Ричард Львиное Сердце

Ср, 07/31/2013 - 19:03

Согласно официальной идеологии, главной, если не единственной целью пребывания европейских армий в Палестине было освобождение Иерусалима. Добившись успеха под Акрой, многие крестоносцы стремились немедленно идти к городу Христа. Так вот, любопытно, что Ричард всегда был в лагере противников этой романтической, но несколько опрометчивой идеи. Все его действия были направлены на то, чтобы, овладев приморскими крепостями, закрепиться на побережье. Зимой 1191-1192 гг. он, рискуя потерять популярность, отказался вести войско на Иерусалим, а предпочел отойти к Аскалону, приморскому городу, который Саладин, будучи не в силах удержать, приказал разрушить. Ричард загорелся идеей отстроить эту важнейшую приморскую крепость. Руководя восстановительными работами, король «являлся повсюду, чтобы ободрять работников, и сам рыл землю и ворочал камни». Видимо, уже тогда в нем проснулась страсть к фортификационному строительству, и он с интересом изучал оборонительные сооружения Востока, которые разительно отличались от современных ему европейских крепостей. Однако, отстроить Аскалон Ричарду не удалось. Во время восстановительных работ он вновь ссорится с Леопольдом Австрийским. На обвинение в том, что он со своими германцами проводит время в праздности, герцог отвечает королю, что он не плотник и не каменщик. Многие крестоносцы ропщут на Ричарда, требуя похода на Иерусалим. Но король упорно отказывается штурмовать Святой город, предпочитая переговоры с Саладином.

Вообще между вождями двух враждующих армий установились довольно своеобразные отношения. Во время войны король и султан прониклись глубоким уважением к храбрости и воинским талантам друг друга. Они постоянно обмениваются любезными посланиями и бывают друг у друга в гостях. Христианские рыцари почитают своего заклятого врага Саладина примером рыцарских добродетелей и чуть ли не образцом для подражания. Все эти красивые жесты не делают, однако, сражения менее кровопролитными и даже не исключают жестоких эксцессов вроде казни заложников. Тем не менее, за сближением мусульманского и католического полководцев, видимо, стояло нечто большее, чем просто рыцарский этикет. Некоторые биографы Ричарда Львиное Сердце приписывают ему намерение отдать свою сестру, вдовствующую сицилийскую королеву Джоанну, замуж за брата Саладина Малек-Аделя. Если это правда, то английский король вынашивал грандиозные политические планы. Заключив союз с султаном Дамаска и Египта, он распространил бы свое влияние на огромную территорию от Северной Атлантики до Красного моря и, возможно, стал бы основателем обширнейшей империи.

Но существовал такой план или нет — осуществлен он не был, слишком уж сильно шел вразрез с идеологическими установками эпохи, а вскоре Ричарду стало не до новых территориальных приобретений. Угроза нависла над владениями, которые он унаследовал от отца. Весной 1192 г. в Палестину прибыл гонец из Англии с известием, что младший брат короля Джон поднял смуту и готовится захватить трон. Еще раньше до Ричарда доходили вести о том, что все больше крепостей на континенте переходят под власть французской короны, и Филипп Август уже практически контролирует Нормандию. Было очевидно, что присутствие Ричарда в западных владениях необходимо. В связи с его предстоящим отъездом встал вопрос о том, кто станет новым иерусалимским королем. Сперва на священный престол был избран Конрад, маркиз Тирский, но вскоре он погиб от руки мусульманских террористов, и трон унаследовал Генрих, граф Шампанский. Между прочим, в войске французских крестоносцев упорно ходили слухи, что истинным заказчиком этого политического убийства был Ричард, который согласился на воцарение Конрада весьма неохотно. Впрочем, серьезных доказательств в пользу этой гипотезы не существует.

Несмотря на то, что неотложные дела призывали английского короля на Запад, он не пожелал покинуть Палестину, не доведя дела на Востоке хоть до какого-то логического завершения. Итогом трехлетнего пребывания Ричарда в Святой земле стал договор с Саладином, согласно которому за крестоносцами оставался ряд важных приморских крепостей, и мусульмане обязались беспрепятственно пропускать в Иерусалим христианских паломников.

Худо-бедно устроив дела в Палестине, Ричард отплыл в Европу из Акрской гавани. Но, возвращаясь в свои европейские владения, король стал жертвой кораблекрушения у берегов Италии. Теперь, чтобы попасть в Англию, ему нужно было пересечь пол-Европы, в то время как многие европейские государи были его врагами. Стремясь не попадать на земли своего главного политического противника Филиппа Августа, он отправился через Германию, соблюдая инкогнито. Утверждают, что короля выдала непомерная щедрость. Его опознали слуги давнего врага — Леопольда Австрийского. Ричард был схвачен и заключен в темницу.

