Русская монархическая традиция: мифы и реальность. Часть 2

Ср, 09/30/2015 - 01:59

«Убийство русского царя Павла I в марте 1801 года». Гравюра А. Филиппото

Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. В. Тимм (последний Гвардейский переворот)

Убийство императора Александра II народовольцами 1 марта 1881 г. Гравюра на дереве

ВЕК ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ

Эта отшлифованная практикой схема формирования верховной власти так и не получила, однако, юридического оформления. Видимо, в силу традиционной русской лени и правового нигилизма. Зачем напрягаться и доводить до ума, если и так работает? Но с приходом XIX столетия в России наступила совершенно новая политическая эпоха. Произошло это не сразу. В правление императора Александра Павловича над ним не раз нависала угроза новых «выборов». Так было в дни вынужденного союза с Наполеоном (Тильзитское соглашение) и в тяжелую годину сдачи Москвы. И, что интересно, в качестве возможного кандидата на русский престол называли… сестру императора Екатерину Павловну. Это при том, что в наличии имелось три младших брата: великие князья Константин, Николай и Михаил. По возрасту Екатерина также не была старшей. Исходили из личных качеств. Но Александр I Благословенный благополучно миновал все узкие места, а победа над Наполеоном вознесла его авторитет на огромную высоту. Он воспользовался этим для создания в России нормального абсолютизма. Как конкретно ему это удалось — вопрос, достойный отдельного всестороннего исследования.

Александр I не имел законных, рожденных в браке детей. Трон должен был унаследовать второй сын императора Павла — великий князь Константин, но еще при жизни Александра в семье было решено, что следующим российским самодержцем станет Николай Павлович, который был младше Константина на 17 лет. Впрочем, отречение было оформлено вполне прилично и, очевидно, было совершенно добровольным. Нашли и благовидный предлог: брак старшего великого князя с женщиной недостаточно знатного происхождения. Таким образом, этот случай едва ли можно считать вопиющим нарушением династического принципа.

Как известно, воцарение Николая I не обошлось без осложнений. Оно сопровождалось восстанием декабристов, которое в советской историографии рассматривали как первую русскую революцию, тогда как это событие скорее надлежит трактовать как последний гвардейский переворот. Между прочим, единственный неудачный в истории России. После этого, вплоть до 1917 г., русский престол наследовали старшие сыновья и правили без «ратификации» гвардией.

Таким образом, чистая монархическая идея, выразившаяся в пресловутой триаде «православие, самодержавие, народность», провозглашенной в 1833 г. николаевским министром Уваровым, была в то время совершеннейшим новоделом, чем-то вроде «русской» матрешки (как известно, эта ставшая символом России игрушка получила у нас распространение лишь в начале XX в. и была заимствована из Японии). Собственно, именно так следует понимать высказывание Александра Сергеевича Пушкина, заметившего, что Николай I был первым российским царем, который мог позволить себе казнить цареубийц. После него мы можем назвать еще троих: Александра II, Александра III и Николая II.

В скобках заметим, что двое из них умерли страшной насильственной смертью.

НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ

Вековой период нормального абсолютизма в России был не лишен позитивных наработок, но сопровождался постоянным ростом социального напряжения и закончился полной катастрофой. Как знать, не было ли это следствием рокового несоответствия такой формы государственного устройства национальному менталитету и отсутствия сколько-нибудь устойчивых культурных стереотипов такого рода? С горем пополам оправившись от потрясений революции и гражданской войны, Российская империя, отныне именуемая Союзом Советских Социалистических Республик, вернулась к опробованной ранее практике верхушечных переворотов. Их характер, разумеется, отличался от того, что имело место в XVIII в., ибо нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

Всеобщее голосование довольно скоро приобрело характер ритуала, и главную роль стали играть быстрые и решительные действия в верхах. Место гвардейских полков в государственном организме заняла Коммунистическая партия. Путем ряда переворотов в партийном аппарате И.В. Сталин превратил свою первоначально скромную должность секретаря Партии в пост, дающий, по сути, самодержавные полномочия. Этот процесс сопровождался куда большим количеством жертв, чем это обычно случалось во время переворотов гвардейского столетия, — ну так пост-революционные режимы никогда мягкостью не отличались. Революция, как известно, подобно Сатурну пожирает своих детей. Переворот, приведший к власти Хрущева, уже гораздо больше напоминает способ, принятый в XVIII в., а тот, что отстранил его от власти, и вовсе был верхом гуманности. Говорят, Никита Сергеевич считал главной заслугой своей жизни то, что его смогли вот так вот отправить на пенсию. Но «бархатность» процесса не отменяет того факта, что решение отдать власть Брежневу принималось в весьма узком кругу. Способ формирования верховной власти в Советском Союзе был республиканским, но не демократическим.

