превышающую по щедрости дар Пипина Кроткого. После этого Карл стал называться королём франков и лангобардов. Потом пришлось сражаться с союзником Дезидерия, герцогом Баварским. Франкский король присоединил к своим владениям Баварию, после долгой, кровопролитной, много раз возобновлявшейся войны, затем завоевал и крестил языческую Саксонию. Чтобы покорить эту страну, ему пришлось переселить на эти земли франков, и превратить в крепостных две трети её жителей, а также устроить невиданное по жестокости избиение сакских пленных в городе Вердене. В течение одного дня там было казнено четыре с половиной тысячи саксов, отказавшихся принять христианство. На востоке Карл воевал с аварами, и в результате этих войн народ авары перестал существовать. На этот раз ему не удалось даже никого крестить, ибо население было истреблено полностью. Вот как описывает эту войну Эйнхард: «Самой значительной из всех проведенных Карлом войн, если не считать саксонской, была та, которая последовала за походом в страну вильцев, а именно война против аваров, или гуннов.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • ...Сразу нужно отметить, что самым жестоким было преследование тамплиеров именно во Франции. Там к тамплиерам сразу же были применены пытки и жестокое обращение. Именно во Франции впервые стали сжигать на кострах рыцарей Ордена Храма. К несчастью инквизиторов, среди тамплиеров не было ни одного подследственного, который бы отстаивал ересь Ордена. Наличие такого свидетеля было бы просто подарком судьбы для Филиппа IV. Конечно, рыцари под пытками признавались во всех грехах, но не отстаивали приписываемые им ереси. Пытки были настолько ужасны, что Аймери де Вильер позже заявил: «Я бы признал все; я думаю, что признал бы, что убил Бога, если бы этого потребовали». Но после, на следующем же допросе рыцари отказывались от признаний в ереси. Эти отказы носили столь массовый характер, что Жан де Мариньи, архиепископ Санской епархии (в которую тогда входил и Париж) был вынужден под давлением Филиппа IV передавать отказывающихся от своих показаний тамплиеров в руки светской власти для сожжения на кострах. Все инквизиционные правила перевернулись наоборот: ведьма, отказавшаяся от ереси, была уверена в своем спасении и окончании пытки; тамплиер, отказавшийся от ереси, попадал на костер...



  • ...В 1189 году начинается Третий крестовый поход. Гвидо де Лузиньян с очень небольшими силами, нарушив данное Салах-ад-дину (так на самом деле звучит имя Саладин) в плену слово, возобновил войну и осадил Акру. Во время долгой осады осажденными был второй раз взят в плен и на этот раз обезглавлен Жерар де Ридефор. К 1191 году только прибытие участников Третьего крестового похода позволило Лузиньяну, после двухлетней осады, овладеть крепостью Сен-Жан д`Акр (Акра). Тамплиеры, принимавшие активное участие в осаде крепости, размещают в городе свой Тампль (так традиционно уже называется штаб-квартира Ордена). На сто лет город стал штаб-квартирой тамплиеров, которые лихорадочно собирали новые кадры. Восемнадцать месяцев у Ордена не было магистра. Но понемногу все снова наладилось...



  • Курляндия стала герцогством в 1561 году, как феодальное владение Речи Посполитой на территории современной Латвии. После распада в 1567 году государств Ливонии, власть в которых принадлежала ордену и епископам, возникло Курземско-Земгальское герцогство (герцогство Курляндское и Земгальское) — государство, находившееся в вассальной зависимости от Польши. Обычно его называли Курземским (Курляндским) герцогством (немецкое Kurland — земля куршей). Во главе этого государства стоял герцог, являвшийся вассалом короля Речи Посполитой.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • В одной рукописи конца IX в., повествующей о жизни и деяниях Карла Великого, приводится такая история: «Однажды случилось так, что Карл, объезжая свои земли, прибыл в некий город Нарбоннской Галлии. Когда он сидел за столом, в гавани появились норманнские лазутчики, высматривая добычу. Но никто не догадался об их истиной принадлежности. Все смотрели на корабли, и одни приняли их за иудейских, другие за африканских, а третьи — за британских купцов. Но премудрый Карл немедленно узнал по их вооружению и ловкости маневрирования, что это не купцы, а враги, и сказал своим людям: «Эти корабли набиты не товарами, они полны наших злейших неприятелей!». При этих словах все поспешили к кораблям, обгоняя друг друга, но напрасно. Едва норманны узнали, что тут находится Он, Карл-Молот, как они его называли, то немедленно обратились в бегство, избегая не только оружия, но и взгляда преследовавших.
    Они боялись, что от взгляда императора их мечи потеряют силу и разлетятся на куски. Но благочестивый Карл, муж праведный и богобоязненный, встал из-за стола и подошел к окну, которое выходило на восток. Тут он плакал долгое время, и так как никто не дерзал заговорить с ним, сам обратился к своим воинственным соратникам и сказал им, желая объяснить свое поведение и слезы: «Знаете ли, о мои возлюбленные, о чем я плакал? Не о том, что я боюсь, будто эти глупцы, эти ничтожные людишки могут быть мне опасны, но меня огорчает, что при моей жизни они осмелились коснуться этих берегов, и горюю я потому, что предвижу, сколько бедствий они причинят моим преемникам и их подданным.»
    Скорбь императора была пророческой. Последующие три столетия норманны наводили ужас на всю Европу.



  • ...Но не XVI век изобрел «козни дьявола». Вера в магию, чертей, колдунов и ведьм — древнейшего происхождения. В законодательстве самых «темных» столетий, как было принято некогда именовать раннее Средневековье, то предусматривались наказания для обвиняемых в ведовстве, то запрещалось их преследование. В VIII в. Карл Великий воспретил под страхом смерти в недавно обращенной тогда в христианство Саксонии «языческий обычай» сожжения ведьм. В решениях церковных соборов X в. указывалось, что убеждение некоторых женщин, будто они летали на шабаш, есть следствие происков сатаны, и доверие к таким рассказам равносильно впадению в ересь. Однако уже в XII—XIII вв. положение существенно изменилось. А в конце XV и начале XVI вв. восторжествовало вообще диаметрально противоположное мнение: кознями дьявола и ересью надлежит считать как раз неверие в реальность шабаша. Эта позиция была зафиксирована, между прочим, в получившей зловещую известность книге «Молот ведьм», написанной инквизиторами Г. Инститорисом и Я. Шпренгером и опубликованной в 1487 г. при прямом поощрении со стороны римского престола...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Вопрос о том, что именно в книге Гальфрида Монмутского, повествующей о короле Артуре, соответствует исторической правде и откуда писатель брал свои сюжеты, в значительной степени остается открытым. Но некоторые его источники проследить все же удалось. Так, не подлежит сомнению, что, прежде чем приступить к своей «Истории бриттов», Гальфрид ознакомился с книгой того же названия, принадлежащей перу Ненния, валлийского писателя, жившего в конце VIII — начале IX вв. В отличие от Гальфрида, Ненний не считается беллетристом. Его работу, к сожалению, небольшую по объему, относят к серьезным историческим источникам.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В течение почти 200 лет эта своеобразная тайная организация шиитской секты исмаилитов наводили страх и ужас на просторах мусульманского мира и Европы. Они покоряли и уничтожали города, свергали могущественных правителей и владык. Иранские ассасины были разгромлены монгольским ханом Хулагу в 1256 году. В Сирии и Ливане в 1272 году их добил египетский султан Бейбарс I, но тем не менее они существуют и поныне…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3