Долгое время общественность оставалась в полном неведении относительно судьбы короля. О ней стало известно благодаря некоему Блонделю, рыцарю и трубадуру. Блондель был хорошо знаком с Ричардом, который высоко ценил поэзию и сам считался трубадуром не из последних. Путешествуя по Германии, Блондель остановился отдохнуть у подножия башни, где, по слухам, томился некий знатный пленник. Вдруг он услышал доносящееся из башни пение. Это был первый куплет песни, которую Блондель некогда сочинил вместе с Ричардом. Он пропел второй куплет, и в ответ услышал третий. Тогда Блондель понял, кем был таинственный узник башни.

Другие материалы рубрики


  • В течение почти 200 лет эта своеобразная тайная организация шиитской секты исмаилитов наводили страх и ужас на просторах мусульманского мира и Европы. Они покоряли и уничтожали города, свергали могущественных правителей и владык. Иранские ассасины были разгромлены монгольским ханом Хулагу в 1256 году. В Сирии и Ливане в 1272 году их добил египетский султан Бейбарс I, но тем не менее они существуют и поныне…

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...В 1189 году начинается Третий крестовый поход. Гвидо де Лузиньян с очень небольшими силами, нарушив данное Салах-ад-дину (так на самом деле звучит имя Саладин) в плену слово, возобновил войну и осадил Акру. Во время долгой осады осажденными был второй раз взят в плен и на этот раз обезглавлен Жерар де Ридефор. К 1191 году только прибытие участников Третьего крестового похода позволило Лузиньяну, после двухлетней осады, овладеть крепостью Сен-Жан д`Акр (Акра). Тамплиеры, принимавшие активное участие в осаде крепости, размещают в городе свой Тампль (так традиционно уже называется штаб-квартира Ордена). На сто лет город стал штаб-квартирой тамплиеров, которые лихорадочно собирали новые кадры. Восемнадцать месяцев у Ордена не было магистра. Но понемногу все снова наладилось...



  • Вопрос о том, что именно в книге Гальфрида Монмутского, повествующей о короле Артуре, соответствует исторической правде и откуда писатель брал свои сюжеты, в значительной степени остается открытым. Но некоторые его источники проследить все же удалось. Так, не подлежит сомнению, что, прежде чем приступить к своей «Истории бриттов», Гальфрид ознакомился с книгой того же названия, принадлежащей перу Ненния, валлийского писателя, жившего в конце VIII — начале IX вв. В отличие от Гальфрида, Ненний не считается беллетристом. Его работу, к сожалению, небольшую по объему, относят к серьезным историческим источникам.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Сразу нужно отметить, что самым жестоким было преследование тамплиеров именно во Франции. Там к тамплиерам сразу же были применены пытки и жестокое обращение. Именно во Франции впервые стали сжигать на кострах рыцарей Ордена Храма. К несчастью инквизиторов, среди тамплиеров не было ни одного подследственного, который бы отстаивал ересь Ордена. Наличие такого свидетеля было бы просто подарком судьбы для Филиппа IV. Конечно, рыцари под пытками признавались во всех грехах, но не отстаивали приписываемые им ереси. Пытки были настолько ужасны, что Аймери де Вильер позже заявил: «Я бы признал все; я думаю, что признал бы, что убил Бога, если бы этого потребовали». Но после, на следующем же допросе рыцари отказывались от признаний в ереси. Эти отказы носили столь массовый характер, что Жан де Мариньи, архиепископ Санской епархии (в которую тогда входил и Париж) был вынужден под давлением Филиппа IV передавать отказывающихся от своих показаний тамплиеров в руки светской власти для сожжения на кострах. Все инквизиционные правила перевернулись наоборот: ведьма, отказавшаяся от ереси, была уверена в своем спасении и окончании пытки; тамплиер, отказавшийся от ереси, попадал на костер...



  • Летом 1187 г. войска султана Египта и Дамаска Салах-ад-Дина, известного европейцам под именем Саладин, подошли к стенам Иерусалима, который вот уже 88 лет был столицей Иерусалимского королевства, основанного в Святой Земле рыцарями-крестоносцами. Этому событию предшествовал целый ряд побед мусульманского полководца, в результате чего под его контроль перешло множество городов и крепостей ранее принадлежавших христианам: Сен-Жан-д'Акр, Яффа, Кесария, Арсуф, Бейрут, Иерихон, Наблус, Рамла. Особенно тяжелые последствия для пришельцев с Запада имела битва при Хаттине, когда основные силы крестоносцев были разгромлены, а король Иерусалимский Ги де Лузиньян был взят в плен.
    Положение жителей осажденной столицы было крайне тяжелым, чтобы не сказать — безнадежным. Им неоткуда было ждать помощи. Тем не менее они предприняли попытку оказать сопротивление...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Следствием преобразований были впечатляющие военные успехи империи в борьбе с Арабским халифатом. В 717 году критическая военная ситуация отдала власть в руки Льва Исавра — стратига малоазийской фемы Анатолика, ставшего императором Львом III, основоположником Исаврийской династии. Ему удалось одержать ряд побед над арабами и снять угрозу со столицы. В 726 году ведущий успешную борьбу с арабами и потому любимый народом Лев Исавр, опираясь на широкие крестьянские массы, сделал официальной государственной политикой иконоборчество, неортодоксальную ветвь христианства, популярную в среде стратиотов. Идеологическая база иконоборчества давала ему основания для изъятия части монастырских сокровищ и ликвидации податных льгот монастырям. Полученные таким образом средства шли на закрепление военных успехов. Политика императора естественно вызвала сопротивление церкви, находящей поддержку у остатков старой городской знати и городской бедноты, которую церковь подкармливала на свои средства. Но пока императоры-иконоборцы одерживали победы, их позиции оставались достаточно сильными. Преемник Льва III Константин V закрыл и превратил в казармы и мастерские мятежные монастыри. В 754 г. иконоборческий собор осудил иконопочитание, предал анафеме "древопочитателей" и "костепочитателей".