Кстати, если говорить о жесткости правления в советский период, то можно усмотреть довольно интересные параллели с XVIII столетием. Сталинские репрессии соответствуют «бироновщине» при Анне Иоанновне, а хрущевская «оттепель» — «мягкому» правлению Елизаветы Петровны. Пока механизм еще не устоялся, власть утверждается суровыми методами, но по мере шлифовки механизма нравы постепенно смягчаются. Что касается возможных параллелей между екатерининской и брежневской эпохой, то, увы, они не совпадают по одному очень важному параметру. При Екатерине наблюдалось бурное развитие практически во всех жизненно важных областях, для эпохи Брежнева характерно постепенное сползание вниз.

Не будучи специалистом в современной политологии, я воздержусь от того, чтобы распространять свой анализ на самую новейшую русскую историю. Также подчеркну: утверждая, что строем, отвечающим национальным традициям, является слегка замаскированная аристократическая республика, я никоим образом не хочу сказать, что данный строй будет наилучшим для русской нации. Ибо нет таких традиций, которые рано или поздно не пришлось бы изживать или трансформировать. Но рассмотреть в деталях некогда существовавшую модель весьма полезно. Хотя бы для облегчения дальнейшей трансформации.

Другие материалы рубрики


  • ...Полк казацкий, малороссийский, составлял целую область или провинцию, назывался по главному своему городу или местечку и, кроме местечек, состоял из множества сел и деревень. В полковом городе находились: полковник, старшины и канцелярия полка. Каждый полк разделялся на сотни, их число было неравным. Полковники определялись сначала гетманами за деньги, потом, по представлению гетманов, с утверждения государей. В полковую старшину и в сотники производил гетман...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Весной 1630 г. Федорович возглавил антипольское восстание. В марте 10-тысячное нереестровое казаческое войско выступило с Запорожской Сечи. В апреле-мае 1630 г. войска Федоровича заняли Киевщину и Полтавщину. На протяжении трех недель в районе Переяслава шли бои с армией коронного гетмана С. Конецпольского. Поляки терпели поражение и предложили подписать мирный договор. 29 мая 1630 г. казаческая старшина подписала с Конецпольским Переяславское соглашение. Федорович с частью казаков, которые не приняли данное соглашение, отошел на Запорожье. Попытка поднять новое восстание закончилась безрезультатно. Вскоре гетманом нереестрового казачества был избран Т. Орендаренко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Русскую самодержавную монархию принято считать глубоко традиционным институтом, освященным веками и пустившим цепкие корни в национальном характере. Правда, широко известен остроумный афоризм госпожи де Сталь, как-то заметившей, что русская форма правления есть «самовластье, ограниченное удавкою», или, в другом переводе, «самодержавие, ограниченное цареубийством». Но обычно этой сентенции не придают того значения, которого она заслуживает. Берусь утверждать, что классическая абсолютная монархия на русской почве — цветок довольно экзотический, невесть как сюда занесенный, а строем, действительно отвечающим национальным традициям, является аристократическая республика, правда, принимающая очень своеобразные формы. Глава государства, хоть и с большими полномочиями, чаще всего, по сути, был выборным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...В январе 1816 года, в журнале «Украинский Вестник» вышла статья Г. Ф. Квитки об организации Общества Благотворения. Как писал Григорий Федорович, в конце 1811 года было основано дворянское Общество Благотворения для оказания поддержки дворянам, по разным причинам впадших в бедность.
    Председателем общества был Андрей Федорович Квитка. В Совет вошли: Афанасий Иванович Стойкевич, Петр Иванович Ковалевский, Андрей Иванович Безруков, Григорий Федорович Квитка.
    Общество собрало более 200 вкладчиков дворянского сословия. Капиталы общества были положены на ниву благородной цели  — благотворительности. Один из примеров его деятельности  — создание и финансирование затрат Института Благородных девиц...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ..Очень высоким в гимназии был уровень преподавания искусств, особенно изобразительного, и в этом, в первую очередь, заслуга учителя рисования Д.И. Бесперчего, учившегося у Карла Брюллова. Самым известным из его питомцев стали художник Г.И.Семирадский (член Санкт-Петербургской Академии художеств, член-корреспондент Парижской академии изящных искусств, Кавалер французского Ордена Почетного легиона) и скульптур В.А. Беклемишев (ректор Санкт-Петербургской Академии художеств). Среди наиболее известных работ Семирадского — «Светочи Нерона» (в Краковском музее), «Христос и грешница», «Фрина в Элевзисе», «Христос у Марфы и Марии» (в музее императора Александра III в Санкт-Петербурге)...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Несмотря ни на что, в годы, предшествовавшие Крымской войне, Россия, Франция и Англия продолжают конкурировать за влияние не только на Балканах, но и на Ближнем Востоке, и все с той же Турцией.
    Катализатором в Крымской войне, можно с уверенностью сказать, были религиозные различия. Так, поводом для ее начала послужила распря между католическим и греко-православным ортодоксальным (от греч. «прямое мнение», «правильное учение», «правоверие» — твердость в вере или следовании какому-либо учению или мировоззрению, поддержка принятых позиций, консерватизм, тип религиозного сознания) духовенством, вспыхнувшая из-за обладания религиозными святынями христиан (ключами от Вифлеемского и Иерусалимского храмов) в Палестине. В течение многих лет и та, и другая стороны громко заявляли о своих правах на храм Рождества Христова в Вифлееме (православные) или на храм Гроба Господня в Иерусалиме (католики). За православными стояла Россия во главе с императором Николаем І, интересы католиков защищала Франция во главе с императором Наполеоном III. Султан Османской империи, на территории которой находились эти храмы, передал ключи католикам.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Официальным документом о возведении укрепленной линии служит указ Военной Коллегии на имя генерал-майора от фортификации Дебриньи от 25 мая 1730 г., которым предписывается ему осмотреть места между реками Орелью и Северным Донцом, с целью построения там крепости или линии для охраны южных пределов от набегов крымских татар. Очень может быть, это поручение было следствием представления проекта графа Вейсбаха. 15 января 1731 года инструкция Правительствующего Сената на имя сенатора генерал-майора Тараканова и генерал-майора Дебриньи говорила о формировании в Украине 20 полков, для образования из них поселений. «…А для лучшего охранения той Украины между речками Северским Донцом по Берестовой, Орели речками и по Северскому Донцу сделать линию и, усмотря, где опасные места к проходу неприятельскому, сделать крепости и поселить из тех же украинских полков, где сколько будет возможно, при тех местах в близости…» Местность на всем протяжении, где должна проходить линия, представляла обширную равнину, пересеченную множеством речек и ручьев, протекавших в оврагах.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ... «Мазепа, достигши гетманства, преследовал А. как приверженца Самойловича и лишил его звания, но не надолго: в 1693 году он снова является миргородским полковником. Посланный вместе с другими полковниками преследовать Петрика - войскового канцеляриста, бежавшего в Крым и объявившего себя гетманом, - Апостол боролся с ним успешно в продолжение трех лет и не раз разбивал его». Во время первого Азовского похода Петра I овладел турецкими крепостями близ устья Днепра. В 1696 году Апостол и гадячский полковник Борухович разбили на р. Ворскла крымского хана, снова ворвавшегося в Украину вместе с Петриком, который в этом сражении был убит. В 1701 году, будучи наказным гетманом, А. под начальством Шереметева участвовал в походе на Лифляндию и в победе при Эрестфере. В 1704 году А. отправлен в Польшу с 3 тыс. казаков на помощь королю Августу; действовал там успешно, но вскоре самовольно вернулся на Украину, так как не выносил строгостей графа Паткуля...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • ...Дашкевич был строителем города Чигирина. Неоднократно совершал нападения на русские приграничные города. В 1521 году крымский хан Махмет-Гирей предложил Дашкевичу с его людьми принять участие в набеге на Московское государство. От Воронежа до самой Москвы были сожжены все деревни и города. После отпора под стенами Москвы крымчаки внезапно схватили Дашкевича с его людьми и обратили в пленников, но ему удалось бежать. В отместку Дашкевич в 1523 году напал на Очаков, а затем опустошил множество аулов в Крыму. В 1528 году вместе с Предславом Лянцкоронским и большим отрядом казаков, трижды разгромив татарские отряды, опять разорил Очаков, забрав 500 коней и 30 тысяч голов скота.



  • ...Священнослужителям приходилось внимательно следить за изданием все новых ограничений в проведении таинства венчания. Например, в 1806г. всем епархиальным духовникам было разослано распоряжение, чтобы они «воинских чинов ни в коем случае не венчали под угрозой суда», поскольку это право принадлежало исключительно полковым священникам. В 1861г. духовенству было разрешено венчать военнослужащих, которые были в краткосрочном или бессрочном отпуске, даже не испрашивая согласия полкового начальства. Священники в этом случае должны были сделать запись в военном билете, указывая – где, когда и с кем повенчан военнослужащий во время отпуска. В 1868г. было запрещено венчать новобранцев и военнослужащих рядового состава, которые пребывали в краткосрочном отпуске.

    • Страницы
    • 1
    • 2