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • В одной рукописи конца IX в., повествующей о жизни и деяниях Карла Великого, приводится такая история: «Однажды случилось так, что Карл, объезжая свои земли, прибыл в некий город Нарбоннской Галлии. Когда он сидел за столом, в гавани появились норманнские лазутчики, высматривая добычу. Но никто не догадался об их истиной принадлежности. Все смотрели на корабли, и одни приняли их за иудейских, другие за африканских, а третьи — за британских купцов. Но премудрый Карл немедленно узнал по их вооружению и ловкости маневрирования, что это не купцы, а враги, и сказал своим людям: «Эти корабли набиты не товарами, они полны наших злейших неприятелей!». При этих словах все поспешили к кораблям, обгоняя друг друга, но напрасно. Едва норманны узнали, что тут находится Он, Карл-Молот, как они его называли, то немедленно обратились в бегство, избегая не только оружия, но и взгляда преследовавших.
    Они боялись, что от взгляда императора их мечи потеряют силу и разлетятся на куски. Но благочестивый Карл, муж праведный и богобоязненный, встал из-за стола и подошел к окну, которое выходило на восток. Тут он плакал долгое время, и так как никто не дерзал заговорить с ним, сам обратился к своим воинственным соратникам и сказал им, желая объяснить свое поведение и слезы: «Знаете ли, о мои возлюбленные, о чем я плакал? Не о том, что я боюсь, будто эти глупцы, эти ничтожные людишки могут быть мне опасны, но меня огорчает, что при моей жизни они осмелились коснуться этих берегов, и горюю я потому, что предвижу, сколько бедствий они причинят моим преемникам и их подданным.»
    Скорбь императора была пророческой. Последующие три столетия норманны наводили ужас на всю Европу.



  • ...С этого момента начинается история бесконечных войн Карла Великого. В 774 г. он одержал победу над лангобардами и на Пасху прибыл в Рим. Ему устроили невиданную по торжественности встречу, а он вручил папе дарственную на земли, намного превышающую по щедрости дар Пипина Кроткого. После этого Карл стал называться королём франков и лангобардов. Потом пришлось сражаться с союзником Дезидерия, герцогом Баварским. Франкский король присоединил к своим владениям Баварию, после долгой, кровопролитной, много раз возобновлявшейся войны, затем завоевал и крестил языческую Саксонию. Чтобы покорить эту страну, ему пришлось переселить на эти земли франков, и превратить в крепостных две трети её жителей, а также устроить невиданное по жестокости избиение сакских пленных в городе Вердене. В течение одного дня там было казнено четыре с половиной тысячи саксов, отказавшихся принять христианство. На востоке Карл воевал с аварами, и в результате этих войн народ авары перестал существовать. На этот раз ему не удалось даже никого крестить, ибо население было истреблено полностью. Вот как описывает эту войну Эйнхард: «Самой значительной из всех проведенных Карлом войн, если не считать саксонской, была та, которая последовала за походом в страну вильцев, а именно война против аваров, или гуннов.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • Курляндия стала герцогством в 1561 году, как феодальное владение Речи Посполитой на территории современной Латвии. После распада в 1567 году государств Ливонии, власть в которых принадлежала ордену и епископам, возникло Курземско-Земгальское герцогство (герцогство Курляндское и Земгальское) — государство, находившееся в вассальной зависимости от Польши. Обычно его называли Курземским (Курляндским) герцогством (немецкое Kurland — земля куршей). Во главе этого государства стоял герцог, являвшийся вассалом короля Речи Посполитой.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Вот уже восемьсот лет история о короле Артуре, мудром волшебнике Мерлине и доблестных рыцарях Круглого Стола числится среди самых востребованных сюжетов художественной культуры. То есть — за восемьсот лет можно поручиться, а дальше ее истоки теряются во мраке веков. Дальше мы просто не имеем достоверных письменных источников, а проследить судьбу устного предания очень трудно.
    Цикл артуровских романов Томаса Мэлори, напечатанных в 1485 г. под общим заглавием «Смерть Артура», был одним из первых в мире светских художественных произведений, изданных массовым, по меркам того времени, тиражом.